Изобразительная деятельность дает детям много возможностей экспериментирования с материалом. В группе должны быть карандаши, краски, многоцветные мелки, кисти различных размеров, мольберты, бумага, альбомы, пластические материалы. Материал, предоставляемый детям, обязан снабжать разнообразие и свободу действий, быть дешёвым и удобным для применения. Так, самым мелким эргономичнее рисовать толстой кисточкой с маленькой ручкой, которой возможно делать большие мазки; детям постарше, у которых более идеальна небольшая моторика, возможно предлагать узкие кисточки.
Детей направляться познакомить с главными приемами работы с разными материалами, дать им возможность рисовать не только карандашами, фломастерами, кистью и мелками, но и пальцами, кусочками губки, щеточками, «печатками» на бумаге различных цветов и размеров, на ткани, других материалах и дощечках. Листы бумаги, ватмана громадного размера возможно расположить не только на столе, но и на полу, дабы была свобода действий для рисующих рядом. Один кроха выберет карандаш, второй захочет мелок, третий — сделает отпечатки губкой, пропитанной краской. В таковой обстановки создаются благоприятные условия для налаживания совместности, подражания действиям друг друга, освоения новых материалов для изобразительной деятельности.
По завершении коллективного рисунка воспитатель попросит малышей заявить, что они нарисовали, оказать помощь им
заметить в мазках и пятнах привычные образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.), может дорисовать кое-какие подробности к картинкам, дабы оказался новый образ,1 К примеру, соединит линиями цветные пятна, добавит пара пятен, дабы оказалась мышка, домик, человечек и т.п., предложит малышам самим дорисовать к его собственному рисунку какие-либо подробности, поразмыслить, что оказалось.
Хорошим приемом для стимуляции детского воображения есть «кляксография». Картины-кляксы получаются, в случае, если брызнув на бумагу краску, сложить лист пополам кляксой вовнутрь. Детям возможно предложить предугадать, что оказалось, либо дорисовать картину, дав полную свободу фантазии.
Для организации личной и совместной изобразительной деятельности детей воспитатель может применять заготовки: вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа, предложить рисовать на ней пятна и полоски; изобразить на ватмане громадную змею, которую дети разрисуют так, как им захочется. Хорошим приемом есть накладывание (примакивание) на бумагу губки, пропитанной краской либо особой печатки. Педагог предварительно вырезает из нее фигурки и различные формы, каковые после этого дети макают в блюдечки с красками и делают/отпечатки. Они смогут украсить нарисованную елку многоцветными шарами, яблоню — яблоками либо птичками. Печатками могут служить катушки, кусочки овощей, каждые подходящие предметы.
Педагог откликается на просьбы детей нарисовать картину по их плану. Малыши пристально замечают, как он рисует киску, куклу, машинку, домик и пробуют подражать, а воспитатель поддерживает инициативу ребенка в создании независимых картинок по плану:
• побуждает к целенаправленному изображению разных предметов, применяя игровые и сказочные сюжеты. К примеру, предлагает малышам нарисовать многоцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, дабы оградить его от лисы, рельсы со шпалами для поезда, на котором отправится Чебурашка;
• оказывает помощь детям в создании предметных и сюжетных картинок. К примеру, сам рисует стебли и травку цветов, а детей требует дорисовать головки цветов и солнышко с лучиками.
216 III. методы и Содержание педагогической
____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_________________________________
Пробуждая интерес детей к лепке из пластилина, глины, теста, оказывает помощь им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. Вылепленные фигурки малыши смогут раскрасить. Для раскрашивания в группе отлично иметь фигурки из различных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.). В ходе занятий с ними дети овладевают приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют подробности, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой вплетаются в игровые сюжеты, а изготовленные фигурки и предметы смогут быть использованы для разных игр (грибочки для ежика, пирожки для кукол, фрукты и овощи для игры в магазин и т.п.).
Педагоги знакомят детей с элементарными методами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, применяя многоцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки, семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.).
При подготовке к изобразительной деятельности направляться поддерживать интерес ребенка к материалу, его инициативу, рвение что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала, средств, плана. Показывая детям образцы того либо иного вида деятельности, взрослые должны дать им возможность функционировать самостоятельно, не навязывать всей каждому ребёнку и группе одно да и то же занятие либо игру.
Проведение игр и занятий лучше осуществлять, применяя комплексно разные виды художественной деятельности; к примеру, рисовать под музыку либо стихи; лепить персонажи сказок, после этого обыгрывать их.
направляться поощрять каждые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него оказалось. Запрещено отбирать поделки и рисунки без разрешения малыша, лучше попросить его нарисовать (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в качестве подарка педагогу, родителям, второму ребенку. Нужно, дабы все детские работы (а не только самые лучшие) экспонировались, предварительно договорившись с автором: «Ты желаешь, дабы твой рисунок был на выставке?» либо «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, дабы все видели, как ты отлично его слепил». Нужно завлекать внимание детей
6. Художественно-эстетическое 217
____________ развитие ребенка
и своих родителей к продуктам детского творчества: «Посмотрите, как отечественные дети рисуют. Вот Петя нарисовал прекрасную рыбку, а Катя — превосходный цветок…» и т.п. Такое отношение взрослых содействует формированию у детей хорошего самоощущения, стимулирует их творческие проявления, порождает чувство гордости за достигнутое.