Развитие предметно-практической деятельности в раннем возрасте. роль орудий действия в развитии наглядно-деятельного мышления.

К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, каковые разрешают выяснить кое-какие свойства предметов и регулировать практическое поведение. Но осмысленность и точность для того чтобы предметного восприятия весьма малы, не смотря на то, что на первый взгляд это и незаметно. Думается, что ребенок отлично ориентируется в окружающей обстановке, определит привычные предметы и людей по картинкам и фотографиям. Но в конечном итоге ребенок 2-го года судьбы еще не имеет возможности достаточно совершенно верно определять свойства привычных предметов — их форму, цвет и величину, а сами предметы в большинстве случаев определит не по сочетанию, совокупности особенностей, а по отдельным, кидающимся в глаза показателям, видевшимся в прошлом опыте.

На всем протяжении раннего возраста восприятие ребенка делается более правильным и осмысленным по мере овладения новыми видами восприятия, разрешающими верно выделять свойства предметов и обучаться выяснять предметы по сочетанию этих особенностей. Такие действия складываются в освоении предметной деятельности, в особенности в овладении соотносящими и орудийными действиями. Многие из таких действий требуют подбора и их частей и совмещения предметов, однообразных либо подходящих друг к другу по форме, величине, цвету: при закрывании коробок крышками, при сборке матрёшек и пирамидок и т.д. Сперва дети делают эти действия в материальном замысле, позже от внешних ориентировочных действий они переходят к зрительному соотнесению. Формируется новый тип действий восприятия. Свойство одного предмета преобразовывается для ребенка в пример, мерку, которой он «измеряет» свойства вторых предметов. Величина одного кольца пирамидки делается меркой для других колец, протяженность палки — меркой для расстояния, форма отверстия в коробке — меркой для вкладывания в том направлении игрушек и т.д. Понемногу ребенок начинает делать предметные действия без предварительного приме-ривания, а лишь посредством зрительной ориентировки.

Знакомясь со особенностями различных предметов, ребенок накапливает запас представлений о них. Для появления представления нужны активные действия ребенка с этими предметами, исходя из этого принципиально важно, развивая предметные действия, предлагать ему предметы с явными и неявными различиями по величине, форме, цвету, пространственным соотношением подробностей. Изучения продемонстрировали, что ребенок третьего года судьбы способен усвоить представления о 5—6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 главных цветах, не смотря на то, что еще не хорошо именует их и не всегда различает различия и тонкие оттенки между ними.

При усвоении предметных действий, в большинстве случаев орудийных, в предметах выделяются самые общие и постоянные показатели, что ведет к формированию обобщений, получающих темперамент неспециализированных понятий. Этому содействует и большой прогресс в развитии речи.

В связи с происхождением игры ребенок приобретает стимул к формированию воображения, которое в раннем детстве носит воссоздающий темперамент. Ребенок может представить себе по рассказу взрослого, по картине вещи, события, действия. Оно появляется непроизвольно, без особого намерения, под влиянием интереса к окружающему миру и вызываемых им эмоций. В играх ребенок воспроизводит узнаваемые по опыту обстановки, не строя собственного плана. Создавая картинки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и лишь завершенный итог вызывает у него соответствующий образ.

На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, каковые считаются проявлением мышления — применение связи между предметами с целью достижения какой-либо цели (к примеру, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, дабы дотянуться его). Сперва подобные предположения появляются тогда, в то время, когда сообщение уже готова (предмет лежит на подушке) и ее возможно применять конкретно. После этого ребенок все шире применяет такие связи и начинает самостоятельно устанавливать отношения и новые связи. Это происходит в ходе освоения орудийных и соотносящих действий. Переход от применения существующих либо продемонстрированных взрослыми связей к их установлению — принципиальный момент в развитии мышления в раннем детстве.

На первых порах установление новых связей идет методом ошибок и проб. Это отлично заметно в экспериментальных задачах, в то время, когда детям предлагается дотянуться на большом растоянии расположенный предмет посредством орудия (палки либо пропущенной через предмет тесьмы) — видно, что по окончании последовательности проб ребенком выделяются те перемещения, каковые самый действенны. Кое-какие дети, достигнув результата, намерено возвращают предмет назад да и то приближают, то отодвигают его.

Большая часть задач для того чтобы типа дети решают при помощи внешних ориентировочных действий. Эти действия отличаются от тех, что являются основой действиям восприятия и направлены не на учёт и выявление внешних особенностей предметов, а на отыскание связей между действиями и предметами, дающих возможность взять определенный итог.

Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это — главный тип мышления в раннем детстве.

Внешние ориентировочные действия, как мы знаем, являются исходным пунктом для образования внутренних, психологических действий. И уже в пределах раннего детства у детей появляются мыслительные действия, делаемые без внешних проб, в уме. Ребенок легко переносит метод, отработанный в одной ситуации, в сходную обстановку (к примеру, палкой может дотянуться из-под дивана мяч и т.п.). В базе этого лежат пробы, проделанные в уме, в то время, когда ребенок действовал )je с настоящими предметами, а с их образами, представлениями о способах и предметах их потребления.

Мышление, в котором ответ задачи осуществляется при помощи внутренних действий с образами, именуется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью только ограниченный класс задач, более тяжёлые задачи или не решаются вовсе, или переводятся в наглядно-действенный замысел.

Одним из самых значительных приобретений ребенка делается знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок в первый раз начинает осознавать, что одни вещи и действия смогут употребляться для обозначения вторых, помогать их помощниками.

bowl


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: