С чего начинается познание?

Занятие №5

ТЕМА: Неприятность ИСТИНЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. ДИНАМИКА и СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА и СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

С чего начинается познание?

Познание явления либо вещи, в первый раз встретившиеся человеку в житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некое исходное знание – ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ – вся совокупность сведений субъекта о мире, каковые человек уже приобрёл как в собственном личном опыте, так и в следствии воспитания и обучения.

  • Эти знания включают сведения общезначимого характера (законы науки, мировоззренческие сокровища)
  • И знания человека о себе самом, собственных изюминках, об личном отношении к собственному миру.
  • Оно может содержать и разные заблуждения, предрассудки.
  • Но любой человек вычисляет собственные представления о мире честными – он не только знает мир, но и верит в достоверность собственного знания.

В ходе личного познания личностное знание делает три главных ФУНКЦИИ:

А) ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек на базе собственного знания о мире и интересов и своих целей сам выбирает для себе предметы познания, намечает пути их изучения.

Б) ОЦЕНОЧНАЯ: знакомясь с предметом познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, находит что-то общее , т.е. даёт предварительную оценку.

В) ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ: человек так или иначе освоив предмет, даёт ему собственную интерпретацию, т.е. объяснение и толкование в соответствии со собственными знаниями – верой

2. Чувственное познание, его возможности и формы:

Существуют 2 стороны познания:

—чувственная

—рациональная

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – осуществляется органами эмоций человека, данными ему природой.

— так человек может постигнуть лишь связи и те свойства, каковые лежат на поверхности, дешёвы яркому созерцанию. (зрению, слуху, осязанию, вкусу),

—чувственное познание ориентировано на явление, т.е. внешние характеристики вещей.

—оно функционирует в 3-х формах: чувство, восприятие, представление.

—ОЩУЩЕНИЕ – фиксирует в отечественном сознании лишь только какое-то отдельное свойство вещи – её цвет, вкус, форму …

—ВОСПРИЯТИЕ – отражает всю совокупность внешних показателей вещи, образовывает её целостный образ.

— И восприятие и ощущение существуют только при ярком чувственном контакте с вещью.

— ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – появляется в сознании без яркого чувственного контакта, оно имеется чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти её образа.

— Чувственное познание имеет сходство с настоящим миром, но это сходство не полностью, а только довольно, поскольку чувственное знание несёт отпечаток изюминок личности – момент субъективности. (Всем вкусно, а ему нет…)

— Чувственное познание не разрешает найти СУЩНОСТЬ вещей, т.е. их внутреннюю базу, свойства и устойчивые связи. Сущность не лежат на поверхности, они скрыты от органов эмоций, их возможно постичь лишь силой интеллекта, опираясь на рациональное, абстрактное мышление.

3. Рациональное познание:

  • существует в 3-х главных ФОРМАХ: понятие, суждение, умозаключение.
  • ПОНЯТИЕ – несложная форма мысли, которая отражает неспециализированные, значительные и нужные особенности предметов. (металлы – свойство электропроводности) Посредством понятий выражается каждая людская идея.
  • СУЖДЕНИЕ – снабжают сообщение понятий в ходе мышления, форма мысли, утверждающая либо отрицающая что-либо о предмете. Они фиксируют отношения между существующими разными предметами, явлениями, особенностями. (К примеру: медь– металл)
  • УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мысли, которая устанавливает связь между различными суждениями и делаются определённые выводы. (к примеру: все металлы выполняют электрический ток. Медь- металл. Следовательно, медь есть проводником электрического тока)

Статус чувственной и рациональной сторон в познавательной деятельности человека взяли различную оценку в истории философии. Уже в античном мире зародились два противоположных течения — РАЦИОНАЛИЗМ и СЕНСУАЛИЗМ.

СЕНСУАЛИЗМ – отводит ведущую роль в познании органам эмоций и считает, что именно из чувственных данных выводится логическим путём все содержание отечественных знаний (нет ни одного понятия в людской уме, которое не было бы порождено первоначально в органах эмоций)

Но в современной философии сенсуальный подход к познанию по большей части преодолён.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское течение, которое считает, что базой знания есть разум, абстрактное мышление. (Сократ, Платон, Аристотель)

Исходя из этого в сознании человека должны существовать некие знания и абстрактные идеи, каковые не зависят от опыта и определяются лишь теоретическим мышлением.

Где же правда в споре о разума и роли чувств?

Она находится где-то между рационализмом и сенсуализмом. Чувственное познание конкретно связывает нас с миром, даёт его конкретно-образную картину, снабжает начальную ориентацию. Рациональное познание опосредованно связывает субъекта с объектом, даёт нам теоретические образы вещей, снабжает знаниями законов бытия. В настоящем ходе познания чувственная и рациональная стороны слиты, взаимодополняют друг друга. Правда их роль разна в разных типах познавательной деятельности: чем более она трафаретна, шаблонна, тем меньше в ней заслуга разума; и напротив, чем больше творчества, неординарности, тем выше роль рационального мышления.

Не всегда предмет поддается чувственному и рациональному познанию. В таких обстановках говорят об ИРРАЦИОНАЛЬНОМ(бессознательный, неразумный)ПОЗНАНИИ –познавательные акты, каковые не сводятся к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения.

Формы иррационального познания:

-Интуиция – яркое без обоснования и анализа усмотрение чего-либо в качестве подлинного, целесообразного. Интуитивные предположения рассматриваются значительно чаще в качестве итоговой фазы логического размышления, что протекает в глубине интеллекта и не осознаётся нами.

-Откровение (для религиозного человека)

Они предполагают некое неожиданное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины.

Познание. Основы философии. Учебный фильм


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: