3. Базы оценки налоговых рисков
Главным документом при планировании налоговых испытаний есть приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции совокупности планирования выездных налоговых испытаний». (с изм и дополн) . На сайте ФНС России размещены лишь 12 параметров, по которым плательщики смогут оценить возможность попасть в перечень лиц, каковые планируется подвергнуть процедуре выездных испытаний.
Критерии оценки налоговых рисков возможно поделить на пара групп, каковые представлены в таблице
Разглядим эти показатели потом
Критерии, связанные со сравнением показателей плательщика со средними показателями по отрасли
1. Налоговая нагрузка у плательщика ниже ее среднего уровняпо хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Показатели налоговой нагрузки представлены в приложении .Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручке). Показатель оборота (выручки) берется согласно данным бухучета — отчета о прибыли и убытках (форма № 2). в нем не учитываются суммы НДС, налогов. В расчет принимаются лишь суммы налогов, уплаченные за разглядываемый период, независимо от периода их начисления; берутся из отчетности налоговых органов. В расчет не включаются налоги, каковые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент, — НДФЛ и НДС, кроме этого страховые взносы на необходимое пенсионное страхование и на необходимое социальное страхование от несчастных случаев на производстве и опытных болезней, не являющиеся налогами.
Пример. Вычислим налоговую нагрузку организации, занимающейся оптовой торговлей.
Выручка от продажи товаров, за исключением НДС и налогов, составила 18 521 078 руб. (по строчку 010 формы № 2).
Сумма уплаченных налогов,учитываемых в расчете, согласно данным отчетности налоговых органов образовывает: НДС — 318 521 руб., налог на прибыль — 289 256 руб., налог на имущество — 3847 руб., ЕСН — 62 575 руб., итого — 674 199 руб.
Так, величина налоговой нагрузки за 2006 г.составит:
674 199 : 18 521 078 х 100% = 3,6%.
Это ниже среднего показателя по этому виду деятельности, что приведен в приложении равен 3,8%. Поэтому имеется возможность того, что организация будет включена в замысел выездных испытаний.
2 Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельностипо данным бухучета плательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по подобному виду деятельности согласно данным статистики на 10% и более. В этом случае возможно принято решение о проведении выездной проверки по налогу на прибыль. Порядок расчета показателей представлен в таблице16«Нормативы» данных показателей представлены в приложении 18
Пример.Определим рентабельность активов и продаж организации оптовой торговли по результатам 2006 г
Вычислим Рп. Прибыль от продажи товаров (Пп) составлю ет 1760 тыс. руб. (строчок 050 формы № 2).
В затратах (Зп) учитывается себестоимость реализованных товаров (строчок 020) — 16 391 руб., и коммерческие затраты (строчок 030) — 112 руб., управленческие затраты (строчок 040 формы № 2) — 258 руб. Зп = 16 391 + 112 + 258 = 16 761. Р = 1760 : 16 761 X 100% = 10,5%.
Таблица1 Порядок расчета показателей для независимой оценки рисков плательщиков налогов
Наименование показателя | Определение | Порядок расчета |
Налоговая нагрузка | Отношение суммы уплаченных налогов к выручке | Строчок 180 формы N 4 / строчок 010 формы N 2 x 100% |
Рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, одолжений Рп | Отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, одолжений | Строчок 050 формы N 2 / строчок 020 формы N 2 x 100% |
Рентабельность активов Ра | Отношение прибыли к цене активов | Строчок 190 формы N 2 / строчок 300 формы N 1 |
Для оптовой торговли рентабельность продаж равна 11,5%, допускается отклонение ее в сторону уменьшения на 10% , т.е. на 1,15%.
Минимальный уровень рентабельности в пределах нормы не должен быть меньше, %: 11,5 — 1,15 = 10,35. У нас рентабельность реализованных товаров 10,5%, т.е. в пределах 10% отклонения.
Вычислим Ра. Чп берется из строчка 190 (915 тыс. руб.) и равна разнице строчков 140 (прибыль до налогообложения 1204 тыс. руб.) и 150 формы № 2 (текущий налог на прибыль 289 тыс. руб.).
Чп = 1 204 000 — 289 000 = 915 000.
Средняя цена активов берется из баланса (формы № 1) и образовывает (13 270 + 16 582) : 2 = 14 926 тыс. руб. Ра = 915 : 14 926 X 100% = 6,13%.
Средний же показатель по отрасли — 9,9%, причем возможно отклонение на 10%, т.е. до 9,9% — 9,9% х 0,1 = 8,91%.
Так, рентабельность активов организации существенно ниже среднеотраслевой и организация возможно отобрана с целью проведения выездной проверки
3. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
Данные о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе либо в целом по субъекту РФ возможно взять из следующих источников:
v сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов находится на http: // www. gks.ru
v сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
v по запросу в территориальный орган Росстата либо налоговый орган (инспекция, управление ФНС России по субъекту РФ);
v сайты управлений ФНС России по субъектам РФ. Информация об адресах интернет-сайтов находится на сайте ФНС России http: // www. nalog.ru
Несколько параметров, отражающих показатели деятельностиплательщика
1.Отражение в бухгалтерской либо налоговой отчетности убытков в организации в течение двух и более календарных лет.
2. В случае, если часть вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна или превышает 89% за 12 месяцев.
3. Опережающий темп роста затрат над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, одолжений).
4. Несоответствие темпов роста затрат темпам роста доходов согласно данным налоговой денежной отчетности:
а) неоднократное приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право использовать плательщикам особые налоговые режимы (два и более раз в течение год ).
При применении УСН — приближение к предельным значениям установленных ст. 346.12 и 346.13 Кодекса показателей, нужных для применения УСН: часть участия вторых организаций образовывает не более 25%, средняя численность работников не более 100 человек, остаточная цена главных нематериальных активов и средств не более 100 миллионов рублей., предельный размер доходов, определяемый по результатам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса образовывает не более 24,8 миллионов рублей.
При применении ЕНВД — приближение к предельным значениям установленных ст. 346.26 Кодекса показателей: площадь торгового зала, площадь зала обслуживания визитёров по каждому объекту организации общепита — не более 150 кв. м, количество транспортных средств — не более 20, площадь спальных помещений для проживания и размещения — не более 500 кв. м.
При применении ЕСХН — приближение к предельному значению установленного ст. 346.3 Кодекса показателя — часть дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции не меньше 70%;
б) отражение личным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, взятого за год .
5. Часть опытных вычетов личных предпринимателей, предусмотренных ст. 221 Кодекса, заявленных в объявлениях, в общей сумме доходов превышает 83%.
Несколько параметров, каковые смогут свидетельствовать о наличии показателей недобросовестности плательщика
1.Построение денежно-хозяйственной деятельности на базе заключения соглашений с агентами-перекупщиками либо посредниками («цепочки агентов») без наличия разумных экономических либо иных обстоятельств (рабочий цели).
События, свидетельствующие о получении плательщиком необоснованной налоговой пользы, указаны в распоряжении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой пользы».
Под налоговой пользой понимается уменьшение размера налоговой обязанности благодаря, например, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения налоговой льготы, более низкой налоговой ставки, и получение права на возврат (зачет) либо возмещение налога из бюджета. Налоговая польза возможно признана необоснованной, в случае, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их настоящим экономическим смыслом либо учтены операции, не обусловленные разумными экономическими либо иными обстоятельствами (целями делового характера).
О необоснованности налоговой пользы смогут кроме этого свидетельствовать подтвержденные доказательствами аргументы налогового органа о наличии следующих событий (п. 5 Распоряжения Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53):
— невозможность настоящего осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества либо количества материальных ресурсов, экономически нужных для производства товаров, исполнения работ либо оказания услуг;
— отсутствие нужных условий с целью достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого либо технического персонала, главных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
— учет для целей налогообложения лишь тех хозяйственных операций, каковые конкретно связаны с происхождением налоговой пользы, в случае, если для данного вида деятельности кроме этого требуются учёт и совершение иных хозяйственных операций;
— совершение операций с товаром, что не производился либо не мог быть произведен в количестве, указанном налогоплательщиком в документах бухучета.
Событиями, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой пользы, смогут быть признаны события в совокупности и во связи с иными событиями, например, указанными в п. 5 Распоряжения Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53:
— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
— взаимозависимость участников сделок;
— неритмичный темперамент хозяйственных операций;
— нарушение налогового законодательства в прошлом;
— разовый темперамент операции;
— осуществление операции не по месту нахождения плательщика налогов;
— производство расчетов с применением одного банка;
— осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
— применение посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Налоговая польза возможно признана необоснованной, в случае, если налоговым органом будет доказано:
— что плательщик налогов действовал без осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных агентом, в частности в силу взаимоотношений взаимозависимости либо аффилированности плательщика налогов с агентом;
— что деятельность плательщика налогов, его взаимозависимых либо аффилированных лиц была направлена на совершение операций, которые связаны с налоговой пользой, в основном с агентами, не выполняющими собственных налоговых обязанностей.
Мнимые и притворные сделкиявляются недействительными, т.е. ничтожными.
Статья 170 Гражданского кодекса определяет, что:
• мнимая сделка— сделка, идеальная только для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;
притворная сделка— сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку факт нарушения агентом плательщика собственных налоговых обязанностей сам по себе не есть доказательством получения плательщиком необоснованной налоговой пользы. Налоговая польза возможно признана необоснованной, в случае, если налоговым органом будет доказано, что плательщик действовал без осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных агентом, в частности в силу взаимоотношений взаимозависимости либо аффилированности плательщика с агентом.
Налоговая польза не имеет возможности рассматриваться в качестве независимой рабочий цели. Признание судом налоговой пользы необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований плательщиков, которые связаны с ее получением.
2. Непредставление плательщиком в течении пояснений на уведомление налогового органа о обнаружении неточностей, противоречий, несоответствий показателей деятельности при камеральной проверке.
3. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах плательщика («миграция» между налоговыми органами). Два и более случаев по окончании регистрации юрлица, представления при выездной проверке заявления о регистрации трансформаций адреса (местонахождения), если они повлекли трансформации места постановки на учет.
C 2008 года установлен еще один критерий для отбора плательщиков налогов подлежащих включению в перечень лиц, по которым нужно проведение выездной проверки – выяснены методы ведения денежно-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (критерий 12) с целью взять необоснованную налоговую пользу. ФНС на базе анализа сложившейся арбитражной практики обратили внимание на самый распространенные схемы ухода от налогов,
————————————————————————¬
¦ Схемы ухода от налогов ¦
L———T——————-T——————T——————T——
\¦/ \¦/ \¦/ \¦/
——————¬ ————-¬ ————-¬ ————-¬
¦ Применение ¦ ¦ Алкогольная¦ ¦ Реализация ¦ ¦ Инвалидная ¦
¦компаний-однодневок¦ ¦ схема ¦ ¦недвижимости¦ ¦ льгота ¦
L-T————-T— L————- L-T———T— L————-
\¦/ \¦/ \¦/ \¦/
————¬ ————¬ ——————¬ ————————-¬
¦ Фиктивные ¦ ¦Минимальная¦ ¦Расчеты векселями¦ ¦Необходимое страхование¦
¦ затраты ¦ ¦ наценка ¦ ¦ ¦ ¦ инвестиционных рисков ¦
L———— L———— L—————— L————————-
Рис. 1 Модели недобросовестной минимизации налоговых обязательств
Схема 1: дружба с однодневкой. Сущность ее пребывает в том, что заключаются контракты с агентом, не выполняющим собственные налоговые обязательства. Наряду с этим организация проводит в собственном учете фиктивные затраты, тем самым уменьшая налог на прибыль и НДС. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров, пробуют главную налоговую нагрузку переложить на компанию-однодневку, тогда как конечный продавец и производитель имеют минимальную наценку. направляться ожидать, что долгая цепочка перепродаж с целью расширить цены вкупе с взаимозависимостью агентов не понравится не только налоговикам, но и арбитрам (Определение ВАС РФ от 29 октября 2007 г. N 12206/07). Так как тут разумеется, что цена товара искусственно завышается и покупать его у данных посредников легко не нужно (Распоряжение Западно-Сибирского округа от 6 октября 2008 г. N Ф04-6008/2008 (12810-А46-41)).
ФНС установила «Критерии компаний-однодневок», каковые плательщик налогов может применять, для анализа собственных контрагентов сточки зрения минимизации налоговых рисков.
——————¬ ——————————————————¬
¦ ¦ ¦Отсутствие личных контактов уполномоченных лиц ¦
¦ +¦от должностных-лиц и компании поставщика ¦
¦ ¦ ¦от компании-клиента при дискуссии условий сделки ¦
¦ ¦ L——————————————————
¦ ¦ ——————————————————¬
¦ ¦ ¦Отсутствие документального подтверждения полномочий ¦
¦ +¦начальника агента, копий документа, ¦
¦ ¦ ¦удостоверяющего его личность ¦
¦ ¦ L——————————————————
¦ ¦ ——————————————————¬
¦ ¦ ¦Отсутствие документального подтверждения полномочий ¦
¦ Главные +¦представителя агента, копий документа, ¦
¦ показатели ¦ ¦удостоверяющего его личность ¦
¦недобросовестного¦ L——————————————————
¦ контрагента ¦ ——————————————————¬
¦ ¦ ¦Отсутствие информации о фактическом местонахождении ¦
¦ +¦контрагента, и о его складах, производственных ¦
¦ ¦ ¦и торговых площадях ¦
¦ ¦ L——————————————————
¦ ¦ ——————————————————¬
¦ +¦Отсутствие информации о методе получения сведений о ¦
¦ ¦ ¦агенте ¦
¦ ¦ L——————————————————
¦ ¦ ——————————————————¬
¦ +¦Отсутствие информации о госрегистрации ¦
¦ ¦ ¦контрагента в ЕГРЮЛ ¦
L—————— L——————————————————
Рис. 2 Критерии компаний-однодневок
Сделки с этими агентами будут трактоваться как вызывающие большие сомнения
Дополнительно повысит риск сомнительности сделки, в случае, если в один момент присутствуют следующие события:
— агент выступает как посредник;
— в контрактах имеется условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота;
— отсутствуют очевидные свидетельства, что партнер реально может выполнить контрактные обязательства;
— приобретение товаров, каковые традиционно создают и заготавливают физлица, через посредников;
— агент не предпринимает настоящих мер по взысканию задолженности;
— партнеры производят, берут или реализовывают векселя, ликвидность которых неочевидна, и выдают либо приобретают займы без обеспечения. Усугубляют положение длительные сроки и беспроцентные займы погашения долговых обязательств (более 3 лет);
— отсутствует экономическая целесообразность соглашения, а часть затрат по сделке с проблемными агентами значительна.
Наряду с этим госслужащие советуют компаниям, каковые собственные риски квалифицируют как высокие, при расчете налогов исключить все вызывающие большие сомнения операции, и представить уточненные объявления и пояснительную записку по форме, отраженной в Приложении 5 к Концепции. Со своей стороны инспекторы дали обещание не потребовать у предприятия дополнительные документы при его камеральной проверке по уточненке. Примерную форму письма возможно взглянуть в приложении 20
По сути, организациям предлагается рассказать о том, что они применяют в собственной деятельности компании-однодневки. Исходя из этого стоит порекомендовать компаниям, решившимся уточнить собственные обязательства перед бюджетом, не давать дополнительных разъяснений, оформленных в записку.
Сделку с проблемным партнером необязательно исключать из затрат предприятия. Так как основное, дабы общество выполнило все требования налогового законодательства. К примеру, обоснованность нулевой ставки компания подтверждает бумажным пакетом, предусмотренным п. 1 ст. 165 НК РФ (Определение ВАС РФ от 26 сентября 2008 г. N 11830/08).
Беря товар через взаимозависимые компании, предприятие не делается недобросовестным (Определение ВАС РФ от 19 сентября 2008 г. N 11691/08). А ссылка инспекции на нерыночное ценообразование не дает оснований машинально признавать организацию участником схемы (Определение ВАС РФ от 16 октября 2008 г. N 13702/08). Нужно еще доказать, что сделка между зависимыми компаниями заключена по стоимостям ниже рыночных с целью неправомерно компенсировать налог (Распоряжение ВАС РФ от 4 марта 2008 г. N 13797/07). Тем более что обоснованность затрат, уменьшающих налоговую базу, нельзя оценивать с позиций их целесообразности, рациональности, эффективности либо взятого результата (Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. N 320-О-П).
В противном случае, что агент нарушил собственные фискальные обязательства, никак не имеет возможности доказать необоснованность налоговой пользы предприятия (п. 10 Распоряжения N 53, Распоряжение ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. N 9893/07). Да и законодательство не предусматривает негативных последствий для организации в связи с действиями ее партнеров (Определение ВАС РФ от 14 сентября 2007 г. N 9893/07).
Однако, дабы обезопасить себя от претензий контролеров, компаниям возможно дать совет:
— оформлять все документы на поставку (работы, услуги) в соответствии с букве закона. Наряду с этим нужно контролировать, имеется ли в соглашениях фактические адреса, а подписывая бумаги, избегать клише. Не следует забывать и подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (не обращая внимания на то что при учете торговых операций наличие ТТН законодательством не предусмотрено (Определения ВАС РФ от 23 октября 2008 г. N 13167/08, от 28 мая 2008 г. N 6700/08));
— создать мероприятия, каковые подтвердят, что при выборе поставщиков общество действовало с должной осмотрительностью (таблица 17).
Схема 2: Данную схему чаще применяют инвесторов и агентства недвижимости, и страховые компании.
Сущность их пребывает в том, что расчеты согласно соглашению инвестирования на строительство квартир осуществляются векселями, каковые клиенты купили у зависимых от агентства недвижимости организаций, или с этими обществами заключаются инвестиционные договора, а оплата производится векселями агентства недвижимости. Наряду с этим обязательства перед бюджетом взаимозависимые с агентством компании выполняют не полностью, что и разрешает остальным участникам схемы незаконно минимизировать налоговые платежи. Клиент недвижимого объекта также может пострадать: указанный вид расчета повышает риск, что он не возьмёт имущество.
Кроме этого распространена схема с необходимым страхованием инвестиционных рисков. В этом случае цену квартиры дробят на цена инвестиционного взноса (близкого к себестоимости квартиры) и сумму страховой премии. В это же время экономически необоснованная страховая премия не включается в базу по налогу на прибыль агентства недвижимости. Желающего купить недвижимость обязывают застраховать инвестиционные риски агентства недвижимости. Организации, осуществляющие данное страхование, имеют последовательность показателей недобросовестности. Для клиента минус данной схемы содержится в том, что при расторжении инвестиционного контракта уплаченная сумма страховой премии не возмещается.
Схема 3: Специфика алкогольного бизнеса содержится в том, что при производстве продукции из этилового спирта (ставка налога — 25,15 руб.) налоговая нагрузка по налогу значительно выше, чем при производстве той же продукции из бражных дистиллятов, настоев спиртованных либо другой спиртосодержащей продукции (ставка налога — 173,50 руб.). В следствии производители отражают в учете фиктивную поставку спиртосодержащей продукции. В данной схеме одна либо последовательность организаций, находящихся в цепочке поставщиков, не выполняют собственные налоговые обязательства. Говорит об участии в ней отсутствие у производителя спиртосодержащей продукции технической базы для производства данной продукции.
Схема 4: инвалидная льгота. В этом случае предприятие, формально соответствующее требованиям, нужным для освобождения от уплаты налога добавленой стоимости, как организация, в состав которой входят калеки (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ), занимается производством продукции силами персонала, привлеченного по соглашениям аутсорсинга. Практически плательщик налогов искусственно формирует условия для льготы, поскольку снятые в аренду эксперты не учитываются при расчете средней численности работников предприятия и фонда зарплаты .
Дополнительно повысит риск сомнительности сделки, в случае, если в один момент присутствуют следующие события:
— агент выступает как посредник;
— в соглашениях имеется условия, отличающиеся от существующих обычаев делового оборота;
— отсутствуют очевидные свидетельства, что партнер реально может выполнить контрактные обязательства;
— приобретение товаров, каковые традиционно создают и заготавливают физлица, через посредников;
— агент не предпринимает настоящих мер по взысканию задолженности;
— партнеры производят, берут или реализовывают векселя, ликвидность которых неочевидна, и выдают либо приобретают займы без обеспечения. Усугубляют положение длительные сроки и беспроцентные займы погашения долговых обязательств (более 3 лет);
— отсутствует экономическая целесообразность контракта, а часть затрат по сделке с проблемными агентами значительна.
Наряду с этим госслужащие советуют компаниям, каковые собственные риски квалифицируют как высокие, при расчете налогов исключить все вызывающие большие сомнения операции, и представить уточненные объявления и пояснительную записку по форме, отраженной в Приложении 5 к Концепции. Со своей стороны инспекторы дали обещание не потребовать у предприятия дополнительные документы при его камеральной проверке по уточненке.
По сути, контролеры предлагают организациям рассказать о том, что они применяют в собственной деятельности компании-однодневки. Исходя из этого стоит порекомендовать компаниям, решившимся уточнить собственные обязательства перед бюджетом, не давать дополнительных разъяснений, оформленных в записку.
Сделку с проблемным партнером необязательно исключать из затрат предприятия. Так как основное, дабы общество выполнило все требования налогового законодательства. К примеру, обоснованность нулевой ставки компания подтверждает бумажным пакетом, предусмотренным п. 1 ст. 165 НК РФ (Определение ВАС РФ от 26 сентября 2008 г. N 11830/08).
Беря товар через взаимозависимые компании, предприятие не делается недобросовестным (Определение ВАС РФ от 19 сентября 2008 г. N 11691/08). А ссылка инспекции на нерыночное ценообразование не дает оснований машинально признавать организацию участником схемы (Определение ВАС РФ от 16 октября 2008 г. N 13702/08). Нужно еще доказать, что сделка между зависимыми компаниями заключена по стоимостям ниже рыночных с целью неправомерно компенсировать налог (Распоряжение ВАС РФ от 4 марта 2008 г. N 13797/07). Тем более что обоснованность затрат, уменьшающих налоговую базу, нельзя оценивать с позиций их целесообразности, рациональности, эффективности либо взятого результата (Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. N 320-О-П).
В противном случае, что агент нарушил собственные фискальные обязательства, никак не имеет возможности доказать необоснованность налоговой пользы предприятия (п. 10 Распоряжения N 53, Распоряжение ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. N 9893/07). Да и законодательство не предусматривает негативных последствий для организации в связи с действиями ее партнеров (Определение ВАС РФ от 14 сентября 2007 г. N 9893/07).
Так, налоговые органы предлагают налогоплательщику
— оформлять все документы на поставку (работы, услуги) в соответствии с букве закона. Наряду с этим нужно контролировать, имеется ли в контрактах фактические адреса, а подписывая бумаги, избегать клише. Не следует забывать и подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (не обращая внимания на то что при учете торговых операций наличие ТТН законодательством не предусмотрено (Определения ВАС РФ от 23 октября 2008 г. N 13167/08, от 28 мая 2008 г. N 6700/08));
— создать мероприятия, каковые подтвердят, что при выборе поставщиков общество действовало с должной осмотрительностью (таблица).
Таблица. Мероприятия, подтверждающие должную осмотрительность при выборе партнеров
Эта совокупность планирования разрешает:
• для плательщиков максимально уменьшить возможность того, что выездная проверка затронет законопослушного плательщика, абсолютно выполнившего собственные обязательства перед бюджетом;
• для налоговых органов распознать самые вероятные «территории риска», вовремя отреагировать на вероятное совершение налоговых правонарушений и выяснить нужные мероприятия контроля;
• повысить дисциплину плательщиков и налоговую грамотность.
В целом же налоговым ведомством создано 109 разных параметров, по которым отбирают плательщиков с целью проведения выездных испытаний. Обнаружение любого из них свидетельствует внесение плательщика в перечень лиц, контролируемых первым делом (ЮЛ-КПО). Критерии внесения в подобный перечень кроме этого разбиты на последовательность групп.
Кое-какие параметры выявляются уже на протяжении регистрации, а также: адрес, в случае, если по нему зарегистрировано десять и более плательщиков; плательщики, зарегистрированные по несуществующему адресу, по утерянным паспортам, паспортам погибших лиц; в случае, если начальниками являются граждане преклонного возраста, обучающиеся, лица и сельские жители со не сильный здоровьем, находящиеся на долгом лечении.
Группы параметров выявляются при постановке на налоговый учет, к примеру в случае, если помещение, находящееся по адресу регистрации плательщика, предположительно не приспособлено для деятельности (недостаточная площадь, нарушены санитарные нормы и т.п.).
Громаднейшее количество параметров выявляется при камеральной проверке, к примеру:
v плательщик не воображает налоговую либо бухгалтерскую отчетность либо воображает «нулевую» отчетность в течение одного либо нескольких налоговых периодов;
v к плательщику поступило более трех в течение нескольких месяцев запросов на истребование документов;
v у плательщика имеется перемещение денег по квитанциям, не отраженным в бухгалтерской отчетности;
v плательщик ведет денежно-хозяйственные операции, не основные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД;
v физические лица, трудящиеся в организации либо на нее, покупают недвижимость, транспортные средства, камни и драгоценные металлы на суммы, превышающие их задекларированные доходы;
v у плательщика отсутствуют главные средства, нужные для деятельности (транспорт, магазины т.п.);
v суммарный доход физических лиц по организации (по форме № 2-НДФЛ) превышает подобный показатель, принимаемый для исчисления ЕСН;
v организация систематично (как минимум несколько раз в течение года по одному налогу) воображает декларации к уменьшению либо возмещению из бюджета;
v по результатам прошлых выездных либо камеральных испытаний у организации распознаны факты неуплаты либо неполной уплаты налога;