Периодизация психического развития ребенка д.б. эльконина

К периодизациям развития, каковые в качестве основания разглядывают обстоятельства, движущие силы развития, выделяя значительные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Разглядим периодизацию развития Д.Б. Эльконина. Основанием периодизации психологического развития для Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психологического развития есть внешняя практическая деятельность ребенка. Но не любая деятельность делается источником психологического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном сотрудничестве лежат истоки психологических новообразований. Эльконин разглядывал ребенка как целостную личность, деятельно познающую мир мир: людей и окружающий мир предметов. Существуют, следовательно, две совокупности взаимоотношений; «ребенок-ребёнок» и «вещь-взрослый». Вещь, имея определенные физические особенности, несет в себе и публично выработанные методы собственного потребления, методы действий с нею. Так, вещь — это публичный предмет, действиям с которым ребенок обязан обучиться посредством взрослого.

Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, среди них и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это «публичный» взрослый. Деятельность ребенка в совокупностей «ребенок — ребёнок и» общественный «предмет — публичный взрослый» воображает единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Но, составляя единый процесс освоения совокупностей «ребенок-ребёнок» и «вещь-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из совокупностей выступает на первый замысел, занимая главное положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование совокупностей «ребенок-ребёнок» и «вещь-взрослый». В табл. 2 представлены возрастные периоды смены ведущей деятельности.

Таблица 2.Периодизация психологического развития Д.Б. Эльконина

Возрастные периоды Ведущая деятельность
Младенческий (0-1 год) Общение со взрослым
Раннее детство (1-2 года) Предметная деятельность
Дошкольный возраст (3-6 лет) Игра
Младший школьный возраст (7-12 лет) Учебная деятельность
Подростковый возраст (12-16 лет) Общение со сверстниками
Юношеский возраст (16-18) Учебно-опытная деятельность

Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о способах действий и предметном мире в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-опытная деятельность парня. Деятельности второй группы имеют дело по большей части с совокупностью «ребенок — публичный предмет», либо «человек — вещь». В деятельностях первой группы начинается в основном мотивационно-потребностная сфера, в то время как в деятельностях второй группы — интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе.

К каждой точке собственного развития ребенок подходит с известным расхождением в это же время, что он усвоил из совокупности взаимоотношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из совокупности взаимоотношений «человек-вещь». Именно те моменты, в то время, когда это расхождение принимает громаднейшую величину, и именуются кризисами, по окончании которых идет развитие той стороны, которая отставала в прошлый период. Но любая из сторон подготавливает развитие следующей.

Таблица 16.2 Сравнение периодизаций психологического развития детей.

Возраст Пиаже Эльконин Фрейд Эриксон
0-1 год. сенсомоторная стадия общение оральная орально-сенсорная (доверие — недоверие)
1-2 года предметная деятельность анальная мышечно-анальная (автономия — сомнения и стыд)
3-6 лет дооперационального мышления игровая деятельность фаллическая локомоторно-генитальная (инициатива — вина)
7-12 лет конкретных операций учебная деятельность латентная латентная
12-16 лет формальных операций общение со сверстниками генитальная подростковая (эго-идентич-ность — спутанность ролей)
16-18 лет учебно-профессиональ-ная деятельность
20-25 лет ранняя зрелость (близость — изоляция)
25-40 лет средняя зрелость (продуктив- ность — застой)
40-60 (64) лет
60-65 лет поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)
65-75 лет
по окончании 75 лет

Возрастная психология. Психическое развитие по Выготскому.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: