Превосходный французский автор Ромен Роллан известен во всем мире, как поэт дружбы, братства, духовного единения людей. Творчество Роллана, его романы, драмы и публицистика проникнуты мыслью, что человечество должно создать альянс хороших, свободных душ, противопоставить собственную моральную силу зачинщикам и пропагандистам войны.
В отличие от большинства французских писателей начала XX в. Ромен Роллан создавал смелые характеры, подвергая решительному пересмотру взоры на судьбу, на человека, сложившиеся при капитализме. Прославленные храбрецы Роллана — германский композитор Жан Кристоф Крафт (роман «Жан Кристоф»), передовая дама Аннета Ривьер, ее сын Марк (роман «Очарованная душа») — отказываются жить по тем законам, каковые им навязывает буржуазное общество, бросают вызов его нравам, политике и искусству. Храбрецы Роллана вместе с самим писателем, вместе с лучшими людьми того времени страстно стремятся посмотреть в завтрашний сутки человечества.
Ромен Роллан появился в негромком бургундском городе Кламси, в культурной буржуазной семье. В 1880 г. он с родителями переехал в Париж, где поступил в Эколь Нормаль (одно из лучших во Франции высших учебных заведений). Одаренный музыкант, Роллан избрал историю музыки собственной профессией. Но наровне с этим он глубоко интересовался литературой, мастерством, философией.
Громадное значение в творчестве Роллана имело его знакомство с хорошей русской литературой, с творчеством Л. Н. Толстого. «Толстой — великая русская душа, светоч, воссиявший на земле… озарил молодость моего поколения», — писал Роллан. «Ни при каких обстоятельствах еще в Европе не звучал голос, равный ему по силе».
Наибольшее произведение Роллана — «Жан Кристоф» (1904—1912).
Историю духовного формирования и жизни собственного храбреца, гениального германского композитора, «Бетховена в сегодняшнем дне», Роллан вдумчиво прослеживает от его детских лет до глубокой старости.
Поэтичны первые книги романа, где обрисовано детство Жана Кристофа, пробуждение его музыкального таланта, первые привязанности, дружба с Отто и другими детьми. Но Кристоф, мальчик из бедной семьи, определит не только творчества и радость дружбы, он делается жертвой социальной несправедливости. Германское аристократическое общество второй половины прошлого века желало, дабы одаренный Кристоф оставался его лакеем. Со всей неукротимостью собственного бурного характера Кристоф бросает вызов мещанскому обществу Германии и уезжает во Францию.
Но и во Франции, как заметил Кристоф, в то время мастерство было унижено. Воротилам от мастерства, торговцам мастерством Кристоф выносит жёсткий решение суда и заявляет, что они не являются Франции.
Образ Кристофа получает в романе глубоко драматический темперамент. Один во Франции, не имея возможности возвратиться на родину, без всякой материальной помощи, непризнанный живописец-новатор, он сохраняет собственную духовную независимость, честность, принципиальность. Его мятущаяся душа не знает спокойствия. Наконец, во мраке отчаяния появляется просвет надежды. Кристоф отыскал единомышленника, приятеля в Оливье Жанене, французском музыканте, что помог ему заметить подлинную душу Франции — страны великого мастерства.
В 1913 г. Роллан создал собственную вдохновенную повесть «Кола Брюньон» («Жив курилка»).
Храбрец повести — столяр, резчик по дереву Кола Брюньон — выходит из далекого прошлого, дабы побеседовать с людьми отечественного века. Воздействие происходит в 1616 г. в родном городе Роллана — Кламси через пара лет по окончании убийства короля Генриха IV.
Сравнительно не так давно еще Франция была охвачена пожаром религиозной войны. Народ притесняют феодалы, погреба крестьян грабят воины — собственные и вражеские. В стране только что свирепствовала чума. Дом Кола сожгли, сожгли и его мастерскую. Воистину имеется от чего прийти в уныние!
Но Кола не унывает. Как из рога изобилия, сеет он поговорки и народные шутки, высказывает трезвые суждения, окрыляя читателя своим оптимизмом. От всех невзгод у Кола имеется спасение — вдохновенный и всегда обновляющий жизнь труд.
Кола уверен, что лишь труд делает человека человеком. Исходя из этого он с полным основанием противопоставляет трудящийся люд родовитой знати. Будь то «сир» либо «мессир» — ни один из них нас не следует, говорит Кола, «пример подаем мы».
Повесть Роллана написана ритмической и подчас рифмованной прозой. Автор с превосходным мастерством соединил в ней авторский текст с народной речью, поговорками и пословицами. Попадая в дух национального языка, Роллан приобщался к народной мудрости.
Книга о отлично прожитой людской жизни — «Кола Брюньон» по плану автора должна была отрезвить тех, чей разум помутился от военной пропаганды. Она напоминает людям, что смысл жизни не в завоеваниях чужих земель, не в угнетении человека человеком, а в настоящем его раскрепощении.
С победой Великой Октябрьской революции перед всем передовым человечеством, как и перед Ролланом, открылся новый, яркий путь. Роллан горячо приветствовал социалистическую революцию. В мае 1917 г. он написал статью «Привет свободной и несущей свободу России». Долгая дружба связала Роллана с М. Неприятным.
В начале 30-х гг. Ромен Роллан, участник антифашистского перемещения и один из самых верных друзей СССР во Франции, завершил собственную работу над громадным романом о новой интеллигенции Запада — «Очарованная душа» (1922—1933).
Во время второй мировой тяжело больной Роллан не отказался от творчества, не потерял связи с народом, сражавшимся за освобождение Франции от ига оккупации. В письмах к Эли Валаку, парижскому рабочему-коммунисту, расстрелянному гитлеровцами в 1942 г., Роллан говорит: «Я пишу для лучших времен… Нужно быть храбрым и терпеливым и всем совместно вести борьбу против гитлеризма, до победы над ним… Сейчас, в то время, когда я приближаюсь к концу моей жизни, самое дорогое для меня — идея, что эта жизнь была нужна и до сих пор нужна молодежи Франции. Пускай же моя жизнь даёт вам свет и тепло и тогда, в то время, когда я вас покину!»
Слова Роллана, обращенные к французской молодежи, его литературное наследие дороги и советским читателям. Роллана обожают и отлично знают у нас, где мысли выдающегося французского живописца постоянно встречают тёплый отклик.