Особенности уроков в малокомплектной школе.

В малых населенных пунктах еще долгое время будут сохранены малокомплектные школы, где один преподаватель в один момент трудится с двумя а также тремя классами.

В современной малокомплектной школе используются два варианта распределения классов между преподавателями: первый вариант — преподаватель ведет все три начальных класса, трудясь в полторы смены, второй вариант — один преподаватель ведет I и III классы по методике малокомплектной школы, а второй преподаватель ведет II класс по простой методике.

В случае, если преподаватель ведет в один момент три класса в полторы смены, то во время обучения грамоте все же рекомендуется первые два урока по расписанию, т. е. 12 уроков в неделю, проводить с одними только первоклассниками. Это, конечно, должны быть математики и уроки чтения. В остальных случаях уроки обучения грамоте (чтения) в I классе совмещаются с уроками, в большинстве случаев, русского в III классе. Наряду с этим, при работы преподавателя с тремя классами в полторы смены, длительность уроков уменьшается до 30 мин.. При маленьких классах такая длительность урока выясняется достаточной а также более действенной, поскольку все дети в течении всех 30 мин. трудятся на самом высоком уровне умственной активности.

Уроки письма при тех же условиях, в большинстве случаев, проводятся совместно с другими классами; их целесообразно сочетать с математикой, с природоведением, а в отдельных случаях — с чтением. Сейчас широкое распространение взяли однопредметные уроки.

Главной отличительной чертой уроков в малокомплектной школе, в условиях работы преподавателя в один момент с двумя-тремя классами, есть независимая работа обучающихся.

Следовательно, в таких классах особенно шепетильно разрабатывается совокупность независимых работ на всех этапах обучения — при усвоении нового, при выработке навыков и умений, при повторении и т. д.

В условиях обучения грамоте залог успеха таковой совокупности в разнообразии и изобилии разных дидактических материалов, в большинстве случаев раздаточных, дополняющих «Букварь», вносящих оживление в работу.

Независимая работа предполагает управление преподавателя, которое выражается в постановке задач, задавании конкретных заданий, в комментариях к раздаваемым дидактическим материалам и в необходимой проверке исполнения. Конечно, что первоклассники особенно нуждаются в таком управлении. Детей нужно с самого начала приучать к независимым работам разного характера. Занимаясь с другим, параллельным классом, преподаватель все время смотрит за независимой работой первоклассников.

Какие конкретно же виды работ смогут быть выполнены первоклассниками во время обучения грамоте самостоятельно?

В добукварный период: обводка трафаретов, заштриховка фигур, письмо элементов букв, рассматривание картин, подготовка к ответам на вопросы, составление предложений и т. п.

В букварный период: разнообразные варианты аналитико-синтетической работы посредством абака и наборного полотна, негромкое чтение дополнительных текстов либо «Букваря», рассказов и составление предложений (подготовка к устному рассказыванию), рисование на темы прочтённого, подготовка к пересказу, письмо по примерам из «Рабочих прописей», по примерам, данным преподавателем, списывание с печатного текста, письмо составленных предложений и слов (все, что дети пишут сами, должно быть предварительно разобрано преподавателем, с применением проговаривания), письмо с вставкой пропущенных слов и букв; используется кроме этого повторное чтение с разными дополнительными заданиями по тексту: выбор слов к заданной теме (к примеру, заглавия животных), ответы на вопросы, иллюстрирование прочтённого, завершение, дополнение незаконченных предложений, исполнение логических упражнений на группировку, обобщение, градацию и т. п.

Для независимой работы дается и фонетический разбор: подчеркивание в словах (оптимальнее — посредством раздаточного материала) гласных либо согласных, деление на слоги, указание ударного слога, вставка пропущенных гласных, подчеркивание слогов жи, ши, ча, направляться, чу, щу, выписывание мягких согласных и т. п.

В условиях работы одного учителя с двумя либо тремя классами весьма громадна роль технических средств. Так, в некоторых школах нашей страны, и особенно зарубежом социалистического лагеря, столы в малокомплектных школах оборудованы наушниками, соединенными с радиоприемником либо магнитофоном. Так в Чехословакии проводятся по радио специально для сельских школ уроки (конкретно уроки, а не просто учебные передачи). Одев наушники, дети слушают беседу, делают задания, пишут диктант, заучивают стихотворения. В случае, если централизованных радиопередач нет, то возможно использована магнитофонная запись, которая включается по мере необходимости на уроке, в то время, когда преподаватель переключает главное внимание на параллельную группу — на третьеклассников.

Для малокомплектных школ разрабатываются кроме этого программированные учебные пособия и материалы,. удобные для организации независимой работы детей, но методика применения программированных материалов (не только для «машинного», но и для безмашинного программирования) до тех пор пока еще не создана для периода обучения грамоте в I классе.

Как видим, на этом уроке время для независимой работы равномерно распределено между классами, причем первоклассники, лишь начинающие обучаться, не обойдены вниманием, тем более что за их независимым письмом преподаватель имел возможность замечать все время.

Опыт говорит о том, что при объединении и правильном распределении классов-наборов, при умелом планировании самостоятельной работы и уроков, при хорошей обеспеченности уроков дидактическими материалами эффективность обучения в малокомплектной школе не редкость высокой.

Задания

1. Составьте схему главных требований к урокам во время обучения грамоте; конкретизируйте три общедидактических требования к произвольно выбранному уроку обучения грамоте (чтения).

2. Составьте схематическую классификацию типов уроков, проводимых во время обучения грамоте.

3. Проанализируйте один урок чтения и один урок письма из обрисованных на странице 82—85 (либо в пособиях по обучению грамоте Кеменовой А. В., Карлсен Б. Г. и др.) с позиций типологии уроков и требований к ним (см. 1-е и 2-е задания).

4. Самостоятельно создайте схематический замысел урока чтения либо письма, пользуясь материалом, изложенным в главе.

17 10 2017 вебинар «Особенности работы малокомплектной школы в условиях обновления содержания образ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: