Российский опыт управления качеством

На русского хозяйство ведется необычное «наступление» со стороны США, Японии, государств-членов Евросоюза, новых индустриальных государств Азии. Многие услуги и российские товары не выдерживают борьбе в мире. Российский экспорт сократился.

В данной связи уместно отыскать в памяти слова философа И. П. Ильина из статьи с примечательным заглавием «Спасение в качестве» (1928 г.): «Российская Федерация восстанет из унижения и распада и начнет эру нового и расцвета величия. Но возродиться она и расцветет только по окончании того, как русские люди осознают, что спасение нужно искать в качестве!».

В СССР, и в РФ велись фундаментальные исследования качества. Об этом свидетельствует, например, ГОСТ 1.0-68 «Национальная совокупность стандартизации. Главные положения», в котором было установлено определение правил стандартизации: «Стандартизация – применение и установление правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, например, с целью достижения общей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (применения) и требований безопасности».

С 1967 г. в СССР был утвержден Национальный символ качества, что проставлялся на товарах народного потребления и производственного назначения, уровень качества которых признавалось «высоким». Ставился таковой символ конкретно на товаре либо на упаковке, а также в товаросопроводительной документации, на этикетках и ярлыках (независимо от «товарного символа»). Право применения Национального символа качества предоставлялось фирмам министерствами (ведомствами) на 2-3 года на основании результатов госаттестации качества производимой этими фирмами промышленной продукции.

В 1970 г. вышли распоряжение Правительства «О увеличении роли стандартов в улучшении качества производимой продукции» и Указ «О преобразовании Комитета стандартов, мер и измерительных устройств». Практическое значение имел изданный в 1985 г. справочник «Управление качеством продукции». Действенные совокупности управления качеством создавались и употреблялись в военно-промышленном комплексе, в строительстве и архитектуре, в сфере производства товаров народного потребления.

В обеспечении конкурентоспособности уже в 80-е годы XX века требования к качеству стали определяющими. Более 80% клиентов сейчас предпочитают цене уровень качества.

Опыт показывает: объективно нужно, дабы затраты на обеспечение качества составляли не меньше 15-25 % совокупных производственных затрат. В нескольких государствах Европы действуют законы, по которым одни товары по большому счету не допускаются на рынок без сертификата качества, подтверждающего соответствие требованиям стандартов интернациональной организации по стандартизации – ИСО, другие, не сертифицированные товары, должны продаваться в два раза дешевле.

Самые действенные совокупности управления качеством создавались и употреблялись в основном в военно-промышленном комплексе (ВПК). В отраслях ВПК производилась и продукция гражданского назначения, но, в большинстве случаев, на отсталой технической базе и обычно методом переработки отходов армейского производства.

К примеру, известные тульские самовары изготовляли из отходов производства латунных артиллерийских гильз.

Главные успехи в области управления качеством в ВПК представляли собой способы технологического обеспечения качества на стадии разработок и исследований по созданию новой продукции, статистическое регулирование качества с применением контрольных карт, а также автоматизированные, специальные национальные и отраслевые стандарты. К этим достижениям возможно отнести:

— комплексные совокупности управления качеством продукции (КСУКП);

— комплексные совокупности управления качеством отдельных подразделений и работ предприятий;

— формы и способы работы с поставщиками.

Организационно-методическая стандартизация была направлена на упорядочение производственной либо управленческой деятельности в различных областях, а внедрение организационно-методических стандартов не только повышало эффективность деятельности в определенной области, но и содействовало увеличению качества результатов деятельности, к примеру качества исполнения проектов.

Предстоящее развитие стандартизации в области качества было связано с увеличением роли стандартов в обеспечении способов оценки качества продукции. Методические документы Государственного стандарта СССР предусматривали оценку качества промышленной продукции по следующим группам показателей:

— техническим;

— эксплуатационным;

надежности;

— технологичности;

— эстетическим;

— эргономическим;

— унификации и уровня стандартизации.

По отдельным отраслям, к примеру по постройке, не были стандартизированы номенклатуры и способы оценки показателей ни по одной из этих групп. Отсутствие единства способов оценки качества продукции затрудняло (либо делало неосуществимым) проведение таких наиболее значимых мероприятий по управлению качеством, как госаттестация продукции. В табл. 2 приведена история развития некоторых совокупностей управления качеством.

При переходе к рыночным условиям провалились сквозь землю директивные способы управления, показалась борьба товаропроизводителей, каковые напрямую почувствовали требования мирового сообщества к качеству продукции. Громадной заслугой Государственного стандарта в переходный период к рынку явилась работа по гармонизации отечественных стандартов на совокупности качества с интернациональными, в которых отыскал отечественный опыт и отражение по УКП.

Неприятность качества – комплексная, ее возможно решить лишь при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, воспитания и образования. Координирующим федеральным органом аккуратной власти в трех наиболее значимых для обеспечения решения проблемы качества сферах деятельности – стандартизации, метрологии и сертификации – есть Государственный стандарт России.

Техническая политика Государственного стандарта в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении совокупностей качества на фирмах в соответствии с требованиями западных стандартов ИСО семейства 9000.

Отечественная школа управления качеством базируется на работах таких ученых, как Ю.П.Адлер, В. Л. Шпер, В. А.Лапидус, Ю.Т.Рубаник, Т. М. Полховская.

Таблица 2.

Тема: Понятие качества и управления качеством


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: