В то время, когда и как появилось музыкальное мастерство? Над этим вопросом люди вспоминали с давних времен. В древности было сложено много преданий об «изобретении» музыки. Древние греки вычисляли ее великим бесплатно всевышних, а солнечного всевышнего Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Его постоянно изображали с музыкальным инструментом — кифарой в руках. Много прекрасных сказок было сложено и о происхождении музыкальных инструментов, о музыкантах прошлого и замечательных певцах. Такие сказки имеется у всех народов. Древнегреческий миф о певце Орфее говорит, что кроме того дикие животные приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца.
А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, мастерство которого покорило морскую стихию. В этих преданиях отыскала выражение любовь человечества к музыке, восторг ее красотой.
Но легенды и поэтичные мифы седой старины не смогут, само собой разумеется, верно растолковать происхождение музыки.
Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение отечественной речи. С старейших времен человеку была свойственна потребность высказывать собственные эмоции в песне. В определенной мере эта потребность свойственна птицам и некоторым животным. «Певец полей» жаворонок ясным летним утром поет собственную песню, а соловей каждую весеннюю ночь заливается звонкой трелью «на тысячу ладов».
И все-таки самая примитивная песня первобытного человека имеет больше права именоваться музыкой, мастерством, чем самая прекрасная песня соловья. Так как все соловьи мира поют одну и ту же песню. Лишь человек может выразить в пении все разнообразие собственных эмоций, мыслей, собственный отношение к окружающей судьбе. Это — основная изюминка настоящего мастерства. Соловьи поют собственную песню с незапамятных времен и без того же будут петь ее в любой момент. А музыкальное мастерство людей непрерывно начинается, совершенствуется, как и само человеческое общество.
Нам тяжело представить себе музыку первобытных людей. Так как тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое неспециализированное представление об данной музыке мы можем взять частью по сохранившимся следам судьбы людей тех далеких времен (наскальные и пещерные картинки), а частично — по наблюдениям над судьбой некоторых современных народов, сохранивших в силу тех либо иных обстоятельств первобытный уклад судьбы.
Музыка игралась ключевую роль в жизни людей еще на заре людской общества, в то время, когда люди стали объединяться в многочисленные группы, дабы лучше защищаться от неприятелей. Их жизнь была тяжёлой, их одежда и жилища были нехорошей защитой от холода. Беден был и их язык, ограниченный самыми нужными понятиями. Но музыка уже существовала.
Матери, напевая, укачивали собственных детей, солдаты вдохновляли себя перед битвой и устрашали неприятелей агрессивными песнями-кличами, пастухи протяжными зовами собирали стада, а в то время, когда люди планировали совместно для какой-нибудь работы — размеренные выкрики помогали им консолидировать силы и легче совладать с ней. В то время, когда умирал кто-либо из первобытной общины, его родные высказывали собственный горе в песнях-плачах.
Так появились старейшие формы музыкального мастерства: колыбельные, армейские, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти старейшие формы музыки развивались и сохранились кроме того Сейчас, не смотря на то, что, само собой разумеется, стали значительно богаче и прекраснее.
Люди, составлявшие первобытную общину, часто заполняли собственный досуг играми, изображая то, что было самым ответственным в их жизни: к примеру, собирание съедобных растений, охоту на диких животных, войну с враждебными племенами. А в более поздние времена, в то время, когда люди уже обучились обрабатывать почву, они отражали в играх сбор и посев урожая.
Музыка входила в игры как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, а песня в целом — и слова, и музыка — неотделима от перемещений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки разных видов мастерства: поэзии, музыки, танца, театрального действия, каковые потом обособились и развивались независимо друг от друга. Такое нерасчлененное мастерство, похожее скорее на игру, сохранилось и Сейчас у народов, живущих в условиях первобытнообщинного строя.
Старейшая музыка не отличалась благозвучием. В ней было довольно много звукоподражания: в собственных песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира — крики диких животных, птиц, жужжание пчел и т. и. Понемногу люди обучились отбирать из шумов и огромного количества звуков звуки музыкальные, обучились осознавать их различие по высоте, их соотношение, сообщение. В самом несложном напеве, складывающемся из чередования и повторения двух-трех звуков, один из них постоянно бывает главным, устойчивым, другие же звуки — запасными. А такие сочетания заключают в себе неотъемлемый показатель музыкального мастерства, что потом нарекли ладом (см. ст. «Музыка и ее ясные средства»).
Ритм раньше всех других элементов взял развитие в первобытном музыкальном мастерстве, в этот самый момент нет ничего необычного: так как ритмичность — одна из основных изюминок жизнедеятельности людской организма. Человек приноравливает трудовые действия к ритмичности собственного дыхания, биения сердца, ходьбы и т. и. Первобытная музыка помогала людям отыскать ритм в работе. И не смотря на то, что эта музыка
была мелодически бедной, однообразной, но одновременно с этим страно сложной и разнообразной по ритму. Певцы подчеркивали ритм песни ударами в ладоши либо притопыванием; это самая старая форма «пения с сопровождением». Позднее люди убедились, что куски дерева, плоские камни, раковины при ударе издают более громкие и разнообразные звуки. Так были изобретены первые музыкальные инструменты (см. ст. «Народные музыкальные инструменты», «Музыка государств Востока»).
Первобытные музыкальные инструменты — погремушки и различные колотушки — во время детства всего человечества приводили к удивлению и восхищение. Их разрешалось держать в руках лишь старейшинам и вождям племени.
Чем дальше развивалось музыкальное сознание человека, тем больше он обнаружил около себя источников музыки. Он понял, что туго натянутая тетива лука, в случае, если ее прикоснуться пальцем, издает музыкальный звук; обучился извлекать мелодичный свист из стебля тростника либо пустой кости животного. Он увидел, что удар по дуплистому дереву вызывает более гулкий звук, чем по здоровому, и осознал, что пустота в предмета владеет свойством усиливать звук (резонанс). Так появились старейшие музыкальные инструменты— предки современной арфы, флейты, барабана. Ученые относят их изобретение к весьма отдаленному периоду каменного века.
Все это показывает, что в любой момент в течении истории музыка составляла значительную часть судьбы людей.