Кое-какие идеи мирового градостроительства XX в. параллельно с другими государствами реализовывались в СССР.
Первыми, кто начал вводить в муниципальные кварталы разнообразные строения публичного назначения, были советские архитекторы, приступившие к проектированию многоэтажных жилых домов для рабочих по окончании 1917 года.
В 1922–23 гг. Л. А. Веснин спроектировал квартал для Симоновой слободы в Москве, в которую кроме корпусов общежития и жилых домов посемейного заселения были включены клуб-столовая, ясли-бытовые учреждения и сад. Квартал Веснина занял 2,5 га, что больше простых столичных и западноевропейских кварталов в 3–4 раза.
По окончании окончания Второй мировой начались восстановительные работы, на каковые потребовалось около 10 лет. Уже в 1943 г. шла работа по составлению замыслов самый уничтоженных городов. Так, новый генеральный план Ленинграда предлагал развивать центр на протяжении Невы и продолжить строительство главных жилых районов, сложившихся до войны, но не предлагались принципиальные ответы перемещения промзон. В новом генплане Москвы, согласно точки зрения архитекторов, воплотилась мысль Н. Ладовского о разрыве радиально-кольцевой совокупности, высказанная им в 20–е годы. Но особое внимание было уделено проектированию в городской черте высотных строений, созданию нового силуэта столицы.
При разработке генпланов не были урегулированы вопросы связи новых районов с центром города и развивающимися промышленными территориями, трансформации в количестве и характере транспорта, и действие этих трансформаций на планировочную структуру в целом. Не предполагалось, что количество автомобилей на одного человека так возрастет, что города России столкнутся с теми же проблемами, что и западные, лишь уже практически через 100 лет.
В 50-е послевоенные годы планировка всех новых районов городов строилась на правилах ступенчатой совокупности обслуживания. Минимальной структурной ее единицей был район с комплектом элементов обслуживания в радиусе доступности 300 и 500 м. Понятие «район» включает в себя два нюанса – социально-экономический и территориальный. В базу организации района были положены интересы семьи, и, первым делом, желание избавить детей от необходимости каждый день пересекать транспортные потоки на улицах. Определилось оптимальное количество обитателей, исходя из вместимости детских садов и школ в соответствие с нормативами на 1000 обитателей и пешеходной доступностью. Были выяснены кроме этого нужные в данной территории доступности торгово-бытовые строения.
Такой же расчет и теорию микрорайонирования применительно к условиям Нью-Йорка создали Томас Адамс и К. А. Перри (1929–1934 гг.). Была выяснена кроме этого классификация улиц по функциональному назначению.
Следующей единицей был район, включавший учреждения для обслуживания нескольких районов – лечебно-профилактические учреждения, большие торговые комплексы, учреждения культуры и т. д. Была выяснена вместимость таких объектов и созданы типовые проекты. Для реализации огромных количеств общественных зданий и жилого строительства в уничтоженных в военное время городах были созданы домостроительные комбинаты.
Представление о том, что на базе типовых проектов возможно скоро решить большую часть потребностей населения во всех регионах, стало причиной тому, что независимо от северного либо южного размещения, вторых климатических изюминок, города застраивались однообразными зданиями и были однообразной структуры.
Реализованная во всех новых районах, эта совокупность, не обращая внимания на кое-какие хорошие стороны, продемонстрировала отвлеченность от потребностей людей в первую очередь по причине того, что не учитывались изюминке размещения публичных объектов, их вместимость и состав в связи с перемещениями людей к транспортным приложения коммуникациям и местам труда. Маленькая плотность застройки в основном пятиэтажными зданиями стала причиной увеличению протяжённости и разрастанию территорий коммуникаций.
В ЦНИИЭП градостроительства для корректировки положений ступенчатой совокупности были предложены «расчёт» и функциональная система обслуживания емкости публичных учреждений в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков районов города. Как показывает практика последних лет, данный принцип реализуется исходя из коммерческих заинтересованностей без каких-либо научных расчетов. Происходит кроме этого вынужденное уплотнение сложившейся застройки и замена морально устаревших публичных сооружений.
Линейная совокупность расселения отыскала отражение в структуре двух российских Набережные: и городов Волгограда Челны, выстроенных в 70-е годы. Сталинград протянулся на протяжении берега Волги на 65 км., Набережные Челны – более двадцати километров. Они включают в себя параллели полос: река, парки, жилища, магистрали, зеленая территория, промышленность, железная дорога. Опыт судьбы в этих городах продемонстрировал, что кроме концепции линейности города должны решаться и вопросы проектирования транспортных коммуникаций, находящихся в этих городах лишь в плоскости почвы, и вырабатываться другой подход к структуре жилых сети и образований обслуживания.
Заключение
Так, В первую очередь XX в. в градостроительных ответах параллельно развиваются две тенденции. Во-первых, разделение муниципальный структуры в целях создания в ней довольно обособленных «функциональных концентраций» (районы либо комплексы публичного либо промышленного назначения, пригороды-сады, города-спутники). Во-вторых, поиск структуры таковой коммуникационной сети, где выдерживался бы неспециализированный его дифференциации отделения и принцип транспорта от пешеходов методом устройства коммуникаций в нескольких уровнях.
На данный момент в разработке градостроительных концепций остается так же, как и прежде актуальным поиск в направлении оптимизации транспортных и других коммуникаций, ограничения «расползания» муниципальный территории, влекущего сокращение зеленых массивов, организации связей ветхих городов и новых поселений. Как и раньше появляются вопросы, которые связаны с реконструкцией сложившихся городов и отношением к исторической застройке, связью публичных и жилых структур с местами приложения труда. Как показывает опыт градостроительства, все эти вопросы должны решаться в совокупности с пониманием того, что изменение одного элемента структуры повлечет за собой и трансформации в целом.