При ходьбе йогин обязан созерцать перемещения при каждом шаге. В то время, когда он идет стремительным шагом, любой ход необходимо отслеживать как ход правой, ход левой соответственно. В перемещениях при каждом шаге ум необходимо пристально фиксировать на подошве ноги. При медленной ходьбе любой ход необходимо отслеживать в двух частях как поднимаю, опускается. В позе сидя необходимо делать простое упражнение по созерцанию, отслеживая перемещения стены живота как подымается, опускается, подымается, опускается. В позе лежа также необходимо делать подобное созерцание, отслеживая эти перемещения как подымается, опускается, подымается, опускается.
В случае, если оказывается, что ум блуждает на протяжении отслеживания подымается, опускается, ему нельзя позволять блуждать, а необходимо сразу же это отследить. При воображении чего-то, это необходимо отметить как мню, мню; при мышлении, как думаю, думаю; в то время, когда ум уходит, как уходит, уходит; в то время, когда ум приходит на место, как возвращение, возвращение, и без того потом в каждом случае, а после этого необходимо продолжить простое упражнение по отслеживанию подымается, опускается.
В то время, когда в руках, ногах или других частях тела появляются эмоции усталости, тепла, покалывания, боли либо зуда, необходимо сразу же отследить их и отметить как устал, горячо, покалывает, больно, зуд, и без того потом в каждом случае. После этого необходимо возвратиться к простому упражнению по отслеживанию подымается, опускается.
При актах сгибания либо вытягивания рук либо ног, перемещениях шеи, конечностей, либо наклона тела, их необходимо отслеживать и отслеживать одно за вторым в порядке появления. Позже необходимо возвратиться к простому упражнению по отслеживанию подымается, опускается.
Это лишь резюме. О любых вторых объектах, каковые необходимо созерцать на протяжении обучения, сообщат инструкторы медитации, давая указания на протяжении ежедневного собеседования с обучающимися.
В случае, если продолжать так практику, количество объектов будет со временем понемногу возрастать. Сперва будет довольно много перерывов, в силу того, что ум привык блуждать без всяких ограничений. Но йогин не должен отчаиваться по этому поводу. Эти трудности случаются в начале практики. Через некое время ум уже не сможет отлынивать, в силу того, что любой раз, в то время, когда он блуждает, это обнаруживается. Исходя из этого он остается фиксированным на объекте, на что он направлен.
В то время, когда происходит подъем, ум отслеживает это, и так ум и объект сосуществуют совместно. В то время, когда происходит падение, ум отслеживает это, и так ум и объект сосуществуют совместно. В любой момент отслеживания постоянно существует пара, ум и объект, опытный объект. Эти два элемента, — знающий ум и материальный объект, — постоянно возникают в паре, и не считая них двух, нет никаких вторых вещей в форме личности либо я. Эта действительность будет в свое время понята каждым лично.
Тот факт, что материя и психика — это две четко отличающихся, отдельных вещи, будет светло воспринят на протяжении отслеживания подымается, опускается. Эти два психики и элемента материи связаны в паре, и их происхождение в один момент, другими словами процесс материи, в то время, когда он начинается, начинается совместно со опытным его процессом психики. Процесс материи, в то время, когда он заканчивается, заканчивается совместно со опытным его процессом психики. То же относится и к подыманию, опусканию и перемещению: это процессы материи, каковые начинаются и прекращаются совместно со опытными их процессами психики. Это знание о том, что ум и материя появляются по отдельности, именуется нама-рупа-паричхеда-ньяна, различающее знание психики-материи. Это предварительный этап во всем ходе развития знания видения-как-есть. Принципиально важно, дабы данный предварительный этап был соответствующим образом развит.
При продолжении практики, через некое время случится сосредоточения и значительный прогресс осознанности. На этом большом уровне возможно будет принимать, что в каждом случае отслеживания, любой процесс появляется и исчезает в сам данный момент. Но иначе, необученные люди уверены в том, что ум и тело остаются в низменном состоянии в течении судьбы, что одно да и то же тело выросло с детства до взрослого состояния, что одинаковый юный ум дорос до зрелости, и что ум и тело — это одно да и то же. В действительности это не верно. Нет ничего, что неизменно. Все появляется на мгновение, а позже исчезает. Нет ничего, что может оставаться неизменным кроме того на мгновение. Трансформации происходят весьма скоро, и они будут восприняты в свое время.
Делая созерцание, отслеживая подымается, опускается, и без того потом, йогин принимает, что эти процессы появляются и исчезают, скоро следуя друг за другом. Восприняв, что все происходит в сам момент отслеживания, йогин знает, что нет ничего, что неизменно. Это знание о непостоянной природе вещей — аниччанупассана-ньяна, созерцательное знание непостоянства.
Тогда йогин знает, что это неизменно изменяющееся состояние вещей причиняет страдания и его не следует хотеть. Это дуккханупассана-направляться, созерцательное знание страдания. В то время, когда он испытал так много больных ощущений, то вычисляет тела и этот комплекс ума всего лишь скоплением страданий. Это также созерцательное знание страдания.
Тогда он принимает, что психики и элементы материи ни при каких обстоятельствах не следуют жаждам, а появляются в соответствии со своей собственной природой и обусловленностью. Занимаясь отслеживанием этих процессов, йогин осознаёт, что эти процессы неуправляемы, и что они не являются ни личностью, ни живой сущностью, ни я. Это анаттанупассана-ньяна, созерцательное знание безличности.
В то время, когда йогин абсолютно развивает знание непостоянства, безличности и страдания, он достигает Ниббаны. С незапамятных времен Будды, Арии и Архаты (Добропорядочные) достигали ниббаны этим способом випассаны. Это прямая дорога, ведущая к Ниббане. Випассана состоит их четырех сатипаттхана, приложений осознанности, и в конечном итоге конкретно сатипаттхана помогает столбовой дорогой к Ниббане.
Йогины, каковые берутся за данный курс, должны не забывать о том, что они находятся на столбовой дороге, по которой прошли Будды, Арии и Архаты (Добропорядочные). Эта возможность предоставлена им, быть может, в связи с их парами, другими словами их прошлыми упрочнениями в желании и поиске для того чтобы шанса, а также в связи с их теперешним зрелым состоянием. Они должны честно порадоваться таковой возможности, и они должны ощущать уверенность в том, что не раздумывая идя по этому прямому пути, они возьмут персональный опыт мудрости и развитого сосредоточения, что уже испытали Будды, Арии и Архаты. Они разовьют так чистое состояние сосредоточения, которого они ни при каких обстоятельствах не испытывали в собственной жизни, и тогда будут наслаждаться многими невинными эйфориями в следствии развитого сосредоточения.
Через прямой персональный опыт будут поняты непостоянство, безличность и страдание. И с полным развитием этих знаний будет достигнута Ниббана. Дабы достигнуть данной цели, не потребуется довольно много времени, возможно один месяц, либо двадцать дней, либо пятнадцать дней, либо в редких случаях, кроме того семь дней для немногих избранных с выдающимися парами (совершенствами).
Исходя из этого йогины должны приступить к практике созерцания очертя голову и полной уверенностью в том, что это непременно приведет к формированию плода и благородного пути, и к достижению Ниббаны. Тогда они освободятся от иллюзии я и от духовных сомнений (вичикичха), и уже не будут подвержены круговороту перерождений в мучительных мирах адов, животном мире, и мире пета (духов).
Пускай йогины добьются успеха в собственных добропорядочных начинаниях.
Книга вторая: практика медитации видения-как-есть
Подготовительная ступень
Если вы честно хотите развить созерцание и достигнуть видения-как-есть (випассана) в нынешней судьбе, вам необходимо отказаться от действий и мирских мыслей на время обучения. Таковой образ действий рекомендован для очищения поведения, ответственного предварительного шага в верном развитии созерцания. Помимо этого, вам необходимо выполнять правила дисциплины для мирян (либо, быть может, для монахов), в силу того, что они ответственны для приобретения видения-как-есть. В правила для мирян входят восемь предписаний, каковые верующие буддисты выполняют по праздникам (упосатха) и в периоды медитации.[18] Имеется еще одно дополнительное правило: не сказать с презрением, насмешками либо злобой о ком бы то ни было из ария[19] (добропорядочных), достигших состояния духовной чистоты, и не сказать так с ними. В случае, если в прошлом вы с презрением говорили с ария (добропорядочным), что на данный момент на большом растоянии либо погиб, сознайтесь в этом проступке собственному инструктору медитации либо внутренне самому себе.
Ветхие мастера буддийской традиции рекомендуют на протяжении периода подготовки довериться Пробудившемуся, Будде; в силу того, что в случае, если на протяжении созерцания состояние вашего собственного ума случайно создаст неприятные либо тревожные видения, вы имеете возможность испугаться. Помимо этого, доверьтесь управлению вашего инструктора медитации, в силу того, что тогда он сможет открыто обсуждать с вами вашу работу по созерцанию и давать вам нужные указания. Такие преимущества дает доверие Пробудившемуся, Будде, и практика под управлением вашего инструктора.
Цель данной практики и ее основная польза — освобождение от жадности, заблуждения и ненависти, корней всего страдания и зла. Данный интенсивный курс тренировки видения-как-есть может привести вас к такому знанию. Исходя из этого трудитесь очертя голову, ориентируясь на эту цель, дабы ваша тренировка завершилась успехом. Такую тренировку в созерцании, выстроенную на базах внимательности (сатипаттхана), прошли ария и Будды (добропорядочные), достигнувшие освобождения. Вас возможно поздравить с возможностью пройти такую же тренировку.
Принципиально важно, дабы вы начинали тренировку с краткого созерцания четырех защит, предложенных Буддой. На этом этапе их созерцание будет содействовать вашему психотерапевтическому благополучию. Темы этих четырех защитных размышлений — сам Будда, любящая доброта (метта), отталкивающие особенности тела, и смерть. Сперва вверьтесь Будде, честно оценив по преимуществу его девять наиболее значимых качеств:
Вправду, Будда — святой, абсолютно Пробудившийся, идеальный в поведении и знании, дающий благо, познавший мир, несравнимый фаворит людей, нуждающихся в смирении, преподаватель людей и богов, пробужденный и вознесенный.
Во-вторых, поразмыслите о всех разумных существах, как о получателях вашей любящей доброты, утвердитесь в мыслях любящей доброты и отождествите себя со всеми разумными существами, какими бы они ни были:
Пускай я освобожусь от неприязни, неприязни, горя и болезней…
Пускай мои родители, наставники, учителя, родные, равнодушные ко мне и враждебные ко мне существа также освободятся от неприязни, неприязни, горя и болезней. Пускай они освободятся от страдания.
В-третьих, думайте об отталкивающей природе тела, дабы такое размышление помогло вам уменьшить нездоровую привязанность, которую так много людей испытывают к телу. Обратите внимание на его нечистоты, к примеру на желудок, кишки, слизь, гной, кровь. Созерцайте эти нечистоты, дабы устранить нелепую любовь к телу.[20]
Четвертое защитное размышление, которое окажет помощь вам психологически, — о все приближающейся смерти. Учения буддизма выделяют, что жизнь ненадежна, а смерть неизбежна, что жизнь рискованна, а смерть необходима. Жизнь в итоге приходит к смертной казни. Существуют рождение, болезни, страдания, старость, и в итоге смерть. Все это — свойства процесса существования.
В начале тренировки примите позу сидения со скрещенными ногами. Быть может, вы почувствуете себя эргономичнее, в случае, если ноги будут не сплетены, а просто ровно положены на пол, не надавливая одна на другую. В случае, если выясняется, что сидение на полу мешает созерцанию, то примите более эргономичную позу сидения. Сейчас перейдите к упражнениям по созерцанию, как они обрисованы ниже.
Первое главное упражнение
Старайтесь удерживать собственный ум (но не глаза) на стенке живота. Наряду с этим вы увидите перемещения ее падения и подъёма. В случае, если эти перемещения для вас до тех пор пока что слишком мало отчетливы, то положите на пузо руки, дабы чувствовать падения и эти движения подъёма. Скоро вы сможете светло различать, что при вдохе стена живота поднимается, а при выдохе опускается. Тогда отслеживайте в уме подымается при поднятии, и опускается при опускании. Каждое перемещение необходимо отслеживать в уме конкретно тогда, в то время, когда оно происходит. Посредством этого упражнения вы определите, как в конечном итоге происходит опускание и подъём стены живота. Форма живота вас не касается; вы принимаете телесное чувство давления, вызванное опусканием и подниманием стены живота. Исходя из этого не обращайте внимание на форму живота, а продолжайте упражнение.
Для начинающего это весьма действенный способ развития свойств внимания, видения и сосредоточенности ума-как-есть в созерцании. По мере практики темперамент перемещения станет более ясным. Свойство отслеживать все следующие приятель за втором проявления психологических и физических процессов на всех шести дверях восприятия приобретается лишь тогда, в то время, когда созерцание видения-как-есть абсолютно развито. Потому, что вы лишь начинаете практику, и ваши способность и внимание сосредоточения до тех пор пока не сильный, вам возможно тяжело удерживать ум на каждом очередном перемещении падения и подъёма. Из-за данной трудности вы в полной мере имеете возможность поразмыслить: Я просто не знаю, как удерживать ум на каждом из этих перемещений. При таких условиях , что это процесс обучения. падения стенки и Движения подъёма живота в любой момент налицо, исходя из этого не требуется их искать. В конечном итоге начинающему легко удерживать собственный ум на этих двух несложных перемещениях. Продолжайте это упражнение, абсолютно осознавая падения стенки и движения подъёма живота. Не повторяйте вслух слова подымается, опускается, и не вычисляйте падение и подъём словами. Осознавайте лишь опускания стенки и сам процесс подымания живота. Не делайте дыхание более глубоким либо стремительным, дабы перемещения были отчетливее, в силу того, что это приводит к усталости, и тем самым мешает практике. Легко абсолютно осознавайте падения и движения подъёма по мере их происхождения на протяжении простого дыхания.
Второе главное упражнение
В то время, когда вы заняты упражнением по наблюдению за каждым перемещением стены живота, в промежутках между отметками подъема и падения смогут происходить другие психологические процессы. В каждом промежутке между отметками в полной мере смогут происходить мысли либо другие психологические процессы, к примеру намерения, идеи, воображение. Их нельзя игнорировать. Необходимо отслеживать в уме каждое из этих явлений по мере того, как они происходят.
Если вы вообразили что-то, вы должны подметить это, и отметить в уме: мню. Если вы просто о чем-то поразмыслили, отметьте в уме: думаю. Если вы думаете — думаю. Если вы собираетесь что-то сделать, — собираюсь. В то время, когда ум отклоняется от объекта медитации, другими словами от падения и подъёма стены живота, отметьте в уме: отклоняется. Если вы мните, что движетесь куда-то, отметьте в уме: двигаюсь. В то время, когда вы прибыли, прибыл. В то время, когда в собственных мыслях вы видитесь с кем-то, отметьте видится. если вы говорите с ним, говорю. Если вы в воображении спорите с этим человеком, спорю. Если вы видите либо мните свет либо цвет, непременно отметьте вижу. В случае, если в уме появляется видение, его необходимо отслеживать, пока оно не пройдет. В то время, когда оно провалится сквозь землю, продолжайте первое главное упражнение, отслеживая и абсолютно осознавая опускания стенки и каждое движение подъёма живота. Старательно его продолжайте, не ослабляя упрочнений. В случае, если наряду с этим вам захотелось сглотнуть слюну, отметьте в уме: желаю. В то время, когда вы сглатываете — сглатываю. В случае, если захотелось плюнуть — желаю, в то время, когда сплевываете — плюю. После этого возвращайтесь к упражнению по отслеживанию падения и подъёма. Предположим, вы собираются согнуть шею — собираюсь. На протяжении сгибания, сгибаю. В то время, когда вы собираетесь выпрямить шею, собираюсь. На протяжении выпрямления, выпрямляю. выпрямления шеи и Движения сгибания следует сделать медлительно. Отметив в уме каждое из этих действий, продолжайте с полным осознанием отслеживать падения стенки и движения подъёма живота.
Третье главное упражнение
В связи с тем, что вам необходимо продолжительно созерцать в одном положении, — сидя либо лежа, вы имеете возможность ощутить сильное чувство усталости, оцепенения всего тела либо лишь ног и рук. При таких условиях отслеживающий ум на той части тела, где появилось такое чувство, и продолжайте созерцание, отслеживая устал либо оцепенело. Делайте это конечно, другими словами не через чур скоро и не через чур медлительно. Эти эмоции станут понемногу угасать и в итоге абсолютно провалятся сквозь землю. В случае, если же какое-то из этих эмоций так усилилось, что телесная усталость либо оцепенение суставов уже невыносимо, то измените положение тела. Но не забудьте отметить в уме собираюсь, перед тем как поменять положение. Необходимо попеременно созерцать все элементы перемещения.
Если вы собираетесь поднять руку либо ногу, отметьте в уме собираюсь. На протяжении поднятия руки либо ноги — поднимаю. На протяжении вытягивания руки либо ноги — вытягиваю. На протяжении сгибания — сгибаю. В то время, когда опускаете — опускаю. В случае, если рука либо нога соприкоснулись — прикасаюсь. Делайте все эти перемещения медлительно и обдуманно. Когда вы устроились в новом положении, созерцайте перемещения стены живота. В случае, если вам в новом положении стало через чур жарко, перейдите к созерцанию в другом положении, придерживаясь обрисованной в этом абзаце процедуры.
В случае, если в какой-то части тела показался зуд, удерживайте ум на данной части и отметьте в уме: зуд. Делайте это размеренно, не через чур скоро и не через чур медлительно. В то время, когда чувство зуда, на протяжении полного осознавания, провалится сквозь землю, продолжайте упражнение по отслеживанию падения и подъёма стены живота. В случае, если зуд длится и делается такими сильным, что вам хочется почесать зудящую область, непременно отметьте в уме желаю. Медлительно поднимите руку, в один момент отслеживая перемещение подымания, и касания, в то время, когда рука касается зудящей области. Медлительно потрите область, абсолютно осознавая тру. В то время, когда чувство зуда провалилось сквозь землю и вы собираются прекратить потирание, будьте внимательны и, как в большинстве случаев, отметьте в уме собирается. Медлительно уберите руку, вместе с этим отслеживая в уме это воздействие, убираю. В то время, когда рука находится на своем простом месте, касаясь ноги, отметьте касаюсь. Позже снова уделите время наблюдению перемещений стены живота.
При боли либо неудобстве удерживайте познающий ум на той части тела, где появилось чувство. Отслеживайте в уме это конкретное чувство по мере того, как оно происходит, к примеру болит, ноет, давит, режет, устал, головокружение. Выделим, что это умственное отслеживание нельзя ускорять либо откладывать, а делать ее тихо и конечно. Боль может в конечном итоге закончиться либо усилиться. Не переживайте, если она усилилась; упорно продолжайте созерцание. Если вы станете так делать, то найдёте, что боль практически в любое время прекращается. Но в случае, если через некое время боль усилилась и стала практически невыносимой, игнорируйте боль и продолжайте падения и созерцание подъёма.
По мере развития вашей осознанности вы имеете возможность испытывать ощущения сильной боли, к примеру ощущения сдавливания либо удушья, боль, как от удара ножа, втыкания заостренного орудия, неприятные ощущения, как от острых иголок, либо ползания небольших насекомых по телу. Вы имеете возможность испытывать ощущения зуда, укусов, сильнейшего холода. И при перерыве в созерцании вы имеете возможность сразу же ощущать, что эти болезненные ощущения провалились сквозь землю. При возобновлении созерцания, углубив осознанность, вы почувствуете их опять. Не требуется вычислять эти болезненные ощущения чем-то важным. Это не проявления заболевания, а простые факторы, в любой момент присутствующие в теле, и в большинстве случаев скрытые, в то время, когда ум занят более заметными объектами. В то время, когда ваши умственные свойства обостряются, вы лучше поймёте эти ощущения. При постоянном развитии созерцания придет день, когда вы их преодолеете и они совсем закончатся. Если вы станете продолжать созерцание, твердо придерживаясь собственной цели, вам от них не будет никакого вреда. В случае, если же вы утратите смелость, проявите нерешительность в созерцании и на время прекратите его, вы имеете возможность опять и опять видеться с этими неприятными ощущениями по ходу созерцания. В случае, если же вы станете решительно продолжать практику, вы вероятнее преодолеете эти болезненные ощущения и больше ни при каких обстоятельствах не станете их испытывать на протяжении созерцания.
Если вы собираетесь качнуть телом, то сознательно отметьте собираюсь. На протяжении самого качания, качается. На протяжении созерцания вы имеете возможность время от времени обнаруживать, что тело качается взад и вперед. Не пугайтесь, не радуйтесь, и не старайтесь продолжать качание. Раскачивание закончится, если вы станете удерживать познающий ум на действии качания, и отслеживать качается, пока это воздействие не закончится. В случае, если же не обращая внимания на ваше умственное отслеживание, раскачивание возрастает, то прислонитесь к стенке либо к столбу, либо прилягте ненадолго. Затем продолжайте созерцание. Если вы обнаруживаете, что тело трясется либо дрожит, придерживайтесь той же процедуры. С развитием созерцания вы время от времени имеете возможность ощущать, как по пояснице либо по всему телу проходит дрожь либо озноб. Это проявление эмоции сильного интереса, энтузиазма либо восхищения. Оно появляется конечно на протяжении хорошего созерцания. В то время, когда ваш ум утвердился в созерцании, вас может тревожить мельчайший звук. Это происходит по причине того, что в состоянии хорошего сосредоточения вы острее чувствуете действие восприятий органов эмоций.
В случае, если на протяжении созерцания вы чувствуете жажду, отметьте чувство, жажда. Собираясь подняться, — собираюсь. После этого отслеживайте в уме каждое перемещение по подготовке к вставанию. Внимательно удерживайте ум на акте вставания, и отслеживайте в уме поднимаюсь. В то время, когда вы поднялись прямо и смотрите вперед, отметьте наблюдаю, вижу. Если вы собираетесь шагнуть вперед, отметьте собираюсь. Начиная шагать вперед, отслеживайте в уме любой ход: иду, иду, либо левой, правой. В то время, когда вы шагаете, то принципиально важно осознавать любой момент каждого шага от начала до конца. Придерживайтесь той же процедуры на прогулке либо на протяжении упражнения в ходьбе. Старайтесь отслеживать в уме любой ход в двух его частях: поднимаю, опускаю, поднимаю, опускаю. В то время, когда вы купите хватает практики в таковой ходьбе, попытайтесь отслеживать в уме три части каждого шага: поднимаю, перемещаю, опускаю, либо вверх, вперед, вниз.
В то время, когда вы смотрите на водопроводный кран либо кувшин с водой, придя в то место, где планируете попить, непременно отследите в уме наблюдаю, вижу.
Остановившись — останавливаюсь;
вытягивая руку — вытягиваю;
касаясь рукой чашки — касаюсь;
беря рукой чашку — беру;
погружая в воду чашку — погружаю;
приближая чашку к губам — приближаю;
касаясь чашкой губ — касаюсь;
ощущая мороз на протяжении прикосновения — мороз;
глотая — глотаю;
возвращая чашку — возвращаю;
отводя руку — отвожу;
опуская руку — опускаю;
касаясь рукой тела — прикасаюсь;
планируя развернуться — собираюсь;
разворачиваясь — разворачиваюсь;
идя вперед — иду;
придя в том направлении, где планируете остаться — собираюсь;
останавливаясь — останавливаюсь.
Если вы некое время стоите, то продолжайте падения и созерцание подъёма. А если вы планируете сесть, отслеживайте собираюсь. В то время, когда идете к сидению — иду. В то время, когда пришли — пришел. В то время, когда поворачиваетесь к сидению, поворот. В то время, когда усаживаетесь, садится. Садитесь медлительно, фиксируя ум на опускании тела. Вы должны отслеживать каждое перемещение, переводя ноги и руки в необходимое положение. Позже возвратитесь к упражнению по созерцанию перемещения стены живота.
Если вы планируете лечь, отследите собираюсь. Позже созерцайте каждое перемещение, в то время, когда вы ложитесь: поднимаю, вытягиваю, опускаю, прикасаюсь, лежу. Позже сделайте предметами созерцания все перемещения по перемещению рук, тела и ног в необходимое положение. Делайте эти действия медлительно. Затем возвратитесь к падению и подъёму. В случае, если появляется боль, усталость, зуд либо любое второе чувство, непременно отследите каждое из этих ощущений. Отследите все эмоции, мысли, идеи, мысли, размышления, все перемещения кистей, рук, ног, и тела. В случае, если нет ничего особого, что необходимо было бы отслеживать, направьте ум на падение и подъём стены живота. При дремоте отслеживайте дремота, при сонливости сонливость. Купив достаточную концентрацию в сосредоточении, вы сможете преодолевать сонливость и дремоту, и в следствии ощущать себя отдохнувшим. Снова займитесь привычным созерцанием главного объекта. Но если вы, предположим, не смогли преодолеть чувство дремоты, то продолжайте созерцание, пока не заснули.
Состояние сна — это поток бессознательного. Оно похоже на первое состояние сознания при перерождении и последнее состояние сознания в момент смерти. Это состояние не сильный, и исходя из этого неспособное осознавать какой-то объект. В то время, когда вы бодрствуете, поток бессознательного систематично проявляется в промежутках между моментами видения, слышания, различения вкуса, обоняния, мышления и прикосновения. Из-за кратковременности этих проявлений они в большинстве случаев не отчетливы, и исходя из этого незаметны. Поток бессознательного длится на протяжении сна; это делается очевидным, в то время, когда вы просыпаетесь, потому что именно в состоянии бодрствования становятся различимыми мысли и плотные объекты.
Созерцание должно начинаться с момента пробуждения. Вы еще начинающий, и быть может, не имеете возможность затевать созерцать с первого же момента бодрствования. Но вы должны начать его с того момента, в то время, когда вы отыскали в памяти, что вам нужно созерцать. К примеру, в случае, если пробудившись, вы думаете о чем-то, вам необходимо понять это, и начать созерцание с отслеживания в уме: думаю. Позже продолжайте падения и созерцание подъёма. Поднимаясь с кровати, направляйте осознанность на каждую подробность деятельности тела. Каждое перемещение рук, тела и ног необходимо делать с полным осознанием. Проснувшись, вы думаете, что час? В случае, если так, отследите думаю. Вы планируете встать с постели? При таких условиях отследите собираюсь. Если вы подготавливаетесь передвинуть тело в положение для вставания, отследите готовлюсь. В то время, когда вы медлительно поднимаетесь, подымаюсь. В то время, когда вы оказываетесь в положении сидя, сижу. Если вы некое время сидите , возвратитесь к созерцанию падения стенки и движений подъёма живота. Попеременно и с полным, подробным осознанием каждого перемещения выполните действия по умыванию лица либо принятию ванны; к примеру, наблюдаю, вижу, вытягиваю, держу, касаюсь, чувство холода, тру. При одевании, застилании кровати, закрытии и открытии окон и дверей, применении каких-то предметов, занимайте собственный ум каждой подробностью этих действий, в том порядке, в котором они происходят.
Вы должны обращать внимание на созерцание каждой подробности в ходе еды.
В то время, когда смотрите на еду — наблюдаю, вижу.
В то время, когда набираете еду — набираю.
В то время, когда подносите еду ко рту — приближаю.
В то время, когда наклоняете шею вперед — наклоняю.
В то время, когда еда касается рта — прикасаюсь.
В то время, когда вкладываете пищу в рот — вкладываю.
В то время, когда рот закрывается — закрываю.
В то время, когда убираете руку — убираю.
В случае, если рука касается тарелки — прикасаюсь.
В то время, когда выпрямляете шею — выпрямляю.
На протяжении жевания — жую.
В то время, когда различаете вкус — ощущается вкус.
В то время, когда проглатываете еду — глотаю.
В случае, если наряду с этим еда касается стенок глотки — прикасаюсь.
Проводите такое созерцание любой раз, в то время, когда берете часть пищи, пока не закончите еду. В начале практики будет довольно много пропусков; не переживайте, не проявляйте нерешительности в собственных упрочнениях. Если вы станете настойчивым в собственной практике, вы станете реже допускать пропуски. И достигнув более продвинутой ступени практики, вы сможете отслеживать больше подробностей, чем обрисовано выше.