ТРЕНИРУЕМ ОРГАНЫ ЭМОЦИЙ
Назови запах
1. Напомните ребенку о привычных ему запахах: запахе душистого мыла, цветов, кофе… В то время, когда возможно почувствовать какой-либо запах, назовите его; пускай ребенок повторит за вами это наименование. Позже вы сможете задавать вопросы его: а это какой запах? чем это пахнет?
2. Поиграйте с ребенком в такую игру: закройте (завяжите) ребенку глаза и спросите: Что это?, держа перед ним душистое мыло либо детский крем. За верный ответ натрите ребенку ручки мылом либо кремом.
3.Поиграйте на кухне в игру Что готовим?. Пускай кроха назовет привычную еду, имеющую четко выраженный запах: грибной суп, жареная рыба, пирог…
4. Обратите внимание ребенка и на другие запахи. Гренки, к сожалению, подгорели. В данной баночке пряности. А это камфарный спирт. Именуйте запахи, в то время, когда гуляете с малышом: так пахнет от автомобиля – бензином; а вот это запах скошенной травы.
5. Разрешите ребёнку понюхать два флакончика с различными духами. Назовите запахи. Сейчас пускай он с завязанными (легко закрытыми) глазами понюхает один из флаконов и сообщит, какой это запах.
Однообразное на ощупь.
1. Приготовьте по паре образчиков материалов, очевидно отличающихся на ощупь: это возможно ровный кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратики картона; разрешите ребёнку поиграть с квадратиками, ощупать их.
Поговорите с ним о разных особенностях материалов: жёсткие они либо мягкие, ровные либо шершавые… Смешайте квадратики. Дайте ребенку один – сможет ли он подобрать к нему несколько?
2. Опять и опять давая это задание, просите ребенка именовать свойства материалов: жёсткий, мягкий, ровный либо шершавый.
3. Усложните игру: двойников сейчас нужно подбирать в слепую.
4. По мере того, как ребенок получает навык распознавать разные материалы, додавайте новые образцы к наклеенным на картон. Просите его их охарактеризовать и повторить описание, складывающееся из одного-двух слов, к примеру, ровный кафель,
мягкий бархат либо жёсткий линолеум.
5. Пускай кроха из 4 — 5 лоскутков ткани на ощупь выяснит, какие конкретно два однообразные.
Теплое либо холодное.
1. Наполните водой два тазика: в один налейте теплую воду, а в второй – холодную. В то время, когда ребенок окунет ручки в теплую воду, сообщите ему: это теплая вода. (Быть может, кроха еще не различает горячее и теплое; вам нужно сначала именовать теплую воду тёплой, потому, что слово тёплый уже знакомо ему.) Сейчас то же самое с холодной водой. Спросите ребенка, с какой водой он желает играться. (Пускай сообщит, а не продемонстрирует.) В второй раз заберите лишь один тазик и спросите, какая в нем вода – теплая либо холодная.
2. В то время, когда вы купаете малыша, спросите его, какая из крана либо из душа льется вода – теплая либо холодная.
3. Если вы моете посуду, разрешите малышу помогать вам ополаскивать тарелки и класть их на сушилку. Разрешите ребёнку почувствовать контраст температур: применяйте теплую воду для ополаскивания, но на какой-то момент подставьте руки ребенка под струю холодной воды.
4. В то время, когда вы плаваете с малышом, поговорите с ним о температуре воды. Сейчас отлично кроме этого поболтать о том, что такое мокро и сухо .
5. В то время, когда ребенок желает попить, спросите его, какой воды он желает — холодной либо горячей. Разрешите ребёнку попробовать, дабы он смог убедиться в том, что вы дали ему ту воду, какую он желает.
Мокрое либо сухое
1. По окончании того, как ребенок кончил имеется, предложите ему мокрую салфетку, дабы он стёр лицо: Вот мокрая салфетка. Сотри личико. Время от времени давайте ребенку две салфетки – мокрую и сухую. Просите ребенка забрать мокрую и стереть ею себе лицо, после этого второй салфеткой вытереться насухо.
2. Кроха купается; спросите его: Ты мокрый либо сухой?. В то время, когда вы стёрли его и одели, спросите: Ты все еще мокрый? Нет? А как ты стал сухим?
3. Если вы приучаете ребенка к горшку, в особенности принципиально важно сказать о понятиях мокрый и сухой. Иногда задавайте вопросы ребенка: ‘Ты сухой?’. Наряду с этим направляйте руку ребенка, дабы он потрогал собственные штанишки. В случае, если ребенок сухой, сообщите: Молодец! У тебя сухие штанишки! В случае, если штанишки влажные, сообщите: Ай-яй-яй! У тебя влажные штанишки. Нам не необходимы влажные штанишки. Давай-ка их снимем!.
4. Просите ребенка помогать вам, в то время, когда вы по окончании стирки развешиваете мокрое белье и позже снимаете просушенное. Поговорите о том, как возможно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).
5. Дайте крохе тазик с водой, полотенце и куклу, которую он имел возможность бы купать, а позже вытирать. Подчеркивайте слово мокрый, в то время, когда ребенок играется с водой, и слово сухой, в то время, когда он вытирает куклу. Возможно кроме этого дать ребенку тарелочки либо блюдца, каковые нужно ополоснуть, а позже стереть.
РАЗВИВАЕМ ВОСПРИЯТИЕ
Ищи подходящие
1. В дощечке вырезаны углубления различной геометрической формы. Для начала заклейте все углубления не считая одного. Помогите ребенку засунуть в это углубление древесную плашку соответствующей формы. В то время, когда ему удастся сделать это без вашей помощи, откройте второе углубление, позже третье. Рекомендуемый порядок: круг, квадрат, треугольник.
2. В случае, если крохе тяжело выполнить приведенное задание, раскрасьте углубления в различные плашки — и цвета соответственно. В то время, когда кроха будет правильно подбирать плашки к углублениям, возвратитесь к одному цвету.
3. Сделайте сами доску с вырезанными геометрическими формами из фанеры либо толстого картона. Окрасьте формы и доску в контрастные цвета Попытайтесь для разнообразия вырезать формы из губки.
4. Применяйте объемные полистироловые игрушки с отверстиями разной формы, через каковые проходят круглые плашки, шары, кубики, пирамиды и т.д. Быть может, ребенок не сходу отыщет необходимое отверстие. Помогите ему: Нет, это не подходит. Попытайся вот это. И это не подходит. Возможно это?.
5. Делая это задание, понемногу додавайте новые геометрические формы, каковые сложнее различить. Возможно нарисовать громадную куклу либо лицо, вырезать глаза, рот и нос. Пускай ребенок засунет вырезанные кусочки в отверстия.
Соверши линию
1. Подготовьте стол либо поднос чтобы рисовать на нем пальцем. Наденьте на ребенка передник либо халатик. Разведите крахмал либо сделайте картофельное пюре. Держите под рукой какой-нибудь пищевой краситель, дабы добавить его в пюре. Продемонстрируйте, как размазать массу по столу либо подносу. Покажите ребенку, как совершить вертикальную линию, и пускай он копирует ваши перемещения. Забрав руку ребенка в собственную, помогите ему сделать необходимое перемещение. От раза к разу старайтесь
меньше помогать крохе и хвалите его за каждые попытки совершить линию сверху вниз. То же самое проделывайте, обучая ребенка проводить горизонтальные и диагональные линии.
2. Прикрепите к столу лист бумаги. Дайте ребенку карандаш либо фломастер и помогите ему совершить вертикальные и горизонтальные линии. Сперва хвалите за каждые попытки вам подражать. По мере приобретения ребенком навыка, учите его различать горизонтальную и вертикальную линии.
3. Приклейте к стенке громадной лист бумаги. Дайте ребенку толстые цветные карандаши, цветные мелки, кисточки и краски, маркеры. Продемонстрируйте, как необходимо проводить вертикальные и горизонтальные линии. Пускай ребенок совершит их; непременно похвалите его, в случае, если кроме того у него не все оказалось отлично.
4. На протяжении прогулок на улице возможно продемонстрировать, как совершить палочкой линию на снегу (летом – на песке). Пускай попытается совершить линию маленькой палочкой на плоском куске пластилина (либо глины); пускай кроме этого совершит пальцем по следу, что
покинула по окончании себя палочка.
5. В случае, если кроха четко отличает вертикальные линии от горизонтальных, продемонстрируйте ему их сочетание. Совершите вертикальную линию (Сперва вниз), после этого горизонтальную (А сейчас – поперек); сообщите ребенку; Наблюдай, оказался крест!.
Пускай он поучится рисовать пересекающиеся линии – возможно забрать баллончик, распыляющий краску, маркер, броский фломастер либо в краску палец!
У звуков имеется заглавия
1. Дайте ребенку возможность услышать побольше различных звуков. Именуйте источник звука. Это будильник, Слышишь? Самолет!, Послушай, как поют птички!. Тогда у вас будет основание задать вопрос его, в то время, когда он услышит звук, что уже должен быть ему знаком: Что это?.
2. Запишите на магнитофон звуки, видящиеся в быту. Прослушайте пленку вместе с малышом, попросите его назвать либо продемонстрировать предмет, издающий тот либо другой звук.
3. Побуждайте ребенка в игре имитировать привычные звуки (Как звонит дверной звонок?, А телефон?, А как гудит твоя машина?). Поиграйте в игру, где кроха будет угадывать, какому звуку вы подражаете. После этого поменяйтесь ролями.
4.Заберите книжку с картинами, на которых изображены животные. Как они говорят? Вы пришли в зоопарк. Обратите внимание ребенка на звуки, каковые издают животные. Возможно, он сумеет подражать этим звукам. Купите кассету с записью голосов птиц и зверей — пускай кроха угадывает, кому они принадлежат.
5. Из изданий, ставших ненужными, вырезайте изображения различных звучащих предметов. Наклейте их на плотную бумагу — у вас оказались карточки и с ними возможно играться как в лото. Или продемонстрируйте ребенку картину и попросите его издать соответствующий звук. Или сами издайте звук, а ребенок пускай предугадает, кто либо что говорит.
Громадное и мелкое
1. Предложите ребенку подбирать пары предметов, подходящих друг к другу по размеру. Сперва продемонстрируйте ему, как это делается: Я ставлю громадной цветок в громадную вазу. Эта маленькая крышка подходит к маленькой банке. Пускай после этого он пробует делать это сам. Иногда подсказывайте крохе, помогая ему осознать соотношение размеров предметов, с которыми он имеет дело.
2. Дайте ребенку комплект из нескольких вставляющихся один в второй кубиков (возможно забрать нижнюю часть от матрешки). Пускай он сперва с ними, как ему хочется. После этого продемонстрируйте ему, как засунуть один кубик в второй, как расположить их на столе
в ряд по размеру. Возможно самим сделать комплект вставляющихся один в второй предметов (коробки, банки).
3. Разрешите ребёнку поиграть с комплектом вставляющихся одна в другую игрушек – к примеру, матрешек. Раскройте самую громадную матрешку и продемонстрируйте ребенку, что в нее вторая. После этого откройте и ее. Позже третью…
4. Купите либо сделайте сами комплект цилиндров различных размеров, каковые возможно вставлять в доску с соответствующими отверстиями. Такая игра — красивый метод обучиться располагать предметы по размеру.
5. Склейте пара картонных трубок одного диаметра, но различной высоты. Раскрасьте их в различные цвета либо разрисуйте. Попросите малыша расставить их на столе по росту.
Обучаемся ДВИГАТЬСЯ
Такие различные перемещения
1. Поиграйте в игру Делай, как я. У вас имеется возможность продемонстрировать ребенку кое-какие новые перемещения. Пускай он за вами скрестит руки, помашет ими, дотронется локтем до колена. Вы, само собой разумеется, продемонстрируете ему много вторых перемещений. Кстати, отлично
бы все это сопровождать песенками, подходящими по ритму.
2. Во дворе дома, на игровой площадке в сквере покачайтесь с малышом на качелях; пускай он попытается забраться на низкую железную конструкцию; отыщите холмик-трамплин, с которого ребенок имел возможность бы спрыгнуть.
3. Пришли летом на озеро, на речку – заберите ребенка за руку и побегайте совместно на мелководье; пускай он просто побарахтается в воде… Взмахом руки либо ноги он может поднять целый фонтан брызг. Ну и, само собой разумеется, возможно учить малыша плавать (но это разговор особенный).
4. Пускай ребенок вольно подвигается под музыку. Продемонстрируйте, как в лад музыке возможно покачиваться и кружиться. Не настаивайте, дабы он в точности вам подражал. В этом случае – цель научить его сохранять равновесие.
Маршируем под музыку
1. Звучит маршевая музыка. Помаршируйте под нее вместе с малышом. Наблюдай, как высоко я поднимаю одну ногу, позже другую!
2. А сейчас сыграем в парад. На плече – игрушечное ружье (палка?), на голове – шапка (с каким-нибудь украшением?). Готов оркестр игрушечных музыкальных инструментов.
3. В случае, если ребенку тяжело выдерживать ритм перемещения, выделите ритм ударами по барабану.
4. Поиграйте в игру Делай, как я: в ней кроха за вами меняет темперамент перемещений, переходя от размашистых к небольшим, от медленных к стремительным.
5. Положите на землю лестницу. Пускай кроха, маршируя, ступает между перекладинами то одной ногой, то второй. Колени повыше! В комнате возможно помаршировать, переступая через небольшие предметы.
Мячом в цель.
1. Поставьте на пол мишени – безлюдные молочные пакеты, пластиковые бутылки и другие подобные предметы, каковые легко опрокидываются. Пускай кроха, отойдя на маленькое (около метра) расстояние, попытается покатить по полу большой мяч так, дабы он сбил мишень. (Продемонстрируйте ему, как это делается, помогите ему повторить за вами необходимое перемещение.) Понемногу, по мере того как кроха будет получать удач, расстояние увеличьте.
2. Поиграйте в эту игру во дворе. Тут еще возможно выкопать ямку – пускай кроха закатит в нее мяч.
3. Время от времени дети предпочитают бросать мяч, а не катить его. Пускай кроха сядет на пол, разведя ноги; из этого положения ему волей-неволей придется все-таки покатить мяч.
4. В то время, когда кроха освоит громадной мяч, переходите к мячам мельче. Возможно, придется на время возвратиться к меньшей расстоянию, пока ребенок не обучится совершенно верно попадать в цель мячом меньшего размера.
5. Пускай ребенок попытается покатить громадный мяч не руками, а ногой. (С опаской с хрупкими вещами!)
Пройти по планке
1. Положите на протяжении стенки планку (брус) шириной приблизительно пять сантиметров. Продемонстрируйте крохе, как находиться на планке и как ходить по ней. Он будет повторять ваши перемещения, в то время, когда ему захочется.
2. Продемонстрируйте крохе, как одной ногой ступать по планке, а второй – по полу, легко опираясь рукой о стенку. Предложите ребенку держаться второй рукой за ваш палец.
3. Продемонстрируйте крохе, как ходить по планке боком: помогите ему в этом.
4. Продемонстрируйте, как передвигаться по планке, ступая по ней обеими ногами. От раза к разу старайтесь меньше помогать ребенку; через некое время только легко придерживайте его за плечи либо разрешите держаться лишь за ваш палец. Похвалите ребенка за удачи.
5. Продемонстрируйте крохе, как тащить по планке за веревочку игрушку на колесиках.
РАЗВИВАЕМ СВОЙСТВО ПОЗНАВАТЬ
Одним цветом
1.Положите перед ребенком два кубика – красный и светло синий. Заберите еще один красный кубик и поставьте его на первый, назвав его цвет. Протяните ему второй светло синий кубик и попросите поставить его на такой же светло синий. Повторите это задание пара раз. Заберите после этого кубики вторых цветов (тёмные, белые, желтые и зеленые).
2. Дайте крохе лист красной либо синей бумаги (возможно забрать кусок ткани). Попросите его отыскать в помещении что-нибудь для того чтобы же цвета (цвет назовите). Помогите ему, если он затрудняется.
3. Дайте ребенку красный карандаш, пускай совершит им на бумаге пара линий. А что у нас в помещении для того чтобы же цвета, красного? Верно, вот это яблоко Оно красное.3еленый лист – и карандаш вашего комнатного растения. банан и – Жёлтый карандаш. (Нарисуйте их для малыша.)
4. Высыпьте на стол красные, светло синий, зеленые, желтые, белые, тёмные пуговицы. Пускай кроха попытается рассортировать их по цвету – разложит на кучки. Продемонстрируйте ему, как это делается.
5. Вводите в обрисованные занятия новые цвета, к примеру, оранжевый и коричневый, каковые требуют более узкого цветовосприятия.
В любой момент именуйте цвета ребенку, просите его повторить завами эти заглавия. Но не ожидайте, что все они сразу же войдут в его обращение.
Выбери одно из двух
1. Дайте ребенку возможность выбирать – еду, одежду, игрушки, книжки либо занятия. Что ты будешь выпивать – молоко либо сок?. (Конкретно так, а не просто: Что ты желаешь выпивать?) И готовься дать ему конкретно то, что он выбрал. Если он ничего не выбрал, спросите его еще раз попозже.
2. В то время, когда вы подготавливаетесь почитать крохе сказку перед сном, пускай он сам сообщит, какую книжку забрать. Так он обучается делать выбор, а помимо этого, тут он может получить возможность посмотреть в будущее, осознать значение ваших обещаний. Так, в случае, если ребенок выбрал две книги, сообщите: Одну из них я прочту сейчас, а вторую
давай положим в особенное место и отыщем в памяти о ней на следующий день вечером.
3. Пускай кроха выбирает себе занятие: Что ты будешь сейчас делать — рисовать красками либо лепить из пластилина? Изобразительная деятельность по большому счету дает много возможностей выбора. Рисуешь — нужно выбрать краску либо карандаш. Занимаешься аппликацией — нужно забрать нужную цветную бумагу.
4. Предложите ребенку перед сном два одеяльца. Какое он выберет сейчас? Вы купаете малыша. Пускай выберет одну из двух игрушек, с которой он поиграет в ванне. После этого предложите выбрать еще — из двух вторых. И без того пара раз.
Одно из нескольких
1. Идете за приобретениями — заберите ребенка с собой. (Пускай окажет помощь вам выбрать в овощной лавке, скажем, кочан капусты.)
2. В то время, когда вы просите ребенка что-то передать вам, подчеркивайте, что вам нужен один предмет: одно полотенце, одна ложка…
3. Приготовьте комплект из десяти кубиков. Попросите ребенка отложить для вас в пустую коробку один кубик. Похвалите его за то, что он выполнил вашу просьбу. В случае, если же он берет пара, еще раз сообщите, что вам нужен лишь один кубик. Продемонстрируйте на него — пускай ребенок сам положит его в коробку.
4. Дабы выделить понятие один, применяйте парные предметы. В то время, когда кроха надевает ботиночки, сообщите: Ты забрал лишь один ботинок. А где второй? Помогая ребенку надеть курточку, запрячьте одну его руку в рукав и сообщите: Весьма интересно! Я вижу лишь одну твою руку! Поднявшись перед зеркалом, продемонстрируйте ребенку на два его глаза, два уха, две щеки. А позже удивитесь: А где твой второй шнобель? У тебя лишь один шнобель? какое количество у тебя носов? Лишь один!
5. Подчеркивайте значение выражения лишь один. Забери лишь одно печенье, Можешь еще лишь один раз скатиться с горки, и отправимся к себе. Выработке понятия один окажут помощь и задания, в которых ребенку предлагается делать выбор (их мы обрисовали выше): Можешь выбрать одну игрушку, которую мы заберём с собой
к бабушке, Выбери одну книжку, которую я тебе почитаю.
6. В то время, когда ребенок усвоит понятие один, дайте ему более тяжёлое задание. Попросите его положить по одному печенью на каждое блюдечко, по одной ложке рядом с каждой тарелочкой. Быть может, вам нужно оказать помощь ему ход за шагом выполнить задание: Положи одно печенье на это блюдечко. Сейчас положи одно печенье на второе блюдечко. А вот кроха занят собственными грузовичками. Попросите его посадить в кузов каждой машины по одной игрушке.
Образное мышление.
1. Пускай ребенок сыграет роль папы либо мамы, забрав что-нибудь из одежды взрослого, нацепив на шнобель мамины очки либо нахлобучив на голову папину шляпу. А вы позвоните по игрушечному телефону и попросите подозвать того, чью роль он играется.
2. Пускай кроха нарядится зайчиком (хвостик и заячьи уши) и попрыгает. Спойте песенку про зайчика. Разыграйте историю, храбрецом которой станет зайчик.
3. Продемонстрируйте, как кормить и купать куклу; пускай кроха подражает вашим действиям. Предложите ему поиграть сходу с несколькими куклами. Побуждайте его к игре, в которой последовательно связаны пара тем: готовим еду, накрываем на стол, едим. Продемонстрируйте, как кукла выпивает чай как бы либо как бы расчесывает волосы; при
этом не обязательно, дабы была чашка (ее может заменить кубик) либо расческа (вместо нее — карандаш).
4. Пускай кроха имитирует вашу повседневную работу по хозяйству. Купите либо сделайте сами уменьшенные копии таких предметов, как швабра либо грабли. Учите ребенка мести пол, стирать пыль с мебели, сгребать листья в саду. В то время, когда вы готовите
обед, разрешите малышу поиграть ложками, безлюдными мисками, кастрюльками.
5. В то время, когда ваш ребенок играется один в песочнице, обеспечьте его автомобилями, контейнерами и грузовиками разной формы. Убедитесь в том, что у вашего ребенка в коробке с игрушками имеется комплект кубиков разного размера, формы и цвета. В то время, когда это уместно, давайте ребенку громадную картонную коробку, через которую он может пролезть, в которой он может спрятаться либо применять в игре как домик. Подобного рода материалы будут стимулировать игру.
РАЗВИВАЕМ Обращение
Ребенок слушает сказки.
1. Выберите время, в то время, когда кроха готов хотя бы недолго посидеть тихо, и почитайте ему. Начинайте со стихов и сказок (несложных, звучных, ритмически ясных). Разрешите ребенку самому выбрать книжку, которую он желал бы послушать. Поощряйте и удовлетворяйте интерес малыша к картинам. Непременно отвечайте на вопросы, каковые смогут у него появиться. Пускай он сам переворачивает страницы.
2. Вы прочли крохе сказку — сейчас расспросите его о том, про кого сказка, что в ней происходит. Выслушайте его пристально, не стремитесь поправлять его, даже если он осознал что-то не так либо не имеет возможности верно назвать храбрецов сказки.
3. Всегда, в то время, когда это быть может, соотносите сказку с жизненным опытом ребенка. В случае, если в сказке встретилась собака, увидьте: Эта собачка как у твоего приятеля, правда?
4. Старайтесь просматривать с выражением, интонации вашего голоса окажут помощь ребенку осознать эмоции храбрецов, суть происходящего. Возможно оказать помощь себе и жестами.
5. Сделайте собственную книжку с картинами, вырезанными из изданий, либо сочините сами сказку по картинам в книжке с иллюстрациями.
Что больше?
1. Подберите пары однообразных предметов, различающихся только размерами. Это смогут быть две ложки – столовая и чайная, две шапки — взрослого и ребенка, ботинки, книжки, тарелки, кубики, куклы, игрушечные машинки; словом, каждые предметы, привычные ребенку. Попросите его: Продемонстрируй мне громадную ложку, Поцелуй мелкую куклу. Попросите ребенка надеть вам на голову громадную шляпу. Спросите: Данной кукле годятся громадные ботинки? Либо ей необходимы мелкие? Предложите ребенку выстроить громадную башню из громадных кубиков и мелкую башню из мелких. Продемонстрируйте ребенку один из двух различных мячей и спросите:
Это громадный мяч либо мелкий?
2. Попросите малыша отыскать в помещении что-нибудь громадное и что-нибудь мелкое. Пользуйтесь любым случаем, дабы сравнивать предметы по величине. Легко заметить отличие между мамиными громадными туфлями и Дашиными мелкими туфельками, в то время, когда они стоят рядышком на полу. Продемонстрируйте ребенку папину громадную рубаху и Димину мелкую, в то время, когда они висят рядом и сохнут по окончании стирки. Поговорите о разнице между отечественной маленькой собачкой и громадной соседской собакой. Гуляете — обратите внимание ребенка на большие и маленькие деревья , на громадные листья и на мелкие…
3. В подвижных играх приходится делать различные шаги, различные прыжки — мелкие и громадные. А вот вы играетесь с детьми, скажем, в Каравай — в данной игре, взявшись за руки, расходятся и сближаются, и получается громадной круг (вот таковой ширины) и
мелкий (вот таковой ужины)… Либо вторая игра — попросите ребенка сделаться громадным-громадным (пускай обширно расставит ноги и разведет руки в стороны), а позже мелким-мелким (тут нужно свернуться кольцом).
4. Попросите ребенка нарисовать громадный либо мелкий круг, маленький цветок и большое дерево. Пускай вылепит из пластилина громадной маленький пирожок и пирог.
5. По окончании применения предметов, имеющих очевидные различия в размере, заберите предметы, различия между которыми менее очевидны. Продемонстрируйте ребенку, как их сравнить, держа их рядом, либо показывая со словами: «Данный помещается у меня в руке,
а данный — нет. Данный мне по ноге, а данный – нет».
Что нарисовано?
1. Подберите книжки с ясными и занимательными картинами. Попросите ребенка поведать вам о том, что нарисовано на картинах, пристально выслушайте его. Если он что-то не осознал, задайте ему наводящие вопросы, помогите верно выстроить высказывание.
2. Сделайте книжку с рассказом о каком-нибудь недавнем событии из судьбы ребенка. Применяйте фотографии, сделанные в данный сутки. Это возможно празднование дня рождения, выход в свет всей семьей либо легко субботник по уборке садового участка. Пускай ребенок именует персонажей и картинки по мере того, как вы говорите историю.
3. Разглядите с малышом изображения животных, которых он знает. Поговорите с ним о том, где вы видели то либо иное животное, и напомните, какие конкретно звуки оно издает, — так ребенку будет легче назвать его.
4. Рисуйте простые изображения — домик, солнце, забор, — каковые кроха имел возможность бы назвать. Дабы заинтересовать его картинами, каковые вы нарисовали, поведайте что-нибудь занимательное по этому поводу.
Сложное поручение
1. Пришло время давать ребенку поручения, складывающиеся из двух частей, в то время, когда он обязан сперва выполнить одно воздействие, а позже второе: Положи книжку, а позже закрой дверь. В случае, если ему тяжело выполнить вашу просьбу, продемонстрируйте, что именно необходимо сделать, сопровождая собственные действия разъяснениями.
2. Возможно устроить игру. Сообщите: Подойди к двери и открой ее, Поцелуй собственную куклу и положи ее в кроватку, Отыщи собственный мяч и дай его папе.
3. В случае, если ребенок делает лишь первую часть просьбы, сообщите: А о чем я еще просил? Если он не имеет возможности отыскать в памяти, повторите просьбу полностью и помогите ему совладать с обеими ее частями.
4. Поиграйте в игру, в которой ведущий отдает команды, складывающиеся из двух частей: к примеру, сесть на пол и похлопать в ладоши. Сперва показывайте, что следует сделать; по мере того как ребенок будет осваивать игру, переходите лишь к словесным командам.
5. Над этим навыком отлично трудиться на протяжении полдника. Сообщите ребенку: Отпей глоток и поставь чашку. Сними собственную салфетку и сотри рот. Доешь сыр, а позже можешь попросить еще сока.
РАЗВИВАЕМ АКТИВНОСТЬ
Игра под песенку
1. Имеется песенки и стишки, каковые возможно конечно сопровождать перемещениями. (Наподобие: Полетели, полетели; на головку сели…) Пара раз скажите стишок, спойте песенку вместе с ребенком. Побуждайте малыша повторять за вами не только слова, но и действия.
2. Старайтесь конкретно играться с малышом, поменяйте выражение лица, жестикулируйте; так будет увлекательнее. Помогайте ребенку выполнить необходимое перемещение, но не принуждайте его. Пускай следит за вами и присоединяется к вам по собственному жажде, делая те же перемещения.
3. Когда кроха начнет запоминать слова, окончательное слово в строке опускайте — пускай он его сообщит сам. Либо пропустите хлопок в ладоши, второй какой-то жест и подождите, пока его сделает ребенок.
4. Придумывайте собственные песенки и стишки — обо всем, что вы делаете на данный момент с ребенком. Застегивая на ребенке пальтишко, напевайте: Одна маленькая, две мелкие, три мелкие пуговки. Либо, купая ребенка, пойте о том, как вы моете его ушки, шею, коленки и локти.
5. Не уставайте повторять слова и жесты. Ребенку необходимо слышать слова опять и опять, дабы они стали ему отлично привычны.
Без напоминаний
1. В этом возрасте ребенок обучается осознавать последовательность действий и переходить от одного вида занятий к второму без напоминаний. Сейчас вы уже имеете возможность заблаговременно давать предупреждение ребенка: По окончании того как мы кончим играться с кубиками, мы спустимся к почтовому коробке за газетой, По окончании того как мы высушим твои волосы, ты сможешь поиграть в поезд.
2. Если вы видите, что ребенок вправду готов без вашего дополнительного напоминания перейти к новому занятию, похвалите его.
3. Помогайте ребенку перейти к следующему делу, косвенно подсказывая, что именно следует сделать. Не рассказываете: А на данный момент будем подготавливаться к купанию. Спросите: Куда мы сейчас поставим ванночку?