Высшая нервная деятельность и ее нарушения.

Расстройства гнозиса (агнозии)

Гнозис (греч. gnosis — знание) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его черт. Нарушения гнозиса именуются агнозиями. Значительно чаще расстройства гнозиса затрагивают одну анализаторную совокупность, но возможно тотальной – в то время, когда отмечается полная дезориентировка больного человека.

В соответствии с видами органов эмоций человека различают зрительные, слуховые, тактильные (сомато-сенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Независимую область составляют речевые агнозии. Гнозис — функция, формирующаяся в ходе обучения и исходя из этого самая ранимая в детском возрасте.

Комплексное распознавание осуществляется в третичных территориях.

Зрительные агнозии появляются при поражении затылочной доли мозга; такое поражение ведет к выраженной «корковой слепоте», при которой зрение, как таковое, остается сохранным, но абсолютно теряется зрительная ориентировка. Вся окружающая ситуация думается больному чуждой и непонятной, в связи с чем он делается совсем беззащитным. К примеру, больной может обрисовать словами, как смотрелась его рубаха, но не имеет возможности ее определить, по большому счету не осознаёт, что это такое.

В некоторых случаях больной способен выяснять и отличать отдельные характеристики предметов: величину, форму, темперамент поверхности. Но не знает предмета в целом. К примеру, при предъявлении расчески он может заявить, что это продолговатый, плоский предмет «с зубчиками», но что это такое — он не знает.

При поражении затылочной доли правого полушария больной не определит лиц родственников, друзей, видных писателей и т.д.

Слуховые агнозии (либо душевная глухота) появляются при поражении височной доли мозга. На протяжении изучения слухового гнозиса предъявляют разные привычные звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, кроме того может отличить один от другого, но не определит их источника.

При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание привычных мелодий (амузия). Помимо этого, не хорошо различаются мужские и женские голоса, голоса друзей, речевые интонации.

Тактильная, сенситивная (либо соматосенсорная) агнозия появляется при поражении теменной доли мозга позади от задней центральной извилины. Существуют пара вариантов тактильной агнозии.

Астереогноз — неспособность выяснять предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.

Нарушение схемы тела — неспособность продемонстрировать части собственного тела (шнобель, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает а также может назвать.

Анозогнозия — неузнавание собственного недостатка. В большинстве случаев отмечается при поражении правого полушария. К примеру, больной с параличом правой ноги и руки отрицает наличие у него двигательных расстройств. Принципиально важно учесть, что при поражении лобных долей больные часто пребывают в добром либо вялом состоянии и игнорируют собственный недостаток, не смотря на то, что поймут его наличие. При слабоумии имеет место недооценка либо полное непонимание собственного недостатка. Эти состояния направляться отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.

Обонятельная и вкусовая агнозия заключаются соответственно в неузнавании вкусовых раздражителей и запахов. Эти виды агнозий не имеют значительного практического значения.

Расстройства праксиса (апраксии)

Праксис (греч. pragma — воздействие) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис — это автоматизированное исполнение заученных перемещений. Для исполнения таких перемещений «на едином дыхании» нужны достаточная зрительно-постоянное поступление и пространственная ориентировка информации о ходе делаемых действий.

Расстройства праксиса именуются апраксиями. Апраксии — необычные нарушения перемещений, при которых не отмечается параличей. Различают три главных типа апраксии: моторную (эфферентную), идеаторную, конструктивная (зрительно-пространственную) и кинестетическую (афферентную).

При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает свойство выполнять привычные, ставшие автоматизированными действия. К таким действиям относятся причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, еда посредством ложки, чистка множество и зубов вторых. У больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные перемещения. Но он как будто бы забывает, как нужно причесываться, как пользоваться ложкой, как надевать рубаху и т.д. Моторная апраксия отмечается при поражении нижнетеменных отделов коры мозга. Разновидность моторной апраксии – моторная афазия Брока, речевая апраксия).

Конструктивная (зрительно-пространственная) апраксия содержится в нарушении целенаправленных действий, невозможность сложить целое из частей благодаря недостатка зрительно-пространственной ориентировки. (к примеру, нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат либо треугольник). Конструктивная апраксия отмечается при поражении теменно-височно-затылочной области.

Идеаторная апраксия: больной не имеет возможности выполнитьдействия по заданию (застегнуть пуговицу), но может это сделать машинально.

Кинестетическая (афферентная) апраксия содержится в неспособности руководить перемещениями благодаря потери контроля за положением аккуратных органов. Основной недостаток — неумение придать произвольно определенную позу кисти, руке, языку, губам. Кинестетическая апраксия носит название «апраксии позы». Кинестетическая апраксия отмечается при поражении теменной доли мозга.

.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как реализуется социальная детерминированность сознания? Приведите пример.

2 .Дайте чёрта нейрофизиологической базе сознания.

3. Какие конкретно структуры ЦНС реализовывают сознание?

4. Охарактеризуйте подсознания и нейрофизиологические механизмы сознания.

5. По какой причине подсознание энергетически удачнее для ЦНС?

6. Охарактеризуйте термин «корковая слепота». Какой вид агнозии он включает?

7. Дайте чёрта моторной апраксии и ее характерным показателям.

КИМы

Особенности высшей нервной деятельности человека. Эмоции и память. Видеоурок по биологии 8 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: