Подготовительный этап работы.

Формулировка темы

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде высказывает содержание будущего текста, фиксируя как предмет изучения, так и его ожидаемый итог. Нужно, дабы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (кроме того в случае, если наука уже давно дала ответ на данный вопрос, нужно искать ответ заново, что даст толчок к формированию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников

Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — отыскать данные, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Исполнение данной задачи начинается с поиска источников. На этом этапе нужно отыскать в памяти, как трудиться с энциклопедическими словарями и энциклопедиями (обращать особенное внимание на перечень литературы, приведенный в конце тематической статьи.

Работа с источниками

Работу с источниками нужно затевать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, каковые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается предстоящий метод работы с источником. В случае, если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то употребляется способ выборочного чтения. В случае, если в книге нет подробного оглавления, направляться обратить внимание на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты либо целый текст (если он полностью имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) главных доводов; 3) выводов. Особенное внимание направляться обратить на то, вытекает тезис из доводов либо нет.

Нужно кроме этого проанализировать, какие конкретно из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический темперамент и уловить скрытые вопросы.

Наилучший метод обучиться выделять основное в тексте – улавливать проблематичный темперамент утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, на протяжении которого студент знакомится с различными точками зрения по одному и тому же вопросу, сравнивает доказательность и весомость доводов сторон совершает вывод о громаднейшей убедительности той либо другой позиции.

Создание конспектов для написания реферата

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих аргументы и основные тезисы.

По завершении предварительного этапа возможно переходить конкретно к созданию текста реферата.

Создание текста.

Неспециализированные требования к тексту.

Текст реферата обязан подчиняться определенным требованиям: он обязан раскрывать тему, владеть цельностью и связностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути ответа содержащейся в теме неприятности; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

С позиций связности все тексты делятся на тексты – рассуждения и тексты – констатации. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из вторых, кое-какие ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются разные догадки.

Замысел реферата

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному замыслу — мыслительной схеме, разрешающей осуществлять контроль порядок размещения частей текста. Универсальный замысел научного текста, кроме формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, заключения и основного текста. Все научные работы – от реферата до диссертации – строятся согласно этому плану, исходя из этого принципиально важно сначала обучиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение — начальная часть текста. Оно имеет собственной целью сориентировать читателя в будущем изложении.

Во введении аргументируется актуальность изучения, т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного изучения. Потом констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, каковые должны быть обоснованы. Введение может кроме этого содержать обзор источников либо экспериментальных данных, уточнение исходных терминов и понятий, сведения о способах изучения. Во введении непременно формулируются цель и задачи реферата.

Количество введения — в среднем около 10% от общего объема реферата.

Главная часть реферата раскрывает содержание темы. Она самый велика по количеству, самый значима и важна. В ней обосновываются главные тезисы реферата, приводятся развернутые доводы, предполагаются догадки, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Принципиально важно проследить, дабы главная часть не имела форму монолога. Доказывая собственную позицию, студент обязан разбирать, и оценивать позиции разных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог разрешит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов — компиляции.

Изложение материала главной части подчиняется собственному замыслу, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. Замысел главной части возможно составлен с применением разных способов группировки материала: классификации (эмпирические изучения), типологии (теоретические изучения), периодизации (исторические изучения).

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, воображающие собой ответ на основной вопрос изучения. Тут же смогут намечаться и предстоящие возможности развития темы. Маленькое по количеству сообщение кроме этого не имеет возможности обойтись без последней части — пускай это будут две-три фразы. Но в них обязан подводиться результат произведенной работы.

Перечень использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности непременно сопровождается перечнем применяемой литературы. Заглавия книг в перечне располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Занятие № 1. Подготовительный этап


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: