Понятие и основные типы мировоззрения

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ и Понятие МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ

ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА

ФИЛОСОФИЯ СТАРОЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, САНКХЬЯ И ЙОГА

ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЧАРВАКА-ЛОКАЯТА

ФИЛОСОФИЯ СТАРОГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО

ФИЛОСОФИЯ СТАРОГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН

ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ

ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. РЕАЛИЗМ и НОМИНАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА

ЧЕРТЫ и Понятие Ренесанса

НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ Ренесанса

ЧЕРТЫ и Понятие ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ФИЛОСОФИЯ Ф. БЭКОНА

ФИЛОСОФИЯ Т. ГОББСА

ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА

ЭРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Взоры РУССО

ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА

ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. МАРКСА

АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ А. ШОПЕНГАУЭРА

ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ и ОСНОВНЫЕ Понятия А. БЕРГСОНА, Ф. НИЦШЕ

ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ и ОСНОВНЫЕ Понятия С. КЬЕРКЕГОРА

ПОНЯТИЕ НЕОПОЗИТИВИЗМА и ПОЗИТИВИЗМА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ У. ДЖЕМСА. «ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ» Д. ДЬЮИ

РАЗВИТИЕ и Понятие АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Л. ВИТГЕНШТЕЙН, ДЖ. МУР. МЕСТО В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ

СТРУКТУРАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ и Понятие ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ УМОНАСТРОЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ XII–XVIII ВВ.

РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. П.Я. ЧААДАЕВ

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ XIX В. ФИЛОСОФСКИЕ Взоры А.И. ГЕРЦЕНА

ФИЛОСОФСКИЕ Взоры Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА

ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РФ. ФИЛОСОФСКИЕ Взоры Г.В. ПЛЕХАНОВА

ФИЛОСОФСКИЕ Взоры В.И. ЛЕНИНА

ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ Неприятностей. ФУНКЦИИ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ Неприятность ФИЛОСОФИИ. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Неприятность БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ

Неприятность БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.

ФИЛОСОФСКОЕ Познание МАТЕРИИ. Неприятность СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

ЗАКОН БОРЬБЫ и ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

ЗАКОН ОБОЮДНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. Неприятность ПУБЛИЧНОГО СОЗНАНИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИИ и Понятие КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ

ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ, ИХ Черта

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ А. ТОЙНБИ И К. ЯСПЕРСА

ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФУНКЦИИ и ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. ИХ РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ, ХРАНЕНИИ, ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ

ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ФИЛОСОФСКОЕ Познание ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ходе ПОЗНАНИЯ

ОТНОШЕНИЕ Людей и ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ

ГЛАВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ПУБЛИЧНО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ и Историческая ПРИРОДА РЕЛИГИИ

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ К. ЮНГА, М. ВЕБЕРА, Э. ДЮРКГЕЙМА

ИСКУССТВА и СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

СОДЕРЖАНИЕ и СУЩНОСТЬ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX В.

82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ и Понятие МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение– это совокупность обобщенных взоров на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, и основанные на них убеждения, эмоции и совершенства, определяющие жизненную позицию человека, правила его поведения и ценностные ориентации.

Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психотерапевтическую и интеллектуально-рациональную.

Эмоционально-психологическаясторона складывается из эмоций, настроений, переживаний и оказывает значительное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую либо оптимистическую.

Интеллектуально-рациональнаясторона мировоззрения складывается из взоров, убеждений, идеалов и оценок. Это база мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность есть осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала людской активности.

Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются сокровище, взоры, совершенства, убеждения.

Существуют следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое– формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека растолковать устройство и происхождение мира, появление на Земле животных и людей, обстоятельства стихийных явлений природы, выяснить собственный место в окружающем мире;

2) религиозное– сформировалось на относительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в жизни и мироздании людей. Так, вера в сверхъестественное – база религиозного мировоззрения;

3) философское– от религии и мифологии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. самые общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом логического анализа и теоретического рассмотрения.

ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ

На территории Месопотамии наука зародилась рано. Свыше сотни отысканных математических текстов относится ко времени Древневавилонского царства. Это таблицы умножения, обратных размеров, квадратов и кубов чисел, таблицы с типовыми задачами на вычисление с ответами.

Многие ученые отказываются именовать и древневавилонскую, и египетскую математику наукой. Но существуют и противоположные мнения. Как китайские и вавилонские, так и египетские астрологи вели регулярные наблюдения за небом.

В связи с науками зарождаются навыки мышления, готовится философское мировоззрение. Но философия в Вавилонии все же не появляется. Кроме того во время Нововавилонского царства вавилоняне наблюдали на мироздание через мифы. Став частью религиозной идеологии, наука стала священной (она принадлежала жрецам – «хранителям» религиозно-мифологического мировоззрения), ее развитие приостановилось.

Несоответствие между зачатками наук и мифологическим мировоззрением было несоответствием между функциями жрецов.

Предфилософия Вавилонии содержала в себе не только мифологическое мировоззрение и начальное научное знание с зачатками мышления, но и момент разочарования в авторитарной религиозной идеологии раннеклассового общества. В «Беседе раба и господина» отражено сознание тщетности судьбы. Все тщетно: и надежда на щедрость царя, и надежда на эйфорию пиршества, и надежда на любовь дамы, и надежда на благородство людей, и, наконец, надежда на посмертное воздаяние, и на саму жизнь по окончании смерти. Но дальше отчаяния и сомнения предфилософская идея Вавилонии не идет. Эта мировоззренческая идея обращается против самой себя и проповедует бездумье.

Не смотря на то, что аккадцы Вавилонии существенно опередили иранских персов и мидян. В начале I тысячелетия до н. э., в то время, когда в Вавилонии в далеком прошлом существовали раннеклассовые страны, на Иранском плоскогорье всего лишь сложился альянс мидийских и персидских племен.

Но во второй половине VI в. до н. э. ахемениды порабощают Вавилонию.

ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА

Населявшие Иранское плоскогорье народы – персы и мидяне – существенно отставали от ариев Индии, шумеров и аккадцев Вавилонии, древних египтян. В нач. I тыс. до н. э., в то время, когда в Индии и Вавилонии в далеком прошлом существовали раннеклассовые страны, на Иранском плоскогорье всего лишь сложился альянс мидийских и персидских племен. Персы были близки к индийским ариям, каковые пришли в Индию с Иранского плоскогорья. Само слово «Иран» свидетельствует «страна ариев». В VI в. до н. э. персы побеждают над мидянами и создают персидскую сверхдержаву. падения и История расцвета Старой Персии связана с семейством Ахеменидов (558–330 гг. до н. э.). Во второй пол. VI в. до н. э. ахемениды порабощают Вавилонию, Лидию, часть Средней Азии, Египет, Фракию и Македонию. На протяжении последовавших за этим вторжением греко-персидских войн (500–449 гг. до н. э.) персы дошли до Афин и уничтожили их. На востоке персы захватили Северо-Западную Индию. В конце IV в. до н. э. Персидская империя была полностью разрушена Александром Македонским.

Империя Ахеменидовбыла обычной восточной деспотией. Во главе империи стоял пользовавшийся неограниченной властью царь, во главе административных округов – сатрапы, наместники царя. Но на философии и развитие науки персидское завоевание оказало пагубное действие. Это видно на примере греческой Ионии. Иония, колыбель старо-западной философии, при персах а также по окончании персов не вскормила ни одного философа, все лучшие умы хотели попасть в Элладу. Условия несвободы, и сам культурный обмен в империи Ахеменидов понижали мировоззренческий уровень. В соответствии с другой мнению греческая философия формировалась под влиянием более отвлеченной персидской мифологии, где не сильный, чем в греческой, были выражены антропоморфизм и зооморфизм. Наряду с этим роль афро-азиатской протонауки в генезисе философии умаляется, а научное мышление выводится из мифологии.

Мифология персовимела сходные черты с мифологией ариев. Но в случае, если у ариев асуры – демоны, а дэвы – всевышние, то у персов, напротив, асуры – всевышние, а дэвы – демоны. Зороастризм был якобы основан Заратустрой. Согласно точки зрения последовательности ученых, Заратустра – настоящее историческое лицо, создатель Гат – старейшей части «Авесты», – священной книги зороастризма (от греческой транскрипции имени Заратустры – Зороастр). Время судьбы Заратустры относят к X–VII вв. до н. э. По имени главного божества Ахура-мазда зороастризм именуется кроме этого маздеизмом. Для зороастризма самый характерен дуализм, выросший из противоставления асуров и дэвов, демонов и богов, сил хороша и света и тьмы и сил зла. Во главе сил хороша стоит Ахурамазда (Ормузд) и его дух Спента-Майньо, а во главе сил зла – Ангро-Майнью (Ариман). Мироздание – арена борьбы этих двух независимых начал. Человек может стать на любую сторону, он свободен. Дуализм зороастризма сильно повлиял на религию, мифологию а также философию более позднего времени. Но совсем нелепо сказать о зороастризме как о религиозно-философской совокупности.

ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

Великим диалектиком древнего мира есть Гераклит Эфесский(ок. 520–460 гг. до н. э.). «Все существующее, – учил он, – всегда переходит из одного состояния в второе: все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти два раза; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, мокрое высыхает, сухое увлажняется. исчезновение и Возникновение, смерть и жизнь, гибель и рождение – небытие и бытие – связаны между собой, они обусловливают и переходят приятель в приятеля». В соответствии с его воззрениям переход явления из одного состояния в второе совершается через борьбу противоположностей, которую он именовал вечным «общим логосом», т. е. единым, неспециализированным для всего существования законом. Гераклит учил, что мир не создан никем из всевышних и никем из людей, а был, имеется и будет всегда живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти народовластием, совершил жизнь, сторонясь светских дел, а к концу судьбы и вовсе стал отшельником. Главный труд «О природе», сохранившийся только отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан серьёзным и тяжёлым для понимания, за что создатель взял прозвище «чёрный».

В учении о бытии (онтологии) Гераклит говорит, что первоосновой мира есть пламя. Космос никем не сотворен, а был, имеется и будет всегда живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Пламя вечен, космос – порождение огня. Пламя претерпевает последовательность изменений, сначала становясь водой, а вода имеется семя мироздания. Вода со своей стороны трансформируется в воздух и землю, порождая окружающий мир.

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым начал различать чувственное и рациональное познание. Познание, согласно его точке зрения, начинается с эмоций, но чувственные эти дают только поверхностную чёрта познаваемому, исходя из этого должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

Известны публично-правовые взоры Гераклита, в частности его уважение к закону. «Народ обязан сражаться за закон, как за городскую стенке, а правонарушение направляться тушить скорей, чем пожар», – сказал он. Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления, – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античном мире самой разнообразной критике. В случае, если Кратил призывал проигнорировать момент устойчивости, то элеаты (уроженцы города Элеи) Ксенофан (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (финиш VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.), напротив, сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ

Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античном мире самой разнообразной критике. Элеаты(уроженцы города Элеи) Ксенофан (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (финиш VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.) сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.

Ксенофан– основатель школы элеатов. Собственный основной труд «О природе» он написал в виде поэмы. Первоначалом мира вычислял почву, полагая, что «все рождается из почвы и все в почву уходит».

Он отвергал антропоморфизм по отношению к всевышним, считая, что люди создают всевышних по подобию и своему образу – «каков человек, таков и его всевышний». Ксенофан придерживался позиции пантеизма и, согласно его точке зрения, Всевышний имеется полный, вечный и нескончаемый космос. Он шаровидное, неподвижное, неизменное существо, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция.

В теории познания Ксенофана возможно отнести к приверженцам рационализма, поскольку он по сути отрицал значение чувственного познания, полагая, что чувственная данность – это мир явлений, что имеется видимость.

Парменид,в отличие от Гераклита, сказал, что нет ничего, что изменяется. Характеризуя свойства бытия, он отмечал, что бытие:

• не появилось и ни при каких обстоятельствах не погибнет, поскольку оно имеет вневременную природу;

• единственно и целостно, т. е. не имеет частей;

• совсем (закончено) и без движений.

Бытие имеется то, что охватывается мыслью. Небытие (ничто) не существует, поскольку о нем нельзя мыслить и сказать. В гносеологии Парменид различает понятия «мнение» и «истина». Мнение – это внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина – мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.

Зенон– броский представитель субъективной диалектики – думал, что существует только то, что возможно доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений), многие из которых стали широко известны. Так, его апория «Стрела» говорит о мнимости чувственных впечатлений. В ней говорится о том, что, перед тем как стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она обязана пролететь половину этого расстояния. Но чтобы пролететь эту половину, она обязана пролететь половину половины. Так, Зенон утверждал, что стрела ни при каких обстоятельствах не начнет перемещения и постоянно будет тождественна собственному месту (пространству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно имеется, ни в том, где его нет», так как внутренняя противоречивость логических следствий из данной апории делает понятие перемещения «мнением», т. е. видимостью, а не действительностью. Рассуждения Зенона, выстроенные на доказательстве, сыграли громадную роль в развитии теоретического мышления, а диалектические взоры Гераклита потом были использованы Гегелем, и марксистами при создании диалектического материализма.

ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ

За Милетской школой в Греции начинают появляться и другие философские школы, серьёзной из которых стала школа Пифагора. Пифагор (вторая добрая половина VI – начало V вв. до н. э.) появился на острове Самос. По своим политическим взорам он был идеологом аристократии; всю жизнь вел борьбу с представителями рабовладельческой народовластии в греческих городах.

В базе всех вещей, учил Пифагор, лежит число; числа – сущность вещей. Мимо Пифагора не прошел тот факт, что в случае, если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу как 1: 2, 2: 3, 3: 4, то получающиеся музыкальные промежутки будут соответствовать тому, что именуется октавой, квартой и квинтой. Простые числовые отношения стали искать в астрономии и геометрии. Широко известная теорема Пифагора о соотношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы кроме этого достаточно показательна. Вся Вселенная признавалась им гармонией их отношений и чисел. Пифагорейцы приписывали числам особенные мистические особенности. Они считали, что свойством одних чисел есть справедливость, вторых – ум и душа, третьих – успех и т. п. Душа кроме этого есть числом, которое приводит в перемещение самое себя. Душа бессмертна и переселяется из одного человека в другого. Сам Пифагор словно бы бы уверял, что он не забывает, в ком жила его личная душа в последние 207 лет.

Пифагорейцы имели громадные заслуги и перед философией. Они в первый раз высказали идея о количественной закономерности развития мира, Вселенной, пробовали открыть наличие противоположностей, показывая на такие из них, как: предельное и безграничное, четное и нечетное, движение и покой, тьма и свет, мужское и женское и т. п.

В этическом учении пифагорейцы предлагали таковой образ судьбы, целью которого было освобождение души от тела при помощи ее очищения. Самой высокой степенью очищения есть «созерцательная судьба», направленная на научные поиски истины и блага.

Уделяли пифагорейцы внимание и праву, считая, что «целый образ судьбы устроен так, дабы направляться Всевышнему», так как верховная власть у всевышних и эта власть самая честная. После этого направляться подчиняться пророкам, правителям, родителям, старшим и наконец законам. «Человек по собственной природе не имеет возможности оставаться успешным, в случае, если никто не начальствует», из этого «нет зла большего, чем безвластие (анархия)».

Наконец, очень направляться отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, прекрасной количественной согласованности. Таковой поиск практически нацелен на обнаружение законов, а это – одна из непростых научных задач. Древние греки весьма обожали гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в собственной жизни.

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Ученым-энциклопедистом, наибольшим представителем атомистического направления в философии был Демокрит(ок. 460–370 гг. до н. э.) из города Абдеры – греческой колонии на Фракийском побережье. Демокрит написал около 70 произведений, но ни одно не дошло до нас в полном виде.

Базу философских размышлений Демокрита образовывает мысль, которая в самом неспециализированном виде уже показалась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята от его учителя Левкиппа, но он создал ее дальше, в целостную концепцию. Демокрит думал, что существует нескончаемое множество миров; одни миры появляются, другие гибнут. Все они складываются из пустоты и множества атомов, которая находится между атомами и мирами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Кроме свойства неделимости, атомы неизменны, не имеют в себя никакого перемещения; они вечны, не уничтожаются и снова не появляются. Число атомов в мире вечно.Они отличаются друг от друга по 4 показателям: по форме; величине; порядку; положению.

Атомы бывают самой различной формы. Из различных атомов и различного их числа методом сцепления и образуются разные вещи и миры. Если бы они были в состоянии спокойствия, то растолковать многообразие вещей было бы нереально. Им как независимым элементам свойственно перемещение. Находясь в движении, атомы сталкиваются между собой, изменяя направление перемещения; одним из видов перемещения есть вихрь. Само перемещение не имеет начала и не будет иметь финиша.

Демокрит утверждал, что каждая вещь имеет собственную обстоятельство (как следствие движения и столкновения атомов). Знание обстоятельств – база людских действий.Обстоятельство, как полагал Демокрит, нужна и благодаря этого делает неосуществимыми случайные события. Случайность – из-за невежества людей. Раскрыв обстоятельство, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость. Вот пример: орел скинул на голову лысого человека черепаху – это по причине того, что у орла имеется привычка сбрасывать черепаху на гора либо блестящий жёсткий предмет, дабы разбить черепаху (совершенно верно так же нужным есть перемещение человека в том либо другом направлении).

Душа человека,по Демокриту, также складывается из атомов, лишь они самые малые и шарообразные. Благодаря такому составу душа способна принимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку, напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и пробраться в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он именовал познанием «согласно точки зрения», второе – познанием «по истине». Познание «согласно точки зрения» неодинаково: имеется цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они – итог действия предметов на органы эмоций, но вне органов эмоций их нет. Знание этих качеств, по Демокриту, «чёрное». В любом случае без органов эмоций, без познания «согласно точки зрения» нереально и познание «по истине».

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Источником для изучения философских взоров Сократаслужат Аристотеля и произведения Платона, поскольку Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа серьёзны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа». Их возможно отыскать в «Диалогах» Платона.

Основное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял громадное внимание знанию и полагал, что верное знание направляться определять посредством двух способов:

1) способа выделения неспециализированного из последовательности частных случаев;

2) способа выделения показателей, потерянных при неспециализированном анализе.

Способ Сократа был в полной мере научным в плане обнаружения знания. Он был потом назван Аристотелем индукцией, либо приемом обнаружения определений для неспециализированных понятий. Сократ обучал мастерству обобщения, мастерству обнаружить верные определения неспециализированных понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в ходе которых ученики в конечном итоге не получали новых знаний, а только проясняли посредством преподавателя те, каковые они знали. Сам Сократ именовал собственный способ преподавания маевтикой – «повивальным мастерством», т. е. мастерством рождения уже имеющегося у человека знания, свойственного его душе перед тем, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю».

Индуктивный способ Сократа в первую очередь ориентирован на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа?

Нравственные рвения свойственны каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему принципиально важно отыскать в памяти, что имеется добро. Знание же хороша уже содержится в бессмертной душе каждого человека.

Человек обязан стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным рвению к добродетели.

Добродетели возможно научить при помощи умственного образования.

Так как добро свойственно изначально душе человека, то любой человек обязан проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.

Так, учение Сократа явилось началом этики и логики. Оно не было систематическим, поскольку Сократ ничего не писал, а только ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа в полной мере осознал и развил его учение Платон.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Платонстал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, сущность которой пребывает в том, что мир идей, понятий, мыслей согласится им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создается Творцом-демиургом наподобие того, как человек формирует конкретную вещь. Этим Демиургом есть разум, что и формирует материальный мир из хаоса, бесформенного перемещения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Теория познания Платонапостроена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» каковые он открывает для себя мир.

Само познание имеется процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится данный процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, потому что еще до рождения тела она уже все видела. Но в то время, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы эмоций. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не поймёт собственные знания. В ходе развития человека она вспоминает собственные знания, каковые видела раньше. Наряду с этим чувственно-эмпирический опыт есть только толчком к воспоминанию, исходя из этого Платон рекомендует обращаться к душе, минуя по возможности органы эмоций. Сделать это возможно при помощи речи, а главным средством воспоминания есть способ диалектики – беседа.

Человек являет собой тела и единство души, в базе которого лежит душа, потому что она бессмертна. Потому, что душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же имеется несложная сущность, исходя из этого она не имеет возможности распадаться на составные части, а лишь так происходит уничтожение. Душа имеется воплощение идеи судьбы, исходя из этого она не имеет возможности подвергаться смерти.

Платон дробит души людей на 3 категориив зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (воины и стражники) и желание (крестьяне, торговцы, ремесленники).

Гармоничное общество имеется исполнения и результат осознания каждым из граждан собственного природного и законодательного назначения.

Формой совершенного страны,согласно точки зрения Платона, возможно как монархия, так и демократия и аристократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальности часто названные формы страны перерождаются в тиранию, олигархию либо демагогию. А происходит это тогда, в то время, когда властители высказывают не народный, а персональный интерес. Дабы для того чтобы не было, Платон требует верно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти долгую дорогу обучения мудрости, перед тем как стать правителями; дабы организовать у солдат мужество и волю, избежать распрей на ревности и почве зависти, нужно для этого слоя ввести общность имущества, детей и жён.

Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании самоограничения и чувства умеренности.

Философия Платона сильно повлияла на все последующее развитие философского знания и отыскала собственный продолжение в философских взорах его ученика Аристотеля.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотельпо праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым большим систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. Он известен кроме этого как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он критиковал его учение, сказав крылатую фразу: «Платон мне приятель, но истина дороже».

Развивая собственные взоры о бытии,Аристотель осуждает учение Платона о существовании идей как полностью независимых доприродных сущностей. Согласно его точке зрения, такие идеи воображают только понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует собственный представление о бытии, принимаемом посредством ощущений. Данный предметный, чувственный мир есть первичной действительностью, природой, которая никем не выяснена.

Материя имеется общая обстоятельство,так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль показателя. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Иначе говоря форма представляется как сумма особенностей, отличающих один предмет от другого, и есть сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она имеется в действительности.

Душа человека, как и его сущность либо форма тела, дает направленность и смысл судьбы. «Душа имеется начало и причина живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над эмоциями. Существуют 3 вида души:растительная душа, которой владеют растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, свойственная человеку.

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма,в соответствии с которым сущность вещей познается посредством ощущений. И не смотря на то, что ощущения дают нам знания лишь единичного, в них возможно содержится и знание неспециализированного, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика оказывает помощь отделить общее от частного, истину от фальшивого знания. Способ обнаружения неспециализированного, благодаря которому возможно после этого растолковать единичные факторы, Аристотель назвал индукцией.Способ доказательства из силлогизмов, т. е. из неспециализированных выводов, он назвал дедукцией.

Большое место в философии Аристотеля занимает проблемы и человек публичной судьбе.Человек, согласно его точке зрения, имеется «политическое животное», которому свойственна инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не имеет возможности войти и составить часть некого сообщества, кто не испытывает недостаток ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью страны, он – или зверь, или Всевышний».

Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам, к каким относятся лишь те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.

Аристотель выделял 6 форм страны:3 верные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, демократия и олигархия. Наилучшей из форм есть полития, поскольку она сочетает свойства умеренной народовластии и личное преимущество олигархии, присущее добропорядочным людям.

ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Фома Аквинский(1225–1274) – самый известный философ-схоластик западного Средневековья, монах Доминиканского ордена, ученик известного средневекового теолога Альберта Великого, канонизирован католической церковью (1323). Основной труд – «Сумма теологии». Называющиеся «неотомизм» учение Аквинского возродилось в XX в. и стало одним из самые значительных направлений современной католической церкви.

Базы философии Аквинского.Обоснование основных правил христианской теологии посредством логики Аристотеля. В соответствии с ему верховная истина – это Всевышний либо Божественная истина. Ее познание недоступно людской разуму, исходя из этого он обязан принять ее на веру. Из этого соотношение разума и веры таково, что предпочтение отдается вере.

Обоснование онтологических доказательств бытия Всевышнего:

1) Всевышний – причина всего. Так как должна быть обстоятельство происхождения всего существующего, то данной обстоятельством возможно лишь Всевышний, потому что все остальные обстоятельства смогут быть опровергнуты;

2) Всевышний – перводвигатель, задающий перемещение всему. Так как ничто не может быть в один момент само по себе и движущим, и движимым без постороннего вмешательства, то этим движущим началом есть Всевышний;

3) все происходящие около нас трансформации воспринимаются нами как нужные либо случайные. Но случайность – только недоступная отечественному пониманию необходимость. Для Всевышнего же случайности нет, исходя из этого нужно признать его, чтобы выяснить происходящее;

4) различные вещи владеют различной степенью совершенства. Но тогда должен быть и безотносительный эталон совершенства, и он имеется Всевышний;

5) все движется к определенной цели, и лишь Всевышний может задать цель для всего, что происходит в природе.

Обоснование первостепенной значимости Священного Писания. Священное Писание основано на знании, которым владеет Всевышний и которое призван познать человек через Богооткровение, исходя из этого Божественное знание выше научного.

Социальные неприятности решались Аквинским через утверждение о том, что власть дана от Всевышнего. Церкви обязана отдаваться первостепенная роль в гражданском обществе, а власть правителя должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе – Христос, а на земле – Папа римский.

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА

Августин Блаженный (Аврелий Августин)(354–430) считается богословом периода и крупнейшим философом патристики, оказавшим значительное действие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Кроме теоретического значения, его деятельность имела и практический суть: он, например, обосновал необходимость церковной организации как посредника между верующими и Богом.

Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об подлинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др.

Августин совершил огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В собственных произведениях он следовал положению, в соответствии с которому «истинная религия и истинная философия одно да и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

02. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. Понятие мировоззрения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: