Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни.

Хороводы начинаются со Святой семь дней и длятся до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зим.

Первые весенние хороводы начинаются со Святой семь дней и оканчиваются вечером на Красную горку. Тут соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду.

Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, ветхого народного обряда в честь молодоженов.
Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на игры и пастьбы на полях. В данный сутки к хороводницам присоединяются гудочники—люди, могущие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Летние хороводы начинаются с Троицкой семь дней и бывают радостнее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают костюмы: ленты и платки. Столичный семик, первенец троицких хороводов, отправляется во всеми увеселениями. К этому дню приятели рубят березки, дамы красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С восходом солнца дня начинались песни и игры. Троицкие хороводы длятся всю неделю. Всесвятские хороводы длятся три дня и соединены с особыми местными празднествами.
Петровские и Пятницкие хороводы отправляются практически в одно да и то же время. продолжение и Начатие их зависит от изменяемости отечественного месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и длятся двое дней.

Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Семенинские хороводы отправляются по всей России с различными обрядами и длятся целую семь дней. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются лишь в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.
Русские хороводы сопровождаются играми и особенными песнями. Игры хороводные содержат в себе драматическую судьбу отечественного народа. Тут супружеская жизнь олицетворена в различных видах. В хороводах, только забранных, содержится народная опера. Ее темперамент, выполненный местными обрядами, ветхими поверьями, в собственности включительно русскому народу.

Не просто танец, а сама жизнь, знак мирового лада – таков русский хоровод. Больше всего «хождений под песню» совершали по окончании Пасхи и до Петрова дня, позже уж было не до хороводов.

Много названий,– «Русая коса», «Веночки», «Яртынь-трава» и др., — и четкое следование заданной структуре танца, обязательно включающей 7 сакральных фигур – таков он, русский хоровод.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни.

1. «Столбы»

Участники хоровода образуют неподвижный квадрат, что после этого приходит в перемещение. Те, кто находится позади, по трое выходят чуть в сторону, обходят остальных и встают в начало квадрата. Перемещение длится до тех пор, пока не переместятся все. Фигура «столб» символизировала единство неба и земли, женского и мужского начала, каковые, приходя в перемещение и перемешиваясь, формируют Вселенную.

2. «Вожжа»

Участники хоровода образуют волнистые линии, каковые скоро начинают понемногу уменьшаться в амплитуде, в итоге преобразовываясь в точку. Конкретно волнистые линии олицетворяют волны океана Хаоса, из которого появляется новое рожденное, и в который уходит старое погибшее. Как тут не задуматься о «ладности» собственной жизни и не воспользоваться случаем прямо в хороводе начать ее править «в лад».

3. «Плетень»

Наименование данной фигуры – не просто так. Подобно мастеровому, начинающему изготовление плетня от исходной точки, участники хоровода расходятся от центра, образуя с каждой секундой возрастающие спирали, каковые символично иллюстрируют процесс Творения Вселенной. Глядя на происходящее, волей-неволей начнешь «проигрывать» собственную жизнь, задумаешься о правильности выбранного пути и его корректировках.

4. «Круг».

Символизм круга не исчерпывается двумя определениями – это и завершение Творения, и Совершенство, и Гармония, и вечное Время, и Вселенная, и Всевышний, и бессмертная Душа. На протяжении выполнения данной фигуры участники создают круговые петли, образующие «заломы» и «узелки», каковые нужно обязательно распутать и разгладить, подобно трудностям, появляющимся в течении всей людской жизни.

5. «Сторона на сторону»

На протяжении выполнения данной фигуры приятели выстраиваются в шеренгу наоборот дам. После этого начинается поочередное схождение «двух начал» и их общение. Дамы как бы случайно роняют венки и платки, а приятели поднимают и возвращают утраты хозяйкам. Они поправляют одежду приятель на приятеле и расходятся лишь чтобы через мгновение опять сойтись. Эта фигура замечательно иллюстрирует, что все в мире существует лишь благодаря сотрудничеству двух начал – небесного мужского и земного женского. Эта фигура отличается особой размеренностью и плавностью, показывающим умение жить в гармонии с людьми и самим собой.

6. «На четыре стороны».

Предпоследняя фигура призвана продемонстрировать завершающий этап формирования Вселенной. Участники образуют квадрат, стороны которого символизируют четыре стороны света. Устойчивый и гармоничный квадрат идеально отражает состояние мира во времени и пространстве. Одним из элементов данной фигуры становятся символичные перемещения – участники на четыре стороны «сеют просо», дабы скоро «собрать урожай».

Плясовая»

С каждой фигурой перемещение хоровода ускоряется, и к собственному завершению сакральный танец получает залихватскую удаль, наполняется радостью и юмором. На протяжении плясовой части хоровода исполняются самые любимые народные танцы, сопровождает каковые удалой гармонист. Лучшие танцоры начинают солировать, умело и неподражаемо демонстрируя собственные способности. Это момент осознания собственной сущности, своего предназначения и своего места.

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные изюминки русского народного танца. – Орел, 1999.

2. Климов А. Базы русского народного танца. – М.: Столичного национального университета культуры, 1994.

3. Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Мастерство, 1996.

Русские народные игры и хороводы — 6-й Самый Большой Славянский Фестиваль 2018 (Москва)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: