Работа с родителями представляет собой очень важный, слож-ный и нужный участок деятельности психолога в дошколь-ном учреждении. Он обязан мочь осуществлять целостный пси-хокоррекционный комплекс методик с родителями. Для реали-зации и разработки для того чтобы комплекса психолог в первую очередь дол-жен сделать психотерапевтический анализ биографической информа-ции, имеющейся в его распоряжении.
Возможно с целью получения дополнительной информации об изюминках домашнего воспитания совершить проективное ин-тервью с ребенком по следующим главным вопросам.
Вопрос: «С кем ты живешь дома?»
В большинстве случаев ребенок на первое место ставит самый авторитет-ное (значимое) для него лицо, к которому он к тому же испыты-вает чувство привязанности. Перечисление одного из взрослых на последнем месте показывает как на его меныігую значимость для детей, так и на вероятную диспозицию в отношении с ним. Последнее особенно характерно, в случае, если ребенок может забыть пе-речислить одного из участников семьи.
Вопрос: «Если бы ты игрался в мнимую игру Семья, ко-го бы ты в ней изображал и в какой поочередности — маму, папу либо себя; папу, маму и себя либо себя, маму, папу?»
Старшие дошкольники в большинстве случаев выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой иден-тификации с ним. В случае, если же ребенок в данном возрасте выбирает роль родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителем того же пола либо обоими родителями, если он отказывается от их роли и выбирает себя.
Вопрос: «Если бы дома никого не было, кого бы ты ожидал первым делом — маму, папу; папу, маму?»
Преобладающим ответом будет выбор матери, что говорит о привязанности к ней. В случае, если же в ответе она не следует на пер-
вом месте, то это говорит о выраженных эмоциональ-ных проблемах в отношениях с ней.
Вопрос: «Если бы с тобой произошло горе,беда, несчастье, ес-ли бы тебя кто-нибудь обидел, ты бы непременно поведал об этом маме, поделился бы с ней либо нет?»
После этого вопрос повторяется в отношении отца.
В любых ситуациях отрицательный ответ говорит о разногла-сиях с родителями. В большинстве случаев меньшая откровенность с родителем показывает не столько на конфликт с ним, сколько на его недоста-правильную роль в семье и отсутствие конфиденциальных взаимоотношений с детьми.
Вопрос: «Сообщи, ты опасаешься либо нет, что тебя накажет мама (отец)?» Возможно в один момент уточнить, как наказывают в семье (довольно часто практикуются: становление в утол, физические наказания либо запрет выходить из дому), строгие родители либо нет и отно-шение к этому детей.
Вопрос: «Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) (соот-ветственно полу), у тебя была бы девочка (мальчик), то ты бы кроме этого относился, воспитывая его (ее), как к тебе относятся (вос-питывают) родители либо по-второму?»
В болыпинстве случаев дети не меняют родительскую роль, очевидно предпочитая сохранить хорошие отношения. Ведущий мо-тив наряду с этим — ужас утери любви, угроза чего итак существует у чрезмерно занятых и принципиальных своих родителей.
Вопрос: «В то время, когда ты вырастешь, ты будешь трудиться как отец (мама)?»
Предпочтение той же профессии, в большинстве случаев, показатель вы-сокого авторитета своих родителей в представлении детей.
Темперамент взаимоотношений с родителями кроме этого оказывает помощь осознать ри-сунок «Семья», совместные с родителями игровые занятия, вос-создающие разные нюансы домашних взаимоотношений. Мож-но применять и последовательность картинок из журналов и детских книг, где изображены ситуации сотрудничества взрослых и детей. Все это будет содействовать изучению психологаческого родительских установок и климата семьи и позиций по отношению к детям, каковые часто нуждаются в коррекции. Психолог кроме этого может организовать для своих родителей неизменно действующий семи-нар, на котором бы обсуждались психотерапевтические изюминки детей дошкольного возраста, неприятности домашнего воспитания, обучение своих родителей занятиям и дидактическим играм с детьми.
Психолог кроме этого обязан организовывать особую коррек-ционную работу с родителями в форме методики «Родительский семинар».
Охарактеризуем самые типичные неточности своих родителей и взрос-лых в установках и воспитательных воздействиях, каковые нуж-даются в коррекции.
1. Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты не можешь строить, рисовать и т.д.» В этих обстоятельствах ребенок не имеет возможности сохранить побуждение к данному виду дея-тельности, утрачивает уверенность в себе.
2. Запрещено разрешать, дабы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует разви-тие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невроти-ческое развитие ребенка начинается с переживания низкой са-мооценки, позванной отношением взрослых.
3. Весьма серьёзна интонация, эмоциональная окраска высказы-вания, обращенного к ребенку. Дети раннего а также дошкольно-го возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключе-но отношение к ребенку.
4. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то вторым, его запрещено никому противопоставлять, такие срав-нения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — они формируют негативизм, зависть и эгоизм.
5. Родители должны создать такую совокупность взаимоотношений с ребенком, в которой он будет принимать себя лишь благо-приятно (как норму). Только в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие удачи без понижения самооценки.
6. Основная функция семьи содержится в том, дабы метод-ность социальной адаптации ребенка исходила из его возможно-стей. Родители должны обучиться регулировать степень психо-логической нагрузки на ребенка, которая не должна быть больше его возможностей.
7. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от толь-ко хороших оценок к быстро отрицательным, от наказую-щего тона к нежному задабриванию.
Результатом нужных коррекционных действий долж-но быть развитие контроля у своих родителей за своим общением с детьми, за собственными чувствами и их внешним проявлением.
Довольно часто родители из-за болыпой любви к детям, которая не под-крепляется знанием главных закономерностей их психическо-го развития, допускают неотёсанные просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно исполь-зуюттакие модели воспитания, каковые закладывают фундамент невротизации детей. Возможно выделить пара групп факто-
ров, отражающих специфику неправильного воспитания, кото-рая может привести к происхождению у детей неврозов. Психолог обязан мочь диагностировать не только психотерапевтический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями, но и разбирать-ся в изюминках тех моделей воспитания, каковые приводят к нервозности детей. Охарактеризуем самые типичные из них.
Первая несколько факторов.Родители не могут справляться с возрастными проблемами психологического и личностного развития детей. В воспитании отражаются негативные личностные осо-бенности своих родителей. Со стороны направленности личности — это излишняя принципиальность, требовательностъ и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей.
Со стороны характера — это эгоцентризм своих родителей, внутрен-няя конфликтность, тревожная мнительность. Такие родители на-стойчиво стремятся «создать» совершенный образ ребенка, ожидая от него то, в чем они сами были личностно несостоятельными; наряду с этим родители болезненно реагируют на несоответствие собственных ожиданий и требований, усиливают давление на детей, прибегая к наказаниям и различным санкциям.
К данной же группе факторов возможно отнести громадное количе-ство взрослых, прямо либо косвенно принимающих участие в вос-питании, каковые часто заменяют собой своих родителей. В эту груп-пу направляться включить односторонний темперамент воспитания. Тут речь заходит о доминировании бабушки и матери в воспитании. Подобная обстановка особенно негативна для личностного развития мальчиков.
Инверсия воспитательных ролей кроме этого неблагоприятно ска-зывается на детях, в особенности в тех случаях, в то время, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, уже-сточением физических наказаний и санкций детей.
Вторая несколько факторов.Преобладание рационального аспек-та в воспитании в виде громадного количества моральных предпи-требований и саний, его «заорганизованность», формальность в ущерб детской непосредственности. Результатом рационального характера воспитания будет гибкости и недостаток воображения у детей. В отличие от сверстников они часто затрудняются в выборе свободной темы для беседы, не знают, как вести себя в новой обстановке, опасаются выразить собственные эмоции и сделать что-то не так, как необходимо. Ко мне же относится недостаточное внимание к половым нюансам в формировании личности детей, так назы-ваемое бесполое воспитание, нивелирование психотерапевтических изюминок формирования личности мальчика (девочки).
Третья несколько факторов.Непонимание своеобразия детей, воз-растных изюминок формирования их личности, домашних кон-фликтов. Эта несколько факторов в большинстве случаев включает в себя:
1. Непринятие в отношениях с детьми. В большинстве случаев это обстановка, в то время, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто формирует неприятности, омрачает существование и мешает про-фессиональной карьере.
2. Негибкость воспитания подразумевает отсутствие альтер-натив, заданность, некую косность суждений.
3. Неравномерность воспитания включает в себя главным об-разом недочёт эмоционального контакта с детьми в первые годы их жизни и избыток в последующие годы.
4. Непоследовательность воспитания мешает формиро-ванию устойчивого «Я» у детей и формирует состояние неуверенности и тревожного ожидания в себе.
5. Несогласованность воспитания — социально-психологиче-ская черта, обусловленная доминированием в нем од-ного из взрослых и наличием конфликтной структуры домашних взаимоотношений и трудностью сочетания установок своих родителей. По дан-ным многих авторов, сходство взоров на воспитание связано с удовлетворенностью домашними отношениями, отсутствием на-пряженных взаимоотношений у своих родителей, их сходством и взаимопониманием характеров.
Четвертая несколько факторов.Негативные личностные из-менения у своих родителей:
1. Тревожность в отношениях с детьми — следствие гиперсо-циальных и тревожно-мнительных черт характера у своих родителей, их невротического состояния. В целом, тревожность действует отрицательным образом на психологическое развитие детей, сопро-вождаясь понижением у них уверенности и активности в себе.
2. Аффективность в обращении с детьми подразумевает эмо-ционально бурные проявления родителями недовольства и своего раздражения. В большинстве случаев это крик, ругань, угрозы в отношении детей. Родители переживают после этого крайности собственного отношения, квалифицируют их как срывы. Наряду с этим отсутствие трансформаций вповедении детей порождает отчаяния и чувство безысходности, что непременно приводит снова к критическому моменту.
3. Гиперсоциальность, как и тревожность и аффективность, в отношениях с детьми составляют самая типичную триаду от-клонений в воспитании детей с неврозами.
4. Доминантность, либо властность, в отношениях детей озна-чает безапелляционность, категоричность и директивность суж-
дений своих родителей, рвение подчинить себе детей и добиться беспрекословного послушания.
5. Недоверие кдетям, их возможностям, собственному опыту — это, в большинстве случаев, субъективно сформулированное мнение родите-лей о неспособности детей к независимым действиям.
6. Недостаточная отзывчивость в отношениях с детьми подра-зумевает недочёт эмоционально-теплых и ярких эмоций к детям. Эмоциональная тупость возможно кроме этого обус-ловлена интровертированными чертами личности своих родителей.
7. Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье. Противоречивость взаимоотношений своих родителей яв-ляется выраженным психогенным причиной, содействующим происхождению внутреннего конфликта у детей.
Пятая несколько факторов.Базовые характеристики воспитания.
1. Забота. Это ведущий фактор воспитания. В этом случае не-вротические проявления у детей чаще вызывает гиперопека со стороны кого-либо из своих родителей. В большинстве случаев, повышенный уро-вень заботы нужен не столько детям, сколько родителям. Забота о детях восполняет нереализованную потребность своих родителей в любви и привязанности.
2. Гиперопека. Возможно выделить следующие мотивационные нюансы гиперопеки у матерей: а) беспокойство, обусловленное домашней обстановкой и тревожно-мнительными чертами характе-ра; б) психогенно детерминированный ужас несчастья с ребен-ком; в) ужас одиночества; г) выделенная потребность в призна-нии; д) доминирование в отношениях с окружающими, зависимости и феномен подчинения; е) необщительность; ж) невротизм.
3. Любовь своих родителей к детям. Мать обожает не столько реаль-ного ребенка, сколько некую модель совершенного, с ее точки зре-ния, ребенка. Любовь проявляется лишь тогда, в то время, когда ребенок во всем оправдывает требования и ожидания юрослых.
4. Контроль за детьми есть нужным инструментом социализации и одним из условий формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение к дис-циплине и конкретное выражение в виде санкций. Чрезмерный контроль либо строгая дисциплина в семье выражается стремле-нием своих родителей : а) во всем осуществлять контроль детей, контролируя каж-дый ход; б) смотреть за их попытками сделать что-либо по-собственный-му; в) ограничивать самостоятельность и активность; г) предпи-сывать образ действий; д) довольно часто запрещать; е) ругать за малей-шие недостатки и промахи; ж) прибегать к разным санкциям.
5. Обучение. Характерно рвение своих родителей к чрезмерно раннему обучению — привитию навыков самостоятельности, са-моконтроля и гигиены. Тут видится чрезмерно ранняя ра-ционализация эмоций и завышенный уровень притязаний роди-телей в отношении удач детей, каковые должны скорее соот-ветствовать взросльш стандартам поведения, чем быть детьми с их ярким и искренним поведением.
6. Интенсивность воспитательных мероприятий. Она выра-жается феноменом психотерапевтического прессинга — избыточного морального давления на детей. Это формирует у них непосильную жадно-психологическую нагрузку с ведущим первосигнальным ти-пом восприятия.
Рассмотренные изюминки воспитания значительно чаще являют-ся предпосылками появления невротических реакций, причем, чем больше их задействовано в той либо другой семье, тем больше риск появления расстройств у детей. Охарактеризованные наи-более обычные указанные модели и ошибки воспитания, при-водящие к невротизации детей, направляться разглядывать как слу-чаи, нуждающиеся в необходимой коррекционной работе психо-лога с родителями. Конечно, что содержание данных мето-дических рекомендаций не охватывает все проблемы и вопросы становления этого нового и крайне важного дела, но упомя-нутые направления работы должны оказать помощь детским психологам-практикам в функционировании и организации психотерапевтической работы в детсадах.
ТЕСТ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Эта проективная методика изучения личности была пред-ложена Дж.Буком в 1948 г. Тест рекомендован как для взрослых, так и для детей; допустимо групповое обследование.
Сущность методики содержится в следующем. Обследуемому пред-лагается нарисовать дом, дерево и человека (ДЦЧ). После этого прово-дится опрос по созданному замыслу.
Р.Бернс при применении теста ДДЧ требует изобразить де-рево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что сотрудничество между домом, человеком и деревом представляет собой зрительную метафору. В случае, если при-вести целый рисунок в воздействие, то в полной мере допустимо подметить то, что вправду происходит в нашей жизни.
Особенным методом интерпретации возможно порядок, в ко-тором выполняется рисунок дома, человека и дерева. В случае, если пер-
вым нарисовано дерево, значит главное для человека жизнен-ная энергия. В случае, если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех либо, напротив, пренебрежение этими поня-тиями.
Интерпретация показателей изображения в тесте «Дом—дерево—человек»
«ДОМ»
Дом ветхий, развалившийся — время от времени субъект так может выразить отношение к самому себе.
Дом вдалеке — чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи — открытость, доступность и (либо) чувство теп-гостеприимности и лоты.
Замысел дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьез-ный конфликт.
Различные постройки — агрессия направлена против фактиче-ского хозяина дома либо бунт против того, что субьект вычисляет неестественными и культурными стандартами.
Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в ин-терперсональных отношениях.
Ступени, ведущие в глухую стенке (без дверей) — отражение конфликтной обстановке, вредящей верной оценке реально-сти. Неприступность субъекта (не смотря на то, что он сам может хотеть сво-бодного сердечного общения).
Стенки.Задняя стенки, изображенная иначе, нео-бычно — выявляет сознательные попытки самоконтроля, при-способление к конвенциям, но вместе с тем имеется сильные враж-дебные тенденции.
Контур задней стенки существенно толще (бросче) по сравнению с другими подробностями — субъект пытается сохранить (не поте-рять) контакта с действительностью.
Стенки, отсутствие ее базы — не сильный контакт с действительностью (в случае, если рисунок помещен внизу).
Стенки с акцентированным контуром базы — субъект пыта-ется вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стенки с акцентированным горизонтальным измерением — пло-хая ориентировка во времени (доминирование прошлого либо бу-дущего). Быть может, субъект весьма чувствителен к давлению среды.
Стенки: боковой контур через чур узок и неадекватен — пред-чувствие (угроза) трагедии.
Стенки: контуры линии через чур акцентированы — сознатель-ное рвение сохранить контроль.
Стенки: одномерная возможность — изображена всего одна сто-рона. В случае, если это боковая стенки, имеются важные тенденции к оппозиции и отчуждению.
Прозрачные стенки — неосознаваемое влечение, потребность воздействовать (обладать, организовьтать) на обстановку, как это воз-можно.
Стенки с акцентированным вертикальным измерением — субъ-ект ищет удовольствия в первую очередь в фантазиях и владеет мень-шим числом контактов с действительностью, нежели нужно.
Двери.Их отсутствие — субъект испытывает трудности при рвении раскрыться перед вторыми (особенно в домашнем кругу).
Двери (одни либо пара), задние либо боковые — отступле-ние, отрешенность, избегание.
Двери (одни либо пара) парадные — первый показатель от-кровенности, достижимости.
Двери открытые. В случае, если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне либо рвение демонстрировать доступкость (от-кровенность).
Двери боковые (одна либо пара) — отчуждение, уедине-ние, избегание действительности. Большая неприступность.
Двери большие — чрезмерная зависимость от вторых либо рвение поразить собственной социальной коммуникабельностью.
Двери весьма мелкие — нежелание впускать в собственный «Я». какое количество-ство несоответствия, нерешительности и неадекватности в соци-альных обстановках.
Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым весьма густой — большое внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой — чувство недочёта эмоциональ-ной теплоты дома.
Окня.Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.
Окна, очень сильно открытые — субъект ведет себя пара раз-вязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие рвения скрывать собственные эмоции.
Окна, хорошо закрытые (занавешенные) — озабоченность вза-имодействием со средой (в случае, если это значимо для субъекта).
Окна без стекол — враждебность, отчужденность.
Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужден-ность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между жизнью и реальной жизнью в фантазиях.
Крыша.Крыша — сфера фантазии.
труба и Крыша, сорванные ветром, — символически выража-ют чувство субъекта, что им повелевают, независимо от собст-венной силы воли.
Крыша, жирный контур, не характерный всему рисунку,-фиксация на фантазиях как источнике наслаждений, в большинстве случаев со-провождаемая тревогой.
Крыша, узкий контур края — переживание ослабления кон-троля фантазии.
Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность кон-тролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, не хорошо сочетаемая с нижним этажом — нехорошая лично-стная организация.
Карниз крыши, его акцентирование броским контуром либо про-длением за стенки — усиленно защитная (в большинстве случаев с мнительно-стью) установка.
Помещение.Смогут появиться ассоциации:
1) с человеком, живущим в помещении,
2) с интерперсональными отношениями в помещении,
3) с назначением данной помещения (настоящим либо приписы-ваемым ей). Ассоциации смогут иметь хорошую либо негатив-ную эмоциональную окраску.
Помещение, не поместившаяся на странице, — нежелание субъекта изображать определенные помещения из-за неприятных ассоциа-ций с ними либо с их жильцом.
Помещение: субъект выбирает ближайшую помещение — мнитель-ность.
Ванна.Делает санитарную функцию. В случае, если манера изо-бражения ванны значима, допустимо нарушение этих функций.
Труба. Отсутствие трубы — субъект ощущает дефицит психо-логической теплоты дома.
Труба практически невидима (запрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными действиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; большая регрессия, в случае, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы — усиленная защита и в большинстве случаев мнитель-ность.
Водопроводные трубы (либо водосточные с крыши) — усилен-ные защитные установки (и в большинстве случаев повышенная мнительность).
Дополнения.а) Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символи-зирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь только визуальным контактом.
б) Деревья. Довольно часто символизируют разные лица. Если они как словно бы «прячут» дом, — вероятна сильная потребность зави-симости при доминировании своих родителей.
в) Кусты. Время от времени символизируют людей. Если они тесно ок-ружают дом — возможно сильное желание оградить себя защит-ными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству либо по обе сто-роны дорожки — показывают на малого тревогу в рамках действительности и сознательное рвение осуществлять контроль ее.
г) Дорожка. Верные пропорции, легкость рисунка пока-зывают, что индивид в контактах с другими обнаруживает самоконтроль и такт.
Дорожка весьма долгая — уменьшенная доступность, довольно часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка весьма широкая сначала и очень сильно сужающаяся у до-ма — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетаю-щаяся с поверхностным дружелюбием.
д) Солнце. Знак авторитетной фигуры. Довольно часто воспринима-ется как источник тепла и силы.
е) Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Вероятнее, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем возможнее, что субъект вос-принимает среду как враждебную, сковывающую.
е) Цвет. Цвет, конвенциальное, простое его применение. Зеленый — для крыши, коричневый для стенку. Желтый, в случае, если упот-ребляется лишь для изображения света в дома, тем самым отображая ночь либо ее приближение, высказывает эмоции субъек-та, то есть:
1) враждебность среды;
2) необходимость скрыть действия от посторонних глаз.
а) Количество применяемых цветов. Отлично адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект в большинстве случаев ис-пользует не меныхіе двух либо не более пяти цветов. Субъект,
5 Е. И. Рогов, кн. 2 129
раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае есть весьма лабильным. Применяющий всего один цвет — опасается эмо-ционального возбуждения.
б) Выбор цвета. Чем продолжительнее, робче и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше возможность наличия личностных нарушений.
Цвет тёмный — застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, ог-радить себя от опасности. Это положение есть не столь важ-ным при применении зеленого цвета для ветвей дерева либо крыши дома.
Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждеб-ности.
Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
Цвет красный — громаднейшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет желтый — сильные показатели враждебности.
Цвет, штриховка 3/4 страницы — дефицит контроля над выраже-нием чувств.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Неспециализированный вид.Помещение рисунка на краю страницы — генерализо-ванное чувство неуверенности, опасности. Довольно часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;
б) связанная с назначением помещения либо с постоянным ее жильцом;
в) говорящая о специфике переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Возможность.Возможность «над субъектом» (взор снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не при-знан дома. Либо субъект испытывает потребность в домашнем очаге, что вычисляет недоступным, недостижимым.
Возможность, рисунок изображен вдалеке — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отверг-нуть, не принять данный рисунок либо то, что он символизирует. Возможность, показатели «утраты возможности» (индивид правилъ-но рисует один финиш дома, но в другом рисует стены и вертикальную линию крыши — не может изображать глубину) — сигна-лизирует о начинающихся сложностях интегрирования, ужас пе-
ред будущим (в случае, если вертикальная боковая линия находится спра-ва) либо желание забыть прошлое (линия слева).
Возможность тройная (трехмерная, субъект рисует по мень-шей мере четыре отдельные стенки, на которых кроме того двух нет в том же замысле) — чрезмерная озабоченность мнением окружаю-щих о себе. Рвение иметь в виду (определить) все связи, кроме того незначительные, все черты.
Размещение рисунка. Размещение рисунка над центром страницы — чем больше рисунок над центром, тем больше возможность, что: 1) субъект ощущает тяжесть борьбы и относительную недостижи-мость цели; 2) субъект ищет удовлетворение в фантазиях (внутрен-няя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка совершенно верно в центре страницы — ригидность и незащищенность (прямолинейность). Потребность заботливого кон-троля для сохранения психологического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра страницы — чем ниже рисунок по отношению к центру страницы, тем менее безопасно и комфорт-но чувствует себя субъект, что вызывает у него депрессивное настроение; тем более ограниченным и скованным действительностью он чувствует себя.
Размещение рисунка по левой стороне страницы — акцентирова-ние прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу страницы — склон-ность избегать новых переживаний, желание уйти в прошлое либо углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине страницы — субъект скло-нен искать удовольствия в интеллектуальных сферах. Контроли-руемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край страницы — фиксация на про-шлом и ужас перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво-бодными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край страницы — желание «убежать» в будущее, дабы избавиться от прошлого. Ужас перед открытыми сво-бодными переживаниями. Рвение сохранить твёрдый конт-роль.
Выход за верхний край страницы — фиксирование на фантазии и мышлении как источниках удовольствий, которых субъект не испытывает в реальности.
Контуры весьма прямые — ригидность.
Контур эскизный, используемый неизменно — в лучшем слу-чае мелочность, рвение к точности, в нехорошем — указание на неспособность к четкой позиции.