Порядок словообразовательного анализа слова

ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА

1. Записать слово в фонематической транскрипции.

2. *[1]Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Выяснить их границы и количество слогов (с указанием теории слогоделения).

4. Указать акцентный тип и место ударения слова.

5. Дать чёрта гласных: по последовательности, по подъему, по огубленности, по отношению к ударению.

6. Дать чёрта согласных: по месту образования, по методу образования, по соотношению тона и шума, по наличию-отсутствию палатальной артикуляции.

7. Указать особенности графики: соответствие написания слова слоговому принципу, его отступление и нарушение от него.

8. Указать особенности орфографии: соответствие написания слова морфологическому принципу, наличие вторых правил.

ЗАДАНИЯ

1. Совершите фонетический анализ следующих слов:

играйтесь, съемка, (я) ловлю, добавь, семьи, раньше, район, сооружает, елка, сердце, уют, воробьев, тайна, только, мощь, тюфяк, цифра, тёмный, мышь, гиря.

2. Выясните тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:

Я в тот же миг отправился к Ивану Игнатьичу, и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши, он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич – сообщил он, встретившись со мной, – вам очень рады! Как это вас всевышний принес? по какому делу, смею задать вопрос?» Я кратко растолковал ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня собственный единственный глаз. «Вы изволите сказать, — сообщил он мне, – что желаете Алексея Иваныча заколоть и хотите, чтобы я при том был свидетелем? Так ли? смею задать вопрос».

– Совершенно верно так.

– Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли! Вы с Алексеем Иванычем побранились? Громадна беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в второе, в третье — и разойдитесь; а мы вас уж помирим. В противном случае: хорошее ли дело заколоть собственного ближнего, смею задать вопрос? И добро б уж закололи вы его: всевышний с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею задать вопрос?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ Независимой РАБОТЫ

3. Совершите фонетический анализ следующих слов:

яблоко, жили, рожь, неуемный, баян, ожог пятидесяти, любящую, стараться, огурчик, скользкий, портфель, обширно, узнаваемый, крупитчатый каемка, дочь.

4. Выясните тип интонационных конструкций в предложениях из следующего отрывка:

Я не вытерпел, оторвал из рук его мою тетрадку и заявил, что уж отроду не покажу ему собственных произведений. Швабрин посмеялся и над данной угрозою. «Посмотрим, – сообщил он – сдержишь ли ты собственный слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в ласковой страсти и в амурной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»

– Не твое дело, – отвечал я нахмурясь, – кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих предположений.

– Ого! скромный любовник и Самолюбивый стихотворец! – продолжал Швабрин, час от часу более зля меня, – но послушай дружеского совета: коли ты желаешь успеть, то рекомендую функционировать не песенками.

– Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

– С охотою. Это значит, что нежели желаешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо ласковых стишков подари ей несколько серег.

Кровь моя закипела.

– А по какой причине ты об ней для того чтобы мнения? – задал вопрос я, с большим трудом удерживая собственный негодование.

– А потому, – отвечал он с адской усмешкою, – что знаю по опыту ее обычай и нрав.

– Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в неистовстве, – ты лжешь самым бесстыжим образом.

Швабрин переменился в лице.

– Это тебе так не пройдет – сообщил он, стиснув мне руку. – Вы мне дадите сатисфакцию.

– Изволь; в то время, когда желаешь! – отвечал я, обрадовавшись. В эту 60 секунд я готов был растерзать его.

Перечень литературы для подготовки к занятию

1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.40-93, 104-124

2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского. М., 1970.

3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

4. Зиндер Л.Р. Неспециализированная фонетика. М., 1979

5. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.

6. Брызгунова Е.А. интонация и Звуки русской речи. М., 1969

7. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. Л., 1991

8. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л, 1983.

9. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. пунктуация и Орфография. М., 1994

Занятие 2

Словообразовательный анализ слова

ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА СЛОВА

1. Выяснить окончание слова

2. **[2] Выяснить формообразующие суффиксы

3. Выяснить, есть ли база производной.

3.1. Да ®

3.1.1. отыскать создающую базу,

3.1.2. выяснить метод словообразования

3.1.3. ** указать аффикс(ы), благодаря которым образовано слово, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным значением

3.1.4. **указать, имеется ли различие в производной и создающей базе (ударение, чередование, усечение, наращение, наложение морфов)

3.1.5. возвратиться в начало п.4

3.2. Нет ® выяснить, есть ли база членимой

3.2.1. Да ®

3.2.1.1. выяснить связанный корень, подобрать однокоренные слова

3.2.1.2. указать аффикс(ы), с которыми связан корень, назвать их, подобрать аффиксы с тем же словообразовательным значением

3.2.2. Нет ® выяснить корень, подобрать однокоренные слова

ЗАДАНИЯ

1. Совершите словообразовательный анализ следующих слов:

заморозки, луковица, узость, буженина, гусиный, хранилище, кочегар, поют, нефтедобытчик, обоняние, низменность, быстрорастворимый, демонтаж, агитацитя, букварь, вставший, авитаминоз, доярка, рисунок, мошкара, воробей, созыв, ночующий, заречье, почтамт.

Словообразовательный разбор слова (5 класс, видеоурок-презентация)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: