Типовые функциональные компоненты ис 2 глава

Любая итерация, воображающая собой законченный цикл разработки, снабжает выпуск внутренней либо внешней версии изделия (части конечного продукта), совершенствуемой от итерации к итерации и предстающей в итоге в виде законченной совокупности (рис. 14).

Анализ
Проектирование
Разработка
Интеграция
Формулировка требований
Версия 1
Версия 2
Версия n

Рис. 14. Спиральная модель жизненного цикла ИС

Любой виток спиральной модели соответствует созданию фрагмента либо версии программного продукта. На следующем витке спирали осуществляется конкретизация и углубление частей проекта с уточнением его характеристик и целей, увеличением его уровня качества, детализацией планирования работы для их окончательной реализации. Основная задача каждой итерации – максимально скоро создать работоспособный продукт и показать его пользователям и заказчику будущей ИС.

Спиральная модель разрешает переходить на следующий этап проекта, не завершив абсолютно работы на текущем этапе. Наряду с этим остается возможность их реализации на последующей итерации, что разрешает снизить уровни рисков, связанных со временем разработки, если сравнивать с каскадной моделью.

Таблица 8

Особенности спиральной модели жизненного цикла

информационной совокупности

Преимущества модели Недочёты модели
1. Значительное упрощение внесения трансформаций в проект при трансформации требований клиента. 2. Постепенная интеграция элементов ИС в единое целое: интеграция начинается с меньшего количества элементов и требует, соответственно, меньших затрат (в каскадной модели интеграция занимает до 40 % всех затрат в конце проекта). 3. Уменьшение уровня рисков и их обнаружение на протяжении интеграции: уровень рисков велик в начале разработки проекта, но по мере разработки он скоро значительно уменьшается. 4. Интеграция происходит уже на первой итерации, наряду с этим выявляются пригодность применяемых инструментальных программного обеспечения и средств, требуемая квалификация разработчиков и др. 5. Обеспечение гибкости в управлении проектом (возможность внесения тактических трансформаций в разрабатываемую ИС снижает риск неудачи в условиях борьбы). 6. Повторное применение компонентов при программировании (упрощает обнаружение неспециализированных частей проекта при их частичной разработке и последующим совершенствовании если сравнивать с их выделением в начале проекта). 7. Получение более надежной ИС из-за обнаружения и слабых мест и исправления ошибок, коррекции критических эффективности и параметров по мере применения совокупности (при каскадной модели это возможно выполнить лишь перед внедрением совокупности). 8. Совершенствование процесса разработки благодаря анализу, проводимому в конце каждой итерации и разрешающему оценивать трансформации в организации улучшения и разработки ИС ее на следующей итерации. 1. Для определения момента перехода на следующий этап нужно введение ограничений по времени на любой из этапов жизненного цикла (разработка ИС – не нескончаемое совершенствование сделанного; завершать итерацию необходимо строго по замыслу, даже если не вся работа закончена). 2. Планирование работ на базе статистических информации о разработке прошлых проектов и с учетом личного опыта разработчиков ИС.

4.6. Технологии разработки информационных совокупностей

Методика создания ИС пребывает в организации управления и процесса построения им с целью гарантированного исполнения требований, предъявляемых как к самой совокупности, так и к чертям процесса разработки ИС. Использование соответствующих инструментальных средств и критериев оптимизации обусловливает создание ИС:

• адекватных задачам и целям предприятия, требованиям клиента по автоматизации бизнес-процессов;

• отвечающих заданным параметрам качества, надежности, безопасности, эффективности при соблюдении сроков реализации и фиксированного бюджета финансирования проекта;

• характеризующихся простотой сопровождения, расширения и модификации ИС, высокой адаптацией к трансформациям в условиях внешней среды и работы предприятия;

• отвечающих требованиям открытости, переносимости, масштабируемости, возможности применения созданных ранее и используемых на предприятии комплексов технических информационных технологий и средств (ПО, баз данных, компьютеров, оргтехники, телекоммуникаций).

Методологии, технологии и инструментальные средства проектирования, входящие в состав CASE-средств, – база проекта любой КИС. Методика реализуется через конкретные разработки и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства, в комплексе снабжающие исполнение процессов жизненного цикла информационных совокупностей. Технологии проектирования ИС базируются на технологических руководствах, складывающихся из описания последовательностей технологических операций, условий их описаний и выполнения самих операций.

Разработка проектирования ИС в большинстве случаев включает:

• заданную последовательность исполнения технологических операций проектирования;

• критерии и правила, применяемые при оценке результатов исполнения технологических операций;

• графические и текстовые средства (нотации) для описания проектируемой совокупности.

Любая технологическая операция обеспечивается:

• исходными данными либо данными, каковые взяты на прошлой операции, представленными в стандартном виде;

• методическими материалами, руководствами, стандартами и нормативами;

• программными и техническими средствами;

• экспертами-исполнителями.

Результаты исполнения операции должны быть представлены в некоем стандартном виде, что разрешает адекватно их принимать и применять в качестве данных для исполнения последующей технологической операции.

К неспециализированным требованиям, предъявляемым к разработке проектирования, сопровождения и разработки ИС, относятся:

• поддержание полного жизненного цикла ИС;

• гарантия успехи целей разработки совокупности с заданным качеством и в срок;

• декомпозиция проекта на части, слабо связанные согласно данным либо функциям, и их разработка маленькими (3–7 человек) группами исполнителей с последующей интеграцией этих частей;

• минимальное время на создание отдельных работоспособных систем;

• при абсолютно завершенном проекте последовательное внедрение созданной ИС по отдельным системам;

• стремительная реализация ИС при оптимальном числе разработчиков (привлечение множества разработчиков довольно часто дает более низкий эффект);

• возможность управления конфигурацией проекта, автоматического ведения предположений проекта и его составляющих, выпуска синхронизации и проектной документации ее предположений с предположениями проекта.

Контрольные вопросы

1. Назовите неспециализированные функции информационных совокупностей.

2. Какие конкретно две главные задачи решают при создании информационных совокупностей?

3. Назовите типовые функциональные компоненты информационной совокупности.

4. Что такое проект и каковы его характеристики как объекта управления?

5. По каким показателям возможно классифицировать проекты?

6. Какие конкретно этапы свойственны созданию информационных совокупностей?

7. Что такое полный жизненный цикл информационной совокупности и какие конкретно процессы он включает?

8. В чем заключаются преимущества и недочёты каскадной и спиральной моделей жизненного цикла информационной совокупности?

9. Что включается в понятие разработки проектирования информационных совокупностей?

Глава 5

Информационные процессы

5.1. Номенклатура информационных процессов

Базой понятия «информационный процесс» есть термин «процесс», что свидетельствует, что что-то происходит, совершается, т. е. изменяется с течением времени. В природе нескончаемо что-нибудь происходит. Естественным трансформациям, т. е. таким процессам, как старение, выветривание, эрозия, подвержены кроме того такие объекты, каковые нам кажутся весьма стабильными, неизменными, к примеру, скалы и горы. То же самое относится и к процессу существования живого существа.

Наровне с естественными процессами человек организует неестественные процессы с целью осуществления нужных либо желательных для него трансформаций. Такие трансформации помогают удовлетворению людских потребностей. Не смотря на то, что человек и подчиняется законам природы, все же он может ускорить, усилить либо улучшить кое-какие природные процессы либо их свойства.

Целенаправленное изменение определенных объектов имеет для людей жизненную важность. Неестественные процессы, в которых те либо иные свойства объекта действия претерпевают соответствующие трансформации при участии технических средств и людей, благодаря чего достигается его желаемое состояние, именуют преобразованиями.

Процесс(в широком смысле) – последовательная смена в развитии явлений, изменений и состояний.

Процесс(в узком смысле) – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов.

Информационный процесс – совокупность действий, создаваемых над информацией, для преобразования либо сохранения ее формы и (либо) содержания в соответствии с поставленными целями.

Качественная специфика информационной деятельности находит выражение в номенклатуре составляющих ее процессов. Как уже отмечалось, процессная структура информационной деятельности не выяснена конкретно, является предметом обсуждения и научного поиска. Чаще вторых в последовательности информационных номинируются следующие процессы: создание, сбор, запись (фиксация), ввод, вывод, представление, обработка, кодирование, поиск, идентификация, отбор, хранение, актуализация, накопление, тиражирование (копирование), обмен, передача, распространение, обслуживание, защита, применение информации. Очевидна необходимость четкого терминирования понятий, установления логических (включая иерархические) связей между ними, устранения синонимии, избыточности и возможных лакун.

Информационные процессы, в соответствии с законодательству РФ (законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в интернациональном информационном обмене»), – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, использования и распространения информации.

ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» определяет следующую номенклатуру информационных процессов: сбор, создание, хранение, накопление, поиск, вывод, копирование, распространение и передача информации.

Не претендуя на бесспорность позиции и признавая возможность ее уточнения и корректировки, к сущностным процессам информационной разработке будем относить (рис. 15):

  • генерирование (происхождение, порождение) информации;
  • восприятие информации;
  • сбор, регистрация информации;
  • передача информации;
  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • поиск информации.

5.2. Генерирование информации

Генерированием информации именуют всю совокупность процессов, в итоге которых появляется новая информация. Наряду с этим, под новой понимается такая информация, которая отсутствует в совокупности и которую нельзя получить на базе имеющейся. Новая информация может генерироваться как человеком, так и техническими устройствами. Неспециализированное содержание процесса генерирования продемонстрировано на рисунке 16.

Сбор, регистрация информации
Передача информации
Обработка информации
Поиск информации
Восприятие информации
Отображение информации
Генерирование информации
хранение и Накопление
Принятие ответов
Изменяющийся мир Изменяющийся мир

Рис. 15. Логическая модель информационных процессов

Генерирование информации человеком
Контроль информации на достоверность и объективность
Семантический контроль информации
ввод и Подготовка информации в совокупность
Синтаксический контроль информации
Генерирование техническим устройством
ввод и Подготовка информации в совокупность
Синтаксический контроль информации
Подготовка информации к передаче
Да
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Нет

Рис. 16. содержание и Структура процесса генерирования информации

5.3. Восприятие информации

Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую совокупность либо живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для предстоящего применения.

Благодаря восприятию информации обеспечивается сообщение совокупности с внешней средой. Восприятие информации нужно для любой информационной совокупности, коль не так долго осталось ждать она претендует на какую-либо полезность.

Современные информационные совокупности, создаваемые, в большинстве случаев, на базе ЭВМ, в качестве собственной составной части имеют более либо менее развитую систему восприятия. Система восприятия информации может воображать собой достаточно сложный комплекс программных и технических средств. Для развитых совокупностей восприятия возможно выделить пара этапов переработки поступающей информации: предварительная обработка для приведения входных данных к стандартному виду для данной совокупности, выделение в поступающей информации семантически и прагматически значимых информационных единиц, распознавание объектов и обстановок, коррекция внутренней модели мира. В зависимости от анализаторов, входящих в комплекс технических средств системы восприятия, организуется восприятие зрительной, звуковой и других видов информации. Помимо этого, различают статическое и динамическое восприятие. В последнем случае очень выделяют системы восприятия, функционирующие в том же темпе, в каком происходят трансформации в окружающей среде. Серьёзной проблемой восприятия информации есть неприятность интеграции информации, поступающей из разных источников и от анализаторов различного в пределах одной ситуации. Коротко разглядим процесс восприятия самый важного вида информации – зрительной.

Возможно выделить пара уровней зрительного восприятия.

1. Получение изображения, поступающего от рецепторов. В большинстве случаев, к ЭВМ подключают особые устройства цифрового ввода изображения, в которых яркость каждой точки изображения кодируется одним либо несколькими бинарными числами.

2. Построение образной модели. На этом уровне посредством намерено созданных методов происходит обнаружение объектов в описании сцены и разбиение изображений на значимые сегменты. Эффективность методов анализа сцен определяет скорость работы системы восприятия.

Типовые функциональные компоненты ис 2 глава

Анализ сцены
Распоз- навание образов
Потом быть может, к примеру, обращение к словарю совокупности для обнаружения в нем считанного слова и определение его семантики
Работа анализатора – цифровой ввод информации
(21,8)
Порядковые номера букв в русском алфавите
УЖ

Рис. 17. Работа совокупности зрительного восприятия

текстовой информации

3. Построение образно-семантической модели. На этом уровне за счет информации, имеющейся во внутренней модели внешнего мира, и за счет знаний, хранящихся в ней, опознаются выделенные на предшествующем уровне объекты и между ними устанавливаются пространственные, временные и другие виды взаимоотношений. В технических совокупностях на этом уровне восприятия употребляются способы распознания образов. Полученные знания о текущей ситуации смогут употребляться в предстоящей работе. На рисунке 17 представлена совокупность зрительного восприятия текстовой информации.

5.4. регистрация и Сбор информации

С позиций информационной совокупности в целом, система восприятия осуществляет первичную обработку собираемой извне информации. Со своей стороны, для системы восприятия первичную обработку информации создаёт совокупность сбора информации. Часто на практике видятся информационные совокупности, не владеющие развитой системой восприятия информации. В последнем случае система восприятия представляет собой легко совокупность сбора информации.

Совокупность сбора формации может воображать собой сложный программно-аппаратный комплекс. Современные системы сбора информации не только снабжают ее ввод и кодирование информации в ЭВМ, но и делают первичную обработку данной информации.

Сбор информации – это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для данной информационной совокупности. Обмен информацией между принимающей данные окружающей средой и системой осуществляется при помощи сигналов.

Сигнал определяют как средство передачи информации в пространстве и времени. В качестве носителя сигнала смогут выступать звук, свет, электрический ток, магнитное поле и т. п. Подобно живым организмам, принимающим сигналы из окружающей среды посредством особых органов (обоняния, осязания, слуха, зрения), технические совокупности для приема сигналов из окружающего мира имеют особые устройства.

Независимо от носителя информации (сигнала) обычный процесс обработки сигнала возможно обрисован следующими процедурами.

Первая процедура. Сбор осуществляется или с датчиков информации, встроенных в технологические либо производственные процессы, с контрольно-измерительных устройств или методом съема данных: графиков, чертежей, схем, номенклатур, прейскурантов, спецификаций и т. д.

Разглядим подробнее данную процедуру. Съем информации, либо измерение, – это процесс получения количественного значения показателя, характеризующего процессы и объекты хозяйственной деятельности, и по степени автоматизации его возможно подразделить на следующие виды:

• ручной съем (подсчет);

• полуавтоматический (к примеру, посредством весов-автоматов);

• непроизвольный (к примеру, с применением счетчиков либо датчиков единичных сигналов).

К современным средствам измерения и квитанции относятся, к примеру, электронные весы модели CAS LP-15, каковые предназначены для применения в расфасовочных отделах гастрономов . Посредством весов возможно выполнить операции: взвешивание упаковки с товаром; перемножение веса на цену, печать этикетки со ценой упакованного товара; передача сообщений компьютеру, что осуществляет учет перемещения товаров; прием от компьютера сведений об трансформации цен и номенклатуры товаров; накопление информации о выполненных взвешиваниях. Такие весы смогут употребляться как самостоятельно, так и в составе совокупности учета перемещения товаров в магазине.

Счетчики используют в тех случаях, в то время, когда производство имеет крупносерийный либо массовый темперамент. Счетчиками оснащаются производственные автоматы, штамповочные прессы, маркировочные автомобили.

Вторыми устройствами являются измерители потоков (расходомеры), в то время, когда объектами измерения являются жидкость либо газ. Примером может служить топливомер на автоматизированной АЗС, применяемый для измерения отпуска количества горючего. К подобным устройствам относятся кроме этого машинка для счета банкнот, средства безналичного финансового обращения с применением пластиковых карт и др.

Машинка для счета банкнот употребляется для пересчета разных купюр в пачках до 999 вычисления и листов суммы, установления числа страниц, которое нужно отсчитать, выбрасывания мятых и поврежденных купюр.

Средства организации безналичного финансового обращения на базе пластиковых картах (КК) разрешают оплачивать, не пользуясь наличными деньгами, услуги и различные товары (телефонные беседы, проезд в метрополитене и др.). На данный момент самый употребительны три вида КК: с магнитными полосами; с памятью на микросхемах; которые содержат процессор, полупостоянную и оперативную память, схему защиты (так именуемые интеллектуальные карты).

Вторая процедура. Снятая постоянная информация подвергается операциям кодирования и преобразования. Эти операции выполняются алфавитно-цифровыми преобразователями (АЦП). При преобразовании осуществляется дискретизация постоянной величины. Эту операцию смогут делать и датчики. При кодировании дискретное значение постоянной величины преобразовывается в код. Физически код представляет собой некую последовательность импульсов, распределенных во времени или в пространстве. Он включает в себя последовательность элементов, любой из которых содержит определенное количество информации.

Третья процедура. Представленные в кодированном виде значения исходной информации сохраняются в накопительных устройствах H1….Hi, и через коммутатор (К) по определенному закону выводятся на следующую фазу преобразования информации. Режим функционирования коммутатора задается устройством программного управления (УПУ). Наряду с этим смогут реализовываться режимы циклического опроса, случайного поиска, опроса по загрузке накопителей, и по заданным приоритетам (см. рисунок 18).

Технологическое оборудование
Д
Д
Д
Д
Д
Д
АЦП1
АЦП2
АЦП3
АЦП4
АЦП5
АЦПm
Н1
Н2
Н3
Н4
Н5
Нi
Коммутатор

Рис. 18. Непроизвольный метод сбора информации

Эта операция кроме этого возможно осуществлена ручным, полуавтоматическим и автоматическим методами с централизованной либо децентрализованной организацией работ. Полуавтоматический и непроизвольный методы сбора информации используются для получения массовой информации в производственных цехах. Для централизованной организации работ свойственны периодический опрос удаленных пунктов регистрации первичной информации, находящихся на рабочих местах, делаемых машинально, передача данной информации на центральную ЭВМ вычислительного комплекса для учета, выдачи выработки нового и контроля продукции задания. Децентрализованный способ сбора – это способ, при котором передача информации осуществляется с удаленных пунктов по мере накопления информации либо по окончании некоего периода времени, к примеру, смены. На рисунке 18 представлена структура процесса сбора информации, осуществляемая автоматическим методом.

Ответственным процессом есть регистрация информации, которая является нанесением количественных признаков и характеристик на какой-либо носитель. Регистрация информации может выполняться следующими методами:

• ручным – заполнение бланков первичных документов на бумажном носителе вручную;

• механическим – при вводе информации с клавиатуры в экранные формы ЭВМ либо при применении устройств регистрации информации, типа пишущих машинок, с занесением информации в первичные документы и одновременной записью ее на магнитные носители либо машиночитаемые документы;

• полуавтоматическим, в то время, когда часть информации машинально заносится с магнитных носителей либо из оперативной памяти устройства (к примеру, при применении кассовых аппаратов, регистраторов производства либо бухгалтерских фактурных автомобилей).

В ходе регистрации информации осуществляется идентификация всех компонентов, участвующих в хозяйственных операциях, указывается количественная черта процесса, распознанная при съеме информации, и выполняется привязка всей записи ко времени. Идентификация компонентов хозяйственной операции (станка, рабочего, подробности и т. д.) – это определение кода конкретного компонента, что возможно числовым, алфавитным либо смешанным и что возможно введен в документ вручную по классификатору, посредством особого считывающего устройства, просматривающего штрих-код, нанесенный, к примеру, на подробность либо методом выборки из перечня кодов и наименований компонентов. Данный код хранится в оперативной памяти регистрирующего устройства.

К данной категории относятся устройства регистрации производства, имеющие в собственном составе пульты ввода информации с рабочих мест, счетчики единичных сигналов, устройства памяти на дисках, и электронные кассовые аппараты. К примеру, кассовый аппарат типа IPC POS-IIS разрешает делать такие операции, как регистрация продаж с умножением количества на цену; прием данных с клавиатуры, с электронных весов, от считывателя штрих-кодов, от считывателя магнитных карт; корректировка регистрации с возвратом денег; расчет промежуточных итогов, подсчет сдачи; прием платы наличными деньгами либо пластиковыми картами; пересчет платы в другую валюту; расчет налогов, скидок; ведение финансовых и операционных регистров; запись итоговых показаний регистров в фискальную память со сроком хранения до 10 лет; выдача отчетов; выдача данных в канал связи и на технический носитель. В памяти аппарата смогут храниться эти по 10000 товарам, один аппарат смогут применять до 99 кассиров. Первичные информацию о продажах фиксируются на машинных носителях и смогут быть использованы в совокупности управления магазином.

Для обеспечения достоверности информации при исполнении операции регистрации используют пара способов контроля, комплект которых самый обширно представлен при полуавтоматическом методе регистрации информации, где возможно выделить следующие способы:

• визуальный контроль на экране регистратора;

• двойной ввод информации;

• контроль идентификатора по перечню;

• контроль вводимой информации по формату;

• контроль идентификаторов по модулю;

• контроль по сумме сообщений;

• контрольные суммы по каждому сообщению;

• неспециализированный аппаратный контроль по модулю 2.

В контексте библиотечно-информационного подхода сбор информации определяется какпроцесс установления по содержательным и формальным показателям нужных документов либо данных с последующим извлечением их из информационных потоков и массивов.

Максим Смирнов. Как на работу аналитика повлияет микросервисная архитектура


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: