Кто из нас, стоя у карты, не грезил: отлично бы отправиться на Кавказ, в Арктику, в Антарктиду, в пустыню Каракумы и в другие места! Само собой разумеется, это весьма интересно.
Но познакомьтесь с биографиями великих путешественников, и вы определите, что они задолго до дальних экспедиций довольно много путешествовали по родным местам, обучались замечать природу, тренировались и закалялись для тяжёлой работы в путешествиях.
Маленькие походы были прекрасной школой для исследователей Почвы. В родном краю, в котором на первый взгляд все известно, постоянно окажется довольно много нового и увлекательного для исследователя. В каждом мелком путешествии-походе расширяется географический кругозор, накапливаются знания и опыт.
Таблица группового снаряжения юных туристов: A.Необходимое: 1 — ведро; 2 — чайник; з — лопата; 4 — топор; 5 — кухонный нож; 6 — упаковка крупы, масла и чая; 7 — веревки; 8 — фотоаппарат;. 9 — булавки, нитки, иголки; 10 — полевая сумка с картой; 11 — планшет; 12 — путевой издание; 13 — свисток; 14 — крючки для подвешивания котелка над костром; 2.5 — аптечка; 16 — шило; 17 — уполовник; 18— ножницы; 19 — спички; 20 — проволока. Б. Нужное при многочисленной группе либо многодневном походе: 1 — палатка; 2 — фонарь «электрический фонарь» и летучая мышь; 3 — свечи; 4 — кухонное полотенце; 5 — сковорода: 6 — мыло; 7 — щетка для обуви; 8 — щетка для платья; 9 — мазь для обуви; 10 — коробочка с проволокой и гвоздями и напильник. B.Желательное: 1 — бинокль; 2 — пинцет; 3— рулетка.
Возможно ли совершить каникулы увлекательнее, чем в путешествии либо в походе!
Перед тем как отправиться в путь, нужно решить, куда идти либо ехать и для чего. Это крайне важно, поскольку от этого зависит подготовка к путешествию. Целью похода должно быть знакомство с Отчизной: географическое изучение какой-либо местности, поиски нужных ископаемых, знакомство с хозяйством района — колхозами, совхозами, предприятими, сбор коллекций минералов, растений, насекомых и т. д.
Готовясь к походу, нужно применять опыт известных путешественников: перед экспедициями они изучали литературу, карты, готовили снаряжение, разрабатывали маршрут, тренировались и т. д.
В путешествии предстоит громадная работа, исходя из этого нужно заблаговременно разработать замысел ее и распределить обязанности между участниками похода. Работа эта зависит от местных изюминок, исходя из этого тут даются только лишь самые неспециализированные указания, основываясь на опыте успешных детских туристских походов.
Попытайтесь ознакомиться с газетными статьями и книгами, говорящими о местах, по которым вы планируете путешествовать. Все то, что относится конкретно к этим местам, необходимо коротко выписать из книг и доложить на собрании участников похода.
Таблица личного снаряжения туриста: A. При однодневном походе: 1 — портфель; 2 — котелок; 3 — кружка; 4 — ложка и миска; 5— записная книжка с резинкой и карандашом; 6 — личное полотенце; 7 фляжка для воды; 8 — туалетное мыло и мыльница; 9 — личный пакет; ю — перочинный нож с кольцом. Б. При многодневных походах: 1 — простыня; 2 — фуфайка ; 3 — нижняя сорочка; 4 — пара носовых платков; 5 — запасные трусы; 6 — шерстяное одеяло (ранней весной и в осеннюю пору): 7— тряпочка для вытирания ног; 8 — патрон и коробка спичек с запасом и пробкой спичек; 9 — кусок хозяйственного мыла: Ю — запасные носки; 11 — тапочки; 12 — свеча; 13 — путевой ежедневник; 14 — запасные шнурки; 15 — иголки с нитками запасные пуговины и булавки; 16— зубной зубная щётка и порошок; 17 — шест с делениями, B. Желательное (но не необходимое): 1 — компас; 2 — альбом для зарисовок; з— акварельные краски; 4 — кисть; 5 — многоцветные карандаши; 6 — линейка; 7 — свисток.
В каждом городе и селе имеется люди, отлично опытные собственный край. Это возможно краевед, местный старожил, охотник, работник исследовательской экспедиции (геолог, археолог, историк), умелый турист. Они смогут поведать очень многое, о чем нигде не написано, с ними направляться посоветоваться и о маршруте. беседы и Встречи с этими людьми крайне полезны.
Для похода нужна карта района. Ее нужно перевести на кальку. На базе подробной карты возможно составить схематическую карту и на ней проложить собственный маршрут. В походе схематическая карта будет уточняться и дополняться наблюдениями исследователей.
По окончании похода участники его должны составить справочник и географическое описание района географических названий. В данный справочник направляться занести в алфавитном порядке заглавия рек, сёл, оврагов и т. п., каковые встретятся на протяжении похода. Рядом с каждым заглавием необходимо давать краткое пояснение: в случае, если это река, то откуда и куда она течет, какова ее ширина, скорость течения, довольно много ли в ней воды (каков расход воды); в случае, если это населенный пункт, то должно быть указано его правильное расположение, численность населения, обрисован внешний вид, дана черта хозяйства колхоза, отмечено наличие школ, поликлиник, изб-читален, магазинов. Таковой справочник крайне полезен при выборе маршрутов и описании района будущих походов.
Маршрут направляться наметить так, дабы он охватил как возможно больше разнообразных по природе участков. В случае, если поблизости имеется громадный овраг, то нужно включить его в маршрут. Будет весьма интересно выяснить его ширину, глубину, крутизну склонов как в верховьях, так и в том месте, где он раскрывается широким конусом.
Весьма интересно включить в маршрут часть берега реки, дабы сделать гидрографические наблюдения и изучить геологическое строение берега. направляться побывать на водоразделе.
Таблица снаряжения туриста-ботаника: 1 — папка для переноски и сбора растений; 2 — пресс для сушки растений; 3 — совок для выкапывания небольших растений; 4 — шило для изучения строения цветков (возможно заменить пинцетом); 5 — крюк для извлечения корней растений из скал; 6 — лупа; 7 — пример гер-барного страницы; 8 — пример верно написанной этикетки; 9 — схема показывает последовательные стадии изготовления пакетиков для семян. Не считая перечисленных предметов. турист-ботаник пользуется предметами группового снаряжения — топором, лопатой, ножом, ножницами и т. п.
Не требуется отказываться от боковых, либо радиальных, маршрутов, каковые смогут дать довольно много увлекательного для наблюдения. В случае, если времени на радиальные маршруты для всей группы не хватит, то возможно разбить группу на отряды и каждому поручить независимый радиальный маршрут. После этого все собранные материалы нужно обсудить на неспециализированном собрании и обобщить в ежедневнике.
Распределяя работу среди юных туристов, нужно учитывать способности и интересы каждого из них. Время от времени не редкость полезно разбить группу туристов на бригады, дабы они самостоятельно подготовились к походу в соответствии с порученным им делом.
Бригада географов сделает копии всех нужных карт. В путешествии она будет уточнять карту, вести глазомерную съемку, составлять перечень-словарик географических объектов. В эту бригаду с радостью войдут школьники, каковые обожают чертить и рисовать. Перед походом они в совершенстве изучат карту, обучатся ориентировать ее и пользоваться ею в пути. Это, само собой разумеется, не избавит остальных участников похода от необходимости мочь обращаться с картой в пути.
Бригада биологов объединит школьников, любящих ботанику и зоологию. Они же будут вести изучение земель. Перед походом им придется довольно много поработать над снаряжением: сделать папки для гербария, разные сачки (для сбора плавающих и донных животных, для ловли насекомых), морилки и расправилки для насекомых и бабочек, застекленные коробки для геологических коллекций.
Таблица снаряжения для сбора насекомых: 1 — чертеж, показывающий раскрой сачка (цифрами указаны размеры в сантиметрах); 2 — железный обруч, к которому прикрепляется марля сачка; 3 — марля прикреплена к обручу; 4 — неспециализированный вид сачка; 5а, б, в — продемонстрировано, как нужно ловить насекомых; 6 — морилка (в — бумажная стружка), в пробирке—вата, намоченная эфиром либо вторыми веществами, удушающими насекомых; 7 — морилка для небольших насекомых; 8 — коробка для хранения насекомых в походе; 9 — как держат насекомое, в то время, когда его накалывают на булавку; 10 а, б — продемонстрировано, в какое место делается прокол у различных насекомых; Юв — как нужно приклеивать самых небольших насекомых; 10 г, д — продемонстрировано место прокола жуков булавкой и как нужно подгибать конечности и усики, дабы их не сломать; 11— расправилка для бабочек; 12 — расправилка для небольших насекомых.
Бригада геоморфологов и геологов будет обрисовывать геологические обнажения в овражных и речных обрывах и в карьерах, если они попадутся на пути. Помимо этого, она будет зарисовывать формы рельефа местности: бугры, западины, промоины, оползни, овраги, речные террасы и т. д.
Бригада гидрологов займется описанием речек, озер, прудов, болот, каковые попадутся на пути. Гидрологи совершат изучения ширины, глубины, скорости течения рек, прозрачности и цвета воды. В эту бригаду направляться включать школьников, каковые отлично плавают, а помимо этого, обожают и знают математику: гидрологические расчеты требуют хороших математических знаний. В одну группу смогут объединиться все литературы и любители истории. Они начнут собирать материалы об исторических событиях, прошедших на территории маршрута, записывать сказки, песни, поговорки и пословицы — словом все то, что именуется устным народным творчеством (фольклором). В большинстве случаев в эту же группу входят и экономгеографы, каковые изучают фабрики, колхозы, совхозы, разные фирмы на исследуемой территории. Результатом их работ будет экономико-географическая черта района.
Таблица снаряжения туриста-гидролога: 1 — водомерная рейка; 2 — мерный шнур с грузом—лот; 3 — так измеряют прозрачность воды при помощи диска Секки; 4 — диск Секки;5 — поплавки для вычисления скорости течения; в — самодельный батометр с грузом чтобы получить пробы воды; 7 — мерный шнур, поделённый узлами.
Любители-художники и фотографы смогут образовать группу обозревателей, трудящуюся вместе с редактором ежедневника похода.
Необходимо непременно назначить двух санитаров.
В поход не нужно брать ничего лишнего, но все нужное должно быть. В зависимости от маршрута и цели путешествия необходимо подготовить снаряжение как групповое, так и личное.
Перед походом направляться проверить снаряжение и укладку вещей.
Кое-какие вещи, необходимые в походе, возможно сделать самим. Как это сделать, продемонстрировано на таблице, а детально об этом рассказывается в «Книге вожатого» и в «Спутнике юного туриста».
с покон веков у географов установлено правило: «Что замечаешь, записывай». А записывать нужно совершенно верно и по возможности детально.
В то время, когда географ-исследователь выезжает в экспедицию, он берет с собой довольно много разных, время от времени сверхсложных устройств. Без них нельзя составить правильный замысел местности и нанести на него горы, бугры, овраги; нельзя узнать, какой мощностью владеет река и возможно ли строить на ней электростанцию. Исследователь без устройств как без рук.
Лишь с их помощью возможно с громадной достоверностью выяснить расстояние, измерить крутизну склонов горы либо оврага, высоту гор и холмов, вычислить мощность реки.
Юным исследователям родного края кроме этого направляться запастись устройствами и обучиться отлично пользоваться ими. Громадную помощь в этом смогут оказать учителя географии, физики и математики
В школе, да и в классе в любой момент имеется парни, любящие строить, могущие паять, выпиливать из фанеры, Они смогут сами сделать многие устройства.
На глаз тяжело выяснить высоту дерева пли бугра, для этого нужен прибор угломер Целый прибор умещается в кармане и складывается из картонки либо спичечной коробки, на которой нарисована полуокружность и нанесены деления от 0 до 90° и потом до 0°. Диаметр, ограничивающий данный полукруг, лежит на долгой боковой стороне коробки. На протяжении данной стороны и направляться наблюдать, направляя луч зрения на вершину бугра либо по склону. Отвес, т. е. грузик, прикрепленный на ниточке к центру полукруга, продемонстрирует на шкале угол в градусах.
Не тяжело самим сделать папки, топографические планшеты, полевую книжку, карманные солнечные часы, прибор для рисования. Для наблюдений за погодой нужно смастерить флюгер из жести, для гидрологических изучений — поплавки (дабы определять скорость течения), рейки с делениями для озёр глубины и измерения рек и диск Секки — белый круг диаметром 30 см — для определения прозрачности воды.
Перед путешествием направляться совершить тренировочный поход, дабы распознать все недочёты, устранить их и определить, как несколько юных туристов подготовлена к походу для изучения собственного края.