Словесные методы обучения природоведению

Слово преподавателя постоянно имеет основополагающее значение и играется ведущую роль в учебно-воспитательной работе. Опытная обращение преподавателя делает функции организационные, познавательные, воспитательные и развивающие. Словесные способы включают в себя не только речь и слово преподавателя, но речь и слово школьника, исходя из этого они тесно взаимосвязаны между собой. К примеру, беседа — это диалог преподавателя с обучающимися. Рассказ возможно как учителя, так и обучающегося. Словесные способы используются с целью развития познавательной активности и логического мышления усвоения и школьников ими готовой информации, излагаемой преподавателем. При помощи слова создаются и реализуются проблемные обстановки на уроках.

Словесные способы используются тогда, в то время, когда нужно обрисовать словом картину либо процесс и наряду с этим вызвать у детей причастности и чувство сопереживания к сюжету, в то время, когда на уроке либо второй форме занятий мало времени, а нужно изложить громадный количество материала на большом научном уровне, в то время, когда нельзя применять практические и наглядные способы по каким-либо объективным обстоятельствам. При подготовке к уроку преподаватель отбирает необходимый ему материал и определяет, как при помощи слова донести его содержание до обучающихся, что’нужно применить, дабы обеспечить внимательное слушание.

Словесные способы имеют собственные хорошие и отрицательные стороны.

Живое, образное, эмоциональное и яркое слово преподавателя легко нужно и незаменимо для изучения природоведения. В ходе практической работы либо при применении демонстрационных способов усвоение знаний возможно неполным, обучающиеся смогут запомнить неглавные моменты из изучаемого материала — посредством слова преподаватель может скорректировать и направить внимание детей.

Главной сложностью при применении словесных способов есть организация обучающихся. Внимание детей I—IV классов самый действенно в течение 3—5 мин, а после этого оно ослабевает и понемногу рассеивается. Исходя из этого направляться заблаговременно готовить к уроку соответствующие наглядные пособия и продумывать методические приемы, активизирующие познавательные возможности обучающихся.

К примеру, на уроке в IV классе по теме «ее свойства и Вода» преподаватель посредством беседы подводит обучающихся к проведению опытов. По окончании определения задач урока ставятся следующие вопросы: имеет ли вода вкус? Как изменяется вкус воды, в случае, если положить в нее сахар? соль? Все ли вещества растворяются в воде? Для ответа на последний вопрос нужно совершить испытания, выясняющие, что вода — растворитель и что в воде растворяются не все вещества. Умелым методом обучающиеся обосновывают свойства воды как растворителя (в воде вольно растворяются соль и сахар), при их растворении не изменяется цвет воды. При погружении в воду вторых веществ (уголь, песок, мел) растворения не происходит. Появляется проблемная обстановка. Преподаватель методом проблемного изложения знаний подводит обучающихся к ответу.

Беседа — это способ обучения, воображающий собой, диалог преподавателя и обучающихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по шепетильно продуманному замыслу.

Беседа в обучении младших школьников используется весьма обширно. Руководящая и направляющая роль в беседе в собственности преподавателю. Применяя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления школьников, преподаватель реализует задачи. К примеру, постановка соответствующего вопроса перед обучающимися заставляет их задуматься, осмыслить материал, в мыслях отобрать необходимое и подготовить ответ; в случае, если наряду с этим демонстрируются наглядные пособия, то их нужно разглядеть, проанализировать и в них отыскать ответ на поставленный вопрос.

Беседа — самый трудный среди словесных способов, исходя из этого преподавателю нужно к ней шепетильно и всесторонне подготавливаться. Главным условием с целью проведения беседы есть наличие определенных знаний у школьников. Знания смогут быть отрывочными и поверхностными; значительно чаще это знания за прошлый класс, из прошлой темы либо знания, полученные из вторых источников: книг, кино, экскурсий, рассказа своих родителей и т. д. Эту неоформленную, еще не осмысленную данные нужно привести в совокупность, выделить из нее основное для создания природоведческих понятий.

Значительно чаще беседы проводятся по ранее изученному материалу. Главная цель таковой беседы — систематизация и закрепление знаний. На более большой познавательный уровень беседа встанет тогда, в то время, когда на вопрос преподавателя обучающиеся будут отвечать не просто, отыскав в памяти им известное, а, продемонстрировав новые связи между процессами и объектами, преподнесут эти знания на совсем новом уровне. При проведении таковой беседы преподаватель ставит перед школьниками проблемные вопросы, требующие от них исполнения мыслительных операций: сравнения, сопоставления, применения имеющихся знаний, связи их с новыми.

Особенность беседы как способа содержится в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание обучающихся иногда переключается. В ходе для того чтобы живого активного общения преподавателя с обучающимися он может сразу же приобретать обратную данные.

Беседа как способ обучения имеет и собственные недочёты. Вопросно-ответная форма изучения дает дробные знания. Верно поставленный вопрос преподавателя требует, дабы обучающийся отвечал не одной фразой, а давал развернутый ответ. В случае, если для того чтобы ответа нет, то у школьников не вырабатывается умение излагать мысли связно, последовательно, логично и, следовательно, не формируются целостные предметные знания.

Исходя из этого беседу направляться строить в соответствии с определенными педагогическими требованиями. Главным требованием к беседе есть тщательная подготовка вопросов. Их направляться ставить так, дабы они будили идея обучающихся, заставляли задуматься, как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, что позовёт у школьников интерес. Вопросы для обучающихся начальных классов должны быть конкретными, четкими, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, растолковывать и раскрывать практическое значение изучаемого материала.

Одним из наиболее значимых педагогических требований, предъявляемых к беседе, есть соблюдение правил постановки вопросов. Вопрос задается всему классу, после этого преподаватель делает паузу, сосредоточивает внимание школьников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ученика. Очевидно, далеко не всегда преподаватель приобретает полный ответ, исходя из этого.для дополнения преподаватель вызывает вторых обучающихся. В случае, если же появляются трудности, то направляться переформулировать вопрос либо поделить его на более частные.

В 1—II классах ставятся по большей части краткие и простые вопросы; исходя из этого проводятся беседы о том, что дети видели и делали сами. В III—IV классах вопросы к беседам формулируются так, дабы школьники отвечали не одной фразой, а имели возможность выстроить краткий рассказ либо дать подробное объяснение. Исходя из этого направляться ставить вопросы, раскрывающие причинно-следственные связи явления на примере одного либо нескольких живых их взаимосвязи и организмов со средой, вопросы, требующие рассказа о строении либо устройстве устройств, оборудования и т. д. При подготовке вопросов к беседе направляться учитывать, как будет обеспечиваться логическая сообщение с содержанием учебного материала. Любой последующий вопрос обязан понемногу раскрывать поставленные преподавателем цели урока. В беседе обучающиеся приобретают новые знания, вопросы беседы должны быть направлены на «открытия». Такие беседы именуются эвристическими и поисковыми.

Последовательное раскрытие содержания в беседе продемонстрировано на примере урока в IV классе «Режим отдыха и труда». Преподаватель задает детям следующие вопросы: в какое время утром подъем? Для чего нужна утренняя гимнастика? В какое время ланч? В какое время направляться идти в школу? В какое время проводится подготовка к урокам? По какой причине нужно менять отдых и труд? умственный труд с физическим? После этого требует обосновать ответы на примере собственного режима дня и с учетом изюминок строения людской организма. По окончании беседы проводится предстоящее изучение материала о значении режима дня, о правилах гигиены как ответственном условии сохранения здоровья человека.

По дидактическим целям беседы бывают вводные (при изучении новых знаний) и обобщающие. По источнику знаний — беседы на базе наблюдений, лабораторного либо демонстрационного опыта, выполненной практической работы, прочтённой статьи, просмотренного фильма (диафильма), по иллюстрациям книжки, по картине и др.

_ Вводные беседы проводятся в начале учебного года, в начале темы; в ходе таких вводных бесед преподаватель восстанавливает в памяти школьников имеющиеся знания и начинает изучение нового материала. При помощи вводных бесед направляться актуализировать опорные знания, купленные получающими образование Других классах и предыдущих темах, и систематизировать и конкретизировать знания, полученные самостоятельно в ходе предварительно совершённых наблюдений,, и на данной базе подготовить школьников, к активному восприятию нового материала. В таких беседах кроме этого проводится разбор главного содержания материала, что будет изучаться потом вторыми способами.

Примером вводной беседы может служить первый урок природоведения в III классе. Тема урока «Что такое природа?». Урок начинается беседой по подведению итогов летних наблюдений, после этого обучающихся готовят к проведению наблюдений в природе и ставят главные задачи по курсу природоведения. В ходе беседы узнается, какие конкретно наблюдения были совершены летом, какие конкретно результаты наблюдений взяты, чем отличаются замечаемые растения летом и в осеннюю пору, какие конкретно показатели погоды свойственны для осени, что относится к неживой природе, что, относится к живой природе. Так обучающиеся подводятся к понятию терминов «природоведение» и «природа».

Перед изучением нового материала в III—IV классах на базе имеющихся знаний проводятся беседы, основанные на итогах фенологических наблюдений либо наблюдений, совершённых на протяжении экскурсий. Так, к примеру, в III классе предусмотрена весенняя экскурсия в лес для наблюдения за трансформациями в животных и жизни растений. По окончании ее проведения выясняются следующие моменты: чем характеризуется весна? Какие конкретно показатели ранней весны вы замечали на протяжении экскурсии? Какие конкретно показатели ранней весны записаны в «Ежедневнике наблюдений»? Чем характеризуется погода весной? Какие конкретно растения вы встретили на экскурсии? Какие конкретно вы понимаете раннецветущие растения? Какие конкретно животные показались весной?

И т. д.

Обобщающая беседа проводится в конце темы, курса, а
кроме этого при. подведении итогов урока. Целью таковой беседы яв
ляется систематизация имеющихся знаний, установление свя
зей ранее изученного материала с тем, что предстоит
изучать.

При проведении обобщающей беседы крайне важно выделить главные природоведческие понятия, выяснить их содержание и распознать, как усвоены эти понятия школьниками. Вместе с тем нужно продемонстрировать связь между явлениями и предметами и на данной базе подвести к обобщениям и самостоятельным выводам.

Примером обобщающих бесед смогут быть беседы на последнем уроке по теме, беседы по «Ежедневнику наблюдений», по сезонным трансформациям в природе и т. д. Пример обобщающей беседы в III классе по теме «Осенние трансформации в природе» — итоги наблюдений в сентябре. На протяжении беседы преподаватель задает обучающимся следующие вопросы: чем характеризуется погода в сентябре? В то время, когда начали желтеть и опадать листья’?’ Какие конкретно животные виделись в сентябре? Какие конкретно птицы улетели в утепленные края? Какие конкретно работы проводились в сентябре на полях?

на огородах? в садах? Какой был самый теплый сутки в сен-*1 тябре? какой Самый холодный? И т. д.

В содержание обобщающей беседы возможно включить вопросы, требующие сравнительных черт, и вопросы, показывающие связь неживой и живой природы. Это разрешит не только обобщить полученные знания о наблюдениях, но и установить причинно-следственные связи и на их базе продемонстрировать связи процессов в природе.

По методу мышления беседы бывают индуктивные и дедуктивные. При индуктивном построении беседы преподаватель ставит перед обучающимися частные взаимосвязанные между собой вопросы. Используется индуктивная беседа в тех случаях, в то время, когда в содержание входит фактический материал, что раскрывается в конце беседы. Постепенное усвоение материала ведет к получению новых знаний. К примеру, индуктивная беседа возможно совершена на протяжении урока, экскурсии в IV классе по теме «Ознакомление с формами земной поверхности». Предварительно в классе проводится урок, на котором обучающиеся знакомятся с горизонтальной и вертикальной поверхностями, с понятиями «пологий наклон», «крутой наклон». На экскурсии обучающиеся останавливаются на бугре, имеющем крутой наклон. Преподаватель задает следующие вопросы: какая местность окружает нас? Отыщите линию горизонта. Продемонстрируйте, где ровная поверхность, где наклонная. Объясните, что такое бугор, что такое обрыв. Чем отличаются обрыва поверхности и точки холма? И подводя итог беседы обучающиеся подводятся к выводу о формах земной поверхности.

Дедуктивная беседа основывается на имеющихся у обучающихся знаниях. В ходе дедуктивной беседы сначала дают неспециализированные определения, каковые Должны быть осмыслены на базе опорных знаний, а после этого из них вычленяют более частные определения. Дедуктивная беседа содействует интенсификации усвоения знаний, и активизирует абстрактное мышление школьников.

По природоведению дедуктивные беседы значительно чаще проводятся на’обобщающих и итоговых уроках, на предметных уроках по анализу результатов фенологических опытов и наблюдений.

Дедуктивную беседу возможно применить на уроке «Охрана животных и растений собственной местности» в IV классе. Урок по охране природы проводится в конце темы; ему предшествовали уроки по изучению нужных ископаемых, водоемов, земли. Обучающиеся уже привычны с мероприятиями по их охране. В III классе — по окончании проведения уроков по выращиванию человеком растений и разведению животных и др. На этих: уроках употребляются опорные знания из прошлых тем знания1 и курса природоведения, полученные в ходе внеурочной и внеклассной работы. В начале урока преподаватель формулирует перед обучающимися

познавательную задачу: он говорит о том, какими громадными достатками располагает природа. Это и нужные ископаемые, находящиеся в недрах почвы, озер, и животные и разнообразные растения, без которых неосуществима жизнь человека. Все эти природные достатки являются достоянием всего народа — их нужно разумно применять и защищать. После этого перед обучающимися ставятся следующие вопросы: что вы осознаёте под природными достатками? Приведите примеры, как человек применяет животных и растения в народном хозяйстве. Какие конкретно вам известны нужные ископаемые собственной местности? Как изменяется природа под влиянием человека? Какие конкретно водоемы находятся в районе? Что делают чтобы вода в водоемах была чистой? животные местности и Какие растения подлежат охране? По какой причине нужно защищать дикие растения и животных? Какую работу выполняют школьники по охране

природы?

Так с , помощью вопросов последовательно раскрываются

задачи урока.

Потом с целью обобщения и систематизации знаний преподаватель ставит вопрос: какое значение имеет Красная книга? — и по окончании беседы подводит итоги. Наряду с этим обращает внимание обучающихся на правительственные документы и партийные по охране природы и говорит о необходимости практического участия каждого в ответе данной серьёзной неприятности.

При проведении дедуктивных бесед нужно научить обучающихся делать сравнительный анализ процессов и явлений природы на базе имеющихся фактических знаний и подводить их к независимым выводам.

Все виды бесед связаны с практическими и наглядными способами обучения. Так, к примеру, по окончании совершённых опытов и наблюдений на протяжении беседы узнается, как глубоко школьники осмыслили и верно осознали то, что замечали; смогут ли поведать движение опыта, растолковать, по какой причине взяли такие результаты и где их возможно применять в предстоящей учебной и практической работе.

Перед демонстрацией фильма обучающиеся приобретают задание, на что обратить внимание при его просмотре. После этого в ходе беседы узнается, усвоены ли главные вопросы содержания. Беседа используется чаще вторых словесных способов

обучения.

Рассказ — это последовательное повествовательное изложение учебной информации. Посредством рассказа преподаватель методом логического раскрытия главного содержания материала, выделения в нем основных понятий, применения методических приемов, таких, как сравнение, демонстрация объектов, иллюстрация примерами, работа с картинками и др., информирует обучающимся определенные знания. Для поддержания эмоционального настроя, внимания: и повышения активности школьников преподаватель при изложении главной информации приводит образные примеры из разных источников.

Рассказ используется в том случае, если материал малоизвестен. Это возможно описание объектов, устройство приборов и принцип работы, развития природы и характеристика взаимосвязей. В ходе рассказа о сезонных трансформациях в природе преподаватель показывает, как они связаны с большим трудом человека, наряду с этим демонстрирует картины «Труд человека в разные времена года». Рассказ возможно применять при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, на протяжении проведения экскурсии и т. д. Школьный рассказ имеет неспециализированные черты с художественным произведением. Его последовательность построения и образные характеристики во многом совпадают. В учебном рассказе кроме этого имеется завязка, развязка и кульминационный момент. При применении рассказа преподаватель методом ясного и дешёвого изложения получает, дабы обучающиеся осознавали основное, имели возможность из него выделить последовательность частных вопросов, подробностей, составляющих сюжет рассказа.

Рассказ должен быть научно выдержан, понятен детей определенного возраста, В рассказе преподавателя смогут быть дополнения к содержанию книжки. В ходе рассказа преподаватель не только комментирует главные положения статьи, но и дополняет ее новым содержанием.

В рассказ время от времени вводятся отрывки из поэтов и произведений писателей, и употребляются наглядные пособия, к примеру репродукции картин живописцев, демонстрируются фрагменты учебных фильмов, результаты наблюдений и опытов.

В книжках природоведения имеется статьи с громадным количеством материала, к примеру: «Хвойные и кустарники и лиственные деревья зимний период» (III класс), «Наиболее значимые нужные ископаемые, их свойства» (IV класс). При подготовке к рассказу по этим темам преподаватель определяет главное содержание статьи, разделяет статью на отдельные смысловые части, продумывает приемы донесения главного содержания обучающимся. На протяжении рассказа демонстрируются наглядные пособия, проводится работа по картинкам из книги и т. д.

Рассказ преподавателя требует внимания, сосредоточения мыслей обучающихся; исходя из этого одним из наиболее значимых требований, предъявляемых к рассказу, есть тщательная подготовка со стороны преподавателя. Обращение преподавателя должна быть четкая, броская, эмоциональная.

В ходе рассказа преподаватель может поставить вопрос перед классом, сосредоточить внимание школьников на наглядных пособиях в тот момент, в то время, когда о них идет обращение На протяжении рассказа преподаватель голосом, интонацией подчеркивает и выделяет главные моменты, формулирует главные понятия.

В познавательном отношении рассказ как способ активно используется, в силу того, что он самый экономичен: за маленькое время преподаватель может дать существенно, громадную данные если сравнивать с беседой. Он доносит эти сведенья на соответствующем научном уровне, увлекательно, эмоционально. К. Д. Ушинский писал, что «…педагогический рассказ не только обязан различаться занимательностью, как каждый второй, но заключить в себя еще чисто педагогические качества: он должен быть таков, дабы имел возможность легко запечатлеться в голове детей, дабы, дослушав рассказ до конца, дитя не забывало его начало и середину, дабы подробности не затемняли главного и дабы основное, будучи лишено подробностей, не выяснилось сухим…» (Ушинский К. Д- Избр. пед. соч. — М., 1974. —Т. 2.—

С. 235).

В начальных классах дети при восприятии и слушании скоро утомляются, исходя из этого уже через 4—5 мин нужно перевести их внимание на другие приемы работы. Так, к примеру, возможно поставить проблемный вопрос и ввести в изучение материала элементы беседы либо сосредоточить внимание детей на какой-либо подробности демонстрируемых наглядных пособий. Переключение с одного вида деятельности обучающихся на другой разрешает усилить внимание к рассказу.

Учитывая сложность рассказа для усвоения обучающимися, преподавателю направляться- наметить подробный замысел изложения и готовиться не только по книжке природоведения, но и перечитать и проработать соответствующую дополнительную научную и научно-популярную литературу. Из научно-популярной и художественной литературы возможно применять рассказы К. Паустовского, Н. Сладкова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, И. Акимушкина, В. Бианки, статьи из издания «Юный натуралист», ежегодника «человек и Лес» и т. д,

В сюжетную канву рассказа направляться вводить элементы, более ярко раскрывающие главные понятия, выяснить, как вырабатывать эти понятия в ходе рассказа, а после этого продумать и подобрать соответствующие наглядные пособия и выяснить их место в рассказе. Последовательность рассказа продумыва-ется в каждом отдельном случае. Основной критерий рассказа — неспециализированная логика изложения материала. В базу подготовки к каждому виду рассказа смогут быть положены статья книжки, картина определенного времени года, пейзаж, замеченное на экскурсии, итоги экскурсии либо результаты совершённых наблюдений и опытов. Главными обучающими задачами рассказа являются усвоение знаний во связи с уже имеющимися и осмысление их значения для изучения последующего материала. Педагогический рассказ должен быть строго выдержан во времени. В I—II классах длительность рассказа возможно 3—5 мин, а в III—IV классах —до 10 мин. На протяжении рассказа преподаватель не только растолковывает и комментирует наиболее значимые понятия, но и записывает на доске новые термины и дает им чёрта. По дидактическим целям рассказ не редкость вводный, раскрывающий содержание статьи и обобщающий.

Вводные рассказы используются практически в каждой теме природоведения Ш—IV классов. По окончании задач и определения целей на первом уроке темы преподаватель знакомит обучающихся с главным содержанием материала и устанавливает последовательность его изучения. К примеру, при изучении в IV классе темы «Ориентирование на местности. карта и План» преподаватель растолковывает, что входит в содержание темы, показывает связь темы с грядущей практической деятельностью школьников. Понемногу преподаватель подводит обучающихся к понятию терминов «линии» и «горизонт горизонта» и растолковывает, как трудиться с компасом, замыслом и картой^ демонстрирует наряду с этим нужные наглядные пособия по ориентированию на местности. По окончании постановки зддач урока преподаватель информирует, что в первый раз компасом стали пользоваться в Китае более 2000 лет назад. Компас — это прибор, при помощи которого в любую погоду возможно ориентироваться на местности, т. е. определять стороны горизонта: север, юг, запад и восток. Демонстрируя компас, преподаватель растолковывает, как с его помощью выяснить стороны горизонта. В ходе рассказа преподаватель записывает на доске и показывает главные части компаса. Обучающиеся должны усвоить, что намагниченная стрелка прикреплена на острие и вольно вращается, что красный финиш стрелки говорит о юге, светло синий — на север, и знать назначение корпуса, стекла и предохранителя. После этого проводится независимая работа: преподаватель предлагает обучающимся положить компас на ровную поверхность, оттянуть предохранитель и крайне осторожно и медлительно повер путь компас так, дабы светло синий финиш стрелки был против буквы С, а красный — против буквы Ю.

На базе теоретических знаний обучающиеся проделывают эти операции, отрабатывают приемы работы с компасом, а при обобщении изученного материала преподаватель сосредоточивает их внимание на главных понятиях, каковые нужно запомнить. По характеру изложения учебного материала рассказ-может быть описательный и объяснительный. Описательный рассказ используется при характеристике объекта, прибора либо процесса, на протяжении его у обучающихся должно сложиться образное представление принимаемого. При описании принципиально важно совершить сравнение объекта с ему подобными, что содействует лучшему запоминанию по аналогии, и на данной базе делать обобщения и выводы.

Описательные рассказы проводятся по иллюстрациям, где смогут быть изображены животные, растения либо времена года, по репродукциям картин живописцев, к примеру: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Золотая осень» И. Левитана, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина.

Примером описательного рассказа возможно урок в III классе на тему «Животные зимний период». Учитывая, что дети знают многих животных, преподаватель начинает урок беседой, выясняющей знания обучающихся о местах обитания животных. После этого преподаватель информирует, что животные обитают на всей территории сущи, а также в морях и океанах. Широкое распространение животных обусловлено необычной приспособленностью к разным условиям судьбы. По намерено подобранной картине дается описание внешнего вида и пейзажа животных зимой. К примеру, характеризуется заяц; наряду с этим описывается окраска его шерсти, форма отдельных частей тела. В ходе рассказа преподаватель обращает внимание школьников на распространение этого животного на громадной территории: на образ судьбы, приспособленность добычи и способ пищи к негативным условиям зимой. По окончании описания внешнего

Животные леса зимний период

№ п/п Наименование животного Чем питается зимний период Какую пользу приносит
заяц лиса волк кабан белка мышь

характеристики и строения образа судьбы зайца дается сравнение и обобщение его с другими животными. Для этого преподаватель завлекает обучающихся к независимому проведению сравнений, что кроме этого активизирует их мышление. В ходе рассказа преподаватель заполняет на доске, а получающие образование тетради таблицу.

Объяснительный рассказ используется не только с целью раскрытия внешних и внутренних показателей строения объекта, но и для раскрытия связей в природе. Исходя из этого в рассказе нужно выделить неспециализированные показатели и на их базе подвести обучающихся к пониманию причинно-следственных связей, существующих между условиями среды и живыми объектами, цаучить школьников самостоятельно делать обобщения и выводы. Само определение «объяснительный» показывает, что , первым делом преподаватель растолковывает строение, показывает закономерности и на базе этого выделяет значительные показатели объектов, явлений и процессов.

— При изучении растений в III классе проводится предметный урок «Растения зимний период», на котором среди словесных способов особенная роль отводится объяснительному рассказу. В начале урока возможно кроме этого совершена беседа по вопросам: как изменились растения в осеннюю пору? Каков их вид зимний период? Где вы встречали зеленые растения зимний период? И т. д. После этого школьники знакомятся с судьбой растений зимний период. По окончании беседы, систематизирующей знания обучающихся, преподаватель демонстрирует комнатные растения и информирует, что для роста комнатных растений их нужно всегда поливать, в помещении выполнять освещение и определённую температуру. Такие условия созданы в уголке живой природы. Для подкормки растений в воду додают минеральные соли, и в растворенном виде корень всасывает их. От корня вода по стеблю перемещается к цветкам и листьям. На схематических картинках преподаватель показывает, как происходит передвижение воды в растении. После этого растолковывает, что, достигнув листьев, вода расходуется на их ее избыток и питание испаряется, подчеркивая этим связь растений с внешней средой. Потом преподаватель растолковывает, для чего направляться проводить полив, подкормку, рыхление земли, промывание листьев: все это снабжает обычный рост растений. -На • свету листья покупают ярко-зеленую окраску. В них образуются органические вещества, исходя из этого они растут и цветут кроме того зимний период. Появляется проблемный вопрос: по какой причине с наступлением холодов у многих растений листья желтеют и опадают? Это разъясняется тем, что земля мёрзнет, в растение не поступают питательные вещества и вода, заканчивается его рост, наступает период спокойствия.

В рассказе преподаватель обращает внимание детей на роль труда человека по выращиванию растений в зимних условиях, создание благоприятных условий растениям в теплицах, оран же* реях, что разрешает круглый год приобретать урожаи.

Объяснительный рассказ используется на уроках природоведения при подготовке обучающихся к проведению практической либо независимой работы, опыта либо при ведении наблюдений.

При объяснении дается инструктаж о грядущей работе с объектами, предметами либо устройствами, установка на то, как ее направляться делать, в какой последовательности и как именно будут оформлены результаты. Сначала преподаватель знакомит обучающихся с самими объектами, показывает на их особенности и содержание работы. К примеру, при подготовке второклассников к внеурочной работе по уходу за комнатными растениями преподаватель характеризует отдельные растения, показывает, как верно поливать, рыхлить землю и т. д.

Особенная роль в собственности объяснению при подготовке обучающихся к опытнической работе. Проведение опыта имеет несколько операций: ознакомление школьников с темой опыта, определение его цели, составление замысла, заполнение содержания’ ежедневника фенологических наблюдений, подведение итогов и обобщение взятых результатов. Все эти операции должны быть обучающимися освоены и осмыслены, лишь в этом случае допустимо независимое проведение опыта.

Объяснительным рассказом преподаватель готовит обучающихся к проведению наблюдений, исполнению разнообразных независимых работ с устройствами: компасом, осадкомером, термометром и др.

Значительно чаще по природоведению используется рассказ, в котором в равной мере употребляются объяснение и описание. Преимущества для того чтобы типа рассказа заключаются в следующем: во-первых, предоставляется возможность широкого применения и. сочетания методических приемов; во-вторых, благодаря сочетанию разных видов деятельности обучающиеся приобретают более глубокие знания о связях в природе и на данной базе лучше делают обобщения и выводы.

Рассказ возможно индуктивный и дедуктивный. Первые уроки по теме, в большинстве случаев, включают фактический материал с осмыслением и последующим накоплением его, исходя из этого чаще на таких уроках используются индуктивные рассказы. В конце темы, и на повторительно-обобщающих и последних уроках лучше излагать материал дедуктивно, поскольку дети обладают не только фактическим материалом, но и смогут делать выводы и простые обобщения. Имеется уроки, в то время, когда при изучении нового материала рассказ возможно смешанным: часть материала излагается индуктивно и часть — дедуктивно. Так, к примеру, по окончании совершённой экскурсии обучающиеся имеют определенные знания; исходя из этого нет необходимости изучать подробности и строить рассказ на отдельных фактах, подтверждающих то, что они заметили, изучили и осмыслили на экскурсии. Исходя из этого на уроках, проводимых росле экскурсий, лучше изучать новый материал дедуктивно. Наряду с этим направляться применять знания, не только полученные и осмысленные на уроке. В содержание дедуктивного рассказа направляться включать материалы экскурсий, предварительно совершённых практических работ, наблюдений, выполненного задания в уголке живой природы и др.

Индуктивный рассказ выстроить тяжелее. Наиболее значимое дидактическое требование к такому рассказу — логика обобщения и логика изложения материала преподавателем, на базе которых формируются и развиваются природоведческие понятия. Индуктивное построение рассказа нужно проводить в том месте, где этого требует содержание нового материала. К примеру, при изучении в IV классе темы «Формы поверхности» демонстрируется диафильм «Горы», а после этого в ходе рассказа дается информация о горообразовании, горных хребтах, высоте гор, горных реках,1 равнинах и т. д. Так в логически выдержанной последовательности преподаватель формирует понятие «горы».

Одним из главных условий успешного построения индуктивного рассказа есть шепетильно продуманный его замысел, отбор примеров и понятий, Их характеризующих. Исходя из этого к рассказу направляться подготавливаться заблаговременно и основательно. Преподавателю нужно безотносительное знание того, о чем он будет говорить. Юный начинающий преподаватель перед уроком репетирует рассказ: отрабатывает голос, эмоциональность изложения, определяет длительность рассказа в целом и отдельных его частей, выписывает незнакомые слова и дает их объяснения, подготавливается к словарной работе с терминами, подбирает наглядные пособия, формулирует проблемные вопросы и определяет их место в рассказе. При изучении природоведения в начальных классах значительно чаще рассказ сочетается с беседой. Это разрешает преподавателю обширно применять разнообразные методические приемы, разрешающие активизировать познавательную деятельность школьников.,

Интерактивные методы обучения в практике школьного образования


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: