Повтор

Повтор — повторение слов либо словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым улучшается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное действие, подчеркивает наиболее значимые мысли.

Повторы смогут обширно употребляться в прозе: рассказе, повести, романе. Это значительно чаще смысловые повторы. К примеру, у Ф. М. Достоевского упорно тревожащий сознание Раскольникова в течении всего романа образ колокольчика вызывает у читателя разные эмоции и мысли, содействует более глубокому пониманию произведения. К повторению характерных подробностей часто прибегает А. П. Чехов: неизменный ритуал приема гостей в доме Туркиных («Ионыч»), «футлярные» подробности в описаниях Беликова («Человек в футляре»)

Но особенно громадна роль повтора в стихах. Стихи строятся на четком чередовании соизмеримых ритмических размеров — слогов, ударений, строчков, строф. Рифма и другие звуковые соответствия образуют звуковые повторы. Особенным видом словесного повтора в стихах есть рефрен (припев).

Самый распространенный вид повтора — параллелизм.

Элементы, повторяющиеся всегда на равном расстоянии приятель от приятеля, в заблаговременно ожидаемом месте (к примеру, припев в песне), образуют повтор упорядоченный (регулярный) в отличие от нерегулярного (так нерегулярно повторяются в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…» строчка «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Переживай подо мной, безрадостный океан»).

Фольклору свойственно троекратное повторение, причем последний повтор противопоставляется двум первым. Так, первые две попытки действия храбреца чудесной сказки в большинстве случаев неудачны, и лишь третья приносит успех. В сказках же с так называемой цепочной композицией («Колобок», «Теремок», «Репка») повторяющихся эпизодов в большинстве случаев больше. В литературном произведении элементы, имеющие очень серьёзное значение, смогут повторяться неоднократно. По сходству с музыкальными такие повторы, выступающие носителями главных идей произведения, принято именовать лейтмотивами.

Повторяющиеся элементы смогут пребывать рядом и направляться один за вторым (константный повтор), а смогут быть поделены вторыми элементами текста (дистантный повтор). Особенный вид константного повтора — удвоение понятия (тавтология), более всего распространенное в фольклоре: «рано?ранешенько»; у Пушкина в наброске одной из «Песен западных славян»: «Разломали тесную темницу»; у М. И. Цветаевой: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне безлюден, // И все — равняется, и все — едино…»

Значительно кроме этого, какую позицию занимают повторяющиеся элементы в строчке, строфе, абзаце. В случае, если они стоят в начале построения — это анафора: «В то время, когда умирают кони — дышат, // В то время, когда умирают травы — сохнут, // В то время, когда умирают солнца — они меркнут, // В то время, когда умирают люди — поют песни» (В. Хлебников). Повторение в финише фрагментов именуется эпифорой. Эпифора, стоящая в финише строчка по окончании рифмы (редиф), характерна для поэзии Востока. У русских поэтов чаще видится анафора.

Слова, стоящие в финише одной строки и составляющие начало последующей, именуются стыком либо подхватом — построение, в особенности любимое фольклором: «Бочки накатали с лютым зельем. // С лютым зельем, с тёмным порохом». Этим приемом обширно пользуются и поэты: «О, весна без финиша и без краю — // Без финиша и без краю мечта!» (А. А. Блок). Подхват особенно наглядно демонстрирует роль повтора как средства с целью достижения связности художественного текста.

Не редкость, что в одном повторе совмещаются разные его виды. Так, строчок «Ну что тебе нужно еще от меня?» начинает и завершает стих А. А. Вознесенского «Исповедь» (кольцо). Эта же строчок стоит в финише нескольких строф стихотворения (эпифора).

Повтор возможно правильным (повтор?копия) и неточным (повтор?эхо). Неточность может проявляться в трансформации последовательности элементов либо же в изменяемости самих элементов. Сравним конец и начало стихотворения Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека… — Ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь». Изменились и последовательность элементов, и их число. Повтор, при котором элементы (строчка либо слова) следуют в обратном порядке, именуется зеркальным.

Неточность повтора может вызываться сжатием начального текста (редукция) либо его растяжением (амплификация), как в только что приведенном примере.

Особенную группу составляют межтекстовые повторы. В фольклоре, а кроме этого в средневековой литературе самые важные художественные образы переходили из одного произведения в второе (постоянные эпитеты, концовки и зачины сказок, картины сражений в повестях и древнерусских летописях — по данной причине их не направляться принимать за правильное описание какого именно?или конкретного сражения). В литературе средних столетий одно произведение служило как бы отзвуком, эхом другого. Так, в «Задонщине» — повести о победе на Куликовом поле — довольно много элементов, соотнесенных со «Словом о полку Игореве».


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: