Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

1. Учите ребенка осуществлять группировку предметов, т. е. классификацию.

Классификация «мальчик — девочка».Необходимо отыскать как возможно больше картин с изображением различных мальчиков и девочек. Наряду с этим девочки и мальчики должны быть в довольно спокойном состоянии, дабы их действия не отвлекали ребенка от ответа главной задачи данного упражнения. С одной стороны стола (либо на диване, ковре) положите картину с изображением мальчика, а с другой — с изображением девочки, после этого давайте ребенку по одной картине и предлагайте класть их в столбик под картину-пример: мальчиков — к мальчикам, а девочек — к девочкам. Попытайтесь отыскать картины, на которых девочки были бы не только в платьях, но и в штанах. Напоминаем, что при осуществлении классификации взрослый не показывает ребенку ни на какие конкретно внешние показатели, по которым необходимо разделять предметы на две категории: ребенок обязан сам выделить эти признакив ходе исполнения задания и в следствии исправления неточностей. При каждой неточности вы лишь перекладываете картину в необходимый столбик, говоря: «Так правильно(верно). Тут верно» и т.п.

В то время, когда ребенок будет верно классифицировать эти группы, дайте ему слова мальчик, девочка.

Классификация «приятели — дамы».Проводится равно как и прошлая. Слова тётя, дядя даются лишь по окончании того, как ребенок обучится осознавать отличие между изображениями, создавая классификацию.

2. Формирование элементарных математических представлений. Следующий ход овладения количественными отношениями — обучение ребенка соотносить предметы, пользуясь накладыванием и прикладываниемсначала в пределах двух, позже трех и т. д. предметов. По большому счету отечественная задача содержится в том, дабы ребенок обучился количественно сравнивать предметы, т. е. умел отвлекаться от конкретных особенностей предметов, от конкретного их размещения, умел бы пересчитывать их и, сопоставив числа, дать оценку размерам, выяснить, где предметов больше, где меньше, а где поровну.

Дальше предлагается два типа организации обучения. Первый тип — задания, каковые вы предлагаете ребенку, занимаясь каким-либо хозяйственным, домашним делом, т. е. бытовые обстановки, в которых находится время для обучающих действий. В большинстве случаев, и действия ребенок совершает с бытовыми, хозяйственными, специально для математических заданий не изготовленными предметами, и время для математических упражнений вы находите в бытовых дел.

Второйтип—это особые занятия, в то время, когда вы с ребенком занимаетесьименно данными упражнениями. Он, в большинстве случаев, осознаёт отличие между этими двумя типами занятий, тем более что во втором случае вы значительно чаще пользуетесь неестественными пред метами — палочками, фигурами и вторым дидактическим материалом.

Часть того либо иного типа организации в жизни вашего ребенка зависит от уровня интереса, показанного им при исполнении заданий. Оба типа обстановок должны быть вами освоены, потому, что ребенку принципиально важно в естественном, бытовом мире мочь видеть количественные отношения и оперировать ими. Но и достаточно «чистые» действия со особым материалом, предметами, весьма несложными по внешнему виду, вид которых как бы наталкивает ребенка функционировать с ними в некотором роде, так же нужны для полноценного усвоения количественных взаимоотношений.

Начинаете, как в любой момент, с элементарных действий, в этом случае это действия соотнесения — прикладывание и накладывание. С действием соотнесения, а более обширно — действием соответствия, ваш кроха уже давно знаком. Вправду, наряжаясь, ежедневно, он должен с вашей помощью, а позже и самостоятельно соотносить руки и рукава, ноги и туфли. Помогая вам накрывать на стол, соотносил блюдца и чашки, ставил для мамы либо папы громадной стул, а для себя мелкий. Само собой разумеется, ему не всегда все получалось сделать верно! но мы, и говорим о знакомстве;обучиться делать верно — это предстоящая задача. Вы предлагали ему особые игрушки (вкладки, «почтовый ящик», матрешки, пирамидки, вставки и др.) либо предметы (кастрюли с соответствующими крышками, баночки разнообразные с крышками и т. п.) и игрались вместе с ним.

Новое содержание (количественные отношения) требует нового выговора в ваших действиях. Делая что-то вместе с ребенком — разбирая сумку с продуктами, строя замок из кубиков, делая аппликацию, занимаясь уборкой и переставляя табуретки и стулья и т. д., вы объединяете в группу 2—3—5 предметов и просите сделать так же собственного ребенка (воздействие по примеру). Подбадривайте его. По большому счету все, что вы ни делаете, что ни рассказываете, делайте и рассказываете с явным интересом. На вашем лице ребенок обязан просматривать явное ожидание эйфории, ожидание чуда. По окончании того как он составит группу, вы с таинственным выражением лица («Посмотрим!») начинаете вместе с ним подносить по одному предмету из одной группы к одному из предметов второй группы, любой раз высказывая одобрение: так и без того, тут и тут, одинаково и т. д. После этого снова разъедините обе группы и снова повторите одобрение.

В следующий раз давайте уже больше возможности функционировать ребенку, впредь до независимого прикладывания предметов. На первых занятиях предметы не пересчитывайте.

В то время, когда, ребенок освоит процедуру, предлагайте ему соотносить не только однообразные предметы — три картошки и три картошки, две ложки и две ложки, но группы различных предметов (ложки и картошка; кусочки и картошка сахара, луковки; кубики и листы бумаги, стулья и т. п.). Приведем еще пара примеров.

Вы даете ребенку три палочки, кладете на стол один карандаш и помогаете подложить одну палочку. Убираете карандаш, а ребенок — палочку. Кладете на стол два карандаша на маленьком расстоянии один от другого. Ребенок обязан подложить к каждому карандашу по палочке. После этого вы кладете три карандаша, а он подкладывает три палочки.

Меняете игрушки. Ребенок приобретает трех мелких куколок. Вы ставите на стол два мелких домика и побуждаете его забрать сходу двух куколок, а после этого поставить их около домиков. Позже убираете домики, ставите лишь один домик, а ребенок ставит около него одну куклу. На этом первое занятие заканчивается.

На последующих занятиях используете автомобили и кубики, зверюшек и машины, елочки и грибы и т. п. Даете ребенку 3—4 предмета и учите брать в руки необходимое количество в пределах трех, а не подставлять их по одному.

Перед ребенком находятся какие-нибудь небольшие предметы, к примеру камешки. Вы поднимаете в руке один флажок — он обязан забрать один камешек. Позже вещи кладутся на стол. Вы поднимаете вверх два флажка — ребенок берет два камешка и т. д. (до трех). Эти занятия повторяются пара раз, исходя из этого для них нужно приготовить всевозможный дидактический материал — маленькие предметы.

В то время, когда ребенок обучится соотносить количества предметов в пределах трех, возможно познакомить его с цифрой 1 и словом один. На цифру и на слово он обязан показывать какой-нибудь один предмет либо поднимать один пальчик.

Вы показываете ребенку два предмета (к примеру, два гриба) — он показывает в ответ два пальца; знакомите с цифрой 2 и словом два. Определенное время (пара дней) учите ребенка различать числительные и данные цифры, применяя для этого самые предметы и разные ситуации.

Учите ребенка соотносить количество предметов с числом пальцев. Для этого необходимо отнестись к пальцам как к определенной группе предметов, каковые в любой момент при себе, и сделать из них несложный счетный инструмент. Сопоставляя, к примеру, три карандаша и три пальца, необходимо к каждому карандашу приложить один из трех пальцев правой (левой — для левшей) руки. Остальные пальцы покинуть сжатыми в кулачок либо прижатыми к ладошке. Позже нужно поднять либо отодвинуть руку, сохраняя позиции пальцев. На первых порах, в то время, когда ребенку тяжело держать и расставлять пальцы, нужно помогать и придерживать его пальчики, распрямляя одни и сгибая другие. Сейчас, в то время, когда у ребенка уже имеется называния чисел и небольшой опыт понимания, вы обводите расставленные пальчики совместно, говоря наряду с этим: «Три. Тут три,— обводите пальцы,— в этот самый момент три»,— и обводите карандаши.

Через некое время, в то время, когда для ребенка обращение к пальцам не будетказаться новизной, вы имеете возможность задать вопрос: «Где еще три? тут и Тут три,и вдобавок? Где?» Все время помогаете держать три пальца и показываете на них, повторяя: «Где такое? Три,— указание на пальцы.— Где еще?» С удивлением вы оглядываетесь, как бы разыскивая место, в котором также имеется три предмета. «Тут?» — показываете на группу каких-то предметов очевидно из большего количества. «Нет, тут довольно много»,— обводящее перемещение, подчеркивающее громадный количество. «Тут?» — показывая на три предмета, каковые уже сопоставлялись сначала с пальцами. Ребенок может подтвердить это, потому, что только что сопоставлял их. Обрадуйтесь, поднесите для проверки пальцы к предметам: «тут и Тут три». Под слова тут и тут обводите пальцы и группу предметов, под слово три внимание акцентируйте лишь на пальцах. И снова повторите вопрос: «И вдобавок где три?» Если вы заблаговременно знали, что зададите крохе данный вопрос, то у вас где-то должны быть расположены группы из трех предметов.

В случае, если ребенок еще не имеет возможности вычленить из всего многообразия окружающих его предметов соответствующую группу, нужно ограничивать то пространство, в котором он выбирает предметы. Раньше, задавая собственный вопрос, вы или по большому счету не делали обводящих перемещений по всему пространству, или к вопросу где? додавали еще вопрос: «Тут? Тут? Либо тут?», показывая на различные места помещения. Сейчас вы имеете возможность, развернув малыша в сторону, где находятся эти предметы, задать вопрос: «Где три? Тут имеется?» Если он снова не заметил группы, нужно жестом обвести место, где находится несколько, но так, дабы жест захватывал и второй предмет.

Ребенок в любой момент обязан выбирать из вероятных вариантов — так как лишь тогда мы можем развить его активность и самостоятельность. Последним шагом будет совместное воздействие, то есть: вы берете ручку малыша и начинаете прикасаться ею к предметам: «Тут три имеется?» — побуждая его проговаривать вместе с вами; делаете отрицательный жест и рассказываете: «Нет». То же самое повторяете еще и еще раз. Наконец рукой ребенка прикасаетесь к группе из трех предметов: «Тут имеется три? Где три?» Как и раньше, сопоставляете три пальчика с предметами и убеждаетесь в соответствии: «Тут три, тут три, в том месте три». Любой раз показываете на три предмета либо три пальца.

Учите ребенка осуществлять пересчет предметов в пределе 3—5 с называнием итогового числа. Ваш кроха уже привык к количественным оценкам предметов, то есть — он осознаёт ваши высказывания один, два, три, довольно много. Более того, он уже может сам разобраться, где один, а где довольно много, допустимо (в зависимости от темпов развития речи и слухового восприятия), уже сам пробует обозначать эти группы словом, подражая вам либо отражая вашу обращение. Может уже соотносить свои пальцы и предметы.

Сейчас, в то время, когда ребенок прикладывает собственные пальчики к предметам, вы оречевляете эти действия, последовательноназывая: один, два, три. Побуждаете и его произносить вместе с вами. Само собой разумеется, вы повторяете данный последовательность чисел, смотря за четким совпадением произнесения и действия. Итоговое число необходимо непременно повторить еще раз, тем самым выделить его. И самое основное — при назывании итогового числа жестом, охватывающим всю группу предметов, подчеркиваете и направляете внимание ребенка ко всей группе либо сдвигаете все предметы совместно, делаете из них группу, т. е. относите итоговое число ко всей группе предметов.

Данный момент крайне важен для верного и полноценного формирования представления у ребенка о количестве. В действии пересчета предметов нереально развести представление о числе как о порядковом номере и представление о нем как о количестве. Порядокдержится на указании разных мест в определенной последовательности предметов, т. е. последовательное прикосновение к одному предмету, к второму, третьему.

Количество,обозначаемое соответствующим числом, держится на отнесении последнего итогового числа ко всему множеству предметов. Предположим, вы на глазах у ребенка последовательно добываете из шкафа ложки и пересчитываете их. Руки у вас громадные, и вы имеете возможность удержать все ложки (2—4) в одной руке. Число четыре вы рассказываете, показывая зажатые в руке ложки. В то время, когда это делает ребенок, что не имеет возможности удержать ложки в руке, он кладет их на стол. Сопряженно проговаривать слово один возможно и в то время, когда ребенок берет ложку из шкафа, и в то время, когда он ее уже положил на стол. Но слова два, три и т. д. необходимо произносить лишь в то время, когда очередная ложка уже лежит на столе. Нужно охватить все предметы одной либо двумя руками. На первых занятиях лучше класть ложку на ложку либо по большому счету предмет на предмет.

Еще одной обычной обстановкой пересчета есть касание рукой предметов, уже каким-то образом расположенных, к примеру игрушек в игровом уголке. Тогда под произнесение слова один ребенок касается игрушки, под слово два касается второй игрушки и пододвигает ее к первой либо в один момент двумя руками охватывает их (в случае, если игрушки громадные). Три — прикасаясь к игрушке, ребенок берет и относит ее к двум вторым. Двумя руками охватывает уже три игрушки и т. д.

Дальше, в то время, когда вам уже думается, что ребенок отлично пересчитывает предметы, все равно просите его иногда показывать все количество. В случае, если этого не делать, то у ребенка скоро закрепляется такое представление, при котором результат пересчета — определение количества предметов — будет соотноситься лишь с одним, последним. На вопрос «Продемонстрируй, сколько?» ребенок будет показывать на последний предмет, произнося итоговое число.

Представление о номере, о порядке чисел в последовательности в будущем разовьется в умение осуществлять порядковый счет: первый, второй, третий и т. д. Но это случится нескоро, и форсировать данный процесс (заниматься одновременно и порядковым счетом, и количественными отношениями) на данный момент запрещено. Не считая путаницы в голове у ребенка ничего не случится. Он просто не сможет создавать элементарные счетные операции.

Напоминаем, что приблизительно так же поступают, в то время, когда желают научить ребенка не путаться в собственных руках, а совершенно верно и четко знать, где правая рука и где левая. Сперва продолжительное время именуют лишь одну правую руку (для левшей — левую), как бы забывая об имени второй руки. Лишь в то время, когда ребенок четко и точно идентифицирует наименование и саму руку, начинают использовать наименование левой (соответственно для левшей — наименование правой) руки.

В обрисованную обстановку возможно кроме этого вводить наровне с называнием цифры и чисел, написанные на отдельных карточках. В один момент с указанием на предметы либо действиями с произнесением и предметами числа вы показываете ребенку карточку с цифрой. Подобно работе с табличкой трудитесь с цифрами. В то время, когда знакомите ребенка с цифрами, вы, само собой разумеется, произносите и используем их заглавия. В то время, когда же желаете, дабы ребенок выполнил какое-то задание по цифрам, то предъявляете цифру на карточке и наряду с этим молчите. К примеру, показывая цифру 4, вы просите ребенка поло жить столько (указание на карточку) ложек либо кубиков.

Учите ребенка обозначать количество предметов цифрами и словами. Он уже может соотносить количество предметов с числом пальцев (В-пределах трех). Обучая этому ребенка, вы все время пользовались в собственной речи числительными и именовали числа, говоря о предметах либо на пальцы. И само собой разумеется, побуждали вашего малыша проговаривать слова вместе с вами. Сейчас возможно попытаться, дабы он сам постарался сказать наименование числа. Для этого нужно в той же самой ситуации соотнесения повести себя мало в противном случае. Предположим, вы печете печенье, а дочь (сын) с радостью вам оказывает помощь. Уже все приготовлено, нужно укладывать печенье на противень. Вы положили в один последовательность три кружочка и просите у ребенка: «Дай печенье. Вот ко мне». В то время, когда он положит соответственно еще три кружочка, сообщите: «Тут три в этот самый момент три».

Позже повторите эту же фразу, но лишь с вопросительным выражением и паузой лица: «Тут…?» Ваше лицо должно высказывать ожидание продолжения, вернее, окончания фразы. В случае, если ребенок не осознаёт, что вы от него желаете (а он может не осознать вас, поскольку вы только что побуждали его и говорили с ним, а сейчас замолчали), необходимо вместе с ним проговорить обстановку, действуя с предметами (печенье в нашем случае): «Тут три в этот самый момент…» Ребенок, осознавая действие-указание на группу предметов и зная по прошлому опыту, что воздействие в любой момент оречевлялось, продолжит фразу: «Три».

Любое звучание, любое с вашей точки зрения неправильно сказанное слово три вы должны одобрить и похвалить — ребенок осознал, что вы желали от него, и отправился вам навстречу, отозвался словом, конкретно за это вы должны его похвалить и обрадоваться появившемуся согласию. Чтобы и произносительная сторона оформлялась так, как необходимо, т. е. дабы вы были уверены, что кроха произносит конкретно три, по окончании его независимого произнесения вместе с ним скажите еще раз три. Так, вы побуждаете ребенка именовать слова в соответствующей обстановке. Повторение подобных заданий приучит его к обозначению количества словами.

Возможно попытаться второй вариант. Вы намерено готовите для этого занятия четыре однообразных круга из мягкого картона, два карандаша, легкую маленькую коробку (без крышки) и пластилин.Сперва перед вами два круга и один карандаш (другие два круга и карандаш лежат в стороне, чем-нибудь прикрытые). Поднимая в один момент два круга (либо пододвинув в один момент к ребенку), ВЫ именуете: «Два». Он говорит вместе с вами. То же самое повторяетес карандашом: «Один». Позже обращаетесь ко второй группе предметов, открываете салфетку. «Тут какое количество?» — говорите о кругах и побуждаете ребенка забрать сходу два круга одной рукой. Если он молчит, то рассказываете: «В том месте два». Сейчас, само собой разумеется, лучше карандаши отодвинуть либо закрыть, дабы в поле зрения ребенка попали лишь круги. «А тут? какое количество?» Каждая кроме того весьма робкая, незаметная попытка ребенка что-то сделать в ответ на ваш опрос делается для вас знаком к совместному действию. Похвалив его (не обязательно словом), вы совместно проговариваете слово два, касаясь руками предметов либо забрав их в руку. Вы пара раз повторяете слово, меняя сопряженное проговаривание с независимым произнесением слова ребенком. То же самое во второй развы проделываете с карандашом, проговаривая слово один. Сейчас перед вами в стороне друг от друга две однообразные группы предметов.

В принципе занятие по математике кончилось, но если вы станете заниматься с ребенком лишь математикой и завершать занятие сейчас, то весьма не так долго осталось ждать ему станет неинтересно. И будьте уверены, что ваш ребенок не «полюбит» математику, и она ему станет тяжела. Подготавливаясь к математическим занятиям (как и к любым вторым), вы должны быть озабочены вопросом: а какой суть для ребенка воображают та ситуация и те предметы, каковые вы ему предлагаете?

В этом случае вы не напрасно приготовили коробку. Насадив два круга на карандаш, вы взяли колеса и, прикрепив пластилином коробку к карандашам-осям, взяли машину (тележку), которая сослужит работу при уборке рабочего места. Не следует растолковывать, что собираете машину вместе с ребенком.

Обрисованным методом вы учите ребенка обозначать количество предметов цифрой. В будущем учите ребенка различать цифры и числительные. Учите выделять один, два, три предмета из группы ПО примеру и по количеству пальцев.

Функционировать по примеру ваш ребенок может. Нужно лишь при работе с числом иметь в виду громадное разнообразие предлагаемых обстановок, заданий, игр. Необходимо четко себе воображать, с чем работаетребенок, и что за пример вы ему предъявляете. К примеру, у ребенка довольно много однородных предметов, и у вас довольно много таких же предметов. На глазах у него выбираете из комплекта кубиков три и просите его сделать так же, т. е. также осуществить выбор трех кубиков из комплекта. У вас уже не будет довольно много предметов, а лишь Пример (три кубика), но у ребенка остается громадной комплект предметов (довольно много кубиков). Вы предъявляете тот же пример (три кубика),но кроха пользуется уже вторыми предметами (счетный материал— елочки, грибки, уточки и др.). Поменяйте пример: он состоит не из однородных предметов, а из разных (карандаш, кубик, ложка), а у ребенка однородные предметы (кубики); у вас комплект разнородных предметов (зайка, кубик, машина), и у ребенка комплект разнородных предметов (мозаика, карандаш, мяч и пара вторых игрушек); у вас комплект из разнородных предметов, но объединенных какой-либо обстановкой (кукла, стол, стул либо кровать, одеяло, подушка и т. д.) — у ребенка смогут быть сперва однородные предметы (кубики), а позже разнородные.

Все названные варианты, само собой разумеется, предлагаете несколько раз и не два, а столько, сколько вашему ребенку нужно. Не спешите переходить к следующим заданиям, лучше постарайтесь придумать еще варианты уже сделанного. Тем самым вы станете развивать не только математические представления, но и воображение, и фантазию у ребенка. Помните изменяться местами, т. е. ребенок задает вам пример, а вы действуете по нему.

Возможно предложить (детям постарше) пример, нарисованный на картине (5 шишек, 10 рыбок и т. п.), а у ребенка смогут быть как предметы (и разнородные, и однородные), так и картины с изображением тех же самых предметов (шишки, рыбки) или других (птицы, листья и др.).

Следующее усложнение (а его возможно предложить и месяца через два, и через полгода — все зависит от темпов развития ребенка) содержится в том, что перед ребенком нет предметов, и он должен приносить их вам. На вашу просьбу «Дай вот столько» кроха, не имея перед собой предметов для выбора, должен их искать либо брать попавшиеся под руку. Так, вы контролируете, может ли ваш ребенок удерживать в задании количественные отношения. Побудить его возможно и словом дай, отлично привычным, и своим удивлением по поводу того, что вот тут имеется предметы, а тут нет.

Правильность исполнения действия ребенка контролируете непременно вместе с ребенком — действием накладывания и прикладывания. При неудачах малыша ни за что не огорчайтесь, пускай у вас будет настроение «в следующий раз окажется». Вы имеете возможность мало «огорчиться» либо яснее высказать удивление по поводу результата: вправду, тут имеется, а тут нет. Констатировав это, вы побуждаете ребенка что-нибудь сделать: «Тут нет! Как быть?» Непременно дождитесь, в то время, когда он выполнит воздействие до конца и спросите: «Все? Отлично! Давай посмотрим!» Выясните вместе с ним, что оказалось.

Помните о смысле действий, которым вы обучаете ребенка, для него самого. Для чего он сопоставляет два комплекта предметов, какой суть объединять предметы? Формирование большого уровня представлений о количественных отношениях в предметном мире (вычислять, что для постройки двухэтажного дома пригодится 8 блоков, а для восьмиэтажного необходимо 32 блока) зависит от того опыта, что получает ребенок в количественных отношениях, насыщенных бытовым, родным ему содержанием. Исходя из этого вычленил ребенок из комплекта кубиков три — выстройте с ним дома, а из выбранных кубиков сделайте к ним крыши. Выбрал две автомобили — пошлите их в гараж, выстроенный из вашего строительного комплекта, забранного как пример, либо перевезите на них бывший пример, либо попытайтесь бережно проехать через ворота, сделанные из карандашей, бывших примером. Трудитесь с камешками, мозаикой, орехами и др.— делайте узоры из них, подчеркивайте ритм узора и рукой, и словами. Трудитесь со счетным материалом — придумывайте сюжеты, не опасайтесь завлекать другие материалы. Дали в руки ребёнка уточек — нарисуйте на листе бумаги озеро и разрешите войти их в том направлении плавать.

Сейчас вы имеете возможность при эргономичном случае именовать количество предметов, в один момент побуждая и ребенка произносить числительное.

Подобным образом учите ребенка выделять один, два, три предмета по количеству пальцев, по слову, по цифре. Взрослый показывает два либо три пальца — ребенок показывает в ответ пальцы, Вы просите: «Дай», он дает два предмета. Определенное время (пара дней) вы учите ребенка различать числительные и данные цифры, применяя для этого самые предметы и разные ситуации.

В то время, когда ребенок будет ориентироваться в заглавиях чисел, цифр, возможно ввести вопрос какое количество? Раньше вы говорили: вот так, тут и пи/т и т. п., сообразуясь с уровнем ребенка. Сейчас используете слово какое количество? Вам нужно научить ребенка осознавать вопрос какое количество?, учить при ответе на вопрос поднимать соответствующее количество пальцев, предметов, предъявлять табличку с числительным, цифрой, сопровождая показ независимым проговариванием либо чтением соответствующей таблички.

Вопрос какое количество? помещается в наборное полотно, а под ним вставляются картины с изображениями одного, двух (со временем трех, четырех и т. д.) предметов и словом внизу: цифра либо числительное относится ко всей группе предметов, а не к одному предмету — последнему! Часто дети допускают конкретно такую неточность, исходя из этого старайтесь избежать ее в начале работы.

Так, познакомьте ребенка с числительными и цифрами и пределах пяти: 1, 2, 3, 4, 5; один, два, три, четыре, пять. Ребенок обязан мочь вычислять по порядку до пяти, мочь расставлять по порядку цифры и раскладывать числительные (на табличках): один, два, три и т. д.

Учите ребенка пониманию состава числа. Положите три палочки и в пространстве так, дабы они занимали различное положение (рис. 28).

Любой раз, положив палочки в некотором роде, задаёте вопросы, сколько их (по табличке и устно). Ребенок обязан продемонстрировать данное количество на пальчиках одной руки и отыскать нужную цифру либо числительное. Часто дети откладывают количество на пальцах обеих рук в соответствии с тем, как лежат предметы впространстве: один палец на правой руке и два пальца на левой, и напротив. В этом случае непременно соедините пальчики совместно и продемонстрируйте, чтонужно отложить число предметов лишь на одной рук.

Рис. 28 Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Такуюработу необходимо проводить с различными предметами в пределах пяти. Не торопитесь с этим видом работы, отводите ему мало времени в течение занятий. Для занятий возможно брать грибки, мелкие пластмассовые уточки, карандаши, мозаику, орехи и др. Располагайте эти предметы по-различному.

На одном занятии возможно сделать 2—3 таких примера.

Ответ наглядных задач.Вы берете коробку, открываете ее и показываете ребенку, что она безлюдна. Позже поднимаете одну палочку, задаёте вопросы: «какое количество?» Ребенок показывает один палец и говорит: «Один» (как может). Вы прячете палочку в коробку и закрываете ее. После этого берете другую палочку, снова показываете и опять задаёте вопросы: «какое количество?» Ребенок снова показывает один палец и произносит слово. Вы задаёте вопросы: «какое количество в том месте?» — показывая на коробку и высказывая всем своим видом вопрос. Ребенок обязан продемонстрировать два пальчика (два). По окончании ответа непременно открываете коробку и показываете ему, сколько палочек в коробке, т. е. контролируете ответ.

Позднее ребенок может отвечать, пользуясь цифрами, лежащими перед ним, либо словами один, два и т. п. (числительными).

Такие наглядные задачи в пределах пяти вы решаете сперва на сложение, а позже на вычитание. Сначала отнимайте и додавайте лишь по единице. Только, по окончании того как ребенок обучится складывать и отнимать по единице, начинайте прибавлять по два предмета, а после этого по три и т. д.

Учтите, что мы говорим конкретно о наглядных задачах без записей в виде примера с минусами и плюсами!

Методика визуализации и образного мышления \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: