z72 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
ему, как запрятать тело покой-ного брата. Он же восклик-нул: «Горе мне! Неужто не?смогу я уподобиться этому ворону и?запрятать тело моего брата?» И?стал он[одним]из?сожалеющих(5:27–31).
В то время, когда один брат начал угрожать второму убийством, тот ска-зал ему: «[Даже] если ты протянешь ко мне руку, дабы
убить меня, я не стану протягивать руку, дабы убить те-бя. Воистину, я опасаюсь Аллаха, Господа миров!»Это ука-зывает на то, что он отличался хорошим нравом, страшился Аллаха Всевышнего и?стыдился отвечать собственному брату злом на зло. Тут уместно привести хадис Абу Бакры? , кото-рый сообщил:
[Услышав, как] Посланник Аллаха? сообщил: «Ес-ли два мусульманина сойдутся [в бою, скрестив] собственные мечи, то и?убивший, и?убитый окажутся в?Аду», [лю-ди стали] задавать вопросы: «О Посланник Аллаха, [будет справедливо, в случае, если в?Преисподняя попадёт] убивший, но поче-му же [там окажется] и?убитый?» Он ответил: «Так как и?он желал убить собственного товарища» [Бухари, №?31; Мус-
лим, №?2888].
Слова «Воистину, желаю я, дабы ты понёс [бремя и] мое-го греха, и?твоего и?оказался[одним]из жителей Огня,[ибо] такое воздаяние [уготовано] несправедливым» означа-ют: я не собирается сражаться с?тобой, даже в том случае, если я посильнее тебя, а?ты решился на то, на что решился. Слова «дабы ты понёс [бремя и] моего греха, и?твоего» означают: дабы ты понёс
z Рассказ об Адаме? y73
и?бремя греха за моё убийство, и?бремя вторых грехов, совер-шённых тобой прежде. Так вычисляли Муджахид, ас-Судди1, Ибн Джарир ат-Табари2 и?многие другие.
Тут не имеется в?виду, что бремя грехов убитого будет возложено на убийцу лишь по причине того, что он совершил убийст во, как полагают кое-какие. Наоборот, Ибн Джарир указыва-ет, что все улемы придерживались противоположного мнения. Что же касается хадиса, на что ссылаются невежест венные люди и?в?котором сообщается, что Пророк? сообщил: «Убийца не оставляет на убитом [им человеке] ни одного гре-ха», то он не имеет под собой никаких оснований и?не приво-дится ни в?одном из сводов хадисов ни с?точным, ни с?хо-рошим, ни со не сильный иснадом*.
Вместе с?тем, по единодушному точке зрения улемов, в?Сутки воскресения кое-какие убитые потребуют у?собственных убийц воз-мещения, и?может произойти так, что хороших дел убийцы не хватит, дабы заплатить за собственный грех. Тогда ответственность за плохие дела убитого будет возлагаться на убийцу, о?чём со-общается в?точном хадисе, где говорится о?разных проявлениях несправедливости**, величайшей из которых яв-ляется убийство, а?Аллах знает об этом лучше.
Сообщается, что на протяжении смуты, произошедшей в?правле-ние ‘Усмана ибн ‘Аффана***, Са‘д ибн Абу Ваккас сообщил:
Свидетельствую, что Посланник Аллаха? сообщил: «Воистину, произойдёт смута, на протяжении которой сидя-щий будет лучше стоящего, стоящий?— лучше идущего,
1 Исма‘ил ибн ‘Абд-ар-Рахман ас-Судди (ум. в 745 г.) — последова-тель и знаток Корана родом из Куфы, ученик Ибн ‘Аббаса.
2 Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.) — толкователь Корана и знаменитый историк.
z74 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
а?идущий?— лучше стремящегося1». [Са‘д] сообщил [‘Ус-ману]: «Сообщи, а?в случае, если [кто-нибудь] войдёт в?мой дом и?протянет [ко мне] руку, дабы убить меня?» Он ска-зал: «Будь как сын Адама2» [Ахмад, т.?1, с.?169; Абу Да-
вуд, №?4257; Тирмизи, №?2194. Точный и удовлетворя-ющий условиям Муслима хадис].
Передают со слов Хузайфы ибн Ямана, что [‘Усман] сообщил: «Будь как лучший из двух сыновей Адама».
Подобные сообщения приводят кроме этого Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и?Ибн Маджа.
Что же касается другого сына Адама3, то о?нём говорится в?втором хадисе. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда? , что Посланник Аллаха? сообщил:
Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Ада-ма непременно ляжет часть [бремени греха за проли-тую] кровь, потому что начало убийствам положил он [Бухари,
№?3335; Муслим, №?1667; Ахмад, т.?1, с.?383; и др.].
На горе Касьюн, которая находится к?северу от Дамаска, имеется пе-щера, именуемая Пещерой крови. Она известна как место, воз-ле которого Кабиль убил собственного брата Хабиля. Так говорят люди Писания, а?Аллах лучше знает о?том, как это правильно4.
1 Другими словами стремящегося разжечь смуту либо принять в ней участие. 2 Другими словами как Хабиль.
3 Другими словами Кабиля.
4 То же самое относится и к именам сыновей Адама. Они известны нам толь-ко со слов людей Писания, но никаких точных сообщений об этом не имеется.
z Рассказ об Адаме? y75
Аллах Всевышний сообщил: «Затем Аллах отправил во-
рона, что начал разгребать почву, дабы продемонстрировать ему, как запрятать тело покойного брата. Он же вскрикнул: “Горе мне! Неужто не смогу я уподобиться этому ворону и?спря-тать тело моего брата?” И?стал он[одним]из сожалеющих».
Кое-какие толкователи говорили, что, убив Хабиля, Ка-биль взвалил его себе на пояснице и?нёс, пока Аллах не отправил к?не-му двух воронов, каковые начали сражаться между собой. Через некое время один из них убил другого, спустился на землю и?начал разрывать её, а?позже кинул тело убитого ворона в?яму и?закопал его. Заметив это, «он вскрикнул: “Горе мне! Неуже-
ли не смогу я уподобиться этому ворону и?запрятать тело мое-го брата?” И?стал он[одним]из сожалеющих».По окончании этогоон последовал примеру ворона и?предал тело брата почва.
Говорят кроме этого, что Кабиль понёс наказание в?тот же сутки, в то время, когда он убил собственного брата, что послужило ему жёсткой карой за его грех, несправедливость и?зависть по отношению к?брату.
Передают со слов Абу Бакры? , что Посланник Алла-ха? сообщил:
Нет греха, что в?большей мере, чем притеснение и?разрыв родственных связей, хорош наказания уже в?этом мире наровне с?тем, что ожидает каждого, кто его со-вершит, в?мире другом [Бухари?2, №?29; Ахмад, т.?5, с.?36;
Тирмизи, №?2511; Абу Давуд, №4902; Ибн Маджа, №?4211. Точный хадис].
Затем количество людей увеличилось, и?они расселились по земле, о?чём в?Коране сообщено так:
О люди! Опасайтесь вашего Господа, Что создал вас
z76 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
из одного человека, и?создал из него же несколько ему, и?рас-сеял[по земле]множество
[родившихся] от них мужчин
и?дам; опасайтесь Аллаха,[именем] Которого вы требу-ете приятель у?друга[соблюденияваших прав и?довольно много иного], и?[бойтесь разрыва]родст венных связей,[ведь], поис-
тине, Аллах следит за?вами!(4:1).
Адам? и?Хавва, мир ей, не впадали в?многобожие
Аллах Всевышний сообщил:
Он?— Тот, Кто создал вас из?одного человека и?создал из?него же его жену, дабы он обретал покой,[приходя]к?ней. По окончании того как[Адам]
вступил с?ней в?близость, она понесла лёгкое бремя,[немешавшее ей] ходить с?ним. Когда[ноша]стала тяготить[её], оба они воззвали к?Аллаху,
собственному Господу: «Воистину, если Ты даруешь нам правед-ного ребёнка, мы обязательно будем?признательны!»
z Рассказ об Адаме? y77
В то время, когда же Он даровал им пра-в один раз ребёнка, они придали Ему сотоварищей в?том, что даровал им Он,[однако]Аллах[намного]выше всего,
что они придают Ему в?сото-варищи!(7:189–190).
Сперва тут упоминается об Адаме, но в?предстоящем речь заходит не об Адаме и?Хавве, а?о?людях по большому счету. Подобные приё-мы употребляются и?в?вторых аятах Корана.
Так, к примеру, Аллах Всевышний сообщил:
Мы создали человека из?квинтэссенции глины1,
позже поместили его в?виде капли семени в?надёжное место2(23:12–13).
Аль-Хасан [аль-Басри] передал со слов Самуры, что Про-рок? сообщил:
В то время, когда Хавва забеременела, Иблис начал ходить около неё. Прежде её дети не выживали, и?он сообщил [ей]: «Назови его ‘Абд-аль-Харис*, и?он выживет». Тогда по внушению и?велению Шайтана она назвала его ‘Абд-
1 Другими словами из субстрата, базой которого есть глина. 2 Имеется в виду чрево матери.
z78 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
аль-Харисом, и?он [действительно] выжил [Ахмад, т.?5, с.?11; Тирмизи, №?3077; и др. не сильный хадис].
направляться не забывать, что Аллах Всевышний создал Адама и?Хав-ву, дабы распространить от них множество мужчин и?жен-щин, так отчего же в?этом хадисе сообщается, что у?Хаввы не выживали дети мужского пола, если он передан правильно? Помимо этого, Адам и?Хавва были более богобоязненными, чем об этом сообщается, поскольку Адам?— папа людей, которого Аллах создал Собственной рукой, и?вдохнул в?него от Собственного духа, и?приказал Своим ангелам пасть ниц пред ним, и?научил его именам всех вещей, и?поселил его в?Раю.
Сообщается, что Абу Зарр? сообщил:
[Однажды] я задал вопрос: «О Посланник Аллаха, сколько [всего было] пророков?» Он сообщил: «Сто двадцать четыре тысячи». Я задал вопрос: «О Отправлен-ник Аллаха, а?какое количество среди них было посланни-ков?» Он сообщил: «Триста тринадцать?— много». Я?задал вопрос: «О Посланник Алла-ха, а?кто из них первенствовал ?» Он сообщил: «Адам».
Я?задал вопрос: «О Посланник Аллаха, [он был] проро-ком, отправленным [к людям]?» Он сообщил: «Да. Ал-лах создал его Собственной рукой, позже вдохнул в?него от Собственного духа, а?позже придал ему соразмерный об-
лик» [Ибн Хиббан, №?361; Ахмад, т.?5, с.?178; Насаи и?др. Точный хадис].
В хадисе о?ночном путешествии сообщается, что, в то время, когда Пос-ланник Аллаха? проходил мимо Адама? , что нахо-дился на нижнем небе, Адам? сообщил: «Вам очень рады праведному пророку и?праведному сыну!»
z Рассказ об Адаме? y79
Пророк? сообщил:
Мы поднялись на низшее небо и?заметили сидяще-го человека, справа и?слева от которого пребывало
множество людей, и?в то время, когда данный человек наблюдал напра-во, он смеялся, а?в то время, когда наблюдал налево, плакал. [Увидев меня], он сообщил: «Вам очень рады праведному про-року и?праведному сыну!» Я задал вопрос Джибрила: «Кто это?» Он ответил: «Это Адам, а?множество людей, стоящих справа и?слева от него,?— это души его по-томков. Стоящие справа попадут в?Эдем, а?стоящие сле-ва окажутся в?Аду, и?[поэтому] он смеётся, в то время, когда смо-трит направо, и?плачет, в то время, когда наблюдает налево» [Бухари,
№?349; Муслим, №?163].
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, информирует-ся, что Пророк? сообщил: «Я прошёл мимо Юсуфа, и?оказалось, что ему была дарована добрая половина красоты» [Муслим, №?162].
Как вычисляли кое-какие улемы, это значит, что он владел половиной красоты Адама? . Подобное толкование нужно считать приемлемым, потому, что Аллах создал Адама, и?при-дал ему образ Собственной рукой, и?вдохнул в?него от Собственного духа, а?Аллаху пристало создавать лишь самоё прекрасное.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр и Ибн ‘Умар говорили:
В то время, когда Аллах Всевышний создал Эдем, ангелы ста-ли сказать: «О Господь отечественный, [отдай] это нам, поскольку для сынов Адама Ты создал мир дольний, в?кото-
ром они будут имеется и?выпивать». [На это] Аллах Всевыш-ний сообщил: «Клянусь Своим всемогуществом и?вели-чием, Я?не приравняю праведных потомков того, кого
z80 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Я создал Собственной рукой, к?тем, кто появился, в то время, когда я ска-зал: “Будь”» [Дарими. не сильный сообщение*].
Передают со слов Абу Хурайры? , что Посланник Аллаха? сообщил: «Воистину, Аллах создал Адама по образу Собственный-му»**[Бухари, №?2559; Муслим, №?261]. Улемы высказывалиразные мнения о?смысле этого хадиса. Тут мы не можем го-ворить на эту тему детально, а?Аллах знает об этом лучше.
Упоминание о?смерти Адама? и?завете, что?он дал собственному сыну Шису?
Слово шис переводится как ‘дар Аллаха’. Адам и?Хавва на-кликали его так по причине того, что он был дарован им по окончании убийства Хабиля.
В то время, когда Адам? погиб?— а?это было в?пятницу,?— ан-гелы по велению Всемогущего и?Великого Аллаха принесли для него из Рая благовония и?саван и?выразили его сыну собственное соболезнование.
Сообщается, что ‘Утти, другими словами Ибн Дамра ас-Са‘ди, сообщил:
[Однажды] я заметил в?Медине какого-либо старца, кото-рый разговаривал [с людьми], и?начал расспрашивать о?нём. [Мне] сообщили: «Это?— Убай ибн Ка‘б1». [Убай] ска-зал: «Воистину, в то время, когда к?Адаму пришла смерть, он ска-зал своим сыновьям: “О сыны мои! Я желаю [отведать] плодов Рая”, и?они отправились искать для него [эти плоды]. Их повстречали ангелы, каковые несли с?собой саван [Адама] и?благовония для него, а?кроме этого мотыги,
1 Уб а й и б н К а ‘ б — один из известный сподвижников Пророка .
z Рассказ об Адаме? y81
лопаты и?корзины из пальмовых листьев. [Ангелы] ска-зали им: “О сыны Адама! Чего вы желаете и?что ищете? (либо: Чего вы желаете и?куда направляетесь?)” Они от-ветили: “Отечественный папа заболел и?захотел плодов Рая”. [Ан-гелы] сообщили им: “Возвращайтесь, потому что ваш папа уже погиб”. Затем [ангелы] явились [в жилище Ада-ма]. Заметив [ангелов], Хавва определила их и?[подошла] к?Адаму, что сообщил: “Покинь меня, потому что ко мне уже пришли! Разреши распорядиться мной ангелам моего Все-могущего и?Великого Господа”. Затем они забрали [Адама], обмыли его, завернули в?саван, умастили бла-говониями, выкопали для него яму, устроили могильную нишу, совершили по нему заупокойную молитву, позже поместили его в?могилу и?уложили [тело в?могильную нишу], позже засыпали его [землёй], а?позже сообщили: “О сыны Адама! [Вы должны следовать] этому обы-
чаю”» [Ибн Са‘д, т.?1, с.?33; Ибн ‘Асакир, т.?7, с.?455; и др. Точное сообщение].
Хавва, мир ей, погибла по окончании Адама? Улемы разошлись во мнениях относительно места погре-
бения Адама, а?кроме этого длительности его жизни. В?хади-се, передаваемом со слов Ибн ‘Аббаса и?Абу Хурайры и?отно-сящемся к?категории марфу‘*, сообщается, что срок его жизни составил тысячу лет, что было записано на Хранимой Скри-жали1. В?Торе сообщено, что Адам прожил почти тысячу тридцать лет, но это не может служить убедительным аргументом, по-какое количество, в случае, если слова людей Писания противоречат известной
1 Х р а н и м а я С к р и ж а л ь (Ляух махфуз) — небесный источник всех Свя-щенных Писаний (см. суру 85, аят 22). Помимо этого, на Хранимой Скрижали записано всё, что было и будет во Вселенной.
z82 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
нам истине, которую мы определили от непогрешимого Проро-ка? , их направляться отвергать.
Помимо этого, слова людей Писания возможно совместить с?тем, о?чём говорится в?вышеупомянутом хадисе. В случае, если это ме-сто Торы не подверглось искажению, возможно высказать предположение, что речь заходит о?длительности нахождения Адама на зем-ле по окончании того, как он был низвергнут из Рая, другими словами о?девяти-стах тридцати солнечных годах, что соответствует девятистам пятидесяти семи годам лунным. К?этому направляться добавить со-рок три года, каковые, как информирует Ибн Джарир ат-Табари, Адам совершил в?Раю, что и?составит в?сумме тысячу лет.
z y
Рассказ об Идрисе?
Аллах Всевышний сообщил:
И упомяни в?Писании об?Ид-рисе. Воистину, был он прав-дивейшим[и являлся]
Пророком.
Мы вознесли его на высокое место(19:56–57).
Так, в?Коране Идрису воздаётся хвала и?указыва-ется, что он являлся пророком и?был в?высшей степени правди-вым человеком.
Кое-какие люди думали, что в?хадисе Му‘авии ибн аль-Хакама ас-Сулами речь заходит об Идрисе. Сообщается, что в?ответ на вопрос Му‘авии о?линиях, каковые чертят на песке*, Посланник Аллаха? сообщил: «Был среди пророков один, ко-торый [тоже] чертил линии, и?кто [может делать это] так же, как он1, [пусть делает]» [Муслим, №?537].
Многие знатоки толкования Корана и?законоположе-ний ислама думали, что он первым сказал об этом, назы-вали его Гермесом Трисмегистом** и?распространяли довольно много
1 В комментариях указывается, что знание о том, как направляться заниматься гада-ниями по песку, было потеряно людьми. Иначе говоря повторить то, что делал данный пророк, не сможет никто.
бари, т.?16, с.?73] |
[Тафсир Табари, т.?16, |
z84 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
лживых измышлений о?нём и?о?вторых пророках, а?кроме этого о?мудрецах и?родных к?Аллаху людях.
Слова Всевышнего «Мы вознесли его на высокое мес-то»соответствуют содержанию приводимого в?обоих «Сахи-хах» хадиса о?ночном путешествии (исра’) [Бухари, №?349; Мус-лим, №?164], где сообщается, что Посланник Аллаха? прошёл мимо Идриса, что был на четвёртом небе.
Сообщается, что, толкуя слова Всевышнего «Мы воз-несли его на высокое место», Муджахид сообщил: «Идрис был
вознесён [на небо] живым, подобно ‘Исе»
с.?72]. Если он имел в?виду, что Идрис жив и?сейчас, то это утверждение спорно. Как показывал Муджахид [Тафсир Та-
и?многие другие улемы, самый достоверным
сообщением об этом есть упомянутый выше хадис, в?кото-ром сообщено, что Идрис находится на четвёртом небе.
Аль-Бухари сообщил: «Передают, что Ибн Мас‘уд и?Ибн ‘Аббас говорили: “Ильяс?— это Идрис”».
Кое-какие улемы показывали на то, что в?хадисе Анаса о?ночном путешествии, передаваемом через аз-Зухри, информирует-ся, что, в то время, когда Пророк? проходил мимо Идриса? , тот сообщил: «Вам очень рады праведному пророку и?праведному брату!», в то время как Адам и?Ибрахим говорили: «Вам очень рады пра-ведному пророку и?праведному сыну!» Эти улемы говорили: «Ес-ли бы он был потомком Идриса, тот сообщил бы то же, что говорили [Адам и?Ибрахим]». Но ссылки этих улемов на хадис Анаса ещё не показывают на их правоту, потому, что передатчик, возмож-но, не отлично запомнил услышанный им хадис. Не считая то-го, возможно высказать предположение, что Идрис сообщил так из смирения.
z y
Рассказ о?Нухе?
Адам жил на десять поколений раньше Нуха. Сообщается, что Абу Умама сообщил:
Один человек задал вопрос [Пророка? ]: «О Отправлен-ник Аллаха, являлся ли Адам пророком?» Он сообщил: «Да, и?с?ним сказал [Аллах]». [Человек] задал вопрос: «А какое количество [поколений] отделяют его от Нуха?»?—
и?[Пророк? ] сообщил: «Десять поколений» [Ибн Хиббан, №?6190; аль-Хаким, т.?2, с.?262 и др. Точный хадис, удовлетворяющий условиям Муслима].
Передают, что Ибн ‘Аббас сообщил: «Адама отделяют от Нуха десять поколений, все [представители] которых исповедовали ислам» [Тафсир Табари, т.?2, с.?194; аль-Хаким, т.?2, с.?546].
В случае, если в?данном случае подразумевается, что продолжи-тельность жизни одного поколения образовывает сто лет1, что сра-зу же приходит на ум многим людям, значит, Нух жил не меньше чем на тысячу лет позднее Адама. С?учётом указания Ибн ‘Аб-баса на то, что все эти люди исповедовали ислам, возможно до-разрешить войти, что времени прошло больше, потому, что позднее могли быть и?такие поколения, представители которых не исповедо-вали религию единобожия. Но в?хадисе Абу Умамы обращение
1 Арабское слово ??? карн свидетельствует и ‘столетие’, и ‘поколение’.
z86 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
идёт конкретно о?десяти поколениях, а?Ибн ‘Аббас добавил толь-ко, что они исповедовали ислам, другими словами единобожие.
Слова Ибн ‘Аббаса опровергают утверждения тех исто-риков и?людей Писания, каковые говорили, что Кабиль и?его сыновья поклонялись огню, а?Аллах знает об этом лучше.
Допустимо кроме этого, что тут под словом карн подразумева-ется не столетие, а?поколение. В?этом смысле оно использует-ся в?целом последовательности аятов Корана, к примеру: «Сколь довольно много поко-лений[людей, живших]после Нуха, Мы погубили!»(17:17),«После этого Мы создали по окончании них второе поколение[людей]»(23:31), «и многие поколения между ними» (25:38), «Сколь довольно много поколений[людей, живших]до них, Мы погубили!»
(19:74). Это же имел в?виду Пророк? , что сообщил: «Луч-шими [людьми всех] поколений [являются люди] моего поко-
ления…» [Бухари, №?2651; Муслим, №?2533].
Но в случае, если в?приводимом выше хадисе Абу Умамы речь заходит о?поколениях, то направляться не забывать, что до Нуха люди жи-ли много лет. Следовательно, со дня смерти Адама до по-явления Нуха прошло пара тысячелетий, а?Аллах знает об этом лучше.
Другими словами, Аллах направил Нуха? в?качестве пос-ланника, в то время, когда люди впали в?заблуждение и?неверие и?начали поклоняться идолам. Он был отправлен как милость для рабов Ал-лаха и?стал первым посланником к?людям, о?чём они будут гово-рить на протяжении предстояния пред Аллахом в?Сутки воскресения.
Рассказ о?Нухе? в?Священном Коране
О том, что было с?Нухом и?его народом, как наказание в?виде потопа постигло тех, кто не уверовал в?него, и?как Аллах спас Нуха и?тех, кто был с?ним, в?ковчеге, рассказывается в?таких
z Рассказ о Нухе? y87
сурах Священного Корана, как «Ограды», «Юнус», «Худ», «Пророки», «Верующие», «Поэты», «Паук», «Выстроив-шиеся в?последовательности» и?«Луна»1. Помимо этого, рассказу об этом по священа целая отдельная сура2. Так, к примеру, в?суре «Огра-ды» сообщено:
Мы отправили Нуха к?его народу, и?он сообщил: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху?— нет у?вас всевышнего, не считая Него! Воистину, опасаюсь я,[что под-вергнетесь] вы наказанию
Великого дня!»
Знатные люди из его народа сообщили: «Воистину, мы видим, что ты впал в?явное заблуждение».
Он сообщил: «О народ мой! Я?не заблуждаюсь, а?являюсь посланником от Господа миров.
Я довожу до вашего сведения послания моего Господа и?даю
1 «Ограды»?— 7-я сура Корана; «Юнус»?— 10-я сура Корана; «Худ»?— 11-я су-ра Корана; «Пророки»?— 21-я сура Корана; «Верующие»?— 23-я сура Корана; «Поэты»?— 26-я сура Корана; «Паук»?— 29-я сура Корана; «Выстроившиеся в ряды»?— 37-я сура Корана; «Луна»?— 54-я сура Корана.
2 «Нух»?— 71-я сура Корана.
z88 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
вам хорошие рекомендации. И?я?определю от Аллаха то, чего не понимаете вы.
Неужто вы удивились тому, что пришло к?вам напоминание от вашего Господа через чело-века из вас самих, дабы он предостерёг вас, и?дабы вы стали богобоязненными, и?дабы вас помиловали?»
Но они сочли его лже-цом, Мы же спасли его и?тех, кто был с?ним, в?ковчеге, и?потопили тех, каковые объ-являли ложью Отечественные знаме-ния. Воистину, были они сле-пыми людьми(7:59–64).
В суре «Юнус» сообщено:
И прочти им сообщения
о?Нухе.?Вот сообщил он собственному народу: «О?народ мой! В случае, если то, что я живу[среди вас]и?напоми-
наю о?знамениях Аллаха, вам в?тягость, то я буду уповать на Аллаха. Придите же к?единому ответу с?вашими сотовари-щами1, и?да не будет после[этого]
y
1 Другими словами с теми, кому вы поклоняетесь наровне с Аллахом.
z Рассказ о Нухе? y89
у?вас затруднений, а?позже делайте со мной,[что захотите],
и?не давайте мне отсрочки.
Если вы отвернётесь, то я так как не просил у?вас награды,[ибо]
наградит меня только Аллах, мне же велено быть[одним]
из?предавшихся Аллаху».
Они сочли его лжецом, а?Мы спасли его и?тех, кто был с?ним, в?ковчеге, и?сделали их преемниками[тех, кого Мыпогубили], и?потопили тех,
каковые посчитали ложью Отечественные знамения. Взгляни же, каков был финиш тех, кого давали предупреждение!(10:71–73).
В суре «Худ» сообщено:
Мы отправили Нуха к?народу его,[и он сказал]: «Воистину, я для вас?— явный1увещеватель.
[Я был отправлен к?вам], дабы не
Поклонялись вы никому,
1 Слово «явный» показывает или на то, что у Нуха имелись доказательства то-го, что он был отправлен к собственному народу Аллахом, или на то, что он имел возможность донес-ти послание более до этих людей на их языке.
z90 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
не считая Аллаха. Воистину, опасаюсь я, что вы станете нака-заны в?Мучительный сутки!»1
Знатные люди из его народа, каковые не уверовали, ска-зали: «Мы видим, что ты?— всего лишь такой же человек, как и?мы. И?мы видим, что последовали за тобой лишь презренные из нас[под воз-действием] первого [впечатле-ния]. И?мы не видим, дабы
вы в?чём-то превосходили нас, но считаем, что вы?— лжецы!»
Он сообщил: «О народ мой! Сообщите, а?что, в случае, если имеется у?меня подтверждение от моего Господа, и?Он даровал мне от Себя милость2, скры-