Но Лазарев и Беллинсгаузен не оставляли попыток пробиться к югу. В то время, когда суда попадали в целые льды, они то и дело поворачивали на север и быстро выбирались из ледового плена. Требовалось громадное мастерство, дабы спасти суда от повреждений. Везде виделись массы долгих целых льдов.
Суда экспедиции все яте пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25? ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники заметили ледяную стенке, преградившую предстоящий путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними прячется Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, показавшихся над шлюпом. И вправду, всего пара миль отделяло суда от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты. В 1948 г. в этих местах побывала советская китобойная флотилия «Слава», установившая, что только нехорошая видимость помешала Беллинсгаузену четко заметить все побережье Антарктиды а также горные вершины в глубине материка.
Рельеф дна моря
В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пробуя пробиться к югу с данной стороны, они еще два раза доходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда опять отходить к северу и двигаться на восток на протяжении кромки льдов.
В марте, осенью, ночи стали дольше, усилились морозы, участились штормы. Плавание среди льдов становилось все страшнее, сказывалось неспециализированное утомление команды от постоянной жёсткой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию. Дабы охватить изучением более широкую полосу, капитан решил направить шлюпы в Австралию различными дорогами.
21 марта 1820 г. в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм. Беллинсгаузен писал: «Ветер плакал, волны поднимались до высоты неординарной, море с воздухом как словно бы смешалось; скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совсем без парусов на произвол свирепствующей бури; я приказал растянуть на бизань-вантах пара матросских коек, чтобы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались лишь тем, что не встречали льдов в сию страшную бурю. Наконец, в 8 часов с баку закричали: льдины в первых рядах; сие извещение поразило всех кошмаром, и я заметил, что нас несло на одну из льдин; в тот же миг подняли фок-стаксель и положили руль на ветр на борт; но как все сие не произвело желаемого действия и льдина была уже очень близко, то мы лишь наблюдали, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормою, а вторая пребывала прямо против средины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать: по счастию, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину на пара сажен».
Шторм длился пара дней. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.
А птицы альбатросы с распростертыми крыльями будто бы ничего не случилось плавали между волнами.
В середине апреля шлюп «Восток» кинул якорь в австралийской гавани порта Жаксон (сейчас Сидней). Спустя семь дней ко мне же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.
В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Тут участники экспедиции выполнили довольно много ответственных географических работ: уточнили их очертания и положение островов, выяснили высоту гор, открыли и нанесли па карту 15 островов, которым дали русские заглавия.
Возвратившись в Жаксон, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция опять вышла в море, держась юго-восточного направления. Скоро в носовой части шлюпа «Восток» открылась течь, которую с трудом удалось стереть с лица земли. Плывя на юг, шлюпы пересекли 60° ю. ш. На пути стали попадаться плавающие льдины, а после этого показался целой лед. Суда направились на восток на протяжении кромки льда. Погода заметно портилась: температура понижалась, холодный порывистый ветер гнал чёрные снежные облака. Столкновения с небольшими льдинами угрожали усилить течь в корпусе шлюпа «Восток», а это имело возможность привести к гибельным последствиям.
Ланч у короля Таити. Ф. Ф. его спутники и Беллинсгаузен побывали в гостях у короля Таити. Король угощал мореплавателей тропическими фруктами и освежающей кокосовой водой. (Рисунок П. Михайлова.)
Нежданно разыгрался сильный шторм. Было нужно опять отходить на север. Обилие плавающих льдов и нехорошая погода мешали продвижению на юг. Чем дальше двигались шлюпы, тем чаще виделись айсберги. Временами до 100 ледяных гор окружали суда. Лавирование между айсбергами при снегопаде и сильном ветре потребовало огромного большого искусства и напряжения сил. Подчас лишь мастерство, быстрота и ловкость команды выручали шлюпы от неминуемой смерти.
При мельчайшей возможности суда опять и опять поворачивали прямо на юг и шли , пока целые льды не преграждали путь.
Наконец, 22 января 1821 г. счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно.
«Я в трубу с первого взора определил,— писал Беллинсгаузен,— что вижу берег, но офицеры, смотря кроме этого в трубы, были различных точек зрения. В 4 часа телеграфом известил лейтенанта Лазарева, что мы видим берег. Шлюп «Мирный» был тогда поблизости от нас за кормой и поднял ответ… Нереально выразить словами эйфории, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!»
Остров назвали именем Петра I. Сейчас Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.
Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы заметили берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от вторых гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I.
«Я именую обретение сие берегом по причине того, что отдаленность другого финиша к югу исчезала за предел зрения отечественного. Этот берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Неожиданная перемена цвета на поверхности моря подает идея, что берег широк либо, по крайней мере, состоит не из той лишь части, которая пребывала перед глазами отечественными».
Почва Александра I до сих пор еще слишком мало изучена. Но открытие ее совсем убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к малоизвестному еще Южному материку.
Так совершилось величайшее географическое открытие XIX века.
Разгадав многовековую тайную, мореплаватели решили идти на северо-восток для изучения Южных Шетландских о-вов. Сделав работы по съемке их южной части береговой полосы, моряки были вынуждены безотлагательно уходить на север: с каждым днем усиливалась течь в потрепанных штормами судах. И Беллинсгаузен направил их в Рио-де-Жанейро.
В первых числах Марта 1821 г. шлюпы встали на рейд на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап превосходного плавания.
Через два месяца, по окончании основательного ремонта, суда вышли в море, держа курс к родным берегам.
5 августа 1821 г. «Мирный» и «Восток» прибыли в Кронштадт и кинули якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.
Они пробыли в плавании 751 сутки и преодолели более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Не считая Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы позволили составить первое представление об Антарктиде.
Карта маршрута экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева около Антарктиды.
Русские моряки не только открыли громадный материк, расположенный около Южного полюса, но и совершили наиболее значимые исследования океанографии. Эта отрасль науки в то время только рождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен в первый раз верно растолковал обстоятельства, вызывающие морские течения (к примеру, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, и коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции были большим достижением русской и всемирный географической науки того времени.
Вся Лазарева и дальнейшая жизнь Беллинсгаузена по окончании возвращения из антарктического плавания проходила в постоянных плаваниях и боевой морской работе. В 1839 г. Беллинсгаузена в чине адмирала прописали главным начальником Кронштадтского порта. Под его управлением Кронштадт превратился в неприступную крепость.
Погиб Беллинсгаузен в 1852 г., в возрасте 73 лет.
Михаил Петрович Лазарев много сделал для развития русского морфлота. Уже в чине адмирала, руководя Черноморским флотом, он добился перестройки флота и полного перевооружения. Им было воспитано целое поколение славных русских моряков.
Скончался Михаил Петрович Лазарев в 1851 г.
Уже в наши дни капиталистические страны стремились поделить между собой Антарктиду. Географическое общество СССР выразило решительный протест против односторонних действий этих стран. В резолюции по докладу покойного президента Географического общества акад. Л. С. Берга говорится: «Русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен в 1819-1821 годах обошли около антарктического материка, в первый раз подошли к его берегам и открыли в январе 1821 г. остров Петра I, Почву Александра I, острова Траверсе и другие. В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морей было названо морем Беллинсгаузена. А исходя из этого все попытки решать вопрос о режиме Антарктиды без участия СССР не смогут отыскать никакого оправдания… СССР имеет все основания не признавать любого для того чтобы решения».