Романтизм в литературе

Художественный способ, сложившийся в начале XIX в. и взявший широкое распространение как направление (течение) в литературе и искусстве большинства государств Европы, а также и России, а кроме этого в литературе США. К более поздним эрам термин «романтизм» используется в большой мере на базе художественного опыта первой половины XIX в.

Творчество романтиков в каждой стране имеет собственную специфику, растолковываемую изюминками национального исторического развития, и вместе с тем владеет и некоторыми устойчивыми неспециализированными чертами.

В данной обобщающей характеристике романтизма возможно выделить: историческую землю, на которой он появляется, особенности способа и темперамент храбреца.

Неспециализированной исторической землёй, на которой появился европейский романтизм, явилась переломная эра, которая связана с Великой французской революцией. Романтики восприняли от собственного времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, но в один момент в государствах Запада они поняли беззащитность человека в обществе, где побеждали финансовые интересы. Исходя из этого для мироощущения многих романтиков свойственны растерянность и смятение перед окружающим миром, трагизм судьбы личности.

Главным событием русской истории начала XIX в. явились Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., оказавшие огромное влияние на целый движение художественного развития России и выяснившие круг тем и вопросов, тревоживших русских романтиков (см. Русская литература XIX в.).

Но при оригинальности русского и всей самобытности романтизма развитие его неотделимо от неспециализированного перемещения европейской романтической литературы, как неотделимы вехи национальной истории от хода европейских событий: политические и социальные идеи декабристов преемственно связаны с ключевыми принципами, выдвинутыми французской революцией.

При неспециализированной тенденции отрицания окружающего мира романтизм не составлял единства социально-политических взоров. Напротив, взоры романтиков на общество, их позиции в обществе, борьбе собственного времени было быстро несхожими — от революционных (правильнее, бунтарских) до консервативных и реакционных. Это довольно часто дает основание дробить романтизм на реакционный, созерцательный, либеральный, прогрессивный и т. п. Вернее, но, сказать о прогрессивности либо реакционности не самого способа романтизма, а социальных, философских либо политических взоров писателя, учитывая, что художественное творчество для того чтобы, к примеру, романтического поэта, как В. А. Жуковский, значительно шире и богаче его политических и веры.

Особенный интерес к личности, темперамент её отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление настоящему миру совершенного (внебуржуазного, антибуржуазного) — с второй. Живописец-романтик не ставит перед собой задачи совершенно верно воспроизвести настоящую реальность. Для него серьёзнее высказать собственный отношение к ней, более того, создать собственный, вымышленный образ мира, довольно часто по принципу контраста с окружающей судьбой, дабы через данный вымысел, через контраст донести до читателя и собственный идеал, и собственный неприятие отрицаемого им мира. Это активное личностное начало в романтизме накладывает отпечаток на всю структуру художественного произведения, определяет его субъективный темперамент. События, происходящие в романтических поэмах, других произведениях и драмах, серьёзны только для раскрытия изюминок личности, которая интересует автора.

Так, к примеру, история Тамары в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова подчинена основной задаче — воссоздать «дух неспокойный» — дух Демона, передать в космических образах катастрофу современного человека и, наконец, отношение самого поэта к настоящей действительности,

Где не могут без опаски
Ни ненавидеть, ни обожать.

Литература романтизма выдвинула собственного храбреца, значительно чаще высказывающего авторское отношение к действительности. Это человек с особенно сильными эмоциями, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Исходя из этого он в любой момент поставлен выше окружающих («…я не создан для людей: я для них через чур горд, они для меня — через чур подлы», — говорит Арбенин в драме М. Лермонтова «Необычный человек»).

Храбрец данный одинок, и тема одиночества варьируется в произведениях самых различных жанров, в особенности довольно часто в лирике («На севере диком стоит одиноко… » Г. Гейне, «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» М. Ю. Лермонтов). Одиноки храбрецы Лермонтова, храбрецы восточных поэм Дж. Байрона. Одиноки кроме того храбрецы-мятежники: Каин у Байрона, Конрад Валленрод у А. Мицкевича. Это необыкновенные характеры в необыкновенных событиях.

Храбрецы романтизма неспокойны, страстны, неукротимы. «Я рожден / С душой кипучею, как лава», — восклицает Арбенин в «Маскараде» Лермонтова. «Ненавистно томление спокойствия» храбрецу Байрона; «…это личность людская, возразившая против неспециализированного и, в гордом восстании собственном, опершаяся на самом себе», — писал о байроновском храбрец В. Г. Белинский.

Романтическая личность, несущая в себе отрицание и бунтарство, ярко воссоздана поэтами-декабристами — представителями первого этапа русского романтизма (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев-Марлинский, В. К. Кюхельбекер).

Интерес к душевному миру и личности человека содействовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров — в последовательности государств конкретно эра романтизма выдвинула великих национальных поэтов (во Франции — Гюго, в Польше — Мицкевич, в Англии — Байрон, в Германии — Гейне). В один момент углубление романтиков в людскую «я» во многом подготовило психотерапевтический реализм XIX в. Большим открытием романтизма явился историзм. В случае, если вся жизнь предстала перед романтиками в перемещении, в борьбе противоположностей, то это отразилось и на изображении прошлого. Появился исторический роман (В. Скотт, В. Гюго, А. Дюма), историческая драма. Романтики стремились красочно передать колорит эры, как национальный, так и географический. Они много сделали для популяризации устного народного творчества, а кроме этого произведений средневековой литературы. Пропагандируя самобытное мастерство собственного народа, романтики завлекали внимание к художественным сокровищам вторых народов, подчеркивая неповторимые черты каждой культуры. Обращаясь к фольклору, романтики довольно часто воплощали легенды в жанре баллады — сюжетной песни драматического содержания (германские романтики, поэты «озерной школы» в Англии, В. А. Жуковский в России). Эра романтизма отмечена расцветом художественного перевода (в России блестящим пропагандистом не лишь западноевропейской, но и восточной поэзии явился В. А. Жуковский). Отвергая строгие нормы, предписывавшиеся эстетикой классицизма, романтики провозгласили право каждого поэта на многообразие художественных форм, созданных всеми народами.

Романтизм не исчезает со сцены сходу же с утверждением критического реализма. К примеру, во Франции такие известные романтические романы Гюго, как «Отверженные» и «93?й год», созданы спустя десятилетия по окончании завершения творческого пути реалистов Стендаля и О. де Бальзака. В России романтические поэмы М. Ю. Лермонтова, лирика Ф. И. Тютчева создавались тогда, в то время, когда литература уже заявила о себе большими удачами реализма.

Но будущее романтизма на этом не завершилась. Спустя многие десятилетия, в вторых исторических условиях, писатели часто снова обращались к романтическим средствам художественного изображения. Так, юный М. Неприятный, создавая одновременно и реалистические и романтические рассказы, конкретно в романтических произведениях полнее всего выразил пафос борьбы, стихийный порыв к революционному переустройству общества (образ Данко в «старая женщина Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Но в XX в. романтизм уже не образовывает цельного художественного направления. Обращение идет лишь о чертах романтизма в творчестве отдельных писателей.

В советской литературе черты романтического способа четко проявлялись в творчестве многих писателей-прозаиков (А. С. Грин, А. П. Гайдар, И. Э. Бабель) и поэтов (Э. Г. Багрицкий, М. А. Светлов, К. М. Симонов, Б. А. Ручьев).

Эстетика романтизма (лекция 12/12), Александр Пустовит


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: