философия и История науки
Конспект лекций
Подготовлен кафедрой организации работы с молодежью
Екатеринбург
Конспект лекций составлен на базе рабочей программы подготовки магистров, созданной в соответствии с Национальным образовательным стандартом высшего профобразования по профессии 040104 «Организация работы с молодежью» (регистрационный номер 767 гум/сп. от 27.12.2005) и учебным замыслом профессии 040104 «Организация работы с молодежью»
Конспект лекций составлен автором:
Фамилия | Имя | Отчество | Уч.звание | Уч.степень | Должность | Подпись | |
1. |
Конспект лекций одобрен на совещании кафедры:
Наименование кафедры | Дата совещания | Номер протокола | Ответ кафедры | ФИО зав.каф. | |
Организация работы с молодежью | Пономарев А.В. | ||||
Организация работы с молодежью | Пономарев А.В. | ||||
Организация работы с молодежью | Пономарев А.В. |
Аннотация содержания конспекта лекций.
Курс» «философия и История науки» посвящен изучению развития науки как социального университета, как исследовательского процесса получения нового знания, роли науки в ответе актуальных задач действенной профилактики девиации в молодежной среде.
Целью данного пособия есть развитие творческого потенциала магистрантов на базе формирования целостного представления об этапах развития и основных закономерностях науки, ее методах и формах, как базы овладения навыками исследовательской и аналитической деятельности, каковые составляют базу опытных компетенций эксперта, трудящегося в сфере молодежной политики.
В конспекте лекций представлен философии науки и категориальный аппарат истории, анализируются ее формы и способы, характеризуются этапы и основные закономерности ее развития. Рассматриваются аксиологии и вопросы этики.
Рабочая программа запланирована на обучение студентов-магистрантов профессии 040104 «Организация работы с молодежью» по программе «Управление профессиональной карьерой и мотивацией молодежи».
.
Оглавление
Введение.. 4
Раздел 1. формы и Специфика научного знания.. 5
1.1. Наука как совокупность знаний, как процесс получения нового знания, как социальный университет и как особенная область культуры.. 5
1.2. Неприятность сциентизма и антисциентизма. 7
2.2. Функции философии в научном познании. 11
2.3.Этика научной деятельности. 13
3.1. Средства и способы эмпирического познания. 19
4. Общекультурное значение истории науки, её роль в понимании сущности науки.. 22
4.1. История науки. 22
4.2. Этапы развития западной научной мысли. 22
5. новации и Традиции в развитии науки.. 29
5.1. многосторонность и Многообразие научных революций. 29
5.2. Преемственность в развитии знания и неприятность соотношений научных теорий между собой.. 31
6. Логико-гносеологические и аксиологические неприятности науки.. 34
Рекомендованная литература.. 35
Главная. 35
Дополнительная литература. 35
Электронные ресурсы.. 36
Введение
методологии науки и Изучение истории есть базой для предстоящего углубления особых знаний по дисциплине «Духовно-социокультурные аспекты и нравственные ценности превентологии» и «Социальные неприятности молодежи». Изучение неспециализированных теоретико-методологических баз для этих двух дисциплин закладывается в дисциплине «социальное развитие и Социальные теории Сейчас». Совместно эти три дисциплины снабжают формирование нужных для выпускника данной магистерской программы исследовательских и проектных компетенций. Помимо этого, эта дисциплина есть общеметодологической базой для всех гуманитарных и особых дисциплин магистерской программы в целом. /Таблица 1/
Таблица 1.
Распределение часов по видам учебной работы
Очная форма обучения
Виды учебной работы, формы контроля | Всего часов | Семестр обучения |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Лабораторные работы | ||
Независимая работа студентов, включая все виды текущей аттестации | ||
Промежуточная аттестация | З | З |
Объем по учебному замыслу, час. | ||
Объем по учебному замыслу, з.е. |
Раздел 1. формы и Специфика научного знания
Наука как совокупность знаний, как процесс получения нового знания, как социальный университет и как особенная область культуры
Наукапредставляет собой особенный вид познавательной деятельности, направленный на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Она ставит перед собой цель распознать законы, причинные связи процессов и явлений, что разрешает человеку преобразовывать объекты на протяжении практической деятельности.
Предметом научного познания выступают природные и социальные, материальные и процессы и духовные явления, и сам человек.
Наука взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.
Наука отличается от обыденного постижения мира по нескольким позициям. Наиболее значимые показатели научного знания: системная организация; обоснованность; доказанность. /Таблица 2/
Таблица 2.
Сравнение научного и обыденного знания
Наука | Обыденное знание |
· Предметный и объективный метод рассмотрения мира. · Не исчерпывается отражением лишь тех объектов, их отношений и свойств, каковые в принципе смогут быть освоены в практике соответствующей эры. Она способна выходить за пределы исторически определенного типа практики и открывать новые предметные миры, каковые становятся объектами практического освоения только в будущем. · Науке нужна особенная практика – опыт, для проверки истинности знаний. Вторая часть знаний связывается между собой логически: истинность переносится с одного высказывания на второе. · Наука предполагает использование особенных средств, а также научного языка, и способов деятельности. · Познающий субъект должен быть научен применению этих методов и специальных средств. · Формируется особенная система ценностей ученого, включающая поиск истины, получение нового знания и др. Они составляют этику науки | · Знание не выходит за рамки наличной практики. · Обыденное познание формирует совокупность знаний, предписаний, вер, из которых только отдельные связаны между собой. · Истинность знаний проверяется в повседневной практике. · Субъект познания формируется в ходе социализации. |
В качестве средств научного познания выступают:
¾ научный язык – категориальный аппарат науки;
¾ материальные / особенные приборные комплексы;
¾ математические;
¾ логические;
¾ информационные средства.
Все средства познания создаются намерено, их конструируют, разрабатывают, подбирают для тех либо иных познавательных целей.
В ходе развития университета науки возможно выделить 2 главных этапа. /Таблица 3/
Таблица 3.
Этапы институализации науки
Время | Этапы институализации науки | Функции науки |
17-18 в. 19 в. | Начало формирования науки как социального университета. В Европе появляются научные общества, академии, издания. | До 17 в. Наука отстаивает собственный право на участие в формировании мировоззрения. Становление науки как производительной силы. |
20 в. | Появление больших научно-исследовательских коллективов, особенной экспертизы исследовательских программ, финансирования, особой промышленной базы, целенаправленной подготовки кадров. | Наука делается социальной силой, регулятором людской деятельности. Становление нового типа рациональности. |
Сравнение позиций сциентизма и антисциентизма
Раздел 2. науки и Взаимосвязь философии
Этика научной деятельности
Научная этика — это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству.
Этические правила научной деятельности:
¾ Перед лицом истины все исследователи равны, никакие прошлые заслуги не имеют значения, в случае, если речь заходит о научных доказательствах.
¾ Требование научной честности при изложении результатов изучения. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как необходимое условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех либо научных текстов и иных идей, и снабжать чёткую отбор уже известного в новых и науке результатов. Существуют подробно созданные правила о том, каким условиям должны отвечать соавторы научной статьи.
Пример правил, созданных в Гарварде
— Любой, кто перечислен в качестве автора, обязан внести значительный прямой интеллектуальный вклад в работу. К примеру, обязан внести вклад в концепцию, дизайн и/либо интерпретацию результатов. «Почетное» соавторство не разрещаеться.
— Предоставление финансирования, техподдержки, больных либо материалов, как бы это ни было принципиально важно для работы, само по себе не есть достаточным вкладом в работу чтобы стать соавтором.
— Любой, кто внес значительный вклад в работу, должен быть соавтором. Любой кто внес менее большой вклад в работу должен быть перечислен в перечне людей, которым выносится признательность в конце статьи.
Как всякие правила, нормы научной этики иногда нарушаются.
В разных научных сообществах может устанавливаться разная жёсткость санкций за нарушение этических правил науки. Понижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и ее коммерциализации (в то время, когда главной целью есть гонка за финансированием). Одним из рычагов контроля за исполнением научной этики есть неизвестное рецензирование научных статей, отчётов и проектов.
Научная этика — это так же и совокупность моральных правил, которых придерживаются учёные в научной деятельности и каковые снабжают функционирование науки.
Роберт Мертон сформулировал четыре моральных принципа:
1. Коллективизм — результаты изучения должны быть открыты для научного сообщества.
2. Универсализм — оценка любой научной идеи либо догадки обязана зависеть лишь от её соответствия и содержания техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных черт её автора, к примеру, его статуса.
3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной пользы, не считая удовлетворения от решения проблемы.
4. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их сотрудниками.
Главный вопрос этики науки — неприятность соотношения ценностного мышления и научного познания.
Существует распространенная точка зрения, именуемая тезисом ценностной нейтральности науки. Она пребывает в утверждении, что научная деятельность сама по себе равнодушна к сокровищам. Исходя из этого ценностные суждения о науке касаются не ее самой, а разных внешних факторов. С данной точки зрения ответственности за использование науки в деструктивных целях (либо с непредвиденными деструктивными последствиями) подлежат другие сферы публичной судьбе — власть, промышленность, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к известному принципу Д. Юма, в соответствии с которому утверждения о том, что существует, и утверждения о том, что должно быть, — логически разноплановы; из суждений о фактах не следуют какие-либо суждения о должном. Вторым выражением тезиса ценностной нейтральности есть заявление о том, что наука имеет лишь инструментальный суть, т.е. занимается лишь средствами, а вопросы о смысле и целях людских действий направляться относить к совсем вторым областям — религии, философии, этике и т.п.
Будучи последовательно совершённым, тезис ценностной нейтральности науки должен был бы обеспечить полную автономию науки и высвободить ученых от дискуссий этических вопросов. Но данный тезис есть дискуссионным. Существует последовательность доводов против него.
1. Данный тезис стал необычным идеологическим прикрытием, разрешающим эксплуатировать научное познание подчас в морально неприглядных целях. В случае, если же подойти к науке исторически, то выясняется, что, напротив, становление науки Нового времени было тесно связано с нравственными правилами.
2. Принцип Д. Юма очень уязвим. Существуют контексты, для которых характерно переплетение нормативных и описательных утверждений. Ссылки на факты в полной мере смогут употребляться в моральных дискуссиях. Так, Р. Хеар выделяет, что факт возможно основанием для этических рассуждений для всякого, кто принимает некий моральный принцип, из которого в соединении с фактами возможно логически выведено моральное суждение.
3. Само научное познание насыщено ценностными установками, поскольку когнитивные регулятивы также в некоем смысле смогут принимать во внимание параметрами ценностного мышления. Сама научная рациональность регулируется когнитивными сокровищами, такими как простота, проверяемость, широкая применимость.
4. Не соответствует действительности отождествление ученого с неким абстрактным субъектом чистого познания. Он выступает не только как исследователь, но и как учитель, специалист, просветитель, публичный деятель и т.п. Никто не освобождает его от общечеловеческих обязанностей гражданского и нравственного характера.
5. Сама попытка выстроить концепцию ценностной нейтральности не только в науке, но в любой области людской деятельности морально неприемлема, потому, что постоянно маскирует собой попытку добиться какого-либо привилегированного положения в виде некоей ограниченной, деланной выводы ответственности перед обществом.
6. Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от ценностей и рассмотрения целей. В случае, если кроме того допустить, что это допустимо в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к каким научной деятельность и в целом, это допущение не срабатывает.
7. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Конкретно разум есть их объединяет. предпосылки и Принципы любого рационального рассуждения универсальны, независимо от того, обсуждается теоретическая либо практическая неприятность; моральные вопросы, как и когнитивные, также подлежат обоснованию и рациональному обсуждению. Исходя из этого рациональность в расширенном смысле совмещает обсуждение как познавательных вопросов, так и их этического контекста.
Большой ученый — гениальный и увлеченный исследователь, отдающий себя без остатка науке и в собственных изучениях, и в подготовке научной молодежи, — это, в большинстве случаев, человек духовно развитый, мыслящий, с широким кругозором. Моральное разложение находит хорошую почву в том месте, где нет духа настоящей науки, где царствует праздность и бездарность.
Деонтология. Термин внес предложение в XIX в. британский философ И. Бентам для заглавия теории морального поведения. Она специализирована, нацелена на рассмотрение конкретной профессии и ее внутренних качеств.
Деонтологические требования составляют опытный кодекс чести ученого. От ученого требуется повышенное рвение к точности, аккуратности и скрупулёзности, высказываемое кроме того в некоем педантизме. Это сочетание строгого отношения и одновременно известной терпимости к мнениям вторых ученых. Ученый обязан мочь относиться максимально беспристрастно и к своим собственным, и к чужим взорам. Это указывает и свойство отделять идеи от личностей: умение без обиды выдерживать и принимать критику в собственный адрес, осуждать вторых лишь уважительно и лишь конструктивно
Главные темы этического дискуссии научно-технической деятельности:
1. Цели науки.
2. Средстванаучной деятельности. (К примеру, этические требования к проведения биомедицинских изучений). На науке лежит обязанность отчитываться перед обществом в том, какими средствами она планирует достигать собственные познавательные цели.
3. Последствия научной деятельности. «Мы важны за последствия отечественных действий, даже если они не предусматривались осознанно отечественной волей». Неприятность в том, как ученые в состоянии предвидеть последствия собственных открытий, изобретений. Эго касается не только изучений очевидно прикладного характера, но и фундаментальных. Обязанность предвидеть, чем обернется для человечества та либо другая фундаментальная разработка, для ученых переднего края науки есть сейчас особенно актуальной.
4. Смыслнаучной деятельности. Какие конкретно высшие цели ставит перед собой наука? В случае, если наука нацелена на власть, на господство, то есть ли данный проект морально полезным? Куда идет та цивилизация, которая ориентирована в основном на науку и связывает с ней собственный проект наращивания власти? Все это требует обсуждения и осознания.
Вышесказанное подводит к вопросу о контроле научной деятельности. С одной стороны, научный поиск предполагает свободную интеллектуальную воздух, а с другой, наука — часть публичной судьбе, и она не может быть изолирована от нее. В эру становления новой науки существовал долгий (охватывавший XVI-XVIII вв.) период борьбы ученых за обретение автономии от вторых сфер публичной судьбе (в первую очередь от религии). Но и сейчас, в условиях глобального реформирования русском образования и науки, неприятность снова делается актуальной, потому, что улучшается внешнее давление на эти социальные университеты со стороны, власти и, частично, бизнеса (но это уже не вопрос этики науки, а вопрос этики власти). Особенности современных публично-цивилизационных процессов таковы, что без постоянного и пристального публичного контроля сейчас не должна оставаться ни одна сфера социальной судьбе, будь то наука либо промышленность, национальные структуры либо бизнес, здравоохранение либо военное дело. Все должно подвергаться перекрестной легитимации, взаимному ограничению и взаимной критике претензий. В данной ситуации требование свободы научного изучения реально вероятно значит только требование максимальных в данных конкретных событиях и связанных с широким социальным контекстом нужных условий научной деятельности.
Острой остается неприятность объективной оценки исследовательских проектов.
Современное сообщество ученых — не замкнутая в собственном познавательном интересе привилегированная социальная несколько, а деятельно участвующая в публичных дискуссиях, в мероприятиях и общественных структурах опытная элита. Благодаря обладанию возможностями и специальными знаниями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.
.
История науки
Сложилось пара подходов в понимании процесса развития науки.
1. Эмпирическое и теоретическое объяснение истории науки.
2. Европоцентризма и антиисторизм в понимании происхождения и сущности науки.
3. Неопозитивистская модель развития науки.
4. Концепция развития научного знания К. Поппера.
5. Концепция смены парадигм Т. Куна.
6. Методика научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
7. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом.
8. Эволюционистская модель
Хорошая наука
В собственном главном труде Математические начала натуральной философии Исаак Ньютон (1643—1727) изучил мир посредством математики. Введением понятий полного пространства, времени, массы, силы, скорости, ускорения и открытием законов перемещения физических тел он заложил фундамент для развития физики. Его теории господствовали в науке впредь до революционных открытий ХХ века. Значимость мировосприятия И. Ньютона содержится не только в открытых им основополагающих законах перемещения, но и в неспециализированных взорах на мир как разумное и умопостигаемое пространство, где любое воздействие возможно начертать и выразить математически. С утверждением мировоззрения И. Ньютона философия поменяла собственный назначение, перейдя от метафизических рассуждений о природе настоящего к доказательству и исследованию логическими научными способами формулируемых правил. А по окончании появления трудов Иммануила Канта стало ясно, что законы И. Ньютона не были «привнесены» в мир, они только подтвердили то, как человеческий разум принимает и осмысливает собственный опыт.
Вместе с развитием научных теорий утверждалась и сама наука. XVII век стал свидетелем образования Английского королевского общества в Академии и Англии наук во Франции.
Открытия 19 в.
Это применением пара на железных дорогах, фабриках, пароходах, в насосах. С тридцатых годов в технику внедряется электричество. Сперва показались динамо-машины и двигатели, после этого электрический телеграф, обеспечивший мгновенную интернациональную сообщение посредством трансатлантического кабеля, проложенного по океаническому дну во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века. По окончании изобретения Александром Беллом (1847—1922) телефона во второй половине 70-ых годов XIX века и радио Гульельмо Маркони (1874—1937) в 1895-м мир был на пороге невиданных изменений в общении между людьми.
С возникновением телефона, телеграфа, почтовой работы, паровозов, фабрик, автомобиля и железобетонных конструкций (1885) мир изменился коренным образом. В конце XIX века аспирин и рентгеновские лучи стали на защиту здоровья человека; иначе, изобретение электрического стула и пулемёта создало угрозу его жизни. Не обращая внимания на романтическое противление индустриальной революции («мрачным фабрикам преисподней»), к концу XIX века уже нереально было отрицать ту пользу, что принесли наука и техника, — они абсолютно поменяли образ судьбы в развитых государствах.
Наука о обществе и человеке.Наиболее значимая перемена, коснувшаяся самопознания человека, была в XIX столетии связана с теорией эволюции. (Ч. Дарвин, П. Ламарк, Томас Мальтус37 (1766-1834).
социологии и Развитие статистики привлекло интерес к изучению человека.Его поведение стало предметом научного изучения, а главным понятием выяснилось понятие свободы.
В ХХ веке мир был более сложным, чем он представлялся, к примеру, в десятнадцатом веке. (Открытия Эйнштейна, развитие термодинамики, квантовой теории, принцип неопределенности Гейзенберга)
Генетика.Тяжело представить себе важность переворота, что совершили в первой половине 50-ых годов двадцатого века своим открытием структуры ДНК британец Фрэнсис Крик (р. 1916) и американец Джеймс Уотсон (р. 1928). Оно разрешило не только изучать и сопоставлять живые организмы, но и (что приводит к неоднозначной реакции) манипулировать ими. Генетический базис существования есть структурой, содержащей в себе те команды, на базе которых строится все живое. Вероятное же применение на практике генетики затронуло вопросы более неспециализированного, метафизического и нравственного порядка.
Следствием генетического переворота в биологии явилось превращение теории эволюции из теории с недостающими данными об ископаемых организмах в неопровержимый научный факт. Все живое владеет однообразным генетическим базисом.
Информационная революция.Первые шаги на пути создания современных вычислительных средств предпринял в первой половине 20-ых годов девятнадцатого века Чарлз Бэббидж (1791—1871), что решил создать механическое устройство для математических расчетов. Настоящий прорыв в данной области совершил британец Алан Тьюринг (1912-1954). Важным отличием его работ от попыток Ч. Бэббиджа явилось применение несложной цифровой разработке в виде бинарного (вкл./ выкл.) устройства наподобие телефонного реле. Тьюринг внес предложение разбить непростую математическую задачу на последовательность бинарных выборов (да/нет), дабы машина имела возможность делать каждое из этих действий и на базе логики решать поставленную задачу. (Компьютеры, компьютерные сети, интернет и т.д.)
Главная
1. Гусева, Е.А. Леонов В.Е. история и Философия науки : учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. — М.: НИЦ ИНФРА-М., 2013. — 128 с.
2. Никифоров, А.Л. Философия науки: методология и история : учебное пособие. А.Л. Никифоров. — М.: Идея-Пресс, 2010. — 344 с.
3. Степин, В.С. Философия науки. Неспециализированные неприятности : учебник для соискателей и аспирантов ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. — М.: Гардарики, 2012. — 384 с.
Дополнительная литература
1. Ахундов, М.Д. Научная революция и постнеклассическая наука / М.Д. науки // Проблемы и Ахундов методологии. — М., 1992. – С. 41-48.
2. Гайденко, П.П. философский разум и Научная рациональность / П.П. Гайденко. — М. : Прогресс-Традиция, 2003.- 528 с.
3. Канке, В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. — М.: Омега-Л, 2009. — 328 с.
4. Кузнецова, Н.И. Социальный опыт Петра I и формирование науки в РФ / Н.И. Кузнецова // Вопросы философии. 1989. № 3. – С. 49-64.
5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М. : ВЛАДОС, 2012. – 310 с.
6. Лебедев, С. А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. 2010. № 1. — С. 62– 75.
7. Леглер, В.А. Наука, квазинаука, лженаука / В.А. Леглер // Вопросы философии. 1993. № 2. – С. 49-55.
8. Лешкевич, Т.Г. Философия науки : учебное пособие для институтов / Т.Г. Лешкевич. — М. : ПРИОР, 2012. — 428 с.
9. Мареева, Е.В Философия науки: учебное пособие для соискателей и аспирантов / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 333 с.
10. Надточаев, А.С. наука и Философия в эру античности / А.С. Надточаев. — М. : Изд-во МГУ, 1990. — 286 с.
11. Степин, В.С. культура и Человеческое познание / В.С. Степин. – СПб. : СПбГУП, 2013. – 140 с.
12. Огородников, В.П. философия и История науки / В.П. Огородников. — СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
13. Поппер, К. Объективное знание / К. Поппер. — М. : Эдиториал УРСС, 2002. 384 с.
14. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. — М. : Республика, 1998. – 413 с.
15. Рожанский, И.Д. Древняя наука / И.Д. Рожанский М. : Наука, 1980. — 200 с.
16. Русская идея в век Просвещения / Н.Ф.Уткина, В.М.Ничик, П.С.Шкуринов и др. — М. : Наука, 1991. – 280 с.
17. наука и Самоорганизация: Опыт философского осмысления. — М. : Ин-т философии РАН, 1994.- 350 с.
18. Сачков, Ю.В. Возможность на дорогах познания сложности / Ю.В. Сачков //Философия науки. Вып. 18. Философия науки в мире сложности. — М. : ИФ РАН, 2013. С. 145-161.
19. Свиридов, В.В. Концепции современного естествознания : Учебное пособие / В.В. Свиридов. — СПб. : Питер, 2005. – 349 с.
20. Томпсон, М. Философия науки / Пер. с англ. А. Гарькавого / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 304 с. Введение.
21. Фейерабенд, П. Избранные труды по методике науки / П. Фейерабенд. – М.: Прогресс, 1986. – 544 с.
22. Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? / Дж. Холтон // Вопросы философии. — 1992. № 2. — С. 26-58.
23. Эпистемология и постнеклассическая наука : Сб. ст. / отв. ред. В.И.Аршинов. – М. .: ИФРАН, 1992.
24. Яковлев, В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки: Неприятности аксиологии в науке / В.А. Яковлев // Вопросы философии. 2001. № 12. — С. 77-86.
25. Ядов, В.А. Стратегия социологического изучения / В.А. Ядов. — М. : ОМЕГА-Л, 2009. — 567 с.
Электронные ресурсы
http://www.istina.rin.ru
htpp://www.philosophy.ru
htpp://www.auditorium.ru
htpp://www.elenakosilova.narod.ru
Конспект лекций
Качайнова Надежда Борисовна
Историяи философия науки
Редактор
Подготовка к публикации
Рекомендовано Методическим советом
Не запрещаеться к публикации
Электронный формат –
Количество уч.-изд. л.
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Информационный портал УрФУ
http://www.urfu.ru
[1] Степин В.С. Наука //Социология. Энциклопедия. Мн.:Книжный Дом, 2003. С.614.
философия и История науки
Конспект лекций
Подготовлен кафедрой организации работы с молодежью
Екатеринбург
Конспект лекций составлен на базе рабочей программы подготовки магистров, созданной в соответствии с Национальным образовательным стандартом высшего профобразования по профессии 040104 «Организация работы с молодежью» (регистрационный номер 767 гум/сп. от 27.12.2005) и учебным замыслом профессии 040104 «Организация работы с молодежью»
Конспект лекций составлен автором:
Фамилия | Имя | Отчество | Уч.звание | Уч.степень | Должность | Подпись | |
1. |
Конспект лекций одобрен на совещании кафедры:
Наименование кафедры | Дата совещания | Номер протокола | Ответ кафедры | ФИО зав.каф. | |
Организация работы с молодежью | Пономарев А.В. | ||||
Организация работы с молодежью | Пономарев А.В. | ||||
Организация работы с молодежью | Пономарев А.В. |
Аннотация содержания конспекта лекций.
Курс» «философия и История науки» посвящен изучению развития науки как социального университета, как исследовательского процесса получения нового знания, роли науки в ответе актуальных задач действенной профилактики девиации в молодежной среде.
Целью данного пособия есть развитие творческого потенциала магистрантов на базе формирования целостного представления об этапах развития и основных закономерностях науки, ее методах и формах, как базы овладения навыками исследовательской и аналитической деятельности, каковые составляют базу опытных компетенций эксперта, трудящегося в сфере молодежной политики.
В конспекте лекций представлен философии науки и категориальный аппарат истории, анализируются ее формы и способы, характеризуются этапы и основные закономерности ее развития. Рассматриваются аксиологии и вопросы этики.
Рабочая программа запланирована на обучение студентов-магистрантов профессии 040104 «Организация работы с молодежью» по программе «Управление профессиональной карьерой и мотивацией молодежи».
.
Оглавление
Введение.. 4
Раздел 1. формы и Специфика научного знания.. 5
1.1. Наука как совокупность знаний, как процесс получения нового знания, как социальный университет и как особенная область культуры.. 5
1.2. Неприятность сциентизма и антисциентизма. 7
2.2. Функции философии в научном познании. 11
2.3.Этика научной деятельности. 13
3.1. Средства и способы эмпирического познания. 19
4. Общекультурное значение истории науки, её роль в понимании сущности науки.. 22
4.1. История науки. 22
4.2. Этапы развития западной научной мысли. 22
5. новации и Традиции в развитии науки.. 29
5.1. многосторонность и Многообразие научных революций. 29
5.2. Преемственность в развитии знания и неприятность соотношений научных теорий между собой.. 31
6. Логико-гносеологические и аксиологические неприятности науки.. 34
Рекомендованная литература.. 35
Главная. 35
Дополнительная литература. 35
Электронные ресурсы.. 36
Введение
методологии науки и Изучение истории есть базой для предстоящего углубления особых знаний по дисциплине «Духовно-социокультурные аспекты и нравственные ценности превентологии» и «Социальные неприятности молодежи». Изучение неспециализированных теоретико-методологических баз для этих двух дисциплин закладывается в дисциплине «социальное развитие и Социальные теории Сейчас». Совместно эти три дисциплины снабжают формирование нужных для выпускника данной магистерской программы исследовательских и проектных компетенций. Помимо этого, эта дисциплина есть общеметодологической базой для всех гуманитарных и особых дисциплин магистерской программы в целом. /Таблица 1/
Таблица 1.
Распределение часов по видам учебной работы
Очная форма обучения