Путешествие фараона в загробный мир 4 глава

Сражение продолжалось пара дней и шло с переменным успехом. Гор метнул в Сета особенный «гарпун»; Сет был ранен и лишился яичек, но это только разозлило его. В решающей битве над Синайским полуостровом Сет поразил Гора струей огня, и Гор утратил «глаз». Великие всевышние заявили перемирие и собрались на совет. По окончании некоторых колебаний Владыка Почвы дал Египет Гору, заявив его законным преемником Ра и Осириса. (С того времени Гора в большинстве случаев изображали с атрибутами сокола, в то время как Сет представлялся в виде азиатского божества, знаком которого был осел, вьючное животное кочевников, рис. 7.)

Восшествие Гора на престол объединенных Двух Земель (Верхнего и Нижнего Египта) в течении всей истории Египта считалось моментом установления божественного характера царской власти — считалось, что любой фараон есть наследником Гора и восходит на трон Осириса.

По непонятным обстоятельствам по окончании правления Гора наступил период упадка и хаоса; длительность этого периода совершенно верно малоизвестна. Наконец, примерно в 3200 году до нэ, в Египте показалась «династическая раса», и на трон объединенного Египта взошел человек по имени Менее. Конкретно тогда всевышние даровали Египту цивилизацию, и то, что мы сейчас именуем религией. Царство, начавшееся с правления Менеса, существовало в течении двадцати шести семейств фараонов, до нашествия персов в 525 году до нэ, а после этого возродилось во времена греков и римлян (в то время, когда Египтом правила известная Клеопатра).

В то время, когда Менее, первый фараон Египта, основал объединенное царство, в качестве столицы страны он выбрал место в среднем течении Нила, к югу от Гелиополя. Подражая Птаху, он выстроил Мемфис на неестественном бугре, возвышающемся над водами Нила, и посвятил все его храмы Птаху. Мемфис оставался политико-религиозным центром Египта в течении целого тысячелетия.

Но приблизительно в 2200 году до нэ Египет потрясли крупномасштабные беспокойства, обстоятельство которых малоизвестна ученым. Одни историки уверены в том, что в страну вторглись захватчики из Азии, угонявшие обитателей в рабство и разрушавшие древние святыни. Относительную независимость сохранил только Верхний Египет, другими словами труднодоступные южные районы страны. Примерно через 150 лет порядок был восстановлен, но центром политической и религиозной власти — необходимые атрибуты царства — стали Фивы, старый величественный город Верхнего Египта, расположенный на берегу Нила.

Главным всевышним Фив считался АМОН — «Невидимый», — тот самый всевышний Амон, которого вычислял своим настоящим отцом Александр Великий. В качестве главного божества он носил имя Амон-Ра, либо «Невидимый Ра»; неизвестно, действительно, был ли это все тот же всевышний Ра, почему-то ставший невидимым.

Греки именовали Фивы Диосполем, либо «городом Зевса», потому, что отождествляли Амона со своим главным всевышним Зевсом. Это облегчало Александру поиски его связи с Амоном — он поспешил конкретно в Фивы, в то время, когда услышал благоприятное пророчество Амона в оазисе Сива.

В Фивах и расположенных в окрестностях города священных территориях (Карнак, Луксор) Александр заметил святыни Амона и многочисленные храмы, каковые поражают воображение кроме того сейчас — не обращая внимания на то что уже много лет стоят полуразрушенными и безлюдными. Все они были выстроены по большей части фараонами Двенадцатой Династии, одним из которых, по всей видимости, был Sesonchusis, за 1500 лет до Александра пустившийся на поиски Источника Бессмертия. Один из самых громадных храмов был сооружен при царице Хатшепсут, которая кроме этого считалась дочерью всевышнего Амона.

Подобные предания о божественном происхождении царей видятся частенько. Притязания фараонов на божественный статус, основанием которых служил сам факт, что они занимали престол Осириса, время от времени подкреплялись заявлениями, что правитель приходится сыном либо братом того либо иного всевышнего либо богини. Ученые видят в этих утверждениях только символический суть, но кое-какие египетские фараоны — к примеру, три правителя Пятой Семейства — настаивали на том, что они в прямом смысле приходятся сыновьями всевышнему Ра и рождены ему женой главного жреца его храма.

Другие фараоны обосновывали собственный родство с Ра более сложным методом. Заявлялось, что Ра воплощается в правящем фараоне, приобретая так возможность соединяться с царицей. Исходя из этого наследник престола с полным правом может именоваться прямым потомком Ра. Кроме этих конкретных утверждений о божественном происхождении правителя, любой фараон считался воплощением Гора — соответственно, сыном Осириса. Следовательно, фараону, как и Осирису, была дарована вечная судьба — он оживал по окончании смерти и поселялся в загробном мире.

Конкретно в данный круг всевышних и богоподобных фараонов и стремился войти Александр Великий.

Древние египтяне верили, что Ра и другие бессмертные всевышние живут всегда по причине того, что омолаживают себя. Соответственно среди титулов фараона были такие, как «Тот, кто повторно рождается». Самим всевышним оставаться всегда молодыми помогали напитки и божественная пища, которыми они наслаждались в собственной обители. Исходя из этого переход в загробную судьбу потребовал, дабы фараон присоединился к всевышним в их обители и вкушал божественную пищу.

В древних гимнах всевышним находятся мольбы поделиться с погибшим фараоном божественной пищей: «Забери царя с собой, дабы он имел возможность имеется то, что ешь ты, имел возможность выпивать то, что выпиваешь ты, имел возможность жить в том месте, где живешь ты». Более конкретно эта просьба сформулирована в одной из надписей на пирамиде фараона Пепи:

Поделись собственной пищей с царем Пепи, Собственной пищей вечной судьбе, Своим напитком бессмертия.

Погибший фараон сохранял надежду взять эту пищу, обеспечивающую бессмертие, в небесной обители Ра, на «Вечной Звезде». В том месте, на таинственном «Поле Судьбы», росла «Трава Судьбы». В тексте из пирамиды Пепи I рассказывается, как фараон проходит мимо стражей в виде «пернатых птиц» и выходит на встречу с посланниками Гора. С ними он:

Уносится к Великому Озеру, у которого сияют Великие всевышние. Великие на Вечной Звезде дают Пепи Траву Судьбы, которая делает их бессмертными, дабы он также имел возможность жить всегда.

На египетских картинках погибший фараон (время от времени вместе с супругой) изображался в этом небесном раю; он выпивал Воду Судьбы, орошавшую древо судьбы с плодами, похожими на финики (рис. 9).

Небесный эдем пребывал в том месте, где появился Ра и куда он возвратился с почвы. Тут Ра иногда подвергался процедуре омолаживания, либо «восстановления», в то время, когда богиня Четырех Кувшинов поила его чудесным эликсиром. Фараон сохранял надежду, что богиня нальет эликсир и ему, тем самым «возродив его сердце к судьбе». Эти воды, каковые именовали Водами Юности, оживили Осириса, и погибшему фараону Пепи было обещано, что Гор дарует ему вторую молодость, обновив его тело Водой Юности.

Воскресший в загробном мире а также помолодевший фараон жил в раю среди всевышних, питался той же пищей и выпивал то же вино. Одна из строчков старого текста весьма похожа на фразу современного психотерапевта: «У него глубочайший сон… сейчас дела его лучше, чем день назад».

Похоже, фараона совсем не тревожил парадокс: дабы достигнуть бессмертия, ему необходимо погибнуть. Как главный правитель Верхнего и Нижнего Египта, он наслаждался всеми эйфориями жизни, но еще более привлекательной возможностью было воскресение среди всевышних. Помимо этого, забальзамируют и положат в гробницу лишь земную оболочку фараона. Египтяне верили, что любой человек владеет душой, либо Ба, которая по окончании смерти улетает на небо, подобно птице, и второй оболочкой, которая именовалась Ка — что-то наподобие энергетического двойника либо личности — и которая по окончании смерти фараона перемещалась в загробную судьбу. Сэмюэл Мерсер в собственном введении к Текстам пирамид сделал вывод, что Ка представляла собой смертную персонификацию всевышних. Иначе говоря это понятие предполагало наличие в человеке божественного элемента, небесного двойника, что может воскреснуть в загробной судьбе.

Но в случае, если загробная судьба и существовала, получить ее было не так-то легко. Погибший фараон должен был преодолеть тяжёлый и страшный путь и пройти сложную ритуальную подготовку, перед тем как отправиться в путешествие.

Переход фараона в божественное состояние начинался с очищения и включал в себя бальзамирование, дабы его тело напоминало тело Осириса, части которого были скреплены бинтами. После этого погребальная процессия с телом фараона направлялась к венчавшемуся пирамидой сооружению, перед которым была установлена круглая колонна (рис. 10).

В этого погребального храма совершались священные обряды, каковые должны были оказать помощь фараону благополучно завершить путешествие. Церемонией, которая в египетских погребальных текстах именуется отверзание уст, руководил жрец шем, в любой момент изображавшийся в леопардовой шкуре (рис. 11). Ученые уверенны, что данный ритуал абсолютно соответствовал собственному заглавию: жрец при помощи металлического либо бронзового изогнутого инструмента открывал рот мумии либо статуи, олицетворявшей погибшего фараона. Очевидно, но, что церемония имела первым делом символический суть — раскрывались «уста», либо вход, на небеса.

Сейчас мумия уже была обернута несколькими слоями ткани, а на лицо ей клали посмертную маску фараона. Исходя из этого прикосновение к ее рту (либо ко рту статуи) могло быть лишь символическим. И вправду, жрец обращался не к погибшему, а к всевышним, каковые должны были «отверзнуть уста», дабы фараон смог воспарить к вечной судьбе. С отдельной молитвой обращались к «глазу» Гора, потерянному им на протяжении битвы с Сетом, — дабы он содействовал отверзанию уст и фараону открылся путь к «сияющим» всевышним.

Земная (соответственно, временная) гробница фараона — в соответствии с древним текстам, подтвержденным археологическими раскопками, — имела в восточной части фальшивую дверь. Другими словами кладка стенки была целой, но имитировала дверной проем. Считалось, что по окончании обряда очищения и отверзания уст спеленатый фараон поднимался в атмосферу и выходил через фальшивую дверь. В соответствии с Текстам пирамид, в которых описываются все этапы воскрешения фараона, он не имел возможности самостоятельно пройти через камень. Посланник всевышних брал фараона за руку и помогал преодолеть эту непреодолимую для смертных преграду.

При помощи вестника всевышних фараон покидал собственную замурованную гробницу. Жрецы наряду с этим восклицали: «Царь на пути в небо! Царь на пути в небо!»

Но прежде, чем погибший фараон имел возможность вознестись на небо, дабы имеется и выпивать с всевышними, он должен был пройти тяжёлый и полный опасностей путь. Его целью была почва Нетер-Керт, либо «Почва Горных Всевышних». Время от времени она обозначалась пиктограммой, на которой знак всевышнего («нетер») был установлен на паром , — дабы достигнуть данной почвы, фараон должен был пересечь Камышовое озеро. Сделать это возможно было лишь посредством божественного паромщика, но прежде, чем переправить фараона на другой берег, паромщик интересовался происхождением погибшего. По какой причине он думает, что в праве переправляться через озеро? есть ли он сыном всевышнего либо богини?

Миновав озеро, пустыню, божественных стражей и горную цепь, фараон попадал в Дуат, загадочную «обитель для вознесения к звездам», название и расположение которой ставили в тупик ученых. Кое-какие египтологи думали, что это преисподняя, место обитания душ, куда фараон обязан попасть за Осирисом. Другие были уверенны, что это подземный мир, на что показывали бессчётные подземные туннели, бассейны с кипящей водой, загадочные огни, защищаемые птицами помещения, раскрывающиеся без посторонней помощи двери. Чудесная почва была поделена на двенадцать областей, и путешествие по ней продолжалось двенадцать часов.

Удивление вызывало и само наименование «Дуат», в силу того, что, не обращая внимания на собственную земную природу (в него попадали через горный перевал) либо подземные нюансы, это слово изображалось пиктограммой, базой которой были сокол и

звезда либо легко звезда в крута , что показывало на небесные либо божественные ассоциации.

Как бы то ни было, в Текстах пирамид, прослеживающих жизненный путь фараона, его смерть, переход и воскрешение в загробную судьбу, главной проблемой человека считается его неумение летать, подобно всевышним. В одном из текстов эта неприятность и ее вероятное ответ описываются в двух предложениях: «Люди остаются погребенными, всевышние взмывают в небо. Помоги этому царю подняться на небеса к своим братьям всевышним». На пирамиде фараона Тети надежды правителя и его обращение к всевышним выражены такими словами:

Люди падают —

У них нет Имени.

Забери твоего царя Тети за руки,

Забери твоего царя Тети на небо,

Дабы он не погиб на земле среди людей.

Фараон должен был достигнуть «Тайного Места» и пройти по подземным лабиринтам, дабы отыскать в том месте всевышнего с эмблемой второго бога и древа жизни, «Вестника Небес». Всевышние откроют для фараона тайные двери и совершат его к Оку Гора, Небесной Лестнице — необыкновенному объекту, цвет которого изменялся с светло синий на красный, в то время, когда он «включался». После этого фараон сам преобразовывался в всевышнего-сокола и поднялся в небо к вечной судьбе на Вечной звезде. В том месте его встречал сам Ра:

Врата Неба открыты тебе;

Двери свода небесного открыты перед тобой.

Ты отыщешь в том месте Ра, ожидающего тебя.

Он заберёт тебя за руку,

Он поведет тебя к двойной Святыне Небес;

Он посадит тебя на трон Осириса…

Тебя заберут под руки и облачат, как всевышнего…

Среди бессмертных, на Вечной звезде…

Большинство сведений об этом дошла до нас из Текстов пирамид — нескольких тьісяч стихов, объединенных в много изречений, найденных в виде резьбы либо надписей на стенах, в галереях и коридорах пирамид пяти фараонов (Униса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II), правивших Египтом примерно с 2350 по 2180 год до нэ. Эти тексты были классифицированы и пронумерованы Куртом Зете в его прекрасной работе «Die altaegyptischen Pyramidentexte», которая вместе с британской книгой «The Pyramid Texts» Сэмюэля Мерсера остается главным источником ссылок.

Тысячи стихов Текстов пирамид на первый взгляд кажутся всего лишь собранием повторяющихся и не связанных между собой заклинаний, молитв всевышним и хвалебных гимнов царям. Чтобы найти суть в этом огромном количестве материала, ученые придумали теории о смене теологических концепций в Старом Египте, о последующем слиянии и конфликте «солнечной» и «небесной» религий, о жречестве Ра и Осириса и без того потом. Наряду с этим очень отмечалось, что мы имеем дело с материалом, накопленным в течении тысячелетия.

Для тех экспертов, каковые разглядывали эти тексты как выражение примитивной мифологии и как отрывочные фантазии людей, каковые съеживались от страха при вое ветра либо ударе грома и именовали эти природные явления «всевышними», Тексты пирамид всегда были таинственными и необычными. Однако все ученые придерживаются единого мнения, что эти строчки представляют собой цитаты, каковые были скопированы с более древних и, по всей видимости, структурированных, понятных текстов и связных.

Более поздние надписи на саркофагах, футлярах для мумий и папирусах (последние в большинстве случаев сопровождались картинками) говорят о том, что главы и изречения (к примеру, с заглавием «Глава о том, как не погибнуть во второй раз») были скопированы из Книги Мертвых, которая кроме этого имела другие заглавия — «Книга о том, что находится в Дуате», «Книга Врат», «Книга Двух Дорог». Ученые уверенны, что эти «книги» являются копиями двух более древних работ — древнего произведения о небесном путешествии Ра и более поздней книги, говорящей о блаженной судьбы в загробном мире тех, кто присоединился к воскресшему Осирису, — о еде, любовных утехах и напитках в небесной обители. (Стихи данной версии кроме того вырезали на талисманах, дабы их обладатель был «желанен для дам» и «соединялся с дамами днем и ночью».)

Научные теории, но, оставляли без объяснений волшебные нюансы информации, содержащейся в этих стихах. Страно, к примеру, что Око Гора описывается как объект, существующий независимо от всевышнего, — вовнутрь него может входить фараон, и во «подключенном состоянии» он изменяет цвет с светло синий на красный.

В Текстах пирамид мы встречаем самодвижущиеся лодки, машинально раскрывающиеся двери и невидимых всевышних, лица которых излучают сияние. В подземном мире, предположительно населенном только душами, существуют «балки моста» и «бронзовые верёвки». Но самым главным нам думается следующий вопрос: в случае, если преображение фараона разрешает ему уйти в подземный мир, то по какой причине в текстах утверждается, что «царь на пути на небо»? Во всех отрывках указывается, что фараон направляться дорогой всевышних, что он, подобно всевышним, переправляется через озеро и применяет для этого барку, как всевышний Ра, он за Осирисом возносится на небо «одетый, как всевышний», и без того потом. Появляется в полной мере логичный вопрос: а что, в случае, если эти тексты были не просто примитивными фантазиями — мифологией, — а обрисовывали условное путешествие, на протяжении которого погибший фараон повторял все священнодействия всевышних? Что, в случае, если эти тексты, в которых имя всевышнего заменено на имя фараона, являются копией значительно более древних записей, в которых рассказывается о путешествиях всевышних, а не фараонов?

Один из самых известных египтологов прошлого Гастон Масперо («L’Archeologie Egyptienne» и другие работы), основываясь на применяемых других признаках и грамматических формах, высказал предположение, что Тексты пирамид уходят корнями к самым истокам египетской цивилизации и что они существовали в виде устных преданий еще до изобретения иероглифического письма. Потом Дж. Г. Брестед заключил («Development of Religion and Thought in Ancient Egypt») о существовании «более старого материала, независимо от того, известен он нам либо нет». Он нашёл сведения об уровне цивилизации и о разнообразные событиях, подтверждающие предположение, что эти тексты не являются фантазией, а передают фактическую данные. «Для продукта живого воображения, — отмечал Брестед, — они через чур насыщены картинами в далеком прошлом провалившегося сквозь землю мира, отражением которого они являются».

Тексты и более поздние картинки обрисовывают путешествие в некое царство. Путь начинается на земле, ведет под почву, а заканчивается дверью в небо, через которую всевышние—и подражавшие им фараоны — возносились на небеса (рис. 12). Это отражено и в иероглифах, которыми записывается наименование царства — сочетание небесной функции и подземного мира.

Возможно, фараоны в ходе путешествия из гробницы в загробный мир вправду поднимались по лестнице в небеса — кроме того не обращая внимания на утверждение древних египтян, что путешествует не мумифицированное тело, а Ка (двойник) погибшего? Иначе, они обрисовывали настоящее путешествие этого двойника.

А что, в случае, если в текстах отражен реально существовавший мир? Возможно, путь фараона к бессмертию, кроме того являясь эмуляцией, в точности повторял настоящие путешествия, совершавшиеся в доисторические времена?

Попытаемся последовать его примеру и пройти целый Путь всевышних.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЕСТНИЦА В НЕБО

Представим, что мы находимся в величественного погребального храма фараона. Мумифицировав и подготовив фараона для путешествия в загробный мир, жрецы обращаются с молитвой к всевышним, дабы они открыли двери для погибшего правителя. Божественный посланник появляется иначе фальшивой двери, готовый совершить фараона через каменную стенке и послать его в путь. , Пройдя через фальшивую дверь собственной гробницы, фараон приобретает указание двигаться на восток. Путь на запад объявляется запретным: «Те, кто идут в том направлении, не возвращаются’» Цель фараона — Дуат в «Почва Горных Всевышних». В том месте он обязан войти в «Великий Дом Двух… Дом Огня», в котором в течение ночи «продолжающейся годы» он превратится в божественное существо и вознесется «в восточную область Небес».

Первым препятствием на пути фараона делается Камышовое озеро — протяженное заболоченное пространство воды, складывающееся из цепочки соединяющихся между собой озер. Символически фараон приобретает благословение собственного божественного проводника, и воды озера расступаются перед ним (рис. 13); реально же пересечение озера делается вероятным благодаря божественному паромщику, что перевозит всевышних в собственной лодке, изготовленной ремесленником всевышних Хнумом. Но паромщик был на дальнем берегу озера, и фараону стоит громадных трудов убедить его, что он в праве занять место в лодке.

Паромщик задаёт вопросы погибшего царя о его происхождении. есть ли он сыном всевышнего либо богини? Внесен ли он в «Перечень Двух Великих Всевышних»? Фараон растолковывает собственные претензии на божественное происхождение и приводит доказательства собственной праведности. В одних случаях это оказывает помощь, а в других фараону приходится обращаться за помощью к Ра и Тоту, и тогда весла и руль на лодке паромщика приводятся в перемещение сверхъестественными силами. Иначе говоря лодка движется самостоятельно, только направляемая фараоном. Так или иначе, фараон пересекает озеро и направляется к «Двоим, каковые приближают Небеса».

Камышовое озеро размешалось в восточной части владений Гора. За ним начинались территории, подвластные его сопернику Сету, иди «почвы Азии». Исходя из этого — как и ожидалось — другой берег озера защищали стражи. Самой необыкновенной чертой их наружности были прически — тёмные как смоль кудри покрывали лоб, виски и затылок, а от макушки головы отходили косы. Показав дипломатичность в сочетании с твердостью, фараон снова заявляет о собственном божественном происхождении и поясняет, что он призван «своим отцом Ра». Одному из фараонов кроме того было нужно прибегнуть к угрозам: он дал обещание оторвать волосы стражей, как цветы лотоса из пруда, если они воспрепятствуют его путешествию. Второй фараон был должен обратиться с просьбой о помощи к всевышним. Как бы то ни было, погибший правитель продолжил собственный путь.

Сейчас фараон покинул почвы Гора и направился — под защитой Ра — на восток, во владения Сета. Цель его путешествия — горная страна, либо Восточные Горы (рис. 14). Путь фараона лежит между двух гор, но сперва ему необходимо пересечь безводную и пустынную местность, некую нейтральную территорию между владениями Сета и Гора. Сейчас внутреннее напряжение повествования возрастает — фараон приближается к Тайному Месту, где находятся Врата Небес. Тут его опять встречают стражи. «Куда ты идешь?» — задают вопросы они.

Стражам отвечают поручители фараона: «Царь идет на Небо, дабы получить радость и жизнь, дабы заметить собственного отца, дабы заметить Ра». До тех пор пока стражи раздумывают, к ним прося обращается сам фараон: «Откройте границу… уберите преграду… разрешите мне пройти методом всевышних!»

Прибыв из Египта, входящего во владения Гора, его поручители и фараон поймут необходимость осторожности. Многие изречения и стихи подчеркивают нейтральность фараона в спорах всевышних. Он представляется как «рожденный Гором, чьим именем сотрясается почва» и «зачатый Сетом, от имени которого дрожат Небеса». Фараон заявляет не только о собственной преданности Ра, но и о том, что совершает собственный путь «по поручению Ра», намекая на собственного рода охранную грамоту главного всевышнего. С необычной проницательностью текст показывает на личную заинтересованность каждого из всевышних в путешествии фараона — Ра непременно оценит помощь тому, кто находится у него на работе.

В конечном счете стражи владений Сета пропускают фараона к горному перевалу. Поручители фараона желают убедиться, что он поймёт важность этого момента:

Сейчас ты на дороге к горам

На земле Сета.

На земле Сета

Ты взойдешь на гору,

На высокое Древо Восточных Небес,

Где сидят всевышние.

Фараон прибывает в Дуат.

Царство Дуат представлялось в виде замкнутого Круга всевышних (см. рис. 15) с отверстием в небеса (их олицетворяла богиня Нут), через которое раскрывался путь к Вечной Звезде (она изображалась в виде Небесного Диска). В других источниках Дуат изображался в виде круглой равнины в окружении гор. По этим почвам протекала река, разделившаяся на множество рукавов, но не пригодная для судоходства — солидную часть пути барку Ра приходилось тащить на веревке, либо она сама передвигалась по суше, преобразовываясь в «земную лодку», либо сани.

Дуат разделен на двенадцать областей, каковые описывались как поля, равнины, обнесенные стеной круги, пещеры либо залы, начинающиеся на поверхности и длящиеся под почвой. Для путешествия по этому чудесному и вгоняющему в страх царству фараону требовалось двенадцать часов. Сделать это он имел возможность потому, что Ра предоставил в его распоряжение собственную чудесную барку; в ней и путешествовал фараон, пользуясь защитой и покровительством вторых всевышних.

В горах, окружавших Дуат, имелось семь проходов; два из которых на востоке Египта (другими словами в горах на западе Дуата) назывались «Горизонт», либо «Рог». Протяженность прохода, которым пользовался Ра, составляла 220 «атру» (приблизительно двадцать семь миль), и данный проход шел на протяжении ручья. Ручей, но, имел возможность пересыхать, и тогда барку Ра приходилось тащить за собой на веревке. Проход охранялся и был защищен крепостью с «прочными воротами».

По свидетельству некоторых папирусов, фараон выбирал второй, более маленький путь (всего лишь пятнадцать миль). Картинки изображают его на барке (либо салазках) Ра между двух горных вершин, на каждой из которых находятся по двенадцать божественных стражей. В Текстах указывается, что недалеко находится «озеро Кипящих Вод», причем вода в нем, не обращая внимания на бурление, прохладная. В этом месте ощущается сильный запах смолы либо «щелочи», отпугивающий птиц. Однако поблизости имеется оазис, окруженный низкими деревьями либо кустарником.

Миновав горный перевал, фараон встречает еще одну группу всевышних. «Иди с миром», — говорят они. Это вторая область Дуата.

Наименование эти земли взяли в честь протекающей по ним реки, Урнес (кое-какие ученые усматривают тут сообщение с Ураном, греческим всевышним Неба). Протяженность данной области образовывает от пятнадцати до тридцати девяти миль, и населена она длинноволосыми людьми, каковые питаются мясом ослов. Воды тут практически нет, и река довольно часто пересыхает — исходя из этого жители этих мест в обеспечении водой абсолютно зависят от всевышних. Кроме того барка Ра преобразовывается в «земную лодку». Эта область Дуата ассоциируется с всевышним луны, и с Хатхор, богиней Бирюзы.

Посредством всевышних фараон благополучно пересекает безводную пустыню и в Третьем Часе и доходит до Нет-Асар, «реки Осириса». Третья область, размеры которой приблизительно равны размерам второй, населена «солдатами». Конкретно тут живут четыре всевышнего, ассоциирующихся с четырьмя сторонами света. Иллюстрации к иероглифическим текстам оказываются

неожиданными — на них река Осириса течет из сельскохозяйственных районов через горы, а после этого разделяется на пара рукавов. Тут расположена Лестница в Небо, защищаемая легендарной птицей Феникс, а барка Ра изображается на вершине горы либо поднимающейся в небо в струях пламени (рис. 16).

В этом месте ритм заклинаний опять ускоряется. Фараон обращается к «божественным защитникам», дабы «данный смертный имел возможность войти в Нетер-Керт» целым и невредимым. Погибший правитель приближается к центру Дуата — к Амен-Та, либо «Тайному Месту».

Конкретно тут воскрес Осирис для вечной судьбы. Конкретно тут в образе двух чудесных деревьев тянулись к небу «Двое, Каковые Приближают Небеса». Фараон возносит молитву Осирису (в Книге Мертвых эта глава именуется «Заклинание имени погибшего»):

Пускай мое имя будет дано мне в Великом Доме,

и пускай я не забываю мое имя в Доме Огня,

в ночь, в то время, когда в том месте подсчитываются годы

и объявляется число месяцев. Я обитаю с Божественным,

и я занимаю собственный место

с восточной стороны неба. В случае, если какой-нибудь всевышний придет по окончании меня,

я смогу заявить его имя немедля.

Фараон уже имел возможность видеть «Гору Света».

Он достиг ЛЕСТНИЦЫ В НЕБО.

В Текстах пирамид это место описывается как «лестница, разрешающая достигнуть неба». Ее ступени — это ступени в небеса, каковые установлены для царя, «дабы он имел возможность взойти на небо». Для обозначения данной лестницы время от времени употреблялась пиктограмма в виде одиночного лестничного пролета c (золотая подвеска той же формы являлась украшением), но чаще — двухсторонняя лестница , либо ступенчатая пирамида. Эта лестница была выстроена всевышними города Ана — в том месте был основной храм Ра, — дабы они, всевышние, «соединялись с Всевышним».

Целью фараона была Небесная Лестница, либо приспособление, которое имело возможность поднять его в небо. Но чтобы добраться до нее в Доме Огня, он должен был войти в Амен-Та, Тайную Землю Сокара, всевышнего Пустыни.

Душа. Путешествие в посмертие (2013) Документальный фильм


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: