Мировоззрение–взор на мир–самоё общее представление человека об окружающем месте и мире в нем человека. По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практическийи теоретический.
— Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня воздействуют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, и опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение оказывает помощь ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
— Теоретический — Более большой уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную базу знаний о ценностей и действительности норм, определяющих поведение людей. К этому уровню ответа мировоззренческих неприятностей наровне с наукой в собственности и философия.
База мировоззрения — знания. Философия — это теоретическое ядро мировоззрения. В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. Другими словами мировоззрению свойственна не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения — это та призма через каковые видится реальность. Убеждения — не только интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая психотерапевтическая установка; уверенность в правоте собственных совершенств, правил, идей, взоров, каковые подчиняют себе эмоции, совесть, поступки и волю человека. В структуру мировоззрения входят совершенства. Они смогут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. В большинстве случаев они обращены в будущее. Совершенства — база духовной судьбы личности. Наличие совершенств в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение реальность но и ориентирует на ее изменение. Мировоззрение складывается под действием социальных условий, образования и воспитания. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека. все типы мировоззрений возможно поделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторический тип мировоззрения.
Архаическое мировоззрение прошло продолжительный путь развития и представлено, как уже было сообщено, различными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом. Самыми понятными человеку кажутся (в действительности лишь кажутся) его поступки и собственные желания. Значительно чаще нетрудно додуматься, стремлениями и какими чувствами руководствуются в собственных поступках другие люди.
Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений совсем отделяются от них и образуют особенный мир — мир духов, каковые вступают между собой в отношения, обычные для людей. Они обожают и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и поддерживать друг друга, обманывают и открывают правду.
Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным достаточно подвижна, но все же она существует. Основное отличие пребывает в том, что персонифицированные мировые силы (духи, всевышние) совсем преобразовываются в надмировые и внемировые.
Экзистенциально-личностный тип мировоззрения.
Догматическое мировоззрение.Слово «догма» свидетельствует учение, в большинстве случаев, глубоко продуманное и всесторонне созданное экспертами. Такое учение дает ответы на самые различные вопросы. Но догматический тип мировоззрения не есть самокритичным. Человеку оно преподносится как некая абсолютная сокровище. Отступление от нее довольно часто вызывает санкции со стороны общества: политические репрессии, социальные преследования, отлучение от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и сам делается нетерпимым к инакомыслию, выясняется неспособным воспринять взоры, выходящие за пределы принятой догмы.
Рефлексивное мировоззрение. Рефлексия — это свойство человека как субъекта познания делать своим предметом не только события и явления внешнего мира, но и самого себя, собственный внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.
Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом виде из книг, фильмов либо средств массовой информации. Оно вырабатывается лишь самим человеком.
Функции мировоззрения.
-В духовном мире человека существует довольно много разнообразных представлений, концепций и понятий. На уровне мировоззрения они обобщаются и сводятся воедино, создавая собой то, что мы именуем духовной базой личности человека. В духовном замысле человек имеется таким, каким имеется его мировоззрение.
-мировоззренческие обобщения возносят элементы отечественной духовной судьбы на как следует новый и верховный уровень, то из этого направляться вывод, что мировоззрение — это высший уровень и синтез духовной судьбы человека. Об уровне духовного величия человека точно возможно делать выводы лишь по уровню его мировоззрения, в силу того, что выше мировоззренческих неприятностей бывают лишь мировоззренческие неприятности. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения.
-Мировоззрение — это база духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты — объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас не считая объективных (инстинктивных) имеется ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески вольно действует лишь тогда, в то время, когда мотивируем собственное поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, другими словами — в то время, когда знаем, на что идём.
-Мировоззрение — источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: мастерства, науки, изобретений и другое, — отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, гениев и талантов. Они наблюдали и видели потом, шире и глубже остальных людей. Собственное видения мира они воплотили в собственных произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они заметили в собственном мировоззрении мир — и нам продемонстрировали собственный видение, которое стало видением всего человечества.