Рафаэль санти

Яркое и весёлое мастерство показалось в Италии в эпоху ренесанса, и самым ярким и весёлым живописцем этого времени был Рафаэль Санти из Урбино.

Всем своим творчеством Рафаэль сказал: человек должен быть красив — у него должно быть прекрасное и сильное тело, всесторонне развитый ум, хорошая и отзывчивая душа. Таких людей изображал Рафаэль в собственных картинах. Таким человеком был он сам.

Рафаэль появился в 1483 г. в г. Урбино. живописи и Первые уроки рисования он взял у поэта и — своего отца художника Джованни Санти. В 17 лет Рафаэль приехал в г. Перуджу и стал учеником живописца Перуджино. Одна из картин Рафаэля этого времени — «Сон рыцаря»: парень, вступающий в судьбу, уснул на распутье, и ему приснились в образе двух красивых дам «Удовольствие» — с цветами в руках и «Доблесть» — с книгой и мечом. Легко идти по пути удовольствия, тяжело идти по пути доблести — это путь труда, славы и подвигов. Сам Рафаэль отправился по второму пути — по доблестному пути громадного живописца.

В 1504 г. Рафаэль приезжает во Флоренцию— город, где в то время живут и трудятся величайшие живописцы Италии Леонардо да Микеланджело и Винчи. Тут имеется у кого обучаться. И Рафаэль обучается. Обучается и трудится. Более всего сейчас его завлекает образ мадонны (божией матери) с ребенком — «периодом мадонн» именуют флорентийский период творчества Рафаэля. Ласковой и юной матерью изображает Рафаэль мадонну, он прославляет в ней гармоничного человека, красивого телом и душою. Мадонны Рафаэля полны таковой прелести, что один из радостных обладателей его картины, изображающей мадонну («Мадонна Грандука»), герцог Тосканский, ни при каких обстоятельствах не расставался с ней а также возил с собой в путешествиях. Написанный Рафаэлем в эти годы автопортрет совсем конечно входит в цепь красивых образов, созданных им: так обаятелен, красив и приветлив юный живописец.

В 1508 г. отец Юлий II привёл к Рафаэлю в Рим и в один момент с другими живописцами поручил ему роспись «станц» — парадных комнат Ватиканского дворца. Скоро Юлий II приказал вычислить всех живописцев и поручил всю роспись одному Рафаэлю. С 1509 по 1517 г. были расписаны три зала, лучший из них Зал печати — Станца делла Сеньятура. Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска: «Поэзия», «Богословие», «Философия» и «Правосудие» («Афинская школа»). На фреске «Афинская школа» изображен просторный залитый солнцем храм, у его входа разговаривают и спорят между собой известные греческие их ученики и философы. Над ними возвышаются две статуи: Афины — бога богини и Аполлона — красоты мудрости. Последняя арка храма своим ярким проемом выделяет фигуры двух величайших мыслителей старой Греции — Платона и Аристотеля.

Создавая образы совершенных, рожденных его творческим воодушевлением красивых людей, Рафаэль не уклонялся, как Микеланджело, от создания портретов современников. Напротив, он умел остро передать в портрете темперамент человека, умел распознать его лучшие черты и сохранить наряду с этим поразительное сходство. О портрете Юлия II современный живописцу историк искусств Вазари говорит: «Он выполнил еще маслом портрет папы Юлия так быстро и правдоподобно, что было жутко на него смотреть, как будто бы бы и в действительности он сидел перед нами живой…»

Могший так совершенно верно передать в портрете неповторимую наружность, неповторимую духовную жизнь человека, Рафаэль совсем по-второму трудился над образами мадонн. Живописец сказал, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им в жизни. Величественный образ дамы создал Рафаэль в прославленной «Сикстинской мадонне». Мадонна нарисована в рост, она идет по тучам навстречу собственной ужасной судьбе, зная, что для счастья людей обязана дать смерти самое дорогое, что у нее имеется, — сына. Простой религиозный сюжет преобразовывается в прославление величия человека, талантливого во имя высшего долга идти навстречу смерти и мукам. Внутренней красоте подвига соответствует внешняя красота мадонны — это высокая, стройная, сильная дама в полном расцвете собственного обаяния.

Имя Рафаэля как архитектора связано со постройкой дворцов, вилл, церкви, маленькой часовни. В 1514 г. отец Лев X поставил Рафаэля во главе строительства величайшего в мире купольного храма — собора св. Петра. Рафаэль должен был поменять проект и продолжить строительство. «Но в мечтах собственных, — писал Рафаэль, — я думаю о большем! Я хотел бы воскресить чудные формы древних сооружений…» Он грезил о «воскрешении древнего Рима» — титаническом предприятии, хорошем живописца Восстановления. По раскопкам, книгам и обмерам древнеримского архитектора Витрувия Рафаэль желал воссоздать вид «вечного города», составить его описание и сделать громадную картину.

Смерть прервала эту работу Рафаэля. 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет он погиб. Его похоронили в одном из прекраснейших строений Рима — в Пантеоне, что стал усыпальницей великих людей Италии.

Торжественное, яркое мастерство Рафаэля, прославление им величия человека и радостей жизни дороги советским людям — строителям коммунизма, при котором человек возьмёт возможность беспредельно совершенствовать физическую красоту и свою духовную.

Рафаэль, \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: