Лекция 9.
СОСТАВЛЕНИЕ МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
Маршрут экскурсии представляет собой самый удобный путь следования экскурсионной группы, содействующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от самая правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для размещения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов.
Одна из задач маршрута — содействовать самоё полному раскрытию темы.
Главные требования, каковые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной базы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные деятельности и жизни выдающихся людей.
По тематическому принципу выстроены экскурсии, которые связаны с раскрытием определенной темы в жизни город (к примеру, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковье» и др.).
Все обзорные муниципальные экскурсии выстроены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, в большинстве случаев, лишь при раскрытии каждой подтемы.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации и являющаяся одним из главных элементов разработки создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута направляться руководствоваться «Правилами дорожного перемещениях», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.
Объекты, в зависимости от собственной роли в экскурсии, смогут быть использованы как главные и дополнительные.
Главные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Показ дополнительных объектов, в большинстве случаев, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.
Маршрут строится по принципу самая правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
— показ объектов направляться проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых «петель»;
— наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
— переезд либо переход между объектами не должен занимать 10 — 15 мин., дабы не было через чур долгих пауз в рассказе и показе;
— наличие благоустроенных остановок, а также санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь пара вариантов перемещения группы. Необходимость трансформации маршрута во многих случаях вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании разных вариантов маршрута.
Разработка автобусного маршрута завершается утверждением и согласованием схемы и паспорта маршрута, расчета километража и времени применения автотранспорта.
ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
Объезд (обход) маршрута есть одним из ответственных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:
1) ознакомиться с планировкой автострады, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, и место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса либо пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам либо местам стоянок;
4) совершить хронометраж времени, нужного для показа объектов, их передвижения автобуса и словесной характеристики (пешеходной группы), и уточнить длительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность применения намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты размещения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
в целях безопасности передвижения туристов по маршруту распознать опасные места и принять меры.
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
Текст является материалом , нужный для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на события и факты, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, нужное количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и делает контрольные функции.
Это указывает, что любой экскурсовод обязан строить собственный рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).
Контрольный текст как правило содержит хронологическое изложение материала. Данный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст есть шепетильно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся базой для всех экскурсий, проводимых на данную тему.
Применяя положения и выводы, каковые находятся в контрольном тексте, экскурсовод сооружает собственный личный текст.
На базе контрольного текста смогут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, а также для детей и взрослых, для разных групп трудящихся.
В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст смогут быть включены материалы, которые связаны с объектами, подтемами и главными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.
Кроме материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, каковые должны составить содержание заключения экскурсии и вступительного слова, и логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.