Слово «поэтика» (от греч. poitik? techne — поэтическое мастерство) имеет три главных значения, логически и исторически связанных.
Во?первых, поэтикой именовали свод правил, по которым строится литературное произведение. Такие поэтики — их именуют нормативными, потому, что ими предписываются нормы, каковые подлежат обязательному исполнению, — отражают и закрепляют творческие правила определенных литературных направлений и течений. Так, к примеру, «Поэтическое мастерство» французского поэта Н. Буало связано с художественными установками классицизма. Это необычная инструкция, разъясняющая, как написать классицистическое произведение.
Во?вторых, поэтикой именуют художественную совокупность писателя, литературной эры, отдельного жанра в определенные периоды его развития, конкретного произведения. В этом смысле мы говорим о «поэтике Гоголя», «поэтике русского реализма», «поэтике ренессансной новеллы», «поэтике «мира и Войны» и т. п. Художественная совокупность не в любой момент рассудочно осознается писателем либо направлением, но объективно существует в любой момент, а следовательно, поддается научному изучению.
В?третьих, поэтика — раздел науки. Таковой раздел существует в теории литературы (теоретическая поэтика) и в истории литературы (историческая поэтика). В научных работах по поэтике теоретический и исторический нюансы накрепко соединены.
Сообщение трех значений слова «поэтика» возможно показать на примере написанного в IV в. до н. э. произведения Аристотеля «Об мастерстве поэзии», которое часто именуют легко «Поэтика». Оно являет собою и свод творческих норм, и изучение художественной совокупности старой греческой литературы, и одну из первых известных нам теоретических трактовок своеобразия литературы как такой.
Научная поэтика занимается изучением специфики литературы, т. е. описанием и осознанием того, что характерно лишь литературе, что отличает её от всех остальных областей духовной судьбы. И в каждой отдельной художественной совокупности эта наука кроме этого пытается выделить особые, неповторимые черты. А литературы и специфика в целом и её явлений раскрывается лишь через сложные внутренние связи. Как связан жанр произведения со стихотворным размером, которым оно написано? Как соотносится сюжетно-композиционное своеобразие с изюминками стиля, интонация с образным строем?
На множество аналогичных вопросов отвечает поэтика, и её выводы оказывают помощь постигать художественное произведение, творчество писателя, литературу в целом. Скажем, чтобы слушать и быстро принимать музыку, не непременно знать нотную грамоту. Но человек, обладающий данной грамотой, ощущает музыку еще полнее, его яркое восприятие улучшается благодаря пониманию ответственных внутренних тонкостей и оттенков музыкального мастерства. Совершенно верно так же читатель, осведомленный в законах жанра, стиля, композиции, в совокупностях строфики и метрики, фигур и тропов, полнее чувствует внутреннее достаток произведения, извлекает из него больше духовно-эмоциональной энергии. Научная поэтика, по определению критика В. М. Жирмунского, «опираясь на яркое художественное чувство, вскрывает те приемы, каковые такое чувство создают». Значит, поэтика дает нам возможность объективно проверить собственные яркие читательские ощущения, настроить собственные мысли и эмоции на «волну» конкретно этого произведения, этого автора, данной художественной эры.
Поэтика дает ключ к верному пониманию произведения, к верной его критической интерпретации и оценке. Довольно часто повторяются слова А. С. Пушкина из его письма к А. А. Бестужеву о том, что живописца направляться делать выводы «по законам, им самим над собою признанным». А как определить эти законы? Так как и сам живописец не в любой момент может их совершенно верно сформулировать. Поэтика и имеется совокупность таких законов. В то время, когда мы читаем статьи русских критиков XIX в., знакомимся с отзывами читателей-современников о хороших шедеврах прошлого, мы убеждаемся, что более правы были в собственных суждениях критики и те читатели, каковые глубже осознавали (либо чувствовали) своеобразие поэтики произведений. Из двух критических трактовок, двух объяснений смысла произведения ближе к истине такое истолкование, которое в большей степени опирается на поэтику художественного текста.
Время от времени в поэтики выделяют стилистику как науку о художественной речи, отрасль, граничащую с языкознанием. Для филологической науки последних лет характерно сближение стилистики с неспециализированной поэтикой.