Процессуальные элементы научного исследования

К процессуальным элементам научного изучения относятся: уточнение цели и выбор темы и задач изучения; выдвижения гипотезы и формулировка проблемы; выбор методов исследования и репрезентативного объекта; накопление новой информации и концептуализации знания; аргументация и изложение выводов. Разглядим любой из этих элементов.

Выбор темы для изучения. Одним из основных параметров при выборе темы для изучения есть категория актуальность, под которой знают важность, высока значимость темы для сегодняшнего дня. В методологии принято выделять теоретическую актуальность. Это значит, что в той либо другой научной дисциплине слишком мало созданы теоретические неприятности (терминосистема, сущность, функции, правила, свойства, структура и т.д.). Практическая актуальность свидетельствует, что на практике не изучены вопросы методики, технологии, организации, формы деятельности и т.д. Возможно, актуальность и в разработке методологических неприятностей, которые связаны с способами, правилами познания. Об актуальности темы может свидетельствовать и таковой критерий как социальный заказ, это значит существование программ и проектов, принятых на интернациональном уровне (ЮНЕСКО, ИФЛА), на национальном уровне (к примеру Электронная Беларусь) на региональном, ведомственном уровне а также принятых определенным учреждением (НИИ, ВУЗ и т.д.). Критерием актуальности возможно новизна выдвинутой неприятности, либо, ожидаемого результата (так именуемые инновационные разработки).

Выбор таковой темы, которая бы соответствовала вышеназванным параметрам, возможно помогут следующие приёмы: 1) анализ существующих научных программ всех уровней; 2) просмотр обзоров достижений науки и техники (такие обзоры в области отечественных наук время от времени реализовывают инфокультура при Национальной библиотеке либо НИО библиотековедения); 3) просмотр материалов либо тезисов докладов научных конференций; 4) чтение дискуссионных материалов, каковые публикуют особые опытные издания; 5) просмотр авторефератов диссертаций, где сообщается о вероятных изучениях, каковые не входят в предмет изучения автора; 6) переговоры с научными специалистами (работниками и крупными практиками).

выдвижение гипотезы и Формулировка проблемы. Формулировка неприятности должна быть ориентирована на выбор главного направления (направлений) изучений. Последнее, конечно, тесно связано с предметом и объектом, выбранным для изучения. К примеру, объектом изучения в диссертации Петушко Н.Е. выступают калеки по зрению – пользователи библиотек. Предметом – теоретика- методические нюансы обслуживания калек по зрению в библиотеках. Тема была сформулирована так: Библиотечное обслуживание калек по зрению: теоретика -методический нюанс.

Догадка – это форма развития людских знаний, воображающая собой обоснованное предположение, растолковывающее причины и свойства исследуемых явлений. Построение догадки постоянно сопровождается выдвижением предположения, растолковывающего исследуемый объект. Она постоянно выступает в форме отдельного суждения либо совокупности взаимосвязанных суждений о особенностях единичных фактов либо закономерных связей явлений. В отдельных случаях догадка появляется как следствие уподобления двух единичных явлений, т.е. ее базой выступает аналогия; в других случаях она – итог дедуктивных выводов. Значительно чаще ее происхождению предшествуют индуктивное обобщение эмпирического материала.

Выдвижение догадки должны соответствовать следующие требования: а) догадка должна быть научно обоснованной, она не должна содержать суждений, каковые противоречат уже доказанным научным фактам; б) догадка должна быть принципиально контролируемой эмпирическим методом, в противном случае она остается лишь предположением, которое высказывает субъективную идея; в) догадка должна быть достаточно простой по форме, иметь правильные и качественные формулировки. По содержанию догадок довольно изучаемого объекта догадки подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Выбор методов исследования и репродуктивного объекта. Исследуя чтение школьников не всегда допустимо проанализировать данный процесс, замечая за всеми школьниками. Для этого выбирают пара групп младших школьников, школьников – подростков либо старших школьников не меньше 10-15% от их общего числа читателей – школьников каждой возрастной группы, считают, что они смогут представить (репрезентировать) всех читателей – школьников. Выбор способов изучения определяется характером всех структурных элементов научного изучения, но в громаднейшей степени – спецификой неприятности.

В сфере книговедения, библиографоведения и библиотековедения используются пара групп способов. Применяя классификацию научных способов, предложенную В.К. Лукашевичем, разглядим каждую из групп способов: общелогических, общенаучных (эмпирических и теоретических).

К общелогическим способам изучения относятся такие способы, как синтез и анализ, дедукция и индукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, сравнение.

Анализ это мысленное либо настоящее расчленение исследуемого объекта, его свойства либо отношения между предметными частями. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей объекта в изучение и единое целое интегративных особенностей целого. Индукция – таковой способ познания, в котором неспециализированный вывод строится на базе частных предпосылок. Дедукция – способ познания (либо метод рассуждения), пребывающий в выведении из неспециализированных посылок заключений частного характера. Абстрагирование – способ познания, пребывающий в мысленном отвлечении от последовательности показателей, свойства, взаимоотношений объекта и одновременном выделении для рассмотрения тех либо иных из них, каковые интересуют исследователя. К примеру, изучая читателей – школьников, мы абстрагируемся от того, как они обучаются и ведут себя в школе.

Аналогия – таковой прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних показателях заключают об их сходстве и в других показателях.

Моделирование – таковой способ познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется при помощи исследования и создания его модели (копии) с последующим переносом взятой информации на оригинал. Существуют материальные модели, каковые являются природными объектами, и совершенные модели, зафиксированные в знаковой форме.

Обобщение – способ познания, пребывающий в установлении неспециализированных показателей, отношений и свойств предмета.

Сравнение – способ познания, пребывающих в сопоставлении однородных по значительным для данного рассмотрения показателям предметов, при помощи которых выявляются их количественные и качественные особенности.

Общенаучные эмпирические способы изучения.

К общенаучным эмпирическим способам относятся: научное наблюдение, описание, измерение, опыт, опросные (социологические) способы. Разглядим коротко сущность каждого из них.

Научное наблюдение принадлежит к обширно распространенным способам изучения. Оно разрешает собрать яркие сведения об изучаемых объектах, систематически принимая их в простых, повседневных условиях искусства учреждения и работы культуры. Это позволяет заметить в развитии поведение читателя, зрителя, слушателя и влияние на трансформацию их взаимоотношений. Научное наблюдение не воздействует прямо на изучаемый объект (если оно правильно организовано), но с его помощью возможно выяснить, как в будущем целесообразно вести изучение. А это предполагает предварительную подготовку наблюдения, выбор самого объекта, организацию процесса наблюдения, сбор данных и их комментарий.

Дабы научное наблюдение было результативным, оно должно отвечать определенным условиям. Среди них – ярко выраженный направленный темперамент, систематичность и планомерность в сборе материала, комплексное, а не изолированное изучение объекта, анализ своеобразных моментов.

Научное наблюдение принимается в изучениях, в основном посвященных темам связанным с обслуживанием зрителя, читателя, слушателя.

Описание является фиксацией в той либо другой форме результатов наблюдения, информации об исследуемом объекте. При описании употребляются естественные и неестественные средства выражения информации: научные понятия, символы, схемы, графики и т.д. Наиболее значимыми требованиями к научному описанию являются: точность, простота и логическая строгость. На современном стадии развития науки эти требования реализуются на базе широкого применения неестественного языка.

В ходе наблюдения субъект отражает и фиксирует качественные и количественные характеристики объекта, в связи с чем описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию особенностей, показывающих, что собой воображает объект, какие конкретно свойства, процессы, явления для него свойственны. Количественное описание имеет дело с более либо менее правильным выражением количественной стороны замечаемого явления (процесса, свойства). Оно выступает, так, в виде измерения.

Измерением именуется познавательная операция, снабжающая численное выражение измеряемых размеров. Оно осуществляется благодаря соотношению, сравнению измеряемого свойства либо стороны замечаемого объекта с тем либо иным примером, принятым за единицу измерения, и исходя из этого разрешает зафиксировать не только свойства, но и определенные отношения объекта. Измерение не редкость двух видов: прямое и косвенное. Прямое измерение представляет собой яркое сравнение измеряемого явления, свойства с соответствующим эталоном, косвенное – определение величины измеряемого свойства на базе учета определенной зависимости от вторых размеров. Косвенное измерение оказывает помощь произвести определение размеров в таких условиях, в то время, когда яркое измерение осложнено либо нереально (измерение тех либо иных особенностей космических объектов, микротел и т.д.).

Опыт – способ изучения, в базе которого лежит целенаправленное действие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в совершенстве теоретическим) знанием.

Понятие опыт свидетельствует воздействие, направление на создание условий в целях воспроизведения того либо иного явления и по возможности, самый чистого, т.е. не осложняемого вторыми явлениями. Термин опыт в большинстве случаев употребляется в значении, неспециализированном для многих сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особенных условий его существования, проверке предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка наблюдений и опытов исследуемого явления в совершенно верно учитываемых условиях, разрешающих смотреть за ходом его развития и воссоздавать его любой раз при повторении этих условий.

Главной целью опыта являются обнаружение особенностей исследуемых объектов, проверка справедливости догадок и на данной базе широкое и глубокое изучение темы научного исследуемого.

Опыты, каковые проводятся в разных отраслях науки, являются отраслевыми и имеют соответствующие заглавия: химические, биологические, физические, психотерапевтические, социальные и т.д. Они разделяются на следующие виды.

1. По методу формирования условий (естественный и неестественный).

Естественный опыт предполагает проведение опыта в естественных условиях существования объекта изучения (значительно чаще употребляется в социальных, педагогических, психотерапевтических, искусствоведческих, культурологических и др. науках).

Неестественный опыт предполагает формирование неестественных условий (используется в естественных и технических науках).

2. По целям изучения опыты бывают: формирующие (преобразующие), констатирующие, осуществляющие контроль, поисковые, решающие.

Формирующий (преобразующий) опыт включает функции объекта и активное изменение структуры изучения в соответствии с выдвинутой догадкой, формирование отношений и новых связей между компонентами объекта либо между исследуемым другими объектами и объектом (формирование качеств и новых свойств осуществляется преднамеренно).

Констатирующий опыт употребляется для проверки определенных догадок. В ходе этого опыта констатируется наличие определенной связи между действием на объект изучения и результатом, выявляется наличие определенных фактов.

Осуществляющий контроль опыт сводится к контролю за результатом и внешних действий на объект изучения с учетом его состояния, характера действия и ожидаемого результата.

Поисковый опыт проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, воздействующих на изучаемое явление благодаря отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По итогам поискового опыта устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых.

Решающий опыт ставится для проверки справедливости главных положений фундаментальных теорий в том случае, в то время, когда две либо пара догадок одинаково согласуется со многими явлениями. Это согласие ведет к затруднению, какую конкретно из догадок вычислять верной. Решающий опыт дает такие факты, каковые согласуются с одной из догадок и противоречат второй [4, С. 70–80].

Опросные способы сбора социальной информации.

Опрос — способ сбора первичной вербальной информации в социальных изучениях с целью обнаружения сведений о состоянии личного и публичного сознания либо об объективных факторах, событиях методом получения у группы опрашиваемых лиц (опрощеных) письменных либо устных ответов на упорядоченный комплект вопросов, объединенных неспециализированной темой изучения. К опросным способам относятся:

? анкетирование – это заочный опрос, проводимый по определенному замыслу письменно. Он предполагает получение ответов опрощеных на упорядоченный по форме и содержанию перечень высказываний и вопросов или один на один с собой, или в присутствии анкетера;

? интервьюирование – это устный опрос «лицом к лицу», выстроенный на социально-психотерапевтическом сотрудничестве двух людей, дающего данные и приобретающего ее.

Базой анкетирования и интервьюирования есть разработка списка вопросов, каковые анкетер либо интервьюер задает опрашиваемому (либо руководствуется им в ходе интервью (собеседования)).

Имеется определенные требования к отбору и составлению вопросов для анкеты и интервью. В вопросник необходимо включать лишь те вопросы, ответы на каковые нельзя получить в противном случае, чем при опросе. Суть вопросов, их формулировка, лексика должны быть понятны респонденту, соответствовать уровню его культуры и образования.

Вопросы должны задаваться нейтрально, так, дабы в них не прослеживалась мнение исследователя (к примеру: понравилась ли Вам презентация книги либо нет, а не, Вы согласны с тем, что презентация книги была совершена не хорошо?).

Вопросы, включаемые в анкету либо опросный лист при интервью, по содержанию подразделяются на: 1) событийные (библиотека совершила, к примеру, презентацию книги и желает определить, понравилась она читателям либо нет и др.); 2) мотивационные (связанные с внутренними побудительными импульсами (мотивами), заинтересованностями. К примеру, в случае, если читателю понравилось (либо не понравилась) массовое мероприятие, то по какой причине, какие конкретно эмоции оно позвало в душе человека; 3) статусные (связанные со статусом личности библиотекаря либо читателя).

По форме вопросы бывают: закрытые (имеющие все варианты ответа, опрашиваемому необходимо лишь выделить тот вариант, что соответствует его точке зрения); открытые (не имеющие вариантов ответа); полузакрытые (часть вопросов имеют варианты ответов, а часть нет); комбинированные (открытые и закрытые вопросы).

По функциям вопросы бывают: 1) главной; 2) контрольный; 3) фильтрующий. По смыслу формулировки вопросы подразделяются на прямые и косвенные.

Примерная модель анкеты

Структура анкеты складывается из:

1. Введение, в котором указывается кто (организация) и для чего проводится анкетирование, как будут употребляться эти, гарантируется анонимность, дается инструкция по заполнению анкеты и методом ее возвращения анкетеру, выражается признательность за сотрудничество.

2. Главная часть анкеты. Она, со своей стороны, подразделяется на: а) вступительные вопросы – событийные, фактологические, призванные заинтересовать респондента, уменьшить ему включение в работу. Они, в большинстве случаев, являются легкими; б) главные вопросы: самые острые, интимные вопросы, которые связаны с крайне важными для респондента сферами; непростые по форме вопросы; открытые вопросы (это мотивационные и статусные вопросы); в) последние вопросы – довольно легкие, с учетом утомления респондента (в большинстве случаев событийные).

3. Паспортичка – вопросы о социальном статусе респондента (профессия, должность, образование, стаж работы, возраст и т.д.).

Способ фокус – групп (либо, По другому, сфокусированное интервью с группами) возможно отнести к так называемым качественным способам, поскольку с его помощью возможно собрать качественную данные в однородных по значимости для исследователя показателям группах, имеющих фокус дискуссии (книга классическая либо электронная, фильм, радиопрограмма и др.). Участники фокус – группы должны находится в однообразной обстановке, к примеру, они прочли определенную книгу, статью, брошюру, взглянули фильм и т.д. На базе определенной концепции исследователь ведет целенаправленный разговор (беседу) в малой группе по проблемам, интересующим исследователя. Специфика общения в этом случае пребывает в получении многих точек зрения участников дискуссии по какой-либо проблеме, а не достижение группового консенсуса либо принятия общего рещения. Цель фокусированного (направленного) интервью – сбор данных, каковые характеризуют явления, их причины и последствия. В большинстве случаев, участников фокус – группы выступают в роли компетентных лиц (специалистов), намерено подготовленных исследователем по определенному вопросу. Хорошие и отрицательные стороны этого способа.

Тестирование как способ изучения

Тест (от британского test – «опробование», «проба»). В большинстве случаев способ тестирования относят к диагностическим способам. К примеру, для диагностики (изучения) вопроса организовали ли либо нет в определенной группе читателей (к примеру, читателей старших школьников) информационную культуру. Испытуемым при таких условиях предлагается решить в стандартизированной обработке совокупность задач, и в зависимости от того, как они это сделают, в ходе особого анализа удастся взять надежную данные об интересующих исследователя показателях (их наличии либо отсутствии).

Все тесты по методу, по которому производится сравнение взятых тестовых результатов с целью предстоящей их интерпретаций, подразделяют на две группы: 1) нормативные тесты; 2) критериально-ориентировочные. Результаты ответа тестов первой группы соотносятся с нормами исполнения теста, созданными на стадии разработки теста (к примеру, существующие нормы знаний, навыков и умений информационной культуры). При разработке критериально-ориентировочных тестов исследователь ориентируется не на заблаговременно определенные нормы, а на критерии, каковые взяты в следствии того либо иного конкретного изучения либо находятся в каком-либо документе. По этим параметрам и производятся сравнение, оценка результатов тестирования (к примеру, такие критерии сформированности информационной культуры библиотекаря приведены в «Справочнике библиотекаря»). При разработке критериально–интерпретации и ориентированных тестов их результатов ориентируются на узнаваемые модели (к примеру, созданная модель информационно-психотерапевтической безопасности читателей, созданная Юшиной О.Л.). Существуют разные варианты тестов (выбрать один верный из 5 либо 4 неправильных, дописать в предложении пропущенное слово, выяснить соотношение разных понятий и т.д.).

Способ экспертных оценок

Под экспертными способами знают совокупность логических и математико-статистических процедур, помогающих получить от экспертов высокой квалификации (теоретиков, практиков) данные, основанную на их практике и опыте, совершить ее обобщение и анализ.

Способ экспертных оценок активно используется в разных библиотечно-библиографических изучениях в большинстве случаев, согласно точки зрения В.С. Крейденко, для ответа двух ответственных исследовательских задач: во-первых, для оценки качества разных библиотечных объектов, имеющих теоретическое и практическое значение (к примеру, для изучения для того чтобы компонента информационной культуры, как культура чтения, библиографическая культура, экологическая культура человека, речевая культура библиотекаря и т.д.). Операционализация этих абстрактных понятий иногда требует обращения к специалистам. Во-вторых, способы экспертных оценок употребляется для выяснения возможностей развития библиотечного дела и библиографии. В библиотечных изучениях способ экспертных оценок употребляется применительно к особой литературе в форме «карточек обратной связи». Так, чтобы решить кому советовать либо кого информировать о поступившей в библиотеку книге, библиотекари просят читателей – экспертов (т.е. специалистов), оценить книгу посредством карточки обратной связи, на которой аналитики утверждают, где она возможно использована: в производственной деятельности, в научной работе, в учебных целях, для увеличения квалификации, для расширения кругозора либо, напротив, не может быть использована, поскольку: не соответствует профилю НИИ, предприятия; не содержит новой и занимательной информации; дает устаревшие, а в некоторых случаях – ошибочные советы; содержит сложный, тяжёлый для восприятия материалы. не меньше ответственна информация, которая возможно высказанная специалистами о прогнозах в развитии библиотечного дела, библиографии, книгоиздательской деятельности. Виды экспертных оценок: личные и коллективные экспертные оценки. Формы проведения экспертизы в первом случае – экспертное интервью (это беседа исследователя со экспертом, приглашенным в качестве специалиста). Она проводится по определенной программе (вопроснику для специалиста). Способ экспертной группы либо коллективной генерации идей (его еще именуют «мозговой атакой» либо «мозговым штурмом»). Он кроме этого проводится по определенному замыслу, и эффективность его сильно зависит от ведущего (начальника).

Общенаучные теоретические способы изучения

К общенаучным теоретическим способам изучения относятся: мысленный опыт, идеализация, формализация, аксиоматический способ, гипотетико-дедуктивный способ. Разглядим любой из них в отдельности. Мысленный опыт есть одним из форм умственной деятельности познающего субъекта, в ходе которой воспроизводится в воображении структура настоящего опыта. Орудиями мысленного (умственного) опыта являются мысленные модели исследуемых объектов либо явлений (чувственные образы, образно-знаковые модели, знаковые модели).

Структура мысленного опыта включает:

? построение мысленной модели объекта изучения, проанализированных воздействия и условий эксперимента на объект;

? сознательное и планомерное изменение (комбинирование) воздействий и условий эксперимента на объект;

? сознательное и правильное использование на всех стадиях опыта объективных законов науки, благодаря чему исключается полный произвол. В следствии для того чтобы опыта формируются выводы.

Материальный опыт имеет подобную структуру. Но в материал опыта употребляются материальные, а не совершенные объекты изучения.

Сходство мысленного опыта с настоящим в значительной мере определяется тем, что настоящий опыт, перед тем как быть осуществленным на практике, сперва проводится человеком в мыслях в ходе планирования и обдумывания, исходя из этого мысленный опыт часто выступает в роли совершенного замысла настоящего опыта, в известном смысле предваряя его.

Мысленный опыт имеет более широкую сферу применения, чем настоящий опыт, поскольку используется тогда, в то время, когда проведение настоящего опыта представляется неосуществимым.

Мысленный опыт используется не только учеными, но и писателями, живописцами, педагогами, докторами, шахматистами. Роль мысленного опыта в изобретательстве и техническом конструировании занимает первостепенное значение. Результаты мысленного опыта находят отражение в формулах, чертежах, графиках, набросках, эскизных проектах и т.д. Способ идеализации пребывает в мысленном конструировании представления об объекте методом исключения условия, нужного для его настоящего существования. Способ идеализации, не считая науки, обширно употребляется в мастерстве, художественной литературе и других областях деятельности. Способ идеализации обширно употребляется при изучении совокупности библиографических пособий, в их изучении и комплектовании фондов. Способ формализации содержится в построении абстрактных моделей, в то время, когда рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со символами (формулами, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.). Отношение знаков заменяют собой высказывание о отношениях и свойствах предметов. Построение обобщенной модели некоей предметной области разрешает найти структуру разных явлений при отвлечении от их качественных черт. Теоретические изучения немыслимы без применения аксиоматического способа. Теоремы представляют собой утверждения, истинность которых не требует доказательств. Имеется такие теоремы и в библиотековедении. К примеру, в свое время Ю.В. Григорьев обосновал положение, что комплектовые фонды любой библиотеки зависят от миссии задач и потребностей (читателей) библиотеки. Это положение стало теоремой. Своеобразным способом построения теоретических знаний в эмпирических науках есть гипотетико-дедуктивный способ, сущность которого содержится в создании совокупности дедуктивно связанных между собой догадок, из которых в конечном итоге выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Четкое определение предметных и процессуальных элементов научного изучения разрешает ученому создать научно-исследовательскую программу, которая строится так, дабы осуществлять контроль перемещение к намеченному результату.

Главные вопросы: научное изучение, процессуальные элементы изучения. Выбор темы, догадка, репрезентативный объект, способы изучения, общелогические способы, общенаучные эмпирические способы, общенаучные теоретические способы, программа изучения.

Вопросы для повторения:

1. Что обозначает понятие «научное изучение»?

2. Какие конкретно элементы научного изучения относятся к предметным?

3. какие конкретно элементы научного способа относятся к процессуальным?

4. Какие конкретно научные способы относятся к общелогическим?

5. Какие конкретно научные способы относятся к общенаучным эмпирическим?

6. Какие конкретно научные способы относятся к общенаучным теоретическим?

Литература:

Главная

1. Лукашевич, В.К. базы методики научных изучений: учебное пособие / В.К. Лукашевич. – Мн.: Элайда, 2002. – С. 39-67.

2. Крейденко, В.С. Библиотечные изучения: учебно-методическое пособие / В.С. Крейденко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С. 109-202.

3. Яскевич, Я.С. методология и Философия науки: ответы и вопросы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену. – Мн.: Верховная школа, 2007. – С. 408-414.

4. Панковская, П.Я. Методика научных изучений: курс лекций / П.Я. Панковская. – Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – 675 с.

Дополнительная

5. Лукашевич, В.К. Анатомия научного способа: пособие для аспирантов и магистрантов высших учебных заведений / В.К. Лукашевич. – Мн.: ООО Мисанта, 1999. – с. 54-58.

Тема 4. методическое обеспечение научного изучения

Вопросы:

1. Что обозначает понятие «методика»?

2. Какие конкретно существуют типы (виды) поиска источников информации по теме изучения?

3. Какие конкретно смогут быть виды чтения текста?

4. Какие приемы и понимания текста и методы осмысления выделяют ученые – методисты?

5. Какие конкретно виды выписок из текста советуют делать ученые?

6. Написание текста научной работы и его оформление.

Целью данной темы есть:

1) усвоение знаний о приёмах и способах: а) поиска источников по теме изучения; б) рациональной работы с текстом; в) оформления и написание работы;

2) приобретение умений по составлению замысла (программы изучения);

3) оформление и написание научной работы.

Лекция 2. Средства и методы научного исследования.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: