К периодизациям развития, каковые в качестве основания разглядывают обстоятельства, движущие силы развития, выделяя значительные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Разглядим периодизацию развития Д.Б. Эльконина. Основанием периодизации психологического развития для Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психологического развития есть внешняя практическая деятельность ребенка. Но не любая деятельность делается источником психологического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном сотрудничестве лежат истоки психологических новообразований. Эльконин разглядывал ребенка как целостную личность, деятельно познающую мир мир: людей и окружающий мир предметов. Существуют, следовательно, две совокупности взаимоотношений; «ребенок-ребёнок» и «вещь-взрослый». Вещь, имея определенные физические особенности, несет в себе и публично выработанные методы собственного потребления, методы действий с нею. Так, вещь — это публичный предмет, действиям с которым ребенок обязан обучиться посредством взрослого.
Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, среди них и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это «публичный» взрослый. Деятельность ребенка в совокупностей «ребенок — ребёнок и» общественный «предмет — публичный взрослый» воображает единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Но, составляя единый процесс освоения совокупностей «ребенок-ребёнок» и «вещь-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из совокупностей выступает на первый замысел, занимая главное положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование совокупностей «ребенок-ребёнок» и «вещь-взрослый». В табл. 2 представлены возрастные периоды смены ведущей деятельности.
Таблица 2.Периодизация психологического развития Д.Б. Эльконина
Возрастные периоды | Ведущая деятельность |
Младенческий (0-1 год) | Общение со взрослым |
Раннее детство (1-2 года) | Предметная деятельность |
Дошкольный возраст (3-6 лет) | Игра |
Младший школьный возраст (7-12 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (12-16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (16-18) | Учебно-опытная деятельность |
Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о способах действий и предметном мире в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-опытная деятельность парня. Деятельности второй группы имеют дело по большей части с совокупностью «ребенок — публичный предмет», либо «человек — вещь». В деятельностях первой группы начинается в основном мотивационно-потребностная сфера, в то время как в деятельностях второй группы — интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе.
К каждой точке собственного развития ребенок подходит с известным расхождением в это же время, что он усвоил из совокупности взаимоотношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из совокупности взаимоотношений «человек-вещь». Именно те моменты, в то время, когда это расхождение принимает громаднейшую величину, и именуются кризисами, по окончании которых идет развитие той стороны, которая отставала в прошлый период. Но любая из сторон подготавливает развитие следующей.
Таблица 16.2 Сравнение периодизаций психологического развития детей.
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | ||
0-1 год. | сенсомоторная стадия | общение | оральная | орально-сенсорная (доверие — недоверие) | ||
1-2 года | предметная деятельность | анальная | мышечно-анальная (автономия — сомнения и стыд) | |||
3-6 лет | дооперационального мышления | игровая деятельность | фаллическая | локомоторно-генитальная (инициатива — вина) | ||
7-12 лет | конкретных операций | учебная деятельность | латентная | латентная | ||
12-16 лет | формальных операций | общение со сверстниками | генитальная | подростковая (эго-идентич-ность — спутанность ролей) | ||
16-18 лет | — | учебно-профессиональ-ная деятельность | — | |||
20-25 лет | — | — | — | ранняя зрелость (близость — изоляция) | ||
25-40 лет | — | — | — | средняя зрелость (продуктив- ность — застой) | ||
40-60 (64) лет | — | — | — | |||
60-65 лет | — | — | — | поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние) | ||
65-75 лет | — | — | — | |||
по окончании 75 лет | — | — | — | |||