Раздел 1. основы менеджмента

Тема 1.1 характерные черты и Сущность современного менеджмента. История его развития.

Понятие менеджмента. Менеджмент, как особенный вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки происхождения менеджмента, школа научного управления, хорошая школа, школа людских взаимоотношений и поведенческие науки. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный системный и ситуационный. Национальные изюминки менеджмента.

Литература: [1, с. 59-78]; [2, с. 11-18]; [5, с. 7-10]

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое менеджмент?
2. Какими главными качествами обязан владеть менеджер?
3. Изложите содержание количественного, процессного, системного и ситуационного подходов.
4. Каковы главные неприятности менеджмента в РФ? Назовите пути их решения.
5. Школы менеджмента.

Тема 1.2 Организация как совокупность.

Организация, как объект менеджмента. Виды организаций. Окружающяя среда организации. Факторы среды прямого действия: поставщики (трудовых, денежных, материальных ресурсов), потребители, соперники, профсоюзы, государственные органы и законы. Факторы среды косвенного действия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, интернациональные события, научно-технический прогресс.
Черта окружающей среды: связь факторов окружающей среды; сложность, подвижность, неопределенность окружающей среды.
Внутренняя среда организации: структура, цели, задачи, разработка, персонал.

Литература: [1, с. 80-87]; [2, с. 41-45]; [4, с. 44-47]

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните сущность понятия «среда предприятия».
2. Каковы факторы прямого действия окружающей среды?
3. В чем особенность факторов косвенного действия окружающей среды.
4. По какой причине при характеристике окружающей среды предприятия говорят о её сложности, определённости и подвижности?
5. Назовите ключевые принципы построения организационных структур.
6. В чем содержится роль менеджера при создании органов управления предприятием?
7. Каковы особенности менеджмента на фирмах разных организационных форм?

Раздел 2. Управление организацией.

Тема 2.1. Цикл менеджмента.

Цикл менеджмента (планирование, организация, контроль и мотивация) – база управленческой деятельности. Черта функций цикла. взаимообусловленность и Взаимосвязь функций управленческого цикла. взаимообусловленность и Взаимосвязь функций управленческого цикла.

Литература: [1, с. 81-94направляться; [2, с. 45-48]; [4, с. 44-47]

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем состоит содержание процесса управления?
2. По какой причине цикл менеджмента есть базой управленческой деятельности?
3. В связи, с чем отдельные функции управленческого цикла взаимосвязаны и взаимообусловлены?
4. Как осуществляется планирование деятельности предприятия?
5. В чем особенность организационной составляющей цикла менеджмента?
6. Как менеджер может создать действенную совокупность мотивации труда персонала предприятия?
7. По какой причине так принципиально важно для менеджера организовать действенную совокупность контроля за работой предприятия?

Тема 2.2. Планирование в совокупности менеджмента.

Формы планирования. Виды замыслов. Главные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия, цели, анализ окружающей среды, анализ сильных и не сильный сторон, выбор стратегии и анализ альтернатив, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
Тактическое (текущее) планирование. главные этапы тактического планирования:
— определение главных задач, нужных с целью достижения целей;
— установление связей между главными видами деятельности;
— делегирование полномочий и уточнение ролей;
— оценка затрат времени;
— определение ресурсов;
– коррекция планов и проверка сроков действий.

Литература: [1, с. 112-130]; [2, с. 87-116]; [5, с. 67-70]

Вопросы для самоконтроля

1. Из каких этапов состоит процесс планирования деятельности на предприятии?
2. В чем содержится сущность стратегического планирования?
3. Охарактеризуйте коротко этапы стратегического планирования?
4. Что такое миссия предприятия?
5. Какие конкретно виды целей существуют на предприятии?
6. В чем содержится swot – анализ? Какова методика его проведения?
7. Какие конкретно стратегические альтернативы имеются в распределении предприятия?
8. Каковы главные этапы тактического планирования?
9. Что такое текущее планирование? Назовите стадии этого процесса?
10. Каковы различия между стратегическими и тактическим планированием?

Тема 2.3. Структура организации.

Организация. Типы построения организационной структуры управления: цели, задачи организации, функциональное разделение труда, количество полномочий управления, соответствие социально-культурной среде.
Типы структур организаций:
– по сотрудничеству с внешней средой: механические и органические;
– по сотрудничеству подразделений: классические (линейно-функциональные), дивизиональные и матричные;
– по сотрудничеству с человеком: корпоративная и индивидуалистическая.
Новое в типах организации.

Литература: [1, с. 130-142]; [2, с. 46-47]; [5, с. 45-65]

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите ключевые принципы построения организационных структур?
2. Перечислите преимущества и недочёты отдельных типов структур управления?
3. Как осуществляется распределение труда в совокупности управления?
4. В чем содержится роль менеджера при создании органов управления предприятием?

Тема 2.4. его виды и Контроль.

Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка критериев и стандартов, сопоставление с ними настоящих результатов, коррекция. Правила контроля. «Управленческая пятерня».
Виды контроля: предварительный, текущий и последний. Составление схемы контроля.

Литература: [1, с. 168-175]; [2, с. 220-236]; [5, с. 79-87]

Вопросы для самоконтроля

1. Какие конкретно цели в большинстве случаев ставятся перед контролем?
2. Какие конкретно задачи делает контроль в управленческой деятельности?
3. Какие конкретно существуют этапы контроля?
4. Какие конкретно существуют виды контроля?
5. Что такое «Управленческая пятерня»?

А.М.Рощин. Курс \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: