Функции управления— это обособленные виды деятельности, направленные на определенную часть управляемого объекта с целью достижения поставленной цели.
Функции управления подразделяют на два вида: неспециализированные и конкретные. Под неспециализированными знают те функции, каковые выполняются всеми органами управления независимо от задач и целей. Таковыми являются анализ, планирование, организация, регулирование, стимулирование, учёт и контроль.
Конкретные функции отражают специализацию деятельности. Для их исполнения в органах управления АПК формируются соответствующие подразделения. Самый распространенные конкретные функции — своевременное управление, маркетинг, материально-техническое обеспечение, техобслуживание, правовое обслуживание, бухучёт.
Для исполнения неспециализированных функций создается аппарат управления, а для исполнения той либо другой конкретной функции — структурные подразделения (работы, отделы, секторы). Лишь в совокупности функции снабжают развитие и нормальную деятельность управляемого объекта.
Аппарат управления является системой взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев (работ, отделов, секторов) и отдельных работников, наделенных полномочиями и располагающих материально-технической базой для осуществления действенного управления всеми сторонами достижения и деятельности объекта поставленных целей.
Функция управления, со своей стороны, подразделяется на составные части — работы, операции, элементы, каковые столь же нужны, как и сама функция, но не являются независимыми. Функцию делает определенное число работников, любой из которых в ходе повседневного труда осуществляет отдельные виды работ. Верное выделение функций разрешает родные и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощается структура и облегчается координация деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения. На базе объёма и состава работ по функциям управления определяют численность работников аппарата и рациональное построение управления по каждой функции, разрабатывают документы организационного регламентирования. Функциональное разделение процессов управления, их классификация имеют важное значение, потому, что определяют цели, направления и задачи деятельности всего аппарата управления.
9. Неспециализированные (главные) функции управленияВ зависимости от задач изучения управление возможно подразделено на функции по следующим показателям: содержание процесса управления; принадлежность к сферам производственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к разным видам управленческого труда (производственный, экономический, технологический, организационный); содержание делаемых операций и работ в функции управления (неспециализированное управление, специальное, техобслуживание).
В случае, если разглядывать управление публичным производством в целом, возможно выделить функции управления индустрией, сельским хозяйством, транспортом; в сфере обращения — управление финансами, торговлей, материально-техническим снабжением.
Основополагающее значение имеет классификация функций, отражающая содержание процесса управления, его стадии: планирование, организация, регулирование, контроль, анализ и учёт.
Совокупность связей неспециализированных функций управления возможно назвать циклом управления.(планирование — организация — контроль промежуточный — регулирование- анализ и учёт)
Планированиепроизводства сельскохозяйственного предприятия — разносторонний и процесс. Для обеспечения целенаправленных действий производственной совокупности нужно выяснить возможность: каждое предприятие должно иметь четкое направление развития производства, продукции, технологии и техники; знать скорость увеличения производства, производительности труда; располагать материальными источниками покрытия предполагаемых технических, трудовых, сырьевых, денежных и иных затрат; воображать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности и т. д. Эти задачи решает планирование.
Функция «организация»призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели методом установления пропорций между элементами трудовой деятельности и порядком их сотрудничества: формирование управляемой и управляющей совокупностей, роли и определение места каждого работника в совокупности и распределение их по звеньям и подразделениям, организация четкого сотрудничества между ними; разработка документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, работников и отдельных служб, и исполнение всех функций в соответствии с программой.
Организация управления строится на базе шести известных правил: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, ритмичности и непрерывности.
Контрольсостоит в постоянном наблюдении, оценке и анализе настоящего хода производственного процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, замысле нормативами и нормами, в обнаружении нужных действий в следующем цикле управления. Совокупности, формы и способы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производственного процесса. Управление любой совокупностью допустимо только тогда, в то время, когда ее воздействие надежно, непрерывно и контролируется. К правилам контроля относятся: действенность (эффективность), непрерывность, всесторонность, гласность, широкое участие трудящихся.
Главное назначение функции «регулирование»содержится в обеспечении равномерного развития всех управления и элементов производства в соответствии с заданными целями, обозначенными в функции планирования, потому, что под действием внешних и внутренних факторов в движении элементов совокупности смогут происходить разного рода трансформации.
Последняя в цикле управления сельскохозяйственным производством функция «анализа и учёта».В практике деятельности сельскохозяйственных фирм различают следующие формы учета: своевременный, бухгалтерский, статистический. Учет реализовывают по результатам управленческого цикла, в то время, когда завершено исполнение производственной программы либо конкретной задачи. Главные (неспециализированные) функции свойственны любой совокупности управления и в единстве снабжают цельность этого процесса.