Тема 5. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ
Психотерапевтическое изучение профессий как путь построения «психотерапевтической картины» мира труда. Вводные понятия. Психотерапевтическое про-фессиоведение — база познания мира профессий, его дифференциации и классификации. Понятия: «профессия», «специальность», «трудовой пост» (должность), «опытная роль», «конкретная работа», «трудовая деятельность», «воздействие», «производственная операция».
схемы и Принципы профессиографирования, методы фиксации про-фессиографического материала. Понятия: «профессиография», «профес-сиограмма», «психограмма» специалиста. Профессионально обусловленные изюминки психики личных и групповых субъектов труда.
особенности и Профессиональные задачи трудовых действий по их исполнению: действия сенсомоторные (трудовые перемещения), перцептивные (восприятие в труде), контроля и самоконтроля (своеобразие внимания в труде, действия по саморегуляции, волевые действия), мне-мические (опытная память), имажинитивные (воображение в труде), логические (опытное мышление, творчество в труде), интерперсональные (опытное общение). Опытные изюминки эмоционально-волевой сферы, личности, самосознания субъекта и особенности сознания труда.
Главные подходы в изучении своеобразия психологических особенностей специалиста: генетический способ (изучение процесса освоения опытной квалификации), сравнительный анализ (работы умелых и начинающих работников, бодрых и утомленных, с различной трудовой мотивацией, разными особенностями индивидуальности и пр.), неестественная и естественная деавтоматизация навыков. Способы профессиогра-фии: наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой способ, алгоритмическое (либо операционно-структурное) описание трудового поведения, биографический способ, анализ продуктов рекордов (и деятельности ошибок), способ критических инцидентов, экспертных оценок, опыт, статистический способ.
Психотерапевтические типологии профессий: классификация профессий, созданная в профконсультации и целях профориентации; классификация по степени тяжести труда, по степени интеллектуальной сложности; классификации профессий в целях опытной психодиагностики, выстроенные на базе факторного и кластерного анализа, способа распознавания образов; типологии трудовых задач в инженерной психологии и др.
Тема 6. ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ
Хоторнские опыты, концепция людских взаимоотношений в научном управлении и неприятность удовлетворенности трудом; проекты
гуманизации труда, оценка качества труда в организационном проектировании. Содержательно-структурные и процессуальные концепции трудовой мотивации, их преимущества, пути и ограничения применения в практике работы с персоналом. Классификация мотивационных ожиданий оптанта при выборе профессии.
Способы диагностики мотивационных образований (оценка субъективной значимости элементов трудовой деятельности, оценка своеобразия ценностных ориентации, преобладающих мотивов труда, опытных заинтересованностей, смысло-жизненных ориентации личности).
Тема 7. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА
Развитие человека как субъекта труда и опытный жизненный путь. Этапы (стадии) развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Жизненный путь специалиста, варианты опытных карьер. Нормативные кризисы опытного развития личности, биографический способ в изучении кризисов опытного развития. Психология труда и акмеология.
Психотерапевтические базы трудового и опытного воспитания.Возможности формирования совокупности опытных сокровищ, опытных заинтересованностей, направленности личности, общетрудовых умений (планирования собственной деятельности, самоконтроля, саморегуляции, волевых упрочнений по преодолению препятствий, трудностей и др.). Методика дифференцированной оценки психотерапевтической структуры труда (психотерапевтических показателей сознания субъекта труда) и ее применение в практике трудового и опытного воспитания. коррекции и Другие методы диагностики тяжёлых обучающихся. Опыт А. С. Макаренко по перевоспитанию тяжёлых подростков в ходе публично нужного коллективного труда. Критерии подбора форм и видов труда, самые эффективных для создания и сохранения социально-коррекции отклонений и ценных качеств личности в ее развитии.
Психотерапевтические базы опытной переподготовки и подготовки. Психотерапевтический анализ профессии в создании модели эксперта, в совершенствовании содержания программы опытного обучения. Опытный опыт, квалификация, знания, умения, навыки. Кривые развития навыков в ходе упражнения. Явления переноса навыков (хорошего и отрицательного). автоматизм и Автоматизация навыков. Применение теории постепенного формирования умственных действий в опытном обучении. Идеи программированного обучения в опытной подготовке. Системный подход в опытном обучении. Психотерапевтическая оптимизация способов опытного обучения. Активные способы обучения. Психотерапевтические требования к созданию тренажеров и других обучающих совокупностей. критерии и Методы оценки уровня сформированности специалиста. Изменение структуры профессионально ответственных качеств в ходе становления специалиста. развития и Опыт формирования профессионально ответственных качеств, свойств, умений. Психотерапевтические вопросы адаптации новых работников в организациях, переподготовки кадров, и адаптации кадровых сотрудников к новшествам.
Тема 8. Неприятность ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТРУДЕ
Личный стиль трудовой деятельности. Концепция интегральной индивидуальности, уровни изучения индивидуальности. Личный стиль деятельности как системная функция интегральной индивидуальности. Действенный личный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль». принципы и Методы изучения личного стиля трудовой деятельности. Пути и методы формирования действенного личного стиля трудовой деятельности. формирования и Опыт изучения личного стиля в психологии труда как вариант индивидуализации опытной подготовки.
Опытная пригодность как свойство совокупности «субъект-объект». Структура субъектных факторов профпригодности. Природа свойств как продукта социализации индивида в совокупности внешних и внутренних (а также биологически детерминированных) условий. Относительная и безотносительная профпригодность. Психологически обоснованные методы оптимизации соответствия человека требованиям профессии (опытный отбор, консультация и профессиональная ориентация по выбору профессии, опытное обучение, рационализация труда).
Психология опытного самоопределения. Профориентация как комплексная социальная неприятность. Психотерапевтические нюансы профориентации молодежи и реориентации безработных. Типы опытных карьер. Выбор профессии как проектирование опытного жизненного пути. Личная профконсультация как условие активизации опытного самоопределения. типы и Общая структура личных обстановок выбора профессии, условия создания приемлемого личного опытного замысла. Задачи профконсультации, методы и принципы работы психолога-практика в роли профконсуль-танта. Активные способы (игры) в профконсультации и профориентации. Психотерапевтическая и врачебная профконсультация. Анализ ограничений и возможностей в дальности и отношении точности профконсультацион-ного прогноза.
Неприятности управления трудовыми ресурсами в рамках организации, района, города, области, страны.
Психотерапевтические базы профотбора, аттестации и расстановки кадров, выдвижение резерва кадров в организациях. Неприятность стабилизации кадрового состава организации, анализ обстоятельств чрезмерной текучести кадров. Аттестация трудовых постов (должностей) в организации на базе способов профессиографии. Программы перемещения кадров в организации. Аттестация трудящегося персонала. Выдвижение кадрового резерва. Способы оценки успешности профессиональной деятельности. Опытный отбор. Этапы разработки совокупности прогнозирования опытной эффективности. Способы диагностики опытных свойств. Требования к способам прогноза и диагностики опытной эффективности (валидность, надежность, дифференцирован-ность, экономичность). Разработка работы психологов в центрах оценки персонала. Организационные формы работы по опытному подбору кадров в организациях (юридические и этические нормы).
Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ОПЫТНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Вводные понятия: «трудоспособность», «дееспособность», «работоспособность» (актуальная и потенциальная), «функциональное состояние человека в трудовой деятельности». диагностики и Задачи исследования функциональных состояний в труде. эргономическая психофизиология и Психология труда. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером опытной нагрузки, условиями труда и его внутренними ресурсами. Функциональные совокупности, снабжающие работоспособность человека в труде: совокупности жизнеобеспечения, активации; совокупности, операционально-технического исполнения трудовых функций; совокупности мотивационной регуляции деятельности.
Виды функциональных состояний, их динамика в труде. Острые и хронические состояния. Особенные функциональные состояния в труде: предстартовая готовность, состояние врабатывания, оптимальная работоспособность, утомление, «конечный порыв», переутомление, психологическое пресыщение, поглощенность процессом труда («поток»), стресс. Усталость как субъективное переживание состояния утомления. Психогенная усталость. Экстремальные состояния в труде; дезадаптация и адаптация, посттравматические состояния; копинг-поведение (поведение, содействующее конструктивному преодолению стресса). Современные информационный стресс и информационные технологии. Виды монотонии (сенсорная и моторная), объективные параметры монотонности труда, гиподинамия, сенсорная депривация; психотерапевтические методы преодоления монотонности труда. Классификация видов труда по тяжести.
коррекции и Психологические методы профилактики негативных функциональных состояний в труде.
методы и Принципы диагностики функциональных состояний человека в труде. Значение психотерапевтического (и эргономического) анализа профессиональной деятельности в обнаружении симптомов и причин понижения работоспособности. Способы диагностики состояний: физиологические, поведенческие, психометрические, самооценка и субъективное шкалирование функциональных состояний.
Тема 10. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ Нюансы СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ и БОЛЬНЫХ
Работоспособность личности как один из параметров психологического здоровья. Психотерапевтическая и социально-психотерапевтическая трудовая реабилитация инвалидов и больных как средство компенсации разных нарушений физического и психологического здоровья человека и как средство пополнения трудовых ресурсов страны. Психология трудотерапии как метода восстановления нарушенных психологических функций при ранениях верхних конечностей.
Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных. Возможности компенсаторного приспособления человека к требованиям
профессии. Психотерапевтические базы трудотерапии при психологических болезнях. Правила подбора видов труда в зависимости от стадии болезни и характера дефекта. Обычные нарушения работоспособности при выраженных акцентуациях личности. Характеристики трудовой деятельности, снабжающие восстановление нарушенных психологических функций при психологических болезнях.
Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА ТРУДА
Психология труда, организационная психология, психология управления, современный менеджмент и экономическая психология. Психология в организационном проектировании видов работ (трудовых постов для личной и групповой работы). Психология совместной трудовой деятельности. Диагностика совместимости при формировании производственных команд. Социально-психотерапевтический климат в трудовом коллективе, способы диагностики, методы оптимизации. Формы организации труда и трудовая мотивация. организационная культура и Психология труда. Психотерапевтическое обеспечение новшеств. Лидерство, авторитет, власть в организациях. Психология труда начальника (менеджера, предпринимателя). Опытное общение, коммуникативная компетентность, ее развитие и диагностика.
Опытные конфликты. Типы распрей в производственных организациях (внутриличностные, ролевые, группы и конфликты личности, межличностные и межгрупповые). Обычные источники распрей — объектные (организационно-структурные) и субъектные. Функциональные и дисфункциональные конфликты. Модели развития конфликта как процесса. Отражение конфликтной обстановке в сознании её участников. Методы управления разрешением конфликтной обстановке (направленные на объектные факторы либо на участников конфликта). Личные стили поведения в конфликтной обстановке. Специфика распрей в разнотипных профессиях. смена профессии и Профессиональные конфликты. кризисы и Профессиональные конфликты опытного становления личности.
Тема 12. ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ТРУДЕ
Психология труда, эргономика и инженерная психология в профилактике и изучении происшествий. Антропогенный фактор в происшествиях: несчастный случай, травма, авария, трагедия. Объективные и субъективные (субъектные) обстоятельства аварий и несчастных случаев. Психотерапевтическая классификация обстоятельств ошибочных действий субъекта труда. безопасность и Мотивация труда. Современные представления о обстоятельствах различной степени защищенности либо подверженности субъекта труда происшествиям. Виды опытного риска. Склонность к риску и способы ее диагностики. Информационная и психотерапевтическая безопасность в организациях. Способы изучения и аварий несчастных и анализа случаев. Психотерапевтические методы профилактики аварийности и производственного травматизма.
III. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ
— Современное состояние зарубежной психологии труда, организа-
ционной психологии.
— Тенденции современной отечественной психологии труда
и смежных прикладных психотерапевтических дисциплин.
— Психотерапевтическое изучение профессиональной деятельности психо
лога труда — практика, трудящегося в конкретной организации.
— самосознания профессионалов своеобразия и Эмпирическое исследование
сознания в разнотипных профессиях.
— личности и Психологические особенности деятельности профессио
налов различного уровня квалификации (на примере конкретной профессии).
— Классификация профессий с целью оказания помощи в професси-
ональном самоопределении людям, имеющим ограниченную трудоспо-
собность (для различных форм ограничений трудоспособности).
— Психотерапевтическая оценка эффективности тренинга профессиональ-
ных умений.
— помощь психолога безработным в опытной реори-
ентации.
— Игровые способы в профконсультации и профориентации.
— Возможности применения компьютерных игр в профессиональ-
ной психодиагностике.
— Психотерапевтические методы оптимизации работоспособности (на-
примере конкретной профессии).
— Эмпирическое изучение возрастных трансформаций трудовой мо-
тивации специалистов (в конкретных видах труда).
— трудности и Типичные конфликты в труде специалиста, спосо-
бы их конструктивного разрешения (на примере конкретных видов труда).
— Психотерапевтический анализ неточностей в труде и управление качеством
продукции.
— Психотерапевтические методы несчастных и профилактики аварий слу-
чаев на производстве.
Рекомендуемая литература
Бодров В. А. Психология опытной пригодности: Учеб. пособие. — М., 2001.
Буякас Т. М. О феномене удовольствия процессом деятельности и условиях его происхождения (по работам М.Чиксентмихайи) // Вести. Моск. ун.-та. Сер. 14, Психология. — 1995. — № 2.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник для институтов. — СПб., 2001.
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М., 1992.
Ильин Е. П. Стиль деятельности: новые аспекты и подходы // Вопросы психологии. — 1988. — № 6.
Исмагилова Ф. С. Опытный эксперт в организации и на рынке труда. — Екатеринбург, 1999.
Исмагилова Ф. С. Базы опытного консультирования: Уч. пособие / Под ред. Э.Ф.Зеера. —М., Воронеж, 2003.
Кабаченко Т. С. Психология в управлении людскими ресурсами; Уч. пособие. — СПб., 2003.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. — М., 1995.
Климов Е.А. Психология специалиста. Избр. психотерапевтические труды. — М.; Воронеж, 1996.
Климов Е.А. Психология опытного самоопределения. — Ростов н/Д, 1996.
Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психотерапевтический взор): Уч. пособие. — М., 2003.
Кондаков И.М., Сухарев А. Б. Методологические основания зарубежных теорий опытного развития // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.
Кулагин Б. В. Базы опытной психодиагностики. — Л., 1984. — Гл. 1-3.
Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека.-М., 1984.
Леонова А. Б. Главные подходы к изучению опытного стресса // Вести. Моск. ун.-та. Сер. 14, Психология. — 2000. — № 3.
Моросанова В. И. Личный стиль саморегуляции: феномен, функции и структура в произвольной активности человека. — М., 2001.
Мясищев В.Н. болезни и Работоспособность личности // Мясищев В. Н. неврозы и Личность. — М., 1965.
Практикум по профессиональной деятельности и психологии менеджмента / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снетко-ва. — СПб., 2001.
организационная психология и Психология труда: перспективы развития и современное состояние: Хрестоматия / как следует. А. Б.Леонова, О.Н.Чернышева. — М., 1995.
Психология труда: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. — М., 2003.
Психология экстремальных обстановок: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.А.Сельченок. — Минск, 2000.
Решетова З.А. Психотерапевтические базы опытного обучения. — М., 1985. — Гл. 3* 4.
Совместная деятельность в условиях организационно-экономических трансформаций / Ред. А. Л.Журавлев. — М., 1997.
Стрелков Ю. К. Инженерная и опытная психология: Учеб. пособие. — М., 2001.
Толочек В. А. Личный стиль — изменчивость и устойчивость // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.
Тютюнник В.И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте // Вести. Моск. ун-тачСерия 14, Психология. — 1989. — № 4.
Фукин А. И. Психология конвейерного труда. — М., 2003.
ШульцД., Шулъц С. работа и Психология. — 8-е изд. — М.; СПб., 2003.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. развития и Краткая история возникновения
психологии труда…………………………………………………………………………………………….. 5
1.1. История психологии труда и смежных психотерапевтических
направлений в РФ финиша XIX—первой половины XX в……….. 5
1.2. Психология труда, индустриальная и организационная
психология за границей…………………………………………………………………. 11
Гуманистическое направление менеджмента. Школа
«людских взаимоотношений»………………………………………………………. 21
Системный подход в менеджменте………………………………………….. 23
Ситуационный (либо релятивистский) подход
в научном менеджменте……………………………………………………………. 25
Концепции креативной, развивающейся,
обучающейся организации………………………………………………………. 26
Направления зарубежной прикладной психологии,
обслуживающие практику и теорию менеджмента……………….. 27
1.3. Психология труда в РФ второй половины
XX-начала XXI в……………………………………………………………………………. 29
Глава 2. Психотерапевтическое профессиоведение………………………………………. 36
2.1. Вводные понятия…………………………………………………………………………… 36
2.2. Профессиографирование и профессиограммы…………………………… 37
Правила профессиографирования………………………………………… 39
Уровни психотерапевтического профессиографирования……………… 40
2.3. Психограмма как модель лично-личностных
качеств специалиста………………………………………………………………… 41
2.4. Способы психотерапевтического анализа профессий…………………………. 43
2.5. Концептуальные базы анализа опытных задач
в зарубежных изучениях………………………………………………………. 56
2.6. ‘Разработка анализа психологических процессов субъекта труда
через интерпретацию его опытных задач…………………… 58
2.7. психограммы представления и Способы профессиограммы……… 65
2.8. Классификации профессий в психотерапевтическом *
профессиоведении…………………………………………………………………………. 67
Неспециализированные требования к классификациям массовых явлений ….67
Какие конкретно классификации профессий существуют?……………………… 68
Информационно-поисковая совокупность «Профессиография»….?!
Классификация профессий для старшеклассников……………….. 73
2.9. Способы классификации профессий………………………………………………. 77
Глава 3. Психология трудовой мотивации……………………………………………. 85
3.1. Главные понятия………………………………………………………………………….. 85
3.2. Ранние изучения трудовых заинтересованностей работников…………….. 87
3.3. Значение труда для личности………………………………………………………. 88
3.4. Теория потребностей А. Маслоу и практика менеджмента………. 91
3.5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф. Герцберга…… …93
3.6. Концепция «Гуманизация труда»………………………………………………… 95
3.7. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда…………………. 99
3.8. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона………………………. 101
3.9. Теория ожиданий В.Врума…………………………………………………………. 101
ЗЛО. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи…………………… 103
3.11. Изучения отношения к труду в работах отечественных
ученых………………………………………………………………………………………….. 105
3.12. Способы диагностики мотивационно-смысловых
образований личности………………………………………………………………… 111
Глава 4. Развитие человека как субъекта труда………………………………… 114
4.1. Труд как фактор исторического развития человека…………………. 114
4.2. Труд как вид деятельности…………………………………………………………. 115
4.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной
в сознании его субъекта……………………………………………………………… 118
4.4. Стадии, каковые проходит человек в онтогенезе как субъект
труда……………………………………………………………………………………………… 119
4.5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном
возрасте………………………………………………………………………………………… 121
4.6. Возрастные трансформации психологических функций человека
в трудоспособном периоде онтогенеза……………………………………… 122
4.7. Стадии цикла профессионализации…………………………………………… 126
4.8. Критерии зрелой личности и формы организации труда………… 129
4.9. Несоответствия и кризисы опытного развития
личности……………………………………………………………………………………….. 130
4.10. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии … 133
4.11. дезадаптация и Профессиональная адаптация
в экстремальных трудовых условиях………………………………………… 136
4.12. Обычное опытное развитие
и показатели деформации………………………………………………………………. 138
4.13. Способы изучения развития личности специалиста…….. 144
Глава 5. задачи и Психология труда опытной
подготовки……………………………………………………………………………….. 148
5.1. Функциональное развитие человека как субъекта труда………… 148
5.2. оценка и Формирование профзнаний……………….. 149
5.3. оценка и Формирование опытных умений
и навыков……………………………………………………………………………………… 151
5.4. Неприятность переноса упражнения……………………………………………….. 152
5.5. Общетрудовые и навыки и специальные умения……………………… 152
5.6. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности………………… 153
5.7. Психотерапевтические параметры действенных тренажеров……………. 155
5.8. Опыт развития профессионально серьёзных качеств
и современные направления опытного тренинга…. 157
5.9. Способы обучения, применяемые в работе с персоналом
в современных организациях……………………………………………………… 162
Глава 6. Неприятность индивидуальности в труде и личный
стиль деятельности………………………………………………………………. 164
6.1. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина… 164
6.2. Неприятность личного стиля в психологии…………………….. 168
6.3. Изучения личного стиля трудовой деятельности
в отечественной психологии………………………………………………………. 171
Сообщение личного стиля деятельности
с эффективностью труда…………………………………………………………. 171
Виды труда, в которых возможно организован эффектив
ный ИСД…………………………………………………………………………………… 174
Первое проявление личного стиля и мера его
устойчивости……………………………………………………………………………. 176
Может ли человек обладать различными стилями деятельности? .. 176
Степень осознанности личного стиля
деятельности……………………………………………………………………………. 178
6.4. Способы изучения личного стиля деятельности……….. 179
Глава 7. оценки персонала и Психология отбора……………………………… 182
7.1. Краткая история вопроса. Испытания Г.Мюнстерберга……………….. 182
7.2. Психотерапевтический современное понимание и отбор персонала
опытной пригодности……………………………………………….. 189
7.3. Разработка совокупности психотерапевтического прогнозирования
профпригодности………………………………………………………………………… 194
Этические правила в опытной
психодиагностике……………………………………………………………………. 199
Критерии и методы оценки опытной
эффективности работника………………………………………………………. 200
Методы получения экспертных пути и оценок
увеличения их точности………………………………………………………….. 201
Разработка центров оценки персонала………………………………… 203
Глава 8. Психология опытной ориентации