Поддержка и критика антропного принципа в современной физике

Содержание

  • 1 Разные формулировки
  • 2 История
  • 3 Соотношения, нужные для образования судьбы
  • 3.1 Размерность пространства
  • 3.2 Значения весов электрона, нейтрона и протона
  • 3.3 Существование дейтрона и несуществование дипротона
  • 3.4 Резонанс в ядре углерода-12
  • 3.5 Параметры электрослабого сотрудничества
  • 3.6 Неприятность начальных значений в космологии
  • 4 критика и Поддержка антропного принципа в современной физике
  • 5 Альтернативы
  • 6 Антропный принцип и принцип Коперника
  • 7 См. кроме этого
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки
  • Разные формулировки

    Довольно часто выделяют сильный и не сильный антропные правила.[1]

    • не сильный антропный принцип: во Вселенной видятся различные значения мировых констант, но наблюдение некоторых их значений более возможно, потому, что в регионах, где размеры принимают эти значения, выше возможность происхождения наблюдателя. Иначе говоря значения мировых констант, быстро хорошие от отечественных, не наблюдаются, в силу того, что в том месте, где они имеется, нет наблюдателей.
    • Сильный антропный принцип: Вселенная должна иметь свойства, разрешающие развиться разумной жизни.

    Вариантом сильного АП есть АПУ (Антропный принцип участия), сформулированный в первой половине 80-ых годов XX века Джоном Уилером[2][3]:

    Наблюдатели нужны для обретения Вселенной бытия (Observers are necessary to bring the Universe into being).

    Различие этих формулировок возможно пояснить так: сильный антропный принцип относится к Вселенной в целом на всех этапах её эволюции, тогда как не сильный касается лишь тех её тех периодов и регионов, в то время, когда в ней теоретически может показаться разумная судьба. Из сильного принципа вытекает не сильный, но не наоборот.[4]

    Формулировка антропного принципа опирается на предположение, что замечаемые в наши дни законы природы не являются единственными реально существующими (либо существовавшими), другими словами должны быть настоящи Вселенные с иными законами. Физики изучили пара вариантов размещения в пространстве и времени других Вселенных[5][6].

    • Одна Вселенная, на протяжении нескончаемой эволюции которой физические константы изменяются, принимая всевозможные значения. При благоприятном сочетании констант появляется разумный наблюдатель.
    • Одна Вселенная, разбитая на множество невзаимодействующих пространственных областей с различными физическими законами. В тех областях, где имеется благоприятное сочетание фундаментальных констант, появляется разумный наблюдатель.
    • Множество параллельных миров (Мультивселенная), реализующих разнообразные законы природы.
    • Упомянутый выше АПУ (Антропный принцип участия) Уилера свидетельствует, что Вселенные без разумного наблюдателя не обретают статус действительности. Обстоятельство этого в том, что лишь наблюдатель в состоянии осуществить редукцию квантового состояния, переводящую ансамбль вероятных состояний в одно, настоящее. В 2005 году АПУ приобретает собственное естественное продолжение: «Отправители нужны для привнесения сознания во Вселенную [Senders are necessary to bring consciousness into the Universe])… Иначе говоря разумные низкоэнтропийные METI-сигналы являются осознанный вклад в строение Вселенной»[7].

    История

    Термин «антропный принцип» в первый раз внес предложение в первой половине 70-ых годов XX века британский физик Брэндон Картер[1]. Но, как нашли историки науки, сама мысль много раз высказывалась и ранее. Первыми её очевидно сформулировали физик А. Л. Зельманов в 1955 году и историк науки Г. М. Идлис на Всесоюзной конференции по проблемам космологии и внегалактической астрономии (1957)[8]. В первой половине 60-ых годов XX века ту же идея опубликовал Р. Дикке[9].

    Брэндон Картер в указанной выше статье 1973 года сформулировал кроме этого сильный и не сильный варианты антропного принципа. Статья Картера привлекла к данной теме общее внимание, собственные мнения высказывали не только физики, но и многие другие — от журналистов до религиозных философов. Во второй половине 80-ых годов XX века вышла первая монография: Дж. Д. Барроу и Ф. Дж. Типлер, «Антропный космологический принцип», где признан приоритет Г. М. Идлиса[10]. Во второй половине 80-ых годов двадцатого века в Венеции прошла первая научная конференция, посвящённая антропному принципу, спустя год в СССР состоялся интернациональный семинар «Антропный принцип в структуре научной картины мира: современность и история»[6]. В будущем антропный принцип всегда затрагивался как на специальных форумах, так и при дискуссии фундаментальных вопросов физики, космологии, теологии и философии.

    критика и Поддержка антропного принципа в современной физике

    Последовательность физиков сделали попытки вывести антропный принцип из тех либо иных физических мыслей. Краткий обзор таких моделей приведен в статье А. Линде[15].

    Другие учёные отмечают, что существование вселенных (либо участков вселенной) с разными законами физики, на которое опираются как антропный принцип, так и которые содержат его модели, не имеет никаких умелых подтверждений. Нобелевский лауреат Стивен Вайнберг объявил, что антропный принцип «имеет пара вызывающий большие сомнения статус в физике», в силу того, что «не сильный местом таковой интерпретации антропного принципа есть неясность понятия множественности вселенных»[5]. Он иронически увидел, что «в случае, если все эти вселенные недостижимы и непознаваемы, утверждение об их существовании, наверное, не имеет никакого смысла, не считая возможности избежать вопроса, по какой причине они не существуют»[16]. Вайнберг думает, что антропный принцип, в случае, если и останется в физике, то только для объяснения одного-единственного параметра: космологической постоянной[5]. Согласно точки зрения Г. Е. Горелика, «антропный принцип в сущности в собственности пока не физике, а метафизике»[17]. Академик Л. Б. Окунь расценивает оба типа антропных правил как спекулятивные, но заслуживающие обсуждения[18]. Второй нобелевский лауреат, Дэвид Гросс, считает, что антропный принцип только демонстрирует отечественное неумение ответить на непростые вопросы[19].

    Квантовая физика и сознание человека / Антропный принцип участия


    Интересные записи:

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: