Понятие бюджетного права, его источники

Специфика предмета бюджетного права пребывает в том, что оно регулирует отношения РФ, ее субъектов, соответствующих органов и муниципальных образований представительной и аккуратной власти. Эти отношения появляются в связи с образованием, использованием и распределением финансовых муниципальных образований и фондов государства, имеющих неспециализированное значение для соответствующей территории.

Исходя из данной неспециализированной чёрта бюджетного права, в нем возможно выделить следующие блоки норм, каковые закрепляют и регулируют:

  • бюджетное устройство и бюджетную систему РФ, т. е, виды бюджетов, входящих в бюджетную совокупность РФ, правила их обоюдной связи, роль каждого из видов бюджетов;
  • состав расходов и доходов бюджетной совокупности в входящих и целом в нее бюджетов, порядок расходов и разграничения доходов между бюджетами;
  • компетенцию (права) РФ, ее субъектов, городов в области бюджета;
  • бюджетный процесс, т. е. реализации бюджета и порядок формирования, и порядок отчетности об выполнении бюджета.

Бюджетное право – совокупность юридических норм, регулирующих публичные отношения, каковые появляются в связи с образованием, использованием и распределением финансовых фондов, сосредоточенных в национальных и местных бюджетах.

Бюджетное право РФ – это совокупность денежно-правовых норм, регулирующих отношения по организации бюджетной совокупности РФ, определению состава и расходов разграничения и порядка доходов в бюджетной совокупности, бюджетную компетенцию муниципальных образований и государства, и бюджетный процесс.

Источники бюджетного права. Базой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, есть Конституция РФ. Последовательность ее статей конкретно устанавливают принципы и исходные начала бюджетной деятельности в Российской Федерации (ст. 71, 106). Кроме этого и конституционные нормы неспециализированного значения определяют формы взаимоотношений и основные принципы в области бюджета, базы организации бюджетной деятельности страны, защиты прав и законных заинтересованностей участвующих в ней субъектов.

Среди действующих в данной сфере законов очень направляться отметить БК РФ кодифицированный федеральный закон, регулирующий бюджетные отношения в государств. В нем установлены неспециализированные правила бюджетного законодательства РФ, правовые базы функционирования бюджетной совокупности, включая бюджет страны, бюджеты муниципальных образований и субъектов Федерации, национальные внебюджетные фонды, выяснены правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, базы межбюджетных взаимоотношений, бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Каждый год принимаемые законы о бюджете страны, кроме конкретных показателей его расходов и доходов, кроме этого содержат правила неспециализированного значения, т. е. нормы бюджетного права.

В сфере бюджетных взаимоотношений, кроме законов, на федеральном уровне действуют указы Главы Российской Федерации, распоряжения Правительства РФ, правовые акты Минфина РФ, у которых в собствености ключевая роль в практической организации бюджетной деятельности страны.

В связи с распределением компетенции по правовому регулированию бюджетных взаимоотношений между властями различных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются кроме этого нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов власти. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным изюминкам, установленные на федеральном уровне правила, наряду с этим они не должны противоречить последним.

правоотношения и Бюджетные нормы: их особенности и виды.

Бюджетные их особенности и правоотношения

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права публичные отношения, появляющиеся в связи с формированием, использованием и распределением средств национальных и местных бюджетов.

Бюджетным правоотношениям характерны особенности, касающиеся их субъектного состава и содержания:

  • они появляются в связи с образованием, использованием и распределением централизованного национального либо муниципального финансового фонда соответствующей территории;
  • права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены исполнением и формированием бюджета как главного денежного замысла страны, национального либо муниципального образования;
  • в бюджетных правоотношениях, кроме органов власти и местного самоуправления, конкретно участвуют в качестве субъектов этих взаимоотношений государство, национальные либо города.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, смогут быть материальными и процессуальными.

БК РФ для чёрта обязанностей властей в области затрат бюджетных средств вводит новые в русском законодательстве понятия – бюджетное и расходное обязательства. В соответствии с Кодексу бюджетные обязательства – это расходные обязательства, выполнение которых предусмотрено законом (ответом) о бюджете на соответствующий денежный год.

К субъектам бюджетного права используются установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в БК РФ, что привел вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства в определенную совокупность.

В соответствии с БК РФ нарушением бюджетного законодательства согласится неисполнение либо ненадлежащее выполнение установленного Кодексом рассмотрения проектов и порядка составления бюджетов, утверждения бюджетов, контроля и исполнения за выполнением бюджетов всех уровней бюджетной совокупности.

БК РФ определяет основания для применения мер принуждения и список этих мер, каковые используются к нарушителям бюджетного законодательства. В него входят:

  • предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного процесса;
  • блокировка затрат; изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по квитанциям в кредитных организациях; наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры.

Кроме упомянутых положений БК РФ, нормы об ответственности в данной области включены в новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В нем предусматривается наложение административного штрафа (в различных размерах) на чиновниковов и на юрлиц за следующие административные правонарушения: нецелевое применение бюджетных средств; нарушение срока возврата бюджетных средств, взятых на возвратной базе и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Вместе с тем в данной области в соответствующих случаях используются и меры уголовной ответственности, предусмотренных УК РФ.

Значение бюджетного права обусловлено ответственной ролью национального и местного бюджетов в ответе экономических и соцвопросов страны. Для федеративного страны оно особенно громадно. Нормы бюджета права регулируют внутрифедеративные отношения по распределению денег, нужных для осуществления полномочий уровня субъектов и федерального уровня федерации. В силу собственной важности часть взаимоотношений в области бюджета регулируется конституционными нормами. Нужно подчернуть, что нормы БК РФ, касающиеся нарушения бюджетного законодательства нуждаются в уточнении.

Понятие, виды и роль бюджетов. Бюджетное устройство РФ.

Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного фонда финансовых средствопределенного национально-территориального либо муниципального образования, находящегося в распоряжении органов власти либо местного самоуправления, предназначенного для финансирования неспециализированных задач территории и являющегося главным денежным замыслом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Бюджет (франц. budget — кошелек) есть исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих денежно-правовых категорий, исходя из этого его определение образуется из экономического, материального и юридического (правового) качеств.

Исполнение социальной, политической и экономической функций любого страны объективно требует денег, а удовлетворяются национальные потребности в финансовой форме. Так, экономическая сущность бюджета проявляется в публичных отношениях, которые связаны с аккумулированием, использованием и распределением средств централизованного финансового фонда соответствующего территориального уровня.

В материальном нюансе бюджет представляет собой централизованный финансовый фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих властей. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения приобретают в ходе их реализации, т. е. бюджетные отношения материализуются в централизованном финансовом фонде соответствующего территориального образования. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяются количество накапливаемых денежных средств, виды расходов и доходов. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации денег в руках страны, зависит от последовательности факторов: уровня экономического развития; способов хозяйствования на фирмах, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических, соцвопросов и т. п. Конкретно материальный нюанс бюджета отражается в официальных источниках, определяющих финансирование какого-либо мероприятия, национального органа, зачисление суммы на бюджетный счет, выдачу субсидии из бюджета и т. п.

Юридическое (правовое) значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как расходования фонда и форму образования денежных средств, предназначенных для функций государства и финансового обеспечения задач и местного самоуправления (ст. 6); бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — как расходования и форму образования денежных средств, предназначенных для функций и обеспечения задач, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (ст. 14); бюджет муниципального образования — как расходования и форму образования денежных средств, предназначенных для функций и обеспечения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 15).

Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ, в соответствии с которой бюджет страны разрабатывается и утверждается в форме закона , бюджет субъекта РФ — в форме закона субъекта РФ, местный бюджет — в форме правового акта представительного органа местного самоуправления или в порядке, установленном уставом муниципального образования. Но эта норма не разграничивает закон и сам бюджет (правовой акт) о его утверждении.

Существование бюджета как особенной категории правового акта разрешает сравнивать общую сумму доходов с общей суммой затрат, классифицировать затраты по статьям, определять их срочность и относительную важность. Утверждается бюджет соответствующим представительным органом (ст. 153 БК РФ) в форме закона (на уровне РФ и субъектов РФ) либо иного правового акта (на муниципальном уровне).

В странах с континентальной совокупностью права бюджет принимается в форме единого закона, а в странах с англосаксонской совокупностью права — в форме независимых актов по прибыльной и расходной частям бюджета.

Бюджет как правовая категория имеет следующие показатели во-первых, это общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия национальных затрат; во-вторых, это денежный замысел страны, где указаны его расходы и доходы; в-третьих, это главный денежный замысел страны, потому, что наровне с ним действуют и денежные замыслы фирм, учреждений, организаций (балансы, сметы). Как главный денежный замысел бюджет характеризуется координацией и универсальностью. Универсальность бюджета как денежного акта проявляется в нюансе охвата им, как ни одним вторым денежным замыслом, фактически сфер и всех областей экономического и социального развития. Координирующая роль бюджета проявляется через связь показателей бюджета с показателями вторых денежных замыслов.

Бюджет как правовая категория есть объектом бюджетных правоотношений, зафиксированным бюджетно-правовыми нормами и отделимым от материального содержания.

Ответственное значение имеет содержание бюджета в нюансе объекта права собственности как части национальной казны. С этих позиций бюджет характеризует ст. 214 ГК Российской Федерации, устанавливающая, что средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за учреждениями и государственными предприятиями, составляют национальную казну публично-правового образования.

Сущность любой категории, среди них и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет — самая широкая денежная категория, исходя из этого ему свойственны все функции, находящиеся в собствености финансам: перераспределение ВВП; стимулирование экономики и государственное регулирование; денежное обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики страны; контроль за использованием и образованием централизованных фондов денежных средств.

Вместе с тем бюджет как звено денежной совокупности несет изюминке, отличающие его от вторых звеньев денежной совокупности: а) госбюджет есть особенной формой перераспределительных взаимоотношений, которая связана с обособлением части ВВП в собственность всего страны (либо субъекта РФ) и ее применением в целях удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его национально-территориальных образований; б) бюджет осуществляет перераспределение ВВП и части национального достатка как между территориальными образованиями, так и между отраслями народного хозяйства; в) перераспределение ВВП бюджетными способами в более значимой степени, чем у других звеньев денежной совокупности, определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития в частности; г) сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе национальных финансов, что обусловлено главным положением бюджета по сравнению с другими звеньями денежной совокупности.

Бюджет есть публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и помогает для выражения только общегосударственных заинтересованностей, исходя из этого отношения в данной сфере регулируются в основном императивными нормами.

В бюджетном законодательстве РФ существует понятие «консолидированный бюджет», что свидетельствует «свод бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ на соответствующей территории» (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет имеет два значительных показателя: во-первых, он является совокупностью бюджетов определенной территории, т.е. бюджет соответствующего национально-территориального либо муниципального образования; во-вторых, свод бюджетов определенной территории употребляется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и денежных нормативов и норм, нужных для бюджетного планирования и анализабюджетной деятельности.

В РФ возможно выделить: консолидированный бюджет всего страны, образуемый бюджетами всех уровней бюджетной совокупности; консолидированный бюджет субъектов РФ, складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов городов, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет муниципального образования, складывающийся из местных бюджетов территорий, образующих это муниципальное образование. В связи с возникновением федеральных округов в качестве независимого вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа, складывающийся из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий федеральный округ.

В соответствии с федеративной формой Русского страны и наличием местного самоуправления в качестве довольно обособленной категории выделяются: бюджет страны, бюджеты субъектов РФ и местные (муниципальные) бюджеты.

бюджет страны — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного финансового фонда РФ, находящегося в распоряжении соответствующих властей, предназначенного для задач и финансирования функций общегосударственного значения и являющегося главным денежным замыслом страны, утверждаемым Госдумой, Советом Федерации, Президентом Российской Федерации.

бюджет страны (как и бюджет субъекта РФ и местный (муниципальный) бюджет) направляться разглядывать с трех точек зрения: экономической, материальной и правовой.

С экономической точки зрения бюджет страны является совокупностью финансовых взаимоотношений, складывающихся на уровне субъекта РФ по поводу перераспределения ВВП и части национального достатка в целях аккумулирования, использования и распределения централизованного в масштабах всей РФ фонда, предназначенного для финансирования общегосударственных задач и функций. В ходе функционирования бюджетные отношения федерального уровня приобретают финансовое воплощение, т. е. они материализуются.

С материальной точки зрения бюджет страны представляет собой сконцентрированный в границах всего страны централизованный финансовый фонд, находящийся в распоряжении соответствующих федеральных властей и применяемый для ответа задач неспециализированного национального значения.

С юридической точки зрения бюджет есть правовым актом, т. е. на федеральном уровне это главный денежный замысел по использованию и распределению финансового фонда всего страны, утверждаемый в форме закона и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных взаимоотношений.

Роль бюджета страны выражается в том, что он есть главной денежной базой функционирования страны.

Централизация денежных средств в бюджете страны имеет ответственное экономическое и политическое значение, разрешает осуществлять единую экономическую политику на территории всей страны. Средства, мобилизуемые в бюджете страны, употребляются для затрат на общегосударственные потребности, каковые не смогут (либо не должны) быть обеспечены из вторых источников.

Посредством бюджета страны осуществляется перераспределение денежных средств между субъектами РФ в целях выравнивания условий их развития экономики.

Бюджет субъекта РФ — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного финансового фонда регионального уровня, находящегося в распоряжении соответствующих властей, предназначенного для задач и финансирования функций этого субъекта и являющегося его главным денежным замыслом, утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.

С экономической точки зрения бюджет субъекта РФ является совокупностью финансовых взаимоотношений, складывающихся на уровне субъекта РФ по поводу перераспределения ВВП и части национального достатка в целях аккумулирования, использования и распределения централизованного в масштабах определенного региона финансового фонда, предназначенного для задач субъекта и финансирования функций РФ.

С материальной точки зрения бюджет субъекта РФ представляет собой сконцентрированный в рамках определенного региона централизованный финансовый фонд, находящийся в распоряжении соответствующих региональных властей и применяемый для ответа задач неспециализированного значения на данном уровне.

С юридической точки зрения бюджет субъекта РФ есть правовым актом, т. е. главным денежным замыслом по использованию и распределению финансового фонда региона, утверждаемым соответствующим представительным органом и закрепляющим юридические права и обязанности участников бюджетных взаимоотношений этого уровня.

Бюджеты субъектов РФ являются второй уровень иерархично выстроенной бюджетной совокупности. Расположение бюджетов субъектов РФ обусловливает их определенную специфику, которая проявляется во взаимоотношениях с бюджетами и федеральным бюджетом городов.

Местный (муниципальный) бюджет — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного муниципального финансового фонда, находящегося в распоряжении муниципальных органов власти, предназначенного для финансирования неспециализированных задач местного значения, и национальных делегированных полномочий и являющегося главным денежным замыслом муниципального образования, утверждаемым представительным органом.

С экономической точки зрения местный бюджет является совокупностью финансовых взаимоотношений, в каковые вступает муниципальное образование по поводу перераспределения ВВП и части национального достатка в целях аккумулирования, использования и распределения централизованного в масштабах муниципального образования финансового фонда, предназначенного для задач и финансирования функций местного самоуправления.

С материальной точки зрения местный бюджет представляет собой сконцентрированный в рамках определенного муниципального образования централизованный финансовый фонд, находящийся в распоряжении муниципальных органов власти и применяемый для задач и выполнения функций местного самоуправления, и делегированных национальных полномочий.

С юридической точки зрения местный бюджет кроме этого есть правовым актом, т. е. это главный денежный замысел муниципального образования по использованию и распределению финансового фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом в форме ответа и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных взаимоотношений местного уровня.

Муниципальные бюджеты являются особенный, третий уровень иерархично выстроенной бюджетной совокупности, в чем и выражается их особенность: они максимально приближены к потребностям местного сообщества и вместе с тем крайне важны для страны в целом.

Любой бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями денежной совокупности России, и конкретно через него осуществляется экономическая политика страны.

Бюджетное устройство РФ

Одним из главных условий действенного осуществления бюджетной деятельности есть включение какого-либо определенного бюджета в бюджетную совокупность в целях распределения прибыльных и расходных источников. Бюджетное устройство в федеративном стране получает особенное значение, потому, что есть отражением принципа федерализма в национальном устройстве, показывает состав бюджетной совокупности, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджета каждого уровня бюджетной совокупности.

Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, принципы и виды обоюдной связи которых определяются национально-национальным и административно- территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено формой и типом страны.

Раздел I части второй БК РФ именуется «Бюджетное устройство РФ», но содержание этого понятия в нем не раскрывается. Анализ этого раздела БК РФ разрешает выяснить бюджетное устройство как совокупность бюджетной совокупности, бюджетной классификации, компетенции органов власти и муниципальных органов власти, правил бюджетной совокупности, что не отвечает необходимым требованиям и общенаучным нормам теории деятельности. Содержание бюджетного устройства выходит за рамки данного понятия, потому, что включение бюджетной классификации неоправданно смещает процессуальные и материальные части бюджетного права. В следствии понятийные и концептуальные недочёты смогут привести к негативным последствиям правоприменения.

Структура БК РФ дает ошибочное основание вычислять понятие «бюджетная совокупность» более емким, чем понятие «бюджетное устройство», потому, что часть вторая БК РФ именуется «Бюджетная совокупность РФ», а входящий в нее разд. I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство РФ». Наряду с этим он находится в одном последовательности с другими разделами, выделенными из состава бюджетной совокупности РФ. В денежном праве общепринято вычислять бюджетную совокупность составным элементом бюджетного устройства. Так, бюджетное устройство — это организация бюджетной совокупности и правила ее построения.

Бюджетная совокупность РФ имеет законодательное определение.

Статья 6 БК РФ устанавливает, что «бюджетная совокупность РФ — основанная на государственном устройстве и экономических отношениях РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджета страны, бюджетов субъектов РФ, бюджетов и местных бюджетов национальных внебюджетных фондов». Наряду с этим направляться иметь в виду, что внебюджетные фонды органично входят в денежную совокупность, являясь ее независимым звеном.

По собственной структуре бюджетная совокупность есть четырехуровневой: первый уровень — бюджет страны; второй уровень — бюджеты субъектов РФ; третий уровень — бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты внутригородских городов городов федерального Санкт Петербурга и значения-Москвы; четвертый уровень — бюджеты сельских поселений и городских.

Третий и четвертый уровни бюджетной совокупности являются единой формой местных бюджетов.

Каждое звено бюджетной совокупности характеризуется не только тем, что оно обслуживает перераспределение и распределение дохода определенной территории, вместе с тем и тем, что наряду с этим употребляются специфические формы и использования фондов и методы аккумулирования денежных средств. Это и лежит в базе тех различий, каковые имеются между отдельными звеньями бюджетной совокупности, т. е. различий в рамках единой категории, каковой есть бюджетная совокупность РФ. Каждому звену бюджетной совокупности свойственны функции и определённые свойства, каковые не повторяются вторыми субинститутами данной совокупности, но одновременно с этим каждое звено взаимодействует с этими субинститутами и может интегрироваться с ними, что есть показателем целостности бюджетной совокупности.

Бюджетная совокупность РФ существует не самостоятельно, потому, что все ее звенья являются составной частью денежной совокупности РФ, а каждое звено входит в состав соответственно денежной совокупности РФ, субъекта РФ либо муниципального образования.

Бюджетное устройство свойственно не только РФ в целом как единому стране, но и субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной совокупности субъекта РФ и правила ее построения.

Бюджетная совокупность субъекта РФ складывается из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов городов, входящих в состав субъекта РФ.

Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной совокупности городов и правила ее построения.

В муниципальную бюджетную совокупность входят бюджеты городов, внутригородских районов, сельских (поселковых) территориальных образований. Но направляться иметь в виду, что довольно часто в составе городов имеются другие города, к примеру районы в городах, исходя из этого в составе бюджета города смогут быть выделены сметы затрат внутригородских районов. Это относится и к вторым видам городов. Так, Закон Республики Адыгея от 31 марта 2005 г. № 294 «О местном самоуправлении» предусматривает возможность включения в бюджет муниципального образования в качестве составной части расходов и смет доходов отдельных населенных пунктов (территорий), не являющихся городами (п. 3 ст. 27). В Астраханской области, наоборот, районы в городах имеют статус городов, следовательно, муниципальная бюджетная совокупность в рамках этого субъекта РФ, кроме госбюджета, включает бюджеты внутригородских районов.

В базе бюджетной совокупности городов лежат те же правила, что и в базе бюджетного устройства РФ, и принцип учета местных традиций и особенностей

Вводная видеолекция к курсу \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: