Наиболее часто встречающиеся приемы беседы (в порядке убывания по частоте) 1 глава

Несколько директивных консультантов Несколько недирективных консультантов
1. Задает узкоспециальные вопросы, ограничивая ответы до слов да, нет либо какой-то определенной информацией. (34,1) 1. Признает эмоции либо отношения, только что выраженные клиентом демонстрируя это тем либо иным методом. (10,3)
2. Растолковывает, обсуждает либо дает данные по поводу. (20,3) 2. Интерпретирует либо признает эмоции либо отношения, выраженные в поведении, в своеобразных действиях либо прошлых высказываниях. (9,3)
3. Задает тему беседы, но ее последующее развитие предоставляет клиенту. (13,3) 3. Задает тему беседы, но ее последующее развитие предоставляет клиенту. (6,3)
4. Стимулирует активность клиента. (9,4) 4. Признает смысловое содержание только что сообщённого клиентом. (6,0)
5. Признает смысловое содержание только что сообщённого клиентом. (6,1) 5. Задает узкоспециальные вопросы, ограничивая ответы клиента до слов да, нет либо какой-то определенной информацией. (4,6)
6. Упорядочивает факты и убеждает клиента совершить предлагаемое воздействие. (5,3) 6. Растолковывает, обсуждает либо дает какую-то данные, касающуюся неприятности либо лечения. (3,9)
7. Говорит о проблеме либо условия, нуждающиеся в коррекции. (3,7) 7. Определяет обстановку беседы с позиций ответственности клиента за ее применение. (1,9)

Таблица 5 дает нам возможность взять экспериментальные выводы, основанные, и это нужно учитывать, на изучении очень малого числа бесед, не смотря на то, что их сокровище для изучения возрастает потому, что они все были полностью записаны на магнитофон. Можно подчернуть, что консультирование директивного типа характеризуется солидным числом узкоспециальных вопросов, подразумевающих в полной мере определенные ответы. И тем, что консультант предоставляет данные либо объяснения клиенту. Эти два приема составляют солидную часть всей активности консультанта в терапевтических беседах подобного рода. Потом консультант дает клиенту возможность выразить собственный отношение к определенным темам и показывает ему на условия и те проблемы, каковые он, консультант, считает необходимым скорректировать. Он уточняет ответственные моменты из того, что ему поведал клиент. Он пробует добиться трансформаций, советуя клиенту выполнить определенные действия, оказывает на него давление личным влиянием и своими доводами, чтобы обеспечить исполнение данных действий.

Для консультирования недирекгивного типа характерно преобладание активности со стороны клиента, в ходе беседы говорит в основном конкретно клиент, рассуждая о собственных проблемах. Главные приемы работы консультанта направлены на то, дабы оказать помощь клиенту более светло понять и осознать собственные эмоции, установки и методы реагирования и подтолкнуть его к беседе о них. Добрая половина всех действий консультанта подпадает под эту категорию. В будущем консультант может достигнуть данной цели методом повторения либо уточнения смысла высказываний клиента. Частенько он дает клиенту возможность выразить собственные эмоции по отношению к той либо другой проблеме. Реже он задает своеобразные вопросы чисто информативного характера. Время от времени консультант информирует либо в чем-то разъясняет обстановку клиента. Я бы заявил, что в этом случае происходит переориентация обстановки — беседа и в целом контакт строятся около клиента и употребляются для его личностного роста.

Программа недирективного консультирования. Весьма интересно сравнить только что приведенные формулировки с правилами, установленными для консультантов в Вестерн Электрик Компани в качестве управления по проведению беседы. Правила следующие (Roethhisberger F.J., Dickson W. J. “Management and the Worker”, p. 287.):

1. Консультант обязан слушать говорящего терпеливо и доброжелательно, относясь к нему наряду с этим легко критично.

2. Консультант не должен демонстрировать какую бы то ни было властность.

3. Консультант не должен давать рекомендации либо делать замечания морального замысла.

4. Консультант не должен спорить с говорящим.

5. Консультант обязан сказать либо задавать вопросы лишь при определенных событиях:

а) дабы оказать помощь человеку высказаться;

б) дабы избавить говорящего от каких-то страхов либо тревоги, каковые смогут оказать влияние на его отношение к собеседнику;

в) дабы похвалить говорящего за правильную передачу собственных чувств и мыслей;

г) дабы направить беседу на те предметы, каковые были потеряны либо отвергнуты клиентом;

д) дабы обсудить неясные моменты, в случае, если это нужно.

Очевидно, что в этих правилах делается упор на отсутствие советов, увещеваний и споров и акцентируется внимание на том, что время беседы в собственности клиенту, тем самым ему предоставляется возможность сказать вольно, что в целом абсолютно согласуется с недирективным подходом и полностью противоположно приемам директивного типа.

Кое-какие практические выводы. Кому-то может показаться, что создатель чрезмерно пунктуален в собственном рвении указать на главные отличительные черты по степени директивности терапевтов работы и стилей консультантов. Обстоятельство отечественного рвения к большой ясности в этом вопросе содержится в том, что любой консультант, в большинстве случаев, считает себя и собственный стиль работы скорее конкретно недирективным. Большая часть консультантов, взявших большой балл по шкале директивности, не верят в то, что они на протяжении интервью выбирают цель, дают рекомендации клиенту, что ему направляться делать, и убеждают его осуществить эти советы. Соответственно, возможно высказать предположение, что все виды консультирования по большей части схожи и различия в техниках и приёмах минимальны. Изучение Портера наглядно подтвердило, что это не так. Прогресс, в отечественном понимании психотерапии, будет обеспечиваться признанием различий в существующих терапевтических подходах, а не в рвении к гармонии идей, для которой в действительности нет никакого основания.

В случае, если читатель захочет удостовериться в приведенных нами фактах, он может проанализировать любую приведенную запись беседы. Если он просто перечитает последовательные высказывания, то убедится в справедливости одного из следующих утверждений;

1. Знакомства лишь с высказываниями консультанта уже достаточно, чтобы выяснить главную сущность, неспециализированное направление беседы. В случае, если это утверждение правильно, значит, беседа определенно есть директивной.

2. Перечитав лишь высказывания клиента, возможно взять достаточно адекватную картину всей беседы. В случае, если это так, то стиль консультирования определенно недирективный.

3. Прочтение чередующихся высказываний не дает ничего, не считая путаницы, а консультанта и слова клиента сами по себе мало говорят о сути беседы. Это указывает, что беседа представляет собой что-то среднее между директивным и недирективным стилями.

Скрытые намерения

За различиями в директивном и недирекгивном подходах прячется более глубочайший суть — в самой философии консультирования и базисных сокровищах. Последнее представляется очень значительным. В области прикладного знания ценностная ориентация играется обычно достаточно ключевую роль при выборе той либо другой техники. Исходя из этого нужно отлично разбираться в скрытых ориентирах как директивного, так и недирективного консультирования.

Первое главное различие в целях появляется около вопроса о том, кто обязан определять цели клиента. Директивный способ предполагает, что консультант выбирает желаемую и социально одобряемую цель, которой обязан достигнуть клиент, и потом направляет свои силы на то, дабы оказать помощь субъекту осуществить это. В этом случае подразумевается, что консультант — лицо, вышестоящее по отношению к индивиду, потому, что последний считается неспособным к принятию полной ответственности за выбор собственной цели. Недирективное консультирование основано на предположении о том, что человек владеет правом выбирать собственные жизненные цели, даже если они отличаются от тех, каковые ему может предложить консультант. Кроме этого подразумевается, что, в случае, если у индивида уже имеется какое-то осмысление себя и собственных неприятностей, он вероятнее примет более разумное ответ. Данный подход страно совершенно верно выразил Роберт Велдер, что, в силу собственного происхождения, оформил собственные идеи в русле фрейдовской теории. “Главная мысль психоанализа Фрейда… это беспристрастность по отношению к внутренним конфликтам больного. Не принимая участия в этих непрекращающихся сражениях, психоанализ разрешает лишь воздуху и свету пробраться на это поле битвы, посредством превращения несознательных элементов конфликта в сознательные. Мысль содержится в том, что в случае, если зрелое эго взрослого имеет полный доступ ко всем вовлеченным в процесс силам, то оно будет способно отыскать адекватное и допустимое, по крайней мере, непатологическое ответ этих распрей и может установить приемлемое соотношение между эффективным контролем и удовлетворением желаний над ними” (Waelder Robert. “Areas of Agreement in Psychotherapy”, American Journal of Orthopsyctuatry, vol. 10, nr. 4 (October, 1940), p. 705. Примечательно, что это утверждение д-ра Велдера было сделано для того, чтобы выделить точку зрения, которая, согласно его точке зрения, отличалась от психоаналитических взоров Фрейда. Представителям вторых направлений, присутствующих на симпозиуме, было очевидным, но, что это имеется одинизосновных правил действенной психотерапии по большому счету, и д-р Гудвин Уотсон, глава, подводя итог дискуссии подчернул, что, думается, мы заключили , что психоанализ вправду послужил замечательным начальным импульсом таких взаимоотношений, при которых терапевт старается не допустить влияния собственных сокровищ на больного, и что последние двадцать лет продемонстрировали, что все остальные психотерапевты стремятся практически к тем же совершенствам. В том месте же, р. 708.).

Недирекгивный способ придает особенное значение праву каждого индивида быть психологически свободным и утверждать собственную психотерапевтическую целостность. При директивном подходе громадное значение имеет социальная приспособленность клиента и право более талантливого руководить менее талантливым. Эти точки зрения значительным образом обусловлены социальной и политической философией, связаны они и с техниками терапии.

Как следствие этого различия в ценностных ориента-циях, мы обнаруживаем, что директивная несколько пытается все усилия сконцентрировать на проблеме, которую высказывает клиент. В случае, если неприятность решается в том виде, в каком это одобряется консультантом, и в случае, если симптомы устранены, — консультирование считается успешным. Недирекгивная несколько акцентирует внимание на самом клиенте, а не на проблеме. В случае, если клиент через терапевтические отношения достигает достаточного состояния, чтобы выяснить собственный отношение к настоящей обстановке, он может выбрать тождественный метод адаптации к действительности, что имеет для него наивысшую сокровище. Помимо этого, он будет способен значительно более действенно справляться с проблемами, каковые смогут появляться в будущем, именно на базе усиливающегося осознания самого себя и возрастающего опыта свободного ответа собственных неприятностей. Разумеется, что недирективные способы подходят подавляющему практически всем людей, владеющих свойством обнаружить адекватные ответы собственных неприятностей. С данной точки зрения, консультирование не может быть единственным способом работы с психотиками и, быть может, с теми, кто не может совладать со собственными трудностями кроме того с чьей-либо помощью. Не подходит консультирование детям либо взрослым, сталкивающимся с невыносимыми требованиями окружающей среды. Не смотря на то, что для большинства неприспособленных индивидов — детей, подростков либо взрослых людей, — по всей видимости, возможно установить некое приемлемое отношение между индивидом и его социальным окружением. В аналогичных примерах терапевтический подход, содействующий росту и зрелости и достижению ответственности, возможно очень действенным.

ЧАСТЬ III.

ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Глава 6

Эмоциональные высвобождения

Как бы ни были серьёзны те нюансы консультирования, каковые обсуждались нами ранее, они однако по собственной сути являются преамбулой процесса консультирования как такового. Сейчас мы перейдем к тому, что многие вычисляют одним из центральных моментов любого вида терапии, — высвобождению эмоций. Само собой разумеется, одной из наиболее значимых задач любого опыта консультирования есть вскрытие тех мыслей, установок, эмоций, эмоционально окрашенных импульсов, каковые тесно связаны с конфликтами и проблемами индивида. Эта задача осложняется тем, что легкие, поверхностные отношения, сложившиеся с клиентом, не всегда обладают значимостью и мотивирующей силой. Исходя из этого консультант должен быть по-настоящему специалистом, дабы дать выход высвобождению, разрешить клиенту отреагировать на главные моменты собственной ситуации. Конкретно терапевтические взаимоотношения, как было продемонстрировано, содействуют этому процессу. В данной главе мы коснемся тех способов, благодаря которым консультант может руководить процессом беседы, дабы оказать помощь клиенту выразить конкретно те установки, каковые он может раскрыть с пользой для себя.

Поощрение высвобождения

Клиент как наилучший экскурсовод. Самый верный путь к обнаружению значимых конфликтов и проблем, являющихся очень больными, и к тем сферам, на каковые консультирование имело возможность бы оказать конструктивное действие, содержится в том, дабы следовать за паттернами эмоций клиента по мере их свободного выражения. В то время, когда человек говорит о себе и собственных проблемах, в особенности на протяжении терапевтического сеанса, где нет необходимости защищать себя, конкретно настоящие затруднения становятся все более и более очевидными для наблюдательного собеседника. Частично справедливо, что эту же самую данные возможно взять, терпеливо задавая вопросы, касающиеся всех сфер судьбы, каковые смогут быть значимыми для клиента. Но, как мы заметим потом, это скорее всего будет очень долгий процесс, и всплывающие неприятности могут быть в большей мере проблемами консультанта, нежели клиента. Следовательно, лучшие методы беседы — те, каковые оказывают помощь человеку высказывать себя так вольно, как это допустимо. Консультант сознательно пробует воздерживаться от любой активности либо любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания.

Основания для для того чтобы подхода очевидны. Кое-какие неприятности являются только интеллектуальными по собственной природе, и, будучи таковыми, они не требуют вмешательства консультанта. В случае, если единственная неприятность студента в том, что он не имеет возможности разобраться в уравнении с двумя малоизвестными, либо не осознаёт инструкции к психотерапевтическому тесту, либо ломает голову над тем, какова отличие между монголоидом и кретином, то ему, разумеется, необходимы дополнительные знания. Ответ таких неприятностей происходит на интеллектуальном уровне. Но неприятности приспособления редко бывают связаны с интеллектом. Интеллектуальные факторы в проблемах приспособления довольно часто видятся лишь у детей. В большинстве случаев конкретно неосознаваемые эмоциональные факторы являются базой.

Эти эмоциональные факторы достаточно скоро раскрываются консультанту и клиенту, в случае, если в ходе консультирования терапевт принимает высказываемые клиентом эмоции и после этого следует за ними. Так, студент, что не имеет возможности разобраться в собственных мыслях, говорит о собственном затруднении в выборе между двумя профессиями. В его описании обе профессии имеют практически равные преимущества, о которых он говорит детально, со всеми подробностями, потому, что затрагивается тема его собственного будущего. Они представляются ему математически равноценными по значимости, исходя из этого и задача, думается, не имеет решения. Лишь позже, в то время, когда он говорит, что в свое время он кроме этого не имел возможности решить, какой из двух университетов выбрать, и что решение было принято при вмешательстве приятеля, и что он довольно часто не имеет возможности выбрать, в какой кинотеатр пойти, и исходя из этого подчиняется точке зрения компании, то начинает проявляться настоящая структура его неприятностей, сводимая к эмоциональным элементам. Понемногу начинает высвечиваться тот факт, что нерешительность имеет для него собственную сокровище. Клиент — единственный, кто может подвести нас к подобным фактам, и мы можем не сомневаться в том, что устойчивые паттерны, каковые способны привести к происхождению неприятностей жизненного приспособления, будут опять и опять проявляться в ходе рассказа о самом себе, при условии, что беседа лишена сдерживающих ограничений и факторов. Один из самых обширно распространенных правил психоаналитической терапии возможно выяснить фразой: “Все дороги ведут в Рим”, другими словами любой метод эмоционального высвобождения, в случае, если ему вольно направляться, ведет к вскрытию главного конфликта. Способ беседы предлагает в этом смысле только более прямое и менее мистифицированное применение этого факта.

Реакция на эмоции вместо реакции на смысловое содержание. По всей видимости, самое тяжёлое, чему необходимо обучиться в ходе консультирования, — это мастерство чутко принимать и реагировать на высказываемые эмоции клиента, в отличие от внимания только к смысловому нюансу информации. В отечественной культуре большая часть взрослых приучены близко принимать идеи, но никак не эмоции. Лишь дети либо поэты проявляют более глубинное познание эмоций, так же как и драматурги, один из которых увидел, что эмоциональные отношения являются составляющей любого отечественного изречения. Осознавать и содействовать выражению этих скрытых взаимоотношений — действенная помощь консультированию. Для подтверждения этого мнения приведем пара примеров.

В предлагаемом фрагменте беседы консультант реагирует, по большей части, на содержание высказываний, а не на эмоции, сопровождающие их. Студент на первой встрече с консультантом говорит о собственной проблеме следующее (фонограмма):

С. Я постоянно осознавал, что мой подход к учебе, мои учебные навыки неверны. Я не считаю себя выдающимся человеком, но я не пологаю, что так глуп, как это возможно поразмыслить,заметив мои оценки.

Читатель может задать вопрос себя, что ощущает студент, в то время, когда делает такое заявление. Разумеется, что он испытывает разочарование по поводу расхождения между своими оценками и своими способностями и очень обеспокоен тем, что его оценки смогут рассматриваться вторыми в качестве подлинного мерила его свойств. Дабы как-то отозваться на это переживание, уместно было бы сделать еще один ход к более глубокому обнаружению неприятности, но консультант отвечает:

К. Так, а как неудовлетворительны твои оценки? Я думал, они достаточно хорошие.

С. Мой средний балл — приблизительно 2,3 либо 2,4. В прошедшей четверти у меня было 3,1.

К. М-м.

С. Сознаюсь, что на данный момент я должен много трудиться, дабы обеспечить себя. Как правило я все же хожу в школу, но вот другие делают то же самое и другие приобретают оценки. Я желаю знать, по какой причине я не могу.

К. М-м.

С. Я еще не закончил школу. Я обучаюсь лишь четвертый год.

Консультант, реагируя на один из смысловых элементов беседы, временно задерживает развитие беседы, но студент возвращается к собственной проблеме, его разочарования и ощущение замешательства делается более четким, и намек на его определенность (“Я еще не закончил школу”) более очевиден. Реакция на эти эмоциональные нюансы имела возможность бы появляться очень нужной в будущем, но консультант снова, заостряя внимание на одном из смысловых качеств, задает вопрос о том, воздействует ли его временная работа на оценки.

К. Итак, из-за собственной работы ты, само собой разумеется, должен обучаться по сокращенному расписанию?

С. Нет, у меня ни при каких обстоятельствах не было для того чтобы рода ограничения, никакого сокращенного расписания.

К. Так, не было.

С. Осознаёте, я желаю поступить в медицинскую школу, а на данный момент складывается такое чувство, что я не поступлю из-за оценок. На данный момент я по большей части занимаюсь музыкой, но все еще делаю собственные медицинские задания и все-таки сохраняю надежду поступить в медицинскую школу.

К. Хм. Представим, что ты не поступишь. Что это будет означать для тебя?

С. Это значит, что мне, по всей видимости, нужно будет учиться музыке.

К. А это так не хорошо?

С. Это вовсе не так уж не хорошо, но я продолжительное время думал о медицине, и я не пологаю, что имеется что-то, чем мне бы хотелось заниматься так же очень сильно, как медициной. Не то дабы я планировал спасти мир либо что-то в этом роде, легко мне нравится заниматься этим.

К. М-м. В твоих амбициях определенно нет ничего плохого, и я не желаю это отрицать. Мне легко интересно, это что может значить для тебя, в случае, если, как ты предполагаешь, ты не может и дпльше заниматься медициной, какова же альтернатива, как ты ее себе воображаешь?

За исключением вопроса “А это так не хорошо?”, комментарии консультанта в каждом случае переводят внимание с эмоционального нюанса обстановки на тот либо другой смысловой нюанс. Некое время студент сопротивляется этому и проявляет собственные подлинные эмоции, но, как мы видим в конце отрывка, он уступает давлению консультанта и мало поддерживает беседу на содержательном уровне, обсуждая медицины и достоинства музыки. Настоящая возможность для выражения студентом его мотивационных установок и более глубоких качеств его неприятности была потеряна.

Потом, для сравнения приведем второй пример, в котором реакция консультанта на высказываемые вторым студентом чувства более адекватна. Во второй беседе Пол показывает, что его университетские занятия идут еще хуже, чем в то время, когда он приходил на сеанс в первоначальный раз (фонограмма, реплики пронумерованы чтобы возможно было ссылаться на них в будущем):

1. С. Я по большому счету не писал своим родителям об этом. В прошлом они никак не помогали мне с данной проблемой, и в случае, если мне удастся скрыть от них как возможно больше, то я так и сделаю. Но имеется маленькая неприятность с оценками, они у меня нехорошие, и я не знаю, как я им это растолкую, не касаясь той темы. (Имеется в виду его расстроенное эмоциональное состояние, которое, как он сообщил, и вызывает его неприятности.) Вы бы дали совет мне поведать им об этом?

2. К. Пологаю, что ты говоришь мне больше того, о чем ты думал по этому поводу.

3. С. Ну, мне думается, я должен, в силу того, что…

4. К. Это обстановка, с которой тебе реально было нужно столкнуться.

5. С. Да, ненужно ходить вокруг да около, даже если они не смогут принять это соответствующим образом, в силу того, что я уже не сдал физкультуру. Я просто не пришел. Я легко неосторожно отнесся к этому. Сейчас они определят, что нельзя не сдать физкультуру, не проявляя к ней халатного отношения. Они спросят по какой причине.

6. К. Тебе будет тяжело поведать им об этом.

7. С. Да. О, я не знаю, будут ли они осуждать меня за это. Я думаю, будут, в силу того, что они уже делали это в прошлом. Они мне говорили: “Это твоя вина. У тебя не хватило силы воли, тебя это не интересовало”. Это то, что я уже испытывал в прошлом. Я сказал им, что у меня прогресс в этом замысле. Я был — у меня все было в порядке в первой четверти. Ну, не совсем в порядке, но на данный момент стало легко не хорошо. (Пауза.)

8. К. Ты ощущаешь, что они будут обиженны и начнут осуждать тебя за твои неудачи.

9. С. Ну, мой — я практически уверен, что мой папа будет. Мама, возможно, нет. Он не испытывал… он… у него не было для того чтобы опыта. Он просто не знает, каково это. “Недочёт честолюбия”, — вот что он сообщит. (Пауза.)

10. К. Ты ощущаешь, что он, возможно, никогдане осознавал тебя?

11. С Да. Я не пологаю, что он способен… способен на это, потому, что мы с ним не ладим, совсем!

12. К. Ты его очень сильно не обожаешь?

13. С. Да, я—я некое время испытывал злость по отношению к нему, но я вышел из этого состояния, и по сей день я не так быстро отношусь к нему, но мне — мне в некоем роде стыдно. Я пологаю, что на данный момент испытываю больше всего чувство стыда за то, что он — мой папа. (Пауза.)

14. К. Ты ощущаешь, что он не весьма оптимален.

15. С Ну, он заставляет меня ходить в школу, но (пара нецензурных слов), простите за эти слова, но это мое мнение об этом. Я пологаю, что он во многом развил это кроме этого и во мне.

16. К. Ты уже испытывал что-то похожее некое время назад.

17. С. Да. (Долгая пауза.)

18. К. Тебя очень сильно тревожил данный вопрос о письме к себе?

19. С. Письмо? Ну, да, потому, что это достаточно тяжёлое произведение, исходя из этого я его откладываю. Я не воображаю, что они сделают.

20. К. Ты говоришь так, как словно бы готовишься к казни.

21. С. (Смеется.) Конкретно так. Я — я не знаю, я чувствую, что это на меня давит, я ощущаю что-то похожее.

22. К. Давит?

23. С. Подавлен миром. Я ощущаю себя совсем разбитым.

24. К. Что-то тяжелое, чему, как ты ощущаешь, ты не можешь дать отпор. (Продолжительная пауза.) Ты ощущаешь себя таким разбитым, очень ранее?

25. С. Да, в прошлом семестре я ничего для того чтобы не ощущал, я , но, м-м, в то время, когда я приехал к себе на Рождество, у отца с матерью была весьма важная ссора в моем присутствии, и я в действительности… я не был удивлен, в силу того, что я знал, что они способны на такие ссоры, — но, быть может, это как-то оказало влияние на меня. Моя сестра уехала лишь за сутки до этого и избежала всего этого, а я видел все.

Тщательное сравнение приемов консультанта в этом и прошлом интервью обнаруживает достаточно броские различия. Увидьте, что консультант, разговаривая с Полом, или дает нейтральные ответы, каковые никак не воздействуют на течение беседы (см. утверждение под номером 2), или прямо реагирует на то, что Пол конкретно ощущает (см. пункты 4, 6, 8,10,12,14,16, 20, 22,24). Как правило консультант легко еще раз проговаривает только что выраженное Полом отношение, так проясняя это чувство и помогая юноше понять, что его знают. Был лишь один момент, в то время, когда появилось чувство, что консультант изменяет движение чувств и мыслей Пола. (См. пункт 18, на что Пол отвечает: “Письмо?”, показывая, что он думал о чем-то втором.) Кроме этого разумеется, что, отвечая на выраженное Полом чувство, консультант оказывает помощь ему выговориться довольно собственной нерешительности — информировать ли новости своим родителям, и понемногу оказывает помощь найти более конфликт и глубокий антагонизм, который связан с его отношением к своим родителям в целом. Пол продолжает беседу подробным рассказом о расстроившей его ссоре между родителями и показывает, что ощущает, словно бы все его отрицательные качества передались ему по наследству. Это хорошее основание для более фундаментального анализа неприятностей Пола на последующих сеансах.

Иначе, при анализе данного отрывка возможно поразмышлять о разнообразии вероятных реакций консультанта на содержание слов Пола. И тогда станет светло, по какой причине терапевтам, обращающим внимание по большей части на смысловые нюансы речи клиента, еле удаётся найти какие-либо намеки на прогресс на протяжении беседы. По окончании первой фразы Пола консультант имел возможность бы задать таковой вопрос: “Как нехороши твои оценки?” либо “По какой причине ты скрываешь от своих родителей кое-какие вещи?”. В ответ на его второе главное утверждение (№ 5) консультант имел возможность бы задать вопрос: “По какой причине ты прогулял занятия по физкультуре?” либо “В чем проявляется твое халатное отношение?”, либо “В то время, когда ты выяснил, что не взял зачет?”. В отношении следующего высказывания Пола (№ 7) консультант имел возможность бы отреагировать на любой из нескольких смысловых качеств, в зависимости от его собственных эмоциональных паттернов. Он имел возможность бы задать вопрос о его прошлом опыте, в то время, когда родители осуждали мальчика, либо что Пол думает о собственной силе воли, либо имел возможность бы поднять вопросы о том, что Пол осознаёт под ухудшением обстановки. Все это отнюдь не исчерпывает всех возможностей ответа консультанта на три имеющихся высказывания. Со всей отчетливостью видно, что, в то время, когда мы реагируем на смысловое содержание, процесс непредсказуем и в основном зависит от устойчивых привычек консультанта, нежели от поведения клиента.

К совсем иному результату приводит анализ того же самого материала с позиций реакции консультанта на эмоции клиента. При таком подходе мы обнаруживаем, что ответы консультанта, не обращая внимания на то, что они смогут совсем по-различному формулироваться различными специалистами, приводят примерно к одним и тем же итогам самораскрытия клиента. К примеру, отвечая на первую реплику Пола, консультант имел возможность бы более чутко отреагировать на его чувство, сообщив: “Ты ощущаешь, что тебе нужна помощь, дабы решить, как поставить своих родителей в известность о собственном положении”. Несомненно, это привело бы к такой же реакции, которая имела место в конечном итоге. В ответ на последнее высказывание Пола (№ 7) консультант имел возможность бы указать на его чувство несколькими методами, к примеру: “Ты скрыл это от них, в силу того, что раньше они были с тобой через чур строгими”, либо “Ты уже проходил через это раньше и знаешь, чего ожидать”, либо “Ты не уверен, будут ли они винить тебя, но вычисляешь, что будут”. Каждая из этих реплик соответствовала бы тому эмоции, которое высказывает Пол. Каждая из этих реакций консультанта подтолкнула бы Пола к предстоящему раскрытию установок и чувств.

Беседы ВКонтакте :/


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: