Понятие психологического консультирования

Психотерапевтическое консультирование как одно из направлений практической психологии появилось недавно, в 50-е гг. XX в., т.е. довольно много позднее появления вторых отраслей практической психологии — психотерапевтической диагностики, психотерапевтической коррекции, психотерапии. Четкую грань между понятиями психотерапевтическое консультирование, психотерапия, психотерапевтическая коррекция совершить нереально: их цели, задачи, способы тесно переплетены.

Психотерапевтическая коррекция в соответствии с самый распространенному у нас определению (а их, как и определений психотерапии, много) — это деятельность психолога по исправлению тех изюминок психологического развития, каковые по принятой совокупности параметров не соответствуют некоей оптимальной модели (А.С. Спиваковская).

Психотерапия рассматривается многими как более узкое понятие, как способ лечения психологических и психосоматических (т.е. вызванных психологическими факторами) болезней. Но на данный момент это понятие расширяется, и психотерапевтическая модель психотерапии (в отличие от медицинской) подразумевает помощь людям психотерапевтическими средствами в самых разнообразных случаях психотерапевтического неблагополучия (внутренние конфликты, тревога, социальной адаптации и нарушения общения в целом и др.). При таком понимании психотерапии она весьма тесно сближается с психотерапевтической коррекцией и с психотерапевтическим консультированием, и не просто так многие психологи пользуются этими терминами как синонимами.

Цель психотерапевтического консультирования — создание клиентом новых осознанных способов действия в проблемной обстановке. Наряду с этим подразумевается, что клиент психолога-консультанта — психически и психологически здоровый человек, талантливый нести ответственность за собственные поступки и разбирать обстановку.

Соответственно в психологической коррекции и психотерапии этого от клиента (больного) может и не ожидаться. Но на практике оказывается, что практически не бывает полностью здоровых

клиентов, и психолог-консультант (особенно по личностным и межличностным проблемам) в той либо другой мере начинает выступать как психотерапевт.

Но в целом психотерапевтическое консультирование все же имеет собственную специфику и в характере целей, и в применяемых способах. С его помощью решаются не столько крайне важные, глубинные, витальные неприятности (как в психологической коррекции и психотерапии в той части, что их сближает), какое количество неприятности приспособления к обстановке. Консультант оказывает помощь клиенту по-новому посмотреть на проблему, уйти от поведения и привычных стереотипов реагирования, сделать выбор конкретной стратегии поведения. Строго говоря, в его задачу не входят коррекция патологических признаков, обеспечение личностного роста клиента (за исключением консультирования по личностным проблемам, которое фактически смыкается с психологической коррекцией и психотерапией), установление особенных терапевтических взаимоотношений и т.п. Главная задача психолога-консультанта, согласно точки зрения Ю.Е. Алешиной (1994), — оказать помощь клиенту взглянуть на жизненные сложности и свои проблемы со стороны, показать и обсудить те стороны взаимоотношений, каковые, будучи источником трудностей, в большинстве случаев не осознаются и не контролируются. Базой таковой формы действия есть изменение установок клиента на формы взаимодействия и других людей с ними.

Что касается способов психотерапевтического консультирования, то специфика пребывает в удельном весе их применения по ходу работы: по сравнению с психологической коррекцией и психотерапией при консультировании психолог меньше времени отводит на выслушивание (в психотерапии на это уходит главная часть времени), больше растолковывает, больше информирует, больше дает указаний и советов (в психотерапии, за редкими исключениями, указания и советы не употребляются). Консультирование, в большинстве случаев, не имеет для того чтобы регулярного характера, как психологическая коррекция и психотерапия, и довольно часто занимает меньше времени (в среднем 5 — 6 встреч, не смотря на то, что бывают случаи, в то время, когда процесс с громадными перерывами продолжается годами, потому, что у клиента появляются все новые неприятности).

В зависимости от типов решаемых неприятностей выделяют разные виды психотерапевтического консультирования (Алешина Ю.Е., 1994; Немов Р.С., 1999, и др.); из них главными являются:

  • — психолого-педагогическое (помощь в установлении адекватных детско-родительских взаимоотношений, в выборе тактики воспитания и т.п.);
  • домашнее (консультирование домашних пар с супружескими проблемами; участников семьи, в которых имеется дети с отклонениями в развитии, пьяницы, наркоманы и др.);
  • — личностное (помощь в ответе личностных неприятностей, в самопознании, в достижении целей личностного роста);
  • — возрастно-психотерапевтическое (контроль за ходом психологического развития ребенка);
  • — опытное (помощь в опытном самоопределении);
  • — деловое (помощь начальникам в организации деятельности трудового коллектива и налаживании взаимоотношений между людьми).

Это разделение достаточно условно, на практике многие виды консультирования совмещаются (психолого-педагогическое и возрастно-психотерапевтическое, домашнее и личностное, возрастно-психотерапевтическое и опытное и т.п.).

Процесс консультирования может осуществляться как лично, так и в группе.

Позиции консультанта на протяжении консультирования смогут быть разны. В большинстве случаев выделяют три главные позиции.

  1. Консультант как советчик. Он снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические рекомендации (к каким еще экспертам возможно обратиться, как вести себя в той либо другой ситуации, каковы особенности того либо иного возрастного кризиса и т.п.).
  2. Консультант как ассистент. Его задача — не давать практических советов, а оказать помощь клиенту мобилизовать собственные внутренние ресурсы, разрешить ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное ответ.
  3. Консультант как специалист. Он показывает варианты ответа проблемной обстановке, оценивает вместе с клиентом их эффективность, оказывает помощь выбрать лучший.

Самый распространена вторая модель, но практически значительно чаще консультант иногда занимает различные позиции.

Имеется и вторая классификация позиций консультанта (Алешина Ю.Е., 1994; Абрамова Г.С., 1995).

Основы психологического консультирования. Лекция 1. Введение


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: