Верования первобытного человека

Верования первобытного человекаНa протяжении многих сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных вер показались у людей лишь в конце эры древнекаменного века, т. е. не ранее 50—40 тысяч лет назад. Ученые определили об этом из погребений и: археологических памятников стоянок первобытного человека, сохранившейся пещерной живописи. Никаких следов религии, относящихся к более раннему периоду истории первобытного человечества, ученые не нашли. Религия имела возможность зародиться лишь тогда, в то время, когда сознание человека развилось уже так, что у него появились попытки растолковать обстоятельства тех явлений природы, с которыми он сталкивался в собственной повседневной жизни. Замечая разные явления природы: ночи и смену дня, времен года, произрастание растений, размножение животных и другое, — человек не имел возможности дать им верного объяснения. Знания его были еще ничтожны. Орудия труда несовершенны. Человек в те времена был беззащитен перед ее стихиями и природой. Непонятные и грозные явления, болезни, смерть вселяли в сознание отечественных далеких предков ужас и тревогу. Понемногу у людей начала зарождаться вера в сверхъестественные силы, якобы талантливые приводить к этим. Это и было началом формирования религиозных представлений.

«Религия появилась в самые первобытные времена из самых невежественных, чёрных, первобытных представлений людей о собственной и об окружающей их внешней природе», — писал Энгельс.

Верования первобытного человека

Зубр, пронзенный наконечниками копий (из пещеры Нио).

Одной из ранних форм религии был тотемизм — представление, что все члены одного рода происходят от определенного животного — тотема. Время от времени тотемом считалось растение либо какой-либо предмет. В то время основным источником добывания пищи была охота. Это отразилось на верах первобытных людей. Люди верили, что они связаны со своим тотемом родным родством. По их представлению тотемное животное, если оно этого захочет, может превратиться в человека. Обстоятельство смерти видели в перевоплощении человека в тотем. Животное, которое считалось тотемом, было священно — его не было возможности убивать. Потом тотемное животное разрешалось убивать и имеется, но голову, печень и сердце использовать в пищу запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощение либо старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма видятся в религиях многих народов древнего Востока. В старом Египте, к примеру, поклонялись быку, шакалу, козлу, другим животным и крокодилу. С глубокой древности и сейчас священными животными в Индии вычисляют тигров, мартышек, коров. Коренные обитатели Австралии в пору ее открытия европейцами кроме этого верили в родство каждого племени с каким-либо животным, которое считалось тотемом. В случае, если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он сказал об этом животном: «Это мой брат». Род, принадлежавший к тотему летучей мыши либо лягушки, именовался «род Летучей мыши», «род Лягушки».

Второй формой первобытной религии была волшебство, либо колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может влиять на природу разными «заклинаниями» и чудодейственными приёмами. До нас дошла живопись на стенах пещер и лепные фигуры, довольно часто изображающие животных, пронзенных копьями и истекающих кровью. Время от времени рядом с животными нарисованы копья, копьеметалки, сети и охотничьи изгороди. Разумеется, первобытные люди верили, что изображение раненого зверя оказывает помощь успешной охоте. В пещере Монтеспан, открытой выдающимся исследователем пещер Н. Кастере в 1923 г. в Пиренеях, найдена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками, Возможно, это следы от дротиков. Около медведя на глиняном полу сохранились отпечатки людских ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д’Одюбер (Франция). В том месте найдены две глиняные скульптуры бизонов, а около них совершенно верно так же сохранились отпечатки босых ног.

Верования первобытного человека

Древесная чуринга австралийцев.

Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали заклинания и магические танцы, дабы околдовать животное. Они верили, что заколдованное животное само разрешит убить себя. Такие же волшебные обряды совершали и американские индейцы племени манданов. Перед охотой на бизонов в течение нескольких суток они выполняли волшебные пляски — «танец бизона». Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя маски и бизоньи шкуры. Танец изображал охоту. Иногда один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелу либо бросали копья.

В то время, когда так «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид словно бы снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

«Пускай живой зверь будет так же пронзен копьем, как пронзено это его изображение либо как пронзен данный его череп» — такова сущность первобытной волшебстве.

Верования первобытного человека

Разрисованные гальки пещеры Мае д’Азиль.

Понемногу развивалась новая форма религии — культ природы. Суеверный ужас человека перед грозной природой приводил к желанию как-то умилостивить ее. Человек начал поклоняться солнцу, почва, воде, огню. Всю природу человек в собственном воображении населил «духами». Эта форма религиозных представлений именуется анимизмом (от латинского слова «анимус» — дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди растолковывали уходом «духа» («души») из тела. С анимизмом связаны вера в культ предков и загробную жизнь. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его вещи — украшения, оружие, и запасы пищи. В соответствии с представлением первобытных людей все это должно было понадобиться покойнику в его «загробной жизни».

Увлекательную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мае д’Азиль в предгорьях Пиренеев. Они нашли много обычных речных галек, покрытых картинками, сделанными красной краской. Картинки были несложны, но разнообразны. Это комбинации из точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и т. п. Кое-какие картинки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.

Чуть ли археологи разгадали бы тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными картинками на камнях у австралийского племени арунта, находившегося на низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек либо деревяшек, именуемых чурингами. Арунта думали, что по окончании смерти человека его «душа» переселяется в камень. Любой арунта имел собственную чурингу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал. Люди этого племени верили, что каждый человек от рождения до смерти связан со своей чурингой. Чуринги живых и погибших австралийцев племени арунта хранились в пещерах с замурованным входом, известных лишь старикам, каковые с особенным вниманием относились к чурингам. Иногда они пересчитывали чуринги, натирали их красной охрой — цветом судьбы, словом, относились к ним как к предметам религиозного поклонения.

Верования первобытного человека

Каменная чуринга австралийцев.

Слова «дух» либо «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Понемногу развились религиозные представления о духах почвы, солнца, грома, молнии, растительности. Позднее на данной земле появился миф об умирающих и оживающих всевышних.

С разложением первобытной общины, происхождением классов и рабовладельческих стран показались новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять основных, которым подчиняются остальные. Появились мифы о родственной связи царей с всевышними. В господствующей элите общества показались опытные жрецы, служители культа, каковые применяли религию в интересах эксплуататоров как орудие угнетения трудящихся.

Миф и ранние формы религии. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: