Понятие и виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность – неотъемлемая часть правовой совокупности, направленная на защиту публичных взаимоотношений от неправомерного поведения виновных лиц. Юридическая ответственность имеет последовательность значительных показателей: признание и официальное осуждение виновного его деяния правонарушением; использование к виновному установленных правом санкций уполномоченными субъектами власти; регламентированный процессуальными нормами порядок ее применения.

Разумеется, указанные выше показатели основаны на применении права, отраслевое разделение которого (уголовное, гражданское и административное право) есть базой для деления юридической ответственности на виды. Так, юридическая ответственность представлена через уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.

Изюминкой отрасли административного права постоянно считалось регулирование более разнообразного круга публичных взаимоотношений. Обстоятельство тому – множество действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов, по-различному регламентирующих порядок и основание происхождения, трансформации либо прекращения правоотношений. Это относится и правоотношений, которые связаны с привлечением к ответственности лиц, виновных в совершении административных, противоправных действий и дисциплинарных проступков национальных служащих, повлекших причинение материального вреда стране. Следовательно, ответственность по административному праву выступает не только наиболее значимым университетом административного права, но и употребляется в качестве элемента способа правового регулирования вторыми отраслями права.

Административное право абсолютно регулирует административную ответственность. Помимо этого, оно регламентирует дисциплинарную ответственность обучающихся и государственных служащих (школьников, студентов, курсантов, слушателей и других, и материальную ответственность солдатах)[94].

Так, разнообразие круга регулируемых нормами административного права публичных взаимоотношений определяет пара видов ответственности по административному праву: административную, дисциплинарную и материальную.

К тому же, в рамках разных научных школ выделяется конституционная ответственность, денежная (ответственность) и налоговая ответственность, наступающая в обязательном порядке. К примеру, нормы Налогового кодекса РФ (раздел 4) устанавливают понятие налогового правонарушения, его виды, неспециализированные условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговые санкции. Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть 4)кроме этого устанавливает основания и понятие мер, используемых за нарушения бюджетного законодательства, полномочия федеральных органов аккуратной власти, органов, выполняющих бюджет субъектов РФ и местных бюджетов по применению мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

За нарушение налогового и бюджетного законодательства предусмотрены следующие меры: предупреждение, блокировка затрат, изъятие бюджетных средств, приостановление операция по квитанциям, наложение штрафа, начисление пени (ст. 282 БК РФ; ст. 114 НК РФ).

Вышесказанное есть базой точки зрения о наличии еще одного вида юридической ответственности — денежно-правовой.

Деление юридической ответственности по видам основано не на правоохранительных нормах налогового, бюджетного, экологического либо, к примеру, земельного законодательства а также не на существовании санкций, не предусмотренных в УК РФ, КоАП РФ, ГК Российской Федерации, а на том, какова природа используемых мер. Последняя связана с защитой заинтересованностей личности, общества, страны, местных органов самоуправления, методом применения властных процедур по применению мер национального принуждения уполномоченными национальными органами аккуратной власти либо муниципальными органами власти. Более того, процедура обнаружения нарушений бюджетного либо налогового законодательства основана на проведении испытаний, носящих обычный административно-правовой темперамент. Практически речь заходит об административно-юрисдикционной функции, отраженной не только в КоАП РФ, но и в иных законах за правонарушения административного характера.

Так, в соответствии со ст. 112 закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об аккуратном производстве» судебный пристав-исполнитель в праве устанавливать исполнительский сбор, в случае, если должник не представил последнему доказательств того, что выполнение было неосуществимым благодаря непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях событий. Возможность существования таковой ситуации допускает как научное, так и судебное толкование действующего законодательства. Данное суждение подтверждается и позицией Верховного Суда РФ, высказанной по целому последовательности дел. К примеру, в Распоряжении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, появляющихся у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»[95] указывается на то, что при привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса РФ, содержащими показатели административного правонарушения, делопроизводство должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, направляться. 2 ст. 10 НК РФ).

Каждая настоящая юридическая ответственность, среди них и по административному праву, имеет три основания: нормативное, фактическое и процессуальное.

Под нормативным основанием юридической ответственности понимается совокупность действующих правовых норм, закрепляющих условия, меры и поведение действия на лиц, совершивших правонарушение.

Для административной ответственности таковой совокупностью правовых норм есть КоАП РФ, законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Нормативным основанием дисциплинарной и материальной ответственности являются законы , подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок прохождения работы в соответствующих органах власти. Примером может служить закон от 21 июля 1997 г №114-ФЗ «О работе в таможенных органах РФ», закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе солдатах» либо закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной работе безопасности РФ» и др.

Фактическим основанием ответственности по административному праву есть яркое деяние лица, квалифицируемое как правонарушение. Для административной ответственности таким основанием есть административное правонарушение. Дисциплинарная и материальная ответственность наступает за противозаконное, виновное неисполнение либо ненадлежащее выполнение национальными служащими возложенных на него должностных обязанностей. Наряду с этим материальная ответственность наступает лишь в том случае, если дисциплинарным проступком либо иным виновным деянием причинен материальный ущерб органам власти.

Помимо этого, фактическим основанием дисциплинарной ответственности может стать административное правонарушение в том случае, если его совершит военнослужащий, граждане, призванные на армейские сборы, и имеющие особые звания сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-аккуратной совокупности, Национальной противопожарной работы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов и психотропных веществ. Указанные лица несут административную ответственность только за те административные правонарушения, каковые указаны в части 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

Процессуальным основанием являются акты применения норм процессуального права, фиксирующие факт нарушения правового режима, доказательства вины лица, совершившего противозаконное деяние, использование к ним юридических санкций. Нормы процессуального права, устанавливающие процессуальные основания административной ответственности сосредоточены в разделах 4 и 5 КоАП РФ, а также в АПК РФ , если участником делопроизводства об административном правонарушении выступает юрлицо либо личный предприниматель в связи с осуществлением ими предпринимательской либо другой экономическйо деятельности, отнесенные законом подведомственности арбитражных судов. Процессуальным основанием дисциплинарной и материальной ответственности являются акты субъектов власти, каковые в отличие от лиц, использующих административную ответственность, являются начальниками тех лиц, которых они завлекают к дисциплинарной либо материальной ответственности. Еще одной изюминкой есть то, что такие акты основаны как на законодательстве, так и на подзаконных и локальных нормативных правовых актах, устанавливающих специфику прохождения конкретного вида национальной работы либо внутренний порядок учебного заведения.

Правой университет административной ответственности традиционно есть территорией практиков и повышенного внимания учёных. Наоборот, вопросы административно-правового механизма привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности рассматривались только фрагментарно.

2. Понятие, основания и субъекты дисциплинарной ответственности по административному праву.

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на базе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им участников устойчивых коллективов за иные правонарушения и дисциплинарные проступки.

Дисциплинарная ответственность имеет последовательность изюминок.

Первой изюминкой есть много нормативных правовых актов, устанавливающих разнообразные дисциплинарные санкции.

Так, к сотрудникам органов внутренних используются дисциплинарные взыскания в соответствии с дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утвержденным Президентом РФ.

К сотрудникам Национальной противопожарной работы Министерства РФ по делам гражданской обороны, ликвидации последствий и чрезвычайным ситуациям стихийных бедствий используются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением о работе в органах внутренних дел РФ в соответствии с требованиями ст. 40 закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ О внесении дополнений и изменений в кое-какие законы РФ в связи с совершенствованием национального управления в области пожарной безопасности и п. п. 15 п. 12 Указа Главы Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, ликвидации последствий и чрезвычайным ситуациям стихийных бедствий.

На сотрудников таможенных органов Русском Федерации[96] и сотрудников правоохранительной работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[97] за нарушение служебной дисциплины смогут налагаться в соответствии с правилами следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по итогам аттестации; увольнение из органов.

За дисциплинарный проступок к солдату либо гражданину, призванному на армейские сборы на основании ст. 28.4 закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе солдатах», смогут использоваться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из размещения воинской части либо с корабля на берег; лишение нагрудного символа отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в воинской должности; понижение в воинском звании на одну ступень; понижение в воинском звании на одну ступень со понижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной работы в связи с невыполнением условий договора; отчисление из армейского образовательного учреждения профобразования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

Дисциплинарным уставом Армии РФ закреплен список взысканий, каковые смогут использоваться к следующим категориям солдатах: воинам, матросам, старшинам и сержантам; мичманам и прапорщикам; офицерам (младшим, старшим и высшим); гражданам, призванным на армейские сборы.

К примеру, дисциплинарный арест используется ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на армейские сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на армейские сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на армейские сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), и военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола.

Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном законом О судопроизводстве по данным о неотёсанных дисциплинарных проступках при применении к солдатам дисциплинарного ареста и об выполнении дисциплинарного ареста, на срок до 30 дней за один либо пара неотёсанных дисциплинарных проступков. В случае, если неотёсанным дисциплинарным проступком есть административное правонарушение[98], то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (в случае, если такая мера обеспечения производства по данным о дисциплинарном проступке была применена к солдату) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за что назначен дисциплинарный арест.

На протяжении отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из перечней личного состава воинской части в связи с увольнением с военной работы (отчислением с военных сборов либо окончанием армейских сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной рабочей группой негодным к военной работе, а военнослужащий, служащий по договору на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины либо главного корабельного старшины включительно, и военнослужащий, служащий по призыву, — кроме этого за исключением случая признания его военно-врачебной рабочей группой ограниченно годным к военной работе.

Наряду с этим время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной работы не засчитывается.

Вторая особенность дисциплинарной ответственности по административному праву связана с основаниями привлечения к дисциплинарной ответственности отдельных категорий лиц.

Во многих случаях административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Солдаты, граждане, призванные на армейские сборы, и имеющие особые звания сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-аккуратной совокупности, Национальной противопожарной работы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и таможенных органов и психотропных веществ отвечают за административные правонарушения в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной работы, не считая правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступает на неспециализированных основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ).

Следовательно, часть 1 ст. 2.5 КоАП РФ устанавливает неспециализированное правило о дисциплинарной ответственности солдатах, граждан, призванных на армейские сборы, и лиц, имеющих особые звания, за идеальные ими административные правонарушения.

При, в то время, когда административное правонарушение совершено лицами, указанными в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, делопроизводство об административном правонарушении по окончании выяснения всех событий совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ.

В этом случае распоряжение о прекращении делопроизводства об административном правонарушении со всеми материалами дела в течении 24 часов с момента вынесения распоряжения направляется в воинскую часть, орган либо учреждение по месту военной работы либо месту прохождения армейских сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).

В статье 34 Положения о работе в органах внутренних дел РФ перечислены дисциплинарные проступки, каковые являются неотёсанным нарушением служебной дисциплины. К примеру, нахождение сотрудника органов внутренних дел на работе в состоянии алкогольного, наркотического и (либо) иного токсического опьянения, и отказ сотрудника органов внутренних дел от медицинского освидетельствования на состояние опьянения; непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о собственных доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о собственных обязательствах имущественного характера, доходах жены (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, и представление сотрудником органов внутренних дел ложных сведений о собственных доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о собственных обязательствах имущественного характера, доходах жены (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера.

К примеру, статья 81 Дисциплинарного устава Армии РФ к неотёсанным дисциплинарным проступкам относит: совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность; отсутствие военнослужащего, служащего по договору, либо офицера, служащего по призыву, в воинской части либо установленном за пределами воинской части месте военной работы без уважительных обстоятельств более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени и др.

За любой факт нарушения служебной дисциплины, и за пара распознанных проступков в один момент возможно наложено лишь одно дисциплинарное взыскание.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, лица рядового, начальствующего состава МВД России, сотрудники правоохранительной работы в органах по контролю за оборотом наркотических психотропных веществ и средств по неспециализированному правилу смогут привлекаться к ответственности до истечения десяти дней с того дня, в то время, когда главе стало известно о совершенном проступке. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на протяжении заболевания сотрудника или во время его нахождения в отпуске либо командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по итогам ревизии либо проверки денежно-хозяйственной деятельности — более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время заболевания, и время производства по уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Использование дисциплинарного взыскания к солдату, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 дней со дня, в то время, когда начальнику (главе) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу либо по делу об административном правонарушении, времени заболевании военнослужащего, нахождения его в командировке либо отпуске, и времени исполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Срок давности установлен п. 8 ст. 28.2 закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе солдатах», и он образовывает один год со дня совершения дисциплинарного проступка.

Во многих случаях закон устанавливает наровне с неспециализированными и особые сроки давности. К примеру, в соответствии с п. 4 ст. 58 закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О госслужбе РФ» дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему используется конкретно по окончании обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности, нахождения его в отпуске, вторых случаев отсутствия на работе по уважительным обстоятельствам, и времени проведения служебной проверки.

В случае, если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство должно быть прекращено.

Особенности дисциплинарной ответственности обучающихся. Поступление в образовательное учреждение есть правом каждого гражданина. Обучающиеся всех видов образовательных учреждений есть в праве на получение образования в соответствии с национальными образовательными стандартами. Кроме этого на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них есть исполнение установленных в образовательных учреждениях правил поведения. Следствием их нарушения есть использование мер дисциплинарной ответственности.

В зависимости от последствий, появляющихся у обучающихся за нарушение правил поведения в образовательном учреждении, меры принуждения разделяются на меры дисциплинарного либо воспитательного действия. Может показаться, что такое разделение достаточно условно, но лишь с позиций обучающегося. Во-первых, меры воспитательного действия более разнообразны, поскольку не ограничены рамками устава и законодательства образовательного учреждения. Во-вторых, субъектами их применения являются все педагоги, трудящиеся в учебном заведении. В-третьих, использование мер воспитательного действия не связано с крайней мерой дисциплинарного принуждения – отчислением обучаемого из образовательного учреждения, в то время, когда другие меры воспитательного и дисциплинарного действия уже исчерпаны. Воспитательное действие направлено только на формирование личности обучающегося в интересах его самого, государства и общества. В-четвертых, меры воспитательного действия, в большинстве случаев, предшествуют применению мер дисциплинарного характера. Наконец, основное отличие содержится в том, что каких- или правовых последствий для обучающегося использование мер воспитательного действия не вызывает.

Правовую базу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют: интернациональное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Конвенция о защите прав основных свобод и человека от 4 ноября 1950 г. и т.д.); нормативные правовые акты федерального уровня (Конституция РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», закон «О высшем и послевузовском опытном образовании», закон «Об базах правонарушений профилактики и системы безнадзорности несовершеннолетних», Типовые положения об образовательных учреждениях и т.д.[99]); локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Этический кодекс студентов, Правила поведения обучающихся, Правила о взысканиях и поощрениях обучающихся, Дисциплинарный устав и т.д.).

Так, изюминкой дисциплинарной ответственности обучающегося есть то, что она используется на основании совершенного дисциплинарного проступка, как противозаконного, виновного нарушения обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством, подзаконными нормативными правовыми и локальными актами образовательного учреждения.

Целью применения дисциплинарного взыскания есть предупреждение совершения новых нарушений дисциплины как самим нарушителем, так и другими обучающимися.

На сегодня единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности есть исключение из образовательного учреждения. Так как, в соответствии с ст. 32 Закона РФ «Об образовании», в компетенцию образовательного учреждения входит принятие и разработка Правил внутреннего распорядка, другие меры дисциплинарной ответственности смогут быть предусмотрены уставами и другими локальными правовыми актами образовательного учреждения. Это положение абсолютно корреспондируется с п. 9 ст. 1 закона «О высшем и послевузовском опытном образовании», в соответствии с которому «За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему смогут быть применены дисциплинарные взыскания впредь до отчисления из высшего учебного заведения».

Субъектами дисциплинарного действия в образовательном учреждении смогут быть обучающиеся школы, студенты учреждений начального опытного, среднего профобразования, курсанты, слушатели, адъюнкты, аспиранты учреждений высшего опытного и послевузовского профобразования.

Использование дисциплинарной ответственности к отдельным категориям обучающихся имеет последовательность изюминок. Так, в отношении обучающихся школ, не достигших 15 лет, в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», нельзя применить крайнюю меру дисциплинарного взыскания – исключение из учебного заведения. В отношении вторых обучающихся использование дисциплинарного наказания связано не столько с обучением, сколько с научной работой. Так, в соответствии с п. 17 и п. 54 Распоряжения министрства внутренних дел России от 7 августа 2003 г. № 610, адъюнкты и докторанты, не выполнившие замысел работы над диссертацией, отчисляются соответственно из докторантуры и адъюнктуры[100].

Законодательство не регулирует процесс возбуждения, применения и расследования дисциплинарных санкций. Так, процедура дисциплинарного производства частично основана на локальных правовых актах в виде утвержденных положений, устанавливающих деятельность коллегиальных органов образовательных, научно-образовательных и научных учреждений (к примеру, Положение о совете школы). Так, на основании упомянутого выше распоряжения министрства внутренних дел России отчисление адъюнктов и докторантов основано на ответе ученого (научного) совета института либо НИУ МВД России, деятельность которых регламентируется локальными правовыми актами соответствующих образовательных учреждений совокупности подготовки кадров МВД России. Примером может служить Приказ главы Дальневосточного юридического университета МВД России от 23 июня 2008 г. № 377 «Об утверждении Положения об Ученом совете Дальневосточного юридического университета МВД России».

Особенности работы в милиции диктуют и особенное отношение к дисциплине курсантов, слушателей, проходящих обучение в ведомственных учебных заведениях органов правопорядка. Это проявляется в создании особых органов, деятельность которых направлена на упрочнение служебной законности и дисциплины, обеспечение соблюдения норм опытной этики, разрешение и предупреждение конфликта заинтересованностей в повседневной деятельности курсантов. Так, на основании Распоряжения министрства внутренних дел России от 27 июля 2009 г. № 579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения совокупности МВД РФ по профессиональной этике и служебной дисциплине» в учреждениях совокупности подготовки кадров для МВД России созданы соответствующие комиссии. Примером может служить деятельность рабочей группы по профессиональной этике и служебной дисциплине Дальневосточного юридического университета МВД России, положение о которой утверждено Приказом главы ДВЮИ МВД России от 16 сентября 2009 г. № 481. Так как обучение курсантов есть частью их служебно-боевой подготовки, эта рабочая группа вправе разглядывать не только нарушения, которые связаны с действием Положения о работе в органах внутренних дел РФ, но и в связи с качеством обучения в образовательном учреждении совокупности МВД.

Сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности кроме этого не урегулированы законодательством. Но типовые положения об образовательных учреждениях, принятые распоряжениями Правительства РФ, частично заполняют данный пробел. Так, в соответствии с п. 80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профобразования, дисциплинарное взыскание используется в срок, не превышающий 1 месяца со месяцев обнаружения и дня 6 проступка со дня его совершения, не считая времени заболевании студента и (либо) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов на протяжении их болезни, каникул, отвлечённого отпуска либо отпуска по родам и беременности. В случае, если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на какой бы стадии оно ни пребывало, заканчивается.

Любое ответ о применении дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме в виде приказа начальника образовательного учреждения. О принятом ответе направляться ознакомить его родителей и виновного обучающегося под роспись с вручением копии приказа.

Сведения о дисциплинарном взыскании курсанта, слушателя, адъюнкта заносятся в личное дело обучающегося.

Понятие и виды юридической ответственности #127891; ЕГЭ по обществознанию без репетитора


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: