На высоту прилива оказывают громадное влияние местные географические условия, в особенности очертания берегов и рельеф дна.
В то время, когда приливная волна попадает в понемногу сужающийся залив, ее высота соответственно возрастает. В случае, если же приливная волна проходит сперва через узкий и небольшой пролив, где она в значительной степени теряет собственную энергию, а после этого разливается по широкому пространству, высота волны быстро снижается.
Перед тем как атлантическая приливная волна доберется до Черного моря, она пройдет через Гибралтарский пролив, а после этого через проливы Дарданеллы и Босфор. Ясно, что наряду с этим приливная волна быстро ослабеет. Исходя из этого в Черном море приливы практически незаметны. В Азовском море приливы совсем не наблюдаются.
Дабы попасть в Балтийское море, приливной волне необходимо пройти через весьма небольшие и узкие проливы Зунд, Большой и Небольшой Бельт. Исходя из этого на Балтийском море и в частности в Финском заливе приливы мало заметны. Колебания уровня моря зависят тут в большинстве случаев от нагона и сгона воды ветром.
Из Баренцева моря приливная волна входит в Белое море широким фронтом и, понемногу сужаясь, растет в высоту. Исходя из этого по берегам Мезенского залива приливы достигают 6-8 а также 10 м.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ И СМЕШАННЫЕ ПРИЛИВЫ
Схема лунного прилива.
Не считая верных полусуточных приливов, при которых за 24 часа 50 мин. не редкость две полные и две малые воды, в некоторых местах наблюдаются неправильные приливы с одной малой водой в течении 24 часов. Такие приливы именуются суточными.
В других местах наблюдаются смешанные приливы, в то время, когда в течении 24 часов не редкость то одна полная вода, то две.
Неправильные и смешанные приливы появляются в следствии сложного сотрудничества между лунной и солнечной географической обстановкой и приливными волнами (т. е. очертаниями берега, рельефом морского дна и пр.).
Обегая поворачивающийся земной шар, приливная волна испытывает трение о берега и дно и пара запаздывает по отношению к кульминации Луны. Это опоздание и определяет прикладной час, о котором сообщено раньше.
САМЫЕ ВЫСОКИЕ ПРИЛИВЫ
В открытом океане у обособленных островов высота самых громадных приливов в большинстве случаев не громадна: 1-2 м, а время от времени и меньше, в зависимости от характера и рельефа дна береговой линии.
Около материковых берегов и особенно в некоторых заливах приливы смогут быть весьма большими. На атлантическом берегу Северной Америки, к югу от залива Св. Лаврентия, в который впадает р. Св. Лаврентия, находится принадлежащий Канаде п-ов Новая Шотландия. Между ним и материком расположен долгий понемногу сужающийся залив Фанди. Форма залива заставляет входящую в него приливную волну скоро увеличиваться. У вершины залива высота прилива может быть около 18 м. Эта рекордная приливная волна имела возможность бы затопить пятиэтажный дом! Приливы в заливе Фанди верные, т. е. в течение 24 часов 50 мин. не редкость две полные и две малые воды. Следовательно, два раза в день происходят опускания уровня и резкие поднятия моря. Вода то бурно устремляется в залив, то уходит из него.
Исходя из этого залив Фанди непрерывно промывается. На его дне нет ничего, что может удержаться. Все выносится в открытый океан.
Высокие приливы — до 15 м — наблюдаются в одном из заливов на юге Баффиновой Почвы. Данный залив, так же как и Фанди, понемногу сужается к вершине.
Высокие верные приливы бывают в заливе Сен-Мало во Франции — до 15 м. У города Гранвиль, расположенного на берегу этого залива, на протяжении отлива море отходит на расстояние более километра. Обитатели города собирают рыбу в понижениях обнажившегося дна моря.
На побережье Охотского моря. Лагуна одновременно с прилива (вверху) и отлива (внизу).
В южной части Атлантического океана высокие приливы — до 12-14 м — возможно замечать у берегов Патагонии к северу от входа в Магелланов пролив.
В Тихом океане громаднейшие приливы оказываются в Охотском море у советских берегов. В том месте, между перешейком и материком п-ва Камчатки, находится Пенжинская губа, похожая по своим очертаниям на залив Фанди. Приливы тут неправильные, смешанные.
Большая высота пенжинских приливов доходит до 13 м. Это самые высокие приливы у берегов СССР. Не считая пенжинских, в Тихом океане большие приливы наблюдаются лишь у берегов Аляски в заливе Кука, где они достигают 12 м.
В Индийском океане высокие приливы видятся у западных берегов Индии (неправильные, до 12 м) и к западу от порта Дарвин на северном берегу Австралии (до 11 м).
Приливы Северного Ледовитого океана оптимальнее изучены у советских берегов. За весьма редкими исключениями, все они верные, полусуточные.
У берегов морей Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского высоких приливов не бывает. В большинстве случаев они не превышают 1 м. Лишь в бухте Нордвик (море Лаптевых) приливы доходят до трех метров. Такой же высоты приливы наблюдаются у берегов Почвы Франца-Иосифа и у западных берегов Новой Почвы.
ПРИЛИВЫ В Устьях и ПРОЛИВАХ РЕК
В проливах между островами, в то время, когда приливная волна подходит к противоположным финишам проливов не в один момент, появляются бурные водовороты, воображающие опасность для небольших рыбачьих судов. Таковой водоворот в проливах между Лофотенскими островами у северо-западных берегов Норвегии местные рыбаки именуют Мальстремом, т. е. «плохим течением». Мальстрем ярко обрисован Жюль Верном в его романе «80 тысяч километров под водой».
В то время, когда высокая приливная волна входит в реку навстречу течению, вверх по реке бежит пенящийся вал. Это явление именуется бором, либо маскаре.
Бор очень сильно разрушает берега. При отливе размытый грунт уносится в море. Исходя из этого устьевые участки кроме того маленьких рек, куда попадают приливы, в большинстве случаев расширены и углублены. Такие широкие и глубокие устья рек именуют эстуариями. В них вольно входят большие морские суда. Эстуарии имеют pp. Мезень, Темза, Сена, Гаронна, Св. Лаврентия, Амазонка и др.
СУДОХОДСТВО и ПРИЛИВЫ. «светло синий УГОЛЬ»
отливы и Приливы имеют громадное значение для судоходства. Во многие гавани океанские суда входят лишь на протяжении приливов. Приливо-отливные течения время от времени сносят морские суда с принятого курса.
Приливо-отливную энергию именуют синим углем. У советских берегов запасы светло синий угля достаточно велики.
Наступит время, в то время, когда люди обучатся обширно применять и данный источник энергии.