Приключенческая литература

«Приключение» — это перевод понятия «авантюра» (от лат. adventura), которое свидетельствует «неожиданное происшествие» либо «храброе предприятие». В русском языке слово «авантюра» употребляется в отрицательном смысле — как обозначение беспринципных и недобросовестных поступков. Исходя из этого появилось два наименования: литература приключенческая и литература авантюрная — соответственно для двух (высокой и низкой) её разновидностей.

Одно из старейших произведений — поэма Гомера «Одиссея» уже имела черты приключенческой литературы: путь через опасности. Конкретно исходя из этого наименование гомеровской поэмы и стало нарицательным, синонимом приключений и странствий.

Средневековые рыцарские романы и героические песни говорили о странствованиях доблестных рыцарей во имя подвигов, об их приключениях («Смерть Артура» Т. Мэлори; «Амадис Гальский» Р. Монтальво). Рыцари приняли участие в битвах, сражались с драконами и великанами, попадали в заколдованные леса и очарованные замки, вступали в поединки приятель с втором. Но были и книги, персонажи которых уже не были рыцарями, и отличались они не доблестью, а плутовством и хитростью, по какой причине и сами эти повествования назывались плутовскими («Жизнь Ласарильо с Тормеса…», 1554).

В то время, когда времена рыцарства кончились, богатство и удача стали целью, которую преследуют персонажи приключенческих произведений. Среди них выделяется роман «Необычайные и необычные приключения Робинзона Крузо» британского писателя Д. Дефо, продемонстрировавший человека в борьбе с немыслимыми событиями. Моряк Робинзон Крузо, выкинутый штормом на необитаемый остров и проживший на этом острове двадцать восемь лет, стал олицетворением стойкости, силы разума человека.

Практически сразу после романа Дефо показалась книга его соотечественника Дж. Свифта «Путешествия в разные отдаленные государства мира Лемюэля Гулливера», которая была задумана как пародия на приключения «и всевозможные путешествия».

Чередование занимательных происшествий — наиболее значимая изюминка приключенческого повествования. Приключенческий роман научил писателей весьма интересно говорить. Но, само собой разумеется, не лишь смена необычайных событий заставляет нас смотреть за приключениями. По ходу приключений раскрывается человек. История Робинзона Крузо содержит рассказ не лишь о приключениях, но и о становлении личности. Роман выстроен как исповедь и есть столь же и романом воспитательным.

Придерживаясь канвы приключений, многие писатели все больше внимания уделяли уже не происшествиям, а переживаниям — психотерапевтической стороне дела, все подробнее обрисовывали и темперамент храбреца, человеческие взаимоотношения, окружающую обстановку. Романы, в которых приключения по?прошлому игрались важную роль и кроме того значились в заглавиях (к примеру, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса), являлись романами психотерапевтическими, бытовыми, социальными, историческими. Таковы произведения В. Скотта и В. Гюго.

А литература приключений остается верна высокой романтике, кличет в далекие, неизведанные края, на подвиги, выдвигает деятельных, сильных духом храбрецов, живописует драматически-напряженные моменты прошлого. броским мастером приключенческого жанра выступает Александр Дюма-отец, создатель бессчётных романов, из которых подлинное бессмертие стяжали «Граф Монте?Кристо» (1845–1846) и особенно «Три мушкетера» (1844) с их продолжением — «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон» («Десять лет спустя», 1845–1850). В отличие от Вальтера Скотта, он устраивал собственного рода исторический маскарад, игру в историю, но игру увлекательную. «Его романы, — писал о книгах Дюма А. И. Куприн, — не обращая внимания на практически столетний возраст, живут вопреки законам времени и забвения, с прошлой неувядаемой силой и прошлым хорошим очарованием».

Еще одним сохранившим до отечественных дней популярность певцом приключений был Майн Рид, сам переживший либо не смотря на то, что бы видевший очень многое из того, что он обрисовывал в собственных книгах, среди которых самая известной есть «Наездник без головы» (1866). Как и романы Дюма, произведения Майн Рида полны энергии, действия, в них сильные характеры сталкиваются при необыкновенных событиях, повествование развертывается в отдаленных, необыкновенных местах — в прерии, тропических лесах, на далеких, тогда еще не изученных континентах. Майн Рид был республиканцем по своим политическим убеждениям, учавствовал в национально-освободительной борьбе, его идеал — хорошая, свободная личность, человек, берущий в руки оружие лишь для добропорядочных целей.

Кое-какие итоги развития приключенческого жанра подвел превосходный рассказчик Р. Л. Стивенсон, что собственные лучшие книги писал специально для юношества. Сам Стивенсон с детских лет был постоянным читателем приключенческих книг, эти книги его самого позвали в дальние края, и он много странствовал. Он создал собственного рода пример романа путешествий «Остров сокровищ» (1883) и исторический приключенческий роман «Тёмная стрела» (1888).

Не только для детей, но и о детях были написаны известные романы М. Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том — это мелкий Дон Кихот, начитавшийся, подобно храбрецу М. Сервантеса, приключенческих книг и стремящийся воплотить прочтённое в судьбу. Его друг Гек напоминает Санчо Пансу, оруженосца ламанчского горе?рыцаря: беспризорник, которого кое?чему уже научил жизненный опыт, он наблюдает на вещи значительно более здраво, чем фантазер Том, мальчик из обеспеченной семьи.

В отечественной литературе романтика приключений замечательно претворена в произведениях А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. С. Грина, В. А. Каверина, А. Н. Рыбакова, А. П. Гайдара, В. П. Катаева и вторых.

Приключенческая литература вызывается к судьбе открытием неизведанного. Человечество, обжив земной шар, овладело воздухом, вырвалось в космос: разве это не темы для приключенческих произведений? Но у литературы собственные темпы развития. Эра Великих географических открытий, начавшаяся еще в XV в., дала действительно великие произведения о приключениях и странствиях много лет спустя. В принципе нет сомнения в том, что и космическое пространство послужит местом действия превосходных приключенческих книг, каковые смогут увлечь и взрослых и юных читателей.

Литература 6 (Архангельский А.Н.) — Детектив как жанр литературы. Приключенческая литература


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: