Р.М. Грановская обращает внимание на то, что «на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий поднимаются психотерапевтические преграды» [66, с. 768]. Они как фильтры ограничивают, частично заслоняют и искажают восприятие мира – принимаемое пространство деформируется, субъект может не подметить те либо иные трансформации во внешней среде, что быстро уменьшает и ограничивает разнообразие догадок, выдвигаемых при ответе задачи. Психотерапевтические преграды формируются и проявляются как совокупности защиты от травмирующих факторов, угрожающих хорошей самооценке человека и его успешным действиям по преодолению стресса. В один момент эти преграды смогут выступать как оболочка того внутреннего мира, в котором живет человек, которую подчас ему тяжело преодолеть для адекватной адаптации к изменяющемуся внешнему миру.
Создатель отмечает, что «условиями понижения степени влияния подсознательных факторов выступает не только осознание отдельных сторон их механизмов, но и действенное отреагирование. Так как если бы знания содержания бессознательного было достаточно для радикального улучшения самочувствия, то лекции и книги облегчали бы страдания» [66, с. 368]. Но не считая осознания ветхих неприятностей, их нужно снова пережить. Лишь переживание разрешает переоценить ранее вытесненное и запомнить его по-новому. В этом смысле продуктивность упрочнений по понижению барьерных эффектов зависит не только от содействия в уяснении и решении проблем всех вероятных подходов в их преодолении, но и от концентрации их энергетического потенциала, другими словами создания условий отреагирования ветхих очагов.
Так, задача содержится в том, дабы понять и отреагировать на проблему, а уменьшить ее ответ допустимо применением приемов аутотренинга, психосоматической регуляции, медитации и т. д.
Разнообразие стрессогенных событий и кое-какие личные изюминки человека определяют различия в применяемых стратегиях преодоления стресса.
P.T. Wong [508] в самых неспециализированных чертах обрисовал эти различия в стратегиях в зависимости от характера стрессоров (таблица 9).
Таблица 9. стратегии преодоления и Типы стрессоров стресса
Когнитивная оценка стрессогенной ситуации включает выбор характера и определение стрессора соответствующих стратегий преодоления стресса, исходя из имеющихся личных ресурсов. В подборе стратегий должного их соответствия стрессорам возможно не достигнуть в тех случаях, в то время, когда человек реагирует на стресс эмоционально, инстинктивно либо по привычке. Наилучшим методом достижения нужного соответствия есть производство рационального своих возможностей и анализа ситуации по преодолению стресса. Для этого подчас нужно кроме того отключиться от первичной реакции на обстановку, а применять собственный прошедший опыт поведения в аналогичных обстановках либо знание о реакциях вторых лиц.
Ресурсы являются энергетическим, информационным, поведенческим потенциалом человека, каковые в форме знаний, опыта, функциональных резервов и т. д. при необходимости возможно взять. Большая часть ресурсов возможно разглядывать как личное достояние человека, которым он может обладать, развивать его и применять. Значимость личных ресурсов завлекает все возрастающее внимание [345].
Классическим подходом к действенному преодолению стресса есть обнаружение характерных личностных факторов, содействующих противодействию стрессу. К примеру, S.C. Kobaza [361] выделил следующие три характерных изюминки личности, проявляющей стойкость к стрессу: 1) вера в собственные возможности осуществлять контроль и оказывать влияние на события собственной жизни; 2) свойство глубоко осознавать и ощущать все происходящее в личной судьбе; 3) надежда на оптимистическое ожидание и успех трансформаций к лучшему.
В более современных изучениях анализируются изюминке когнитивных совокупностей, каковые содействуют стремительному восстановлению сил в стрессогенных условиях. Последовательность работ посвящен изучению хорошего влияния на преодоление стресса стратегий управления убеждениями и проявления оптимизма [507]. В качестве главного психотерапевтического ресурса все большее внимание уделяется личностным изюминкам индивида [24, 450].
Успешность применения какой-либо стратегии преодоления стресса в одной конкретной ситуации не гарантирует ее эффективности и для других стрессогенных обстановок либо в различные моменты преодоления стресса одной и той же ситуации. Эффективность стратегии преодоления стресса нереально выяснить независимо от условий, в которых она употребляется. Она зависит не только от настоящей стрессовой обстановки, но и от ее когнитивной оценки субъектом. Так, C. Forsythe и B. Compas [324] и B. Compas et al. [286] установили, что эффективность стратегий преодоления стресса, предназначенных для ответа непростой регуляции и проблемы чувств, изменяется как функция принимаемой управляемости стрессором. Упрочнения для трансформации стрессора методом решения проблемы сопровождались менее выраженными симптомами стресса, в то время, когда он воспринимался как управляемый, а попытки уменьшения негативных чувств сопровождались менее выраженными симптомами, в то время, когда стрессор воспринимался как неуправляемый.
преодоление и Развитие стресса не только являются этапами целостного адаптационного процесса, но и достаточно специфично отражаются в нем. С.А. Шапкиным [224] предложена теоретическая модель, которая исходит из понимания адаптации как процесса формирования субъектом разноуровневых стратегий преодоления стрессогенной ситуации, – эффективность адаптации зависит от своеобразного сотрудничества этих стратегий. Сотрудничество снабжают мотивационно-волевые процессы, конфигурирующие совокупность адаптации в направлении успехи значимых для субъекта целей в условиях, например, недостатка либо экономии преодоления стресса. Волевые процессы владеют модулирующим влиянием по отношению к мотивационным процессам, несущим ответственность за выработку стратегий адаптации. Создатель делает вывод о том, что сама деятельность (в т. ч. по преодолению стресса – В.Б. ) есть неповторимым методом адаптации и включенность в нее, независимо от конечного результата, формирует предпосылки для качественных перестроек совокупности регуляции, при которых ресурсы, направляемые на деятельность, косвенным образом резервируют часть самих себя.