«Ступай назад! — приказала одна из птиц Александру. — Потому что почва, на которой ты стоишь, в собственности одному Господу. Уходи прочь, о наглый, и да не ступит боле твоя нога на Благословенную Почву!» Испугавшись, Александр развернул собственный войско, но перед тем как покинуть это место, он и его люди забрали с собой оттуда камней и земли. Через пара дней пути они вышли из Почвы, Вечной Ночи-, в то время, когда же вышли они на свет, «камни и земля» были жемчугом, золотыми слитками и драгоценными камнями.
Лишь тогда повар поведал собственному царю о чуде оживления рыбы в водах ручья, утаив только, что он сам выпил той воды и забрал мало с собой в сосуде. Разгневавшись, Александр ударил его и прогнал из лагеря. Но повар не захотел уйти один, в силу того, что влюбился в дочь самого царя. Открыв ей собственную тайну, он разрешил ей выпить прекрасной воды. В то время, когда же об этом стало известно Александру, он прогнал от себя и собственную дочь. «Став бессмертной, ты стала вровень всевышним», — сообщил он ей. Исходя из этого, заключил непреклонный папа, ей не место среди людей — пускай живет в Благословенной Почва. А повара Александр приказал кинуть в море с камнем на шее. Но он не утонул, а превратился в морского демона Андрентика.
«Так, — говорит легенда, — заканчивается повесть о Деве и Поваре».
Ученые советники европейских монархов Средневековья вычисляли сходство множества разных предположений подтверждением достоверности и древности легенды об Источнике и Александре Судьбы. Но где же находится тот источник чудесных вод?
Следовало ли искать его за пределами Египта, на Синайском полуострове, — в том месте, где являл собственные чудеса Моисей? Был ли прекрасный источник у Евфрата и истоков Тигра, где-то к северу от Сирии? Привели ли Александра поиски источника на «край света», в Индию, — либо же он искал желаемый ручей уже по окончании индийского похода?
Средневековые ученые пробовали разгадать тайну источника, и новые работы христианских авторов свидетельствовали в пользу Индии как вероятного местонахождения источника. В латинском произведении называющиеся «Александр Великий в Раю, сирийская проповедь Александра в изложении епископа Иакова Саругского, с комментариями Иосиппона на армянском языке», где кроме этого повествуется о людях-птицах, магическом камне и подземном ходе, утверждается, что Страна Тьмы, либо Горы Тьмы, находятся на краю света. В том месте Александр якобы путешествовал на корабле по реке Ганг, которая являлась не чем иным, как рекой Фисон, одной из четырех рек Рая. И именно там, в Индии (либо на острове у побережья Индийского океана), перед Александром распахнулись Врата Рая.
Чуть ученые средневековой Европы пришли к такому заключению, обнаружились новые сведения из совсем неожиданного источника. В 1145 году германский епископ Отто из Фрайзинга в собственных «Хрониках» сделал необычное заявление: папа, информировал он, взял письмо от христианского правителя Индии, о существовании которого до сих пор было неизвестно. В этом послании индийский царь подтвердил, что Река Рая вправду течет в его владениях.
Епископ Отто показывал, что послание было получено папой через посредство епископа Хьюго из Гебала, города на побережье Средиземного моря Сирии. Индийский же царь, именовался Иоанном Старшим, либо же, потому, что он был облечен священным саном, пресвитером Иоанном. Он словно бы бы являлся прямым потомком волхвов, пришедших к младенцу Христу. Иоанн победил мусульманских правителей Персии и в почвах на краю земли основал процветающее христианское царство.
На данный момент кое-какие ученые считают, что все вышеизложенные сведения были подлогом, идеальным в чисто агитационных целях. Другие склонны усматривать в содержании послания папе искаженный рассказ о настоящих событиях. В те времена христианский мир, пятьюдесятью годами ранее организовавший Крестовый поход на мусульманских правителей Ближнего Востока (включая Святую Почву), переживал печаль поражения при Эдессе в первой половине 40-ых годов двенадцатого века. Но «на краю света» окраины мусульманской империи начали штурмовать монгольские завоеватели, в первой половине 40-ых годов двенадцатого века разбившие султана Санджара. Весть об этом достигла прибрежных средиземноморских городов и была передана папе — но под видом того, что иначе мусульманам победил христианский царь.
В случае, если поиски Источника Бессмертия и не являлись яркой целью Первого Крестового похода 1095 года, то они, по всей видимости, находились в последовательности основных побудительных обстоятельств следующих экспедиций на Святую Почву, потому, что, когда епископ Отто сказал миру о существовании некоего пресвитера Иоанна, во владениях которого протекала Река Рая, папа издал официальный призыв к возобновлению Крестовых походов. Спустя два года, во второй половине 40-ых годов двенадцатого века, германский император Конрад в сопровождении вторых знати и правителей, отозвавшись на призыв папы, выступил во Второй Крестовый поход.
По мере того как в Европу доходили известия о поражениях и победах крестоносцев, оказались новые слухи о посланиях пресвитера Иоанна, якобы дававшего слово поддержку и свою помощь в войне против мусульманского мира. В соответствии с летописям тех лет, в 1165 году пресвитер Иоанн отправил письма императору Византии, императору Священной Римской империи, и вторым, не таким могущественным монархам, в которых он предлагал предпринять поход в Святую Почву. И снова его царство описывалось в отличных выражениях — утверждалось, что в том месте течет Река Рая и находятся Врата Рая.
Но крестоносцы так и не дождались обещанной помощи. Путь из Европы в Индию так и не был проложен. В конце тринадцатого века крестоносцы потерпели окончательное поражение от мусульманских армий.
Но по окончании поражения крестоносцев вера в существование на территории Индии Райских Вод крепла и распространяться.
К концу двенадцатого века в военных лагерях и на городских площадях распространилась новая популярная версия о походах Александра Великого называющиеся «Песнь об Александре», принадлежавшая, как стало известно Сейчас, перу двух французов, положивших в базу собственного поэтического произведения латинский перевод «Псевдо-Каллисфена», и другие «биографии» македонского царя, имевшие хождение в Европе того времени. Но рыцарей, горожан и простых воинов в кабаках нисколько не тревожило авторство этих песен, в которых на дешёвом им языке были нарисованы броские картины приключений Александра в чужих почвах.
В число других эпизодов поэмы входила легенда о трех прекрасных источниках, один из которых возвращал старикам юность, второй дарил бессмертие, а третий воскрешал мертвых. Эти три источника, утверждалось в «Песне*, пребывали в различных почвах, то есть: в западной Азии у Евфрата и истоков Тигра, в Африке в равнине Нила и недалеко от реки Ганг в Индии. Эти реки и были четырьмя Реками Рая; не смотря на то, что их воды текли по различным почвам, все они имели единый исток, сад Эдема — как и говорилось в Библии.
В соответствии с «Песне», его спутники и Александр нашли Источник Юности. В подтверждение достоверности этого факта авторы приводили кроме того правильные цифры: оказывается, пятьдесят шесть человек старого возраста из свиты Александра «получили вид тридцатилетних, испив воды из Источника Юности». По мере появления переводов «Песни» на другие европейские языки и широкого распространения мифической «биографии», разные предположения обрастали все новыми подробностями довольно не только наружности, но и мужской силы омолодившихся солдат Александра.
Но как отыскать тот источник, в случае, если путь к Индии преграждали мусульмане-иноверцы?
Папы опять и опять пробовали связаться с таинственным пресвитером Иоанном, «сиятельным и возлюбленным и могущественным царём Индии сыном Христа». В 1245 году отец Иннокентий IV послал монаха Джиованни да Пиан дель Карпини с миссией к монгольскому правителю, либо хану, полагая, что монголы исповедуют несторианство (еретическая ветвь Восточной православной церкви), а монгольский хан именуется пресвитером Иоанном. В первой половине 50-ых годов тринадцтаго века армянский правитель отправился через территорию восточной Турции к стану монгольского хана в южной части России. В записях о его путешествии упоминается, что на своем пути он миновал узкое ущелье на берегу Каспийского моря, прозванное местными обитателями Металлическими Воротами. Этот факт послужил основанием для предположения, что армянский царь следовал методом самого Александра Великого (что, в соответствии с легенде, залил ущелье расплавленным свинцом, дабы закрыть проход в горах). Это, со своей стороны, еще более укрепило веру христиан в то, что именно по этому маршруту возможно было попасть куда макар телят не гонял, где и пребывали мифические Врата Рая.
За монаршими и папскими послами на поиски пути в царство пресвитера Иоанна устремились и другие авантюристы , среди которых были братья Николо и Маффео Поло, сын последнего Марко Поло (1260—1295), и германский рыцарь Вильгельм Болдензельский (1336).
Тогда как короли и христианская церковь с беспокойством ожидали вестей от отважных путешественников, массовый интерес подогревало литературное произведение, создатель которого представился как «Я, Джон Мондвилл, Рыцарь», уроженец города Сент-Альбанс в Англии, что «пересек море в году 1322 со дня рождения Господа отечественного, Иисуса Христа». Тридцать четыре года спустя по окончании обрисованных событий господин Джон, решив записать собственные воспоминания, поведал, что он «отправился в Святую Почву и в Иерусалим, а также в почвы Великого Хана и пресвитера Иоанна, и в Индию, и в другие страны, повидав в том месте много необычных и редких чудес».
В двадцать седьмой главе приключения «сэра и книги Путешествия Джона Мондвилла, Рыцаря», озаглавленной «О царских владениях пресвитера Иоанна», говорится следующее:
Император данный, пресвитер Иоанн, обладает широкими почвами, и в царстве его довольно много процветающих и добропорядочных городов, громадных и малых, и довольно много же громадных и малых островов. Потому что вся страна Индия поделена на островки великими потоками, истекающими из Рая…
И почва та богата и красива… В почве пресвитера Иоанна довольно много диковинных вещей со морского дна и драгоценных камений, столь прекрасных и столь громадных, что люди в том месте делают из них блюда, другую утварь и кубки…
Потом господин Джон переходит к описанию Реки Рая:
В той стране имеется море, именуемое Золотоносным… В трех днях пути от этого моря лежат огромные горы, из которых течет великая река, которая рождается в Раю, и полна она драгоценных камней, и нет в ней ни капли воды; и течет река по пустыне и впадает в Золотоносное море.
За Рекой Рая был «громадной остров, долгий и широкий, именуемый Милстерак», что был эдемом на земле. На острове раскинулся «прекраснейший сад из всех, какие конкретно лишь возможно представить; и в том саду растут деревья, на ветвях которых висят всевозможные плоды; кроме этого в том месте растет любая трава, нужная и приятно пахнущая». В этом раю, по утверждению сэра Джона, были выстроены прекрасные дома, где предавались разнообразным амурным утехам лукавые и богатые люди.
Распалив воображение (и жадность) читателей рассказами о других сокровищах и драгоценных камнях далекой почвы, господин Джон обратился к описанию райских амурных утех В тех краях, писал он, имеется «прекраснейшие женщины, среди которых имеется и не достигшие собственного пятнадцатилетия, и красивейшие юные отроки, среди которых возможно отыскать мальчиков того же возраста, и все они одеты в богатые золотые одежды; и что они были ангелы». И лукавый человек:
…Приказал выстроить кроме этого три красивых колодца из хрусталя и яшмы, покрытые золотом и выложенные драгоценными камнями и огромными восточными жемчужинами. А под почвой он приказал проложить трубу, чтобы по его воле из одного колодца сочилось молоко, в другом было бы вино, а третий был полон бы медом. И место это он назвал Эдемом.
В это место хитрец заманивал «хороших рыцарей, отважных иблагородных», и, «увеселив их», он заставлял их вступать в бой с его неприятелями, убеждая, что не нужно опасаться смерти, потому что в этом случае они сразу же воскреснут и получат юность.
По окончании смерти они попадут в его Эдем, и будут они ровесниками юных женщин, и будут забавляться с ними. А по окончании он поместит их в еще более красивый Эдем, где пред их очами предстанет сам Всевышний Природы во всем величии и своём сиянии.
Но эта почва, показывал Джон Мондвилл, не была библейским Эдемом. Тот Эдем, говорилось в главе тридцатой, был за землями и островами, по которым проходил Александр Великий. Путь к нему лежал на большом растоянии на восток, к двум островам, изобилующим серебряными и золотыми копями, — в том направлении, где «Красное море отделяется от Океанического моря»:
И за островами и этими землями и пустынями пресвитера Иоанна, следуя прямо на восток, люди не нашли ничего, не считая высоких скал и гор; и в том месте простирается Почва Тьмы, где глаза человека не зрят ничего, будь то днем либо ночью… И пустыня та, да и то чёрное место, ведут от берега в Земной Эдем, где были созданы Адам, отечественный прародитель, и Ева, супруга его.
И конкретно тут лежали истоки Райских Вод:
И в самом высоком месте Рая, прямо посередине, имеется источник, откуда исходят воды четырех рек и разливаются по различным почвам; один из потоков именуется Фисон, либо Ганг, — он течет по Индии, либо Эмлаку, и в реке той множество драгоценных камней, и довольно много металлических руд, и довольно много золотоносного песка.
А вторая река именуется Нил, либо Тихон, что течет по Эфиопии, а позже по земле Египта.
И третья река зовется Тигр, которая через Ассирию струится к Великой Армении.
И еще одна река — Евфрат, она течет по Медии, Персии и Армении.
Согласившись, что самому ему не довелось побывать в библейском саду Эдема, Джон Мондвилл растолковал это так: «Ни один из смертных не имеет возможности попасть в том направлении без воли на то Всевышнего; так что не могу поведать более ничего вам об этом месте».
Не обращая внимания на это признание, бессчётные переводные предположения на многих европейских языках утверждали, что рыцарь заявил следующее: «Я, Джон Мондвилл, видел тот Источник и выпивал из него три раза с моим спутником, и почувствовал в себе могучие силы». От внимания завороженных чудесными сказками читателей ускользал тот факт, что, в соответствии с британскому оригиналу, Мондвилл обратился к литературному труду на закате собственной жизни, страдая от ожесточённых ревматических болей. Совершенно верно так же никого не тревожило да и то, что, как вычисляют современные исследователи, «господин Джон Мондвилл, рыцарь» в действительности был французским аптекарем, которому ни при каких обстоятельствах не приходилось странствовать по свету, но что, но, был достаточно гениальным писателем, умело состряпавшим приключенческий роман на основании рассказов вторых путешественников, каковые, рискуя судьбой, отправлялись в продолжительный путь к далеким почвам.
Обрисовывая фантазии, послужившие толчком к началу географических изучений, каковые в следствии стали причиной открытию Америки, Энджел Розенблат («La Primera Vision de America у Otros Estudios») приходит к следующему выводу: «К вере в существование Рая на земле примешивалась страсть мессианского (либо фаустического) характера отыскать Источник Вечной Юности. в течении всего Средневековья люди жили мечтой об этом. В новых мифах о Потерянном Эдем древо судьбы превратилось в Источник Судьбы, а после этого в Реку, либо Ручей, Юности». В базу данной веры легло убеждение о том, что «Источник Судьбы находится в Индии… Источник, излечивающий все болезни и дарующий бессмертие. Вымышленный Джон Мондвилл обрисовал его в воспоминаниях о путешествии его в Индию… в христианское царство пресвитера Иоанна». Мечта о чудесных водах и землях Индии Рая стала «знаком извечной людской жажды удовольствий, счастья и юности».
Потому, что путь в Индию по суше преграждали неприятели-мусульмане, христианские страны Европы начали поиски морского маршрута. К середине пятнадцатого века при правлении Генриха Мореплавателя Португальское королевство начало играть ведущую роль в прокладке пути на Восток, около Африканского континента. В 1445 году португальский мореплаватель Динас Диас достиг устья реки Сенегал и, не забывая о цели собственного путешествия, информировал, что «люди говорят, она течет из Нила, одной из самых величественных рек на земле, истоки которой в саду Эдема и в Эдем на земле». Вторым мореплавателям удалось обогнуть южную оконечность Африки — мыс Хорошей Надежды. Во второй половине 90-ых годов пятнадцатого века Васко да Шума со своей флотилией наконец обогнул Африку и достиг желанной цели, берегов Индии.
Но португальцам, начавшим Век открытий, не удалось удержать первенство. Шепетильно изучив древние записи путешественников и географические карты, бывавших в восточных морях, моряк итальянского происхождения по имени Кристобаль Колон заключил , что, двигаясь на запад, возможно достигнуть берегов Индии значительно стремительнее, чем по маршруту, проложенному португальцами. В отыскивании денег для осуществления собственного проекта он прибыл ко двору Изабеллы и Фердинанда. С собой он захватил латинский перевод книги Марко Поло с пространными комментариями (эту книгу мореплаватель забрал с собой и в первое путешествие). Он кроме этого ссылался на свидетельства Джона Мондвилла, что в собственных мемуарах, написанных за полтора века до путешествия Колумба (Колона), утверждал, что, двигаясь на восток, возможно появляться на западе, «потому что почва круглая… и круглой сотворил ее Господь Всевышний».
В январе 1492 года войска Фердинанда и Изабеллы разгромили мавров и изгнали их с территории Пиренейского полуострова. Испания восприняла это событие как собственного рода божественное знамение: испанцам удалось добиться того, чего не могли совершить крестоносцы. 3 августа того же года Колумб под испанским флагом отплыл от берегов Европы в отыскивании западного морского пути в Индию.
12 октября он заметил почву. До самой собственной смерти в 1506 году Колумб верил в том, что найденные им острова входили в легендарные владения пресвитера Иоанна.
Два десятилетия спустя Фердинанд даровал Понсе де Леону патент на открытие, приказав ему без промедления отправиться на поиски источника юности.
Испанцы думали, что повторяют путь Александра Великого. Они кроме того не подозревали, что следуют значительно более древним маршрутом.
ГЛАВА ВТОРАЯ
БЕССМЕРТНЫЕ ПРЕДКИ
Маленькая судьба Александра Македонского — он погиб в возрасте тридцати трех лет в Вавилоне — была заполнена походами , исследованиями и приключениями, и горячим жаждой достигнуть края почвы и раскрыть божественные тайны.
И эти поиски не были бесцельными. Философ Аристотель научил сына царицы Олимпиады и (предположительно) царя Филиппа II всем тайнам древних мудрецов. Мальчик стал свидетелем развода и ссоры своих родителей, по окончании которой Олимпиада вместе с юным Александром были вынуждены бежать. После этого последовало убийство Филиппа и примирение родителей, из-за которого царем был провозглашен двадцатилетний Александр. походы привели его в Дельфы, город известного оракула. Тут он услышал первое из нескольких пророчеств, предрекавших ему славу, но одновременно с этим весьма маленькую судьбу.
Александр не пал духом и решил — как и испанцы 1800 лет спустя — найти источник судьбы. Для этого ему необходимо было проложить путь на восток. Оттуда пришли греческие всевышние: великий Зевс переплыл Средиземное море из финикийского города Тира на остров Крит; Афродита вышла из моря у острова Крит; Посейдон привел с собой лошадь из Малой Азии, а Афина принесла в Грецию оливковую ветвь из земель Западной Азии. Именно там, по свидетельству греческих историков, чьи труды изучал Александр, был источник, дарующий вечную юность. Известна история Камбиса, сына персидского царя Кира, что прошел со своим войском через Сирию, Синай и Палестину, дабы завоевать Египет. Он жестоко обращался с покоренными египтянами и уничтожил храм их всевышнего Амона. После этого Камбис решил двинуться на напасть и юг на «долговечных» эфиопов. Греческий историк Геродот, живший за тысячу лет до Александра, так обрисовывал эти события («История», том III):
К эфиопам же он желал послать сперва соглядатаев, дабы определить, вправду ли у них имеется так называемая трапеза солнца, и, помимо этого, под предлогом поднесения даров их царю все разведать.
Поведав эфиопскому царю, что у персов «80 лет — громаднейшая длительность судьбы смертного», посланники (соглядатаи) Камбиса задали вопрос его, верны ли слухи о долголетии эфиопов. Подтвердив это,
…царь совершил их к источнику, от омовения в котором кожа их стала блестящей, как будто бы это был источник елея. От источника струился запах, как от фиалок
Возвратившись к Камбису, шпионы поведали, что вода этого источника «так легка, что никакой предмет не имеет возможности плавать на ней — ни дерево, ни кроме того еще более легкое вещество, чем дерево, но все идет ко дну». Геродот делает следующий вывод:
В случае, если эта вода вправду такая, как говорят, то, возможно, долголетие эфиопов именно и зависит от того, что они выпивают ее.
Рис. 2. Мир Александра Македонского
1 — Черное Море, 2 — Средиземное Море, 3 — Каспийское Море, 4 — Красное Море, 5 — Персидский Залив, 6 — Аравийское Море (Эритрейское Море), 7 — Индийский Океан, 8 — Мертвое Море, 9 ~Р. Иордан, 10 —Р. Тигр, 11 — Р. Евфрат, 12 —Р. Инд, 13 —Р. Нил, 14 — Г. Арарат, 15 — Бахрейн, 16 — Греция, 17 — Крит, 18 — Кипр, 19 — Малая Азия, 20 — Египет, 21 — Куш (Нубия), 22 — Эфиопия, 23 — Сирия, 24 — Синай, 25 —Аравия, 26 —Армения, 27 — Месопотамия, 28 — Персия, 29 — Индия, 30 -Додона, 31 -Дельфы, 52 —Афины, 33 — Гелиополъ, 34 — Гиза/Мемфис, 35 — Оазис, 36 —Абидос, 37 — Фивы, 38 — Карнак, 39 — Эдфу, 40 — Сиена (Асуан), 41 — На-Пата, 42 — Мероэ, 43 — Сеннар, 44 — Сидон, 45 — Тир, 46 — Иерусалим, 47 —Дамаск, 48 — Вавилон, 49 — Персеполъ
Легенда об источнике юности в Эфиопии и об осквернении персом Камбисом храма Амона оказала яркое влияние на судьбу Александра Это влияние связано со слухами, что он не был сыном царя Филиппа, а показался на свет в следствии альянса его матери Олимпиады с египетским всевышним Амоном (рис. 3). В пользу данной версии якобы свидетельствовали натянутые отношения между Олимпиадой и Филиппом.
По свидетельству разных предположений «Псевдо-Каллисфена», ко двору царя Филиппа приезжал египетский фараон, которого греки именовали Нектанеб и что пользовался славой мага и прорицателя. Египтянин под покровом темноты пробрался к Олимпиаде и соблазнил царицу, не знавшую, что в виде Нектанеба к ней пришел сам всевышний Амон. Конкретно от всевышнего Олимпиада родила Александра. Это был тот самый всевышний, храм которого осквернил перс Камбис.
Разгромив персидскую армию в Малой Азии, Александр развернул в сторону Египта. Ожидая сопротивления от руководивших Египтом персидских наместни ков, Александр был удивлен, найдя, что великая страна сдалась ему фактически без боя, и воспринял это как знамение. Безотлагательно бесплатно, македонский царь направился прямо к Великому оазису, где был оракул Амона. Тут всевышний лично (так утверждает легенда) подтвердил происхождение Александра. Признав божественное происхождение Александра, египетские жрецы провозгласили его фараоном, и его рвение избежать участи простых смертных так из привилегии превратилось в право. (С того времени на монетах Александра изображали в виде рогатого Зевса-Амона — рис. 4.)
После этого Александр направился на юг, в Карнак, культовый центр Амона. В этом путешествии крылся более глубочайший суть, чем может показаться на первый взгляд. Карнак, ставший большим религиозным центром еще в третьем тысячелетии до нэ, воображал собой скопление храмов, статуй и святилищ Амона, возведенных многими поколениями фараонов. Одним из самых грандиозных и впечатляющих строений был храм, выстроенный царицей Хатшепсут более чем за тысячу лет до эры Александра Великого. По одной из преданий, она также была дочерью Амона от царицы, которую всевышний посетил, приняв вид человека!
Что в том месте случилось, нет человека, который знает. Но точно как мы знаем, что вместо того, дабы двинуть собственную армию на восток, в сердце империи персов, Александр отобрал маленькой эскорт и пара приближенных для экспедиции еще дальше на юг. Озадаченные спутники царя были уверенны, что он отправился в это путешествие для амурных утех.
Эта необыкновенная пауза осталась тайной не только для современных историков, но и для полководцев Александра. Пробуя растолковать ее, хроникеры походов Александра обрисовывали царицу, которую он планировал посетить, как «роковую даму», «чью красоту не в силах выразить словами ни один смертный». Это была Кандака, владычица земель к югу от Египта (современный Судан). В отличие от царицы царя и истории Соломона Савской, В этом случае путешествие предпринял царь. Но спутники Александра и не подозревали, что подлинной обстоятельством визита была не любовь, а поиски бессмертия.
По окончании приятно совершённых дней царица в качестве прощального дара дала согласие открыть царю местонахождение «прекрасной пещеры, где планируют всевышние». Руководствуясь ее указаниями, Александр нашёл святое место.
Он вошел в пещеру вместе с несколькими солдатами и заметил залитую звездным светом дымку. Свод пещеры блистал, как словно бы освещенный звездами. Физически ощущалось присутствие всевышних; масса людей молилась им в полном молчании. Сначала Александра охватили смешанные эмоции — страх и удивление. Но, движимый любопытством, он остался, в силу того, что увидел склоненные фигуры, глаза которых сияли, как словно бы испуская лучи света.
Заметив «склоненные» фигуры, Александр быстро остановился. Кто они: также всевышние либо обожествленные смертные? Голос одной из «фигур» вынудил царя содрогнуться. Необычная фигура приветствовала Александра, назвав его по имени, и задала вопрос, знает ли он, кто перед ним. Александр ответил, что нет. Тогда фигура назвала себя: это был царь Seson-chusis1, Имя всевышнего-царя (прим. ред.). что завоевал всю землю, а после этого был присоединен к сонму всевышних.
Александр совсем не удивился — как словно бы он встретил конкретно того, кого искал. Вне всякого сомнения, его прибытия ожидали. Македонского царя пригласили вовнутрь, к «господину и создателю всей вселенной». Александр вошел во внутреннее помещение и заметил яркое, как пламя, сияние, в окружении которого на троне восседал всевышний Серапис — в один раз царь видел, как этому всевышнему поклонялись в одном из городов (в греческой версии легенды это был всевышний Дионис).
Александр почувствовал, что у него имеется возможность поднять вопрос о бессмертии. «Владыка, — задал вопрос он, — какое количество я проживу?»
Но всевышний хранил молчание. Sesonchusis поспешил утешить Александра, потому, что молчание Всевышнего сказало само за себя. «Не обращая внимания на то что меня причислили к всевышним, — сообщил Sesonchusis, — фортуна так не благоволила ко мне… Я покорил множество народов и завоевал всю землю, но имя
мое предано забвению. Ты же станешь известным… твое имя сохранится в памяти людей по окончании твоей смерти. Ты будешь жить по окончании смерти, и исходя из этого это нельзя считать смертью — память о тебе будет вечна».
Разочарованный, Александр покинул пещеру и продолжил собственные странствования — в отыскивании советов вторых мудрецов, в попытках избежать участи всех смертных и повторить судьбу тех, кому удалось присоединиться к бессмертным всевышним.
• По одной из предположений, среди мудрецов, с которыми виделся Александр, был Енох, библейский патриарх, что жил еще до Великого потопа и приходился прапрадедом Ною. Встреча происходила в горной стране, «где находится эдем, либо Почва Судьбы», в «обители святых». На вершине горы стояла сверкающая постройка, от которой в небеса уходила огромная лестница из 2500 золотых пластин. В просторном зале, либо пещере, Александр заметил золотые статуи, любая из которых размешалась в отдельной нише, золотой алтарь и два огромных «подсвечника» высотой около шестидесяти футов. Недалеко на ложе сидел человек, закутанный в накидку, украшенную золотом и драгоценными камнями, а над ложем нависали золотые ветви винограда с гроздьями алмазных ягод.
Неожиданно данный человек, назвавшись Енохом, заговорил с Александром. «Не пробуй пробраться в тайны Господа», — предотвратил он. Последовав совету пророка, Александр поспешил присоединиться к собственному войску; действительно, перед этим он взял в качестве подарка гроздь винограда, которая прекрасным образом насытила всю армию.
По второй версии, Александр виделся не с одним, а с двумя пророками прошлого: с Енохом и Илией. Конкретно они, как гласит Библия, не погибли, а были взяты на небо. Встреча случилась в пустынной пустыне. Неожиданно конь Александра был схвачен неким «духом», что поднял его вместе с наездником, и Александр оказался в блещу щем шатре. В шатра он заметил двух человек. Их лица сияли, зубы были белее молока, глаза сияли бросче утренней звезды; они «были высоки ростом, и добропорядочны видом». Назвавшись, они заявили, что «Всевышний запрятал их от смерти», и растолковали, что это место именуется «градом Источника Судьбы», и что из этого проистекают «броские Воды Судьбы». Но перед тем как Александр успел определить что-то еще либо испить Воды Судьбы, «огненная колесница» унесла его, и он опять был среди собственного войска.
(По одной из исламских преданий, пророк Мухаммед также — через пара тысяч лет — был вознесен на небо на своем белом коне.)
Чем же вычислять рассказ о пещере всевышних, и другие эпизоды, которые связаны с судьбой Александра: чистой выдумкой, мифом либо приукрашенными преданиями, в базе которых лежат исторические факты?