Особенности произношения глухих и звонких шипящих звуков (звук и буква ш, звук и буквах) (1 час)

Урок 12

Цель: совершить наблюдение за изюминкой произношения звонких и глухих шипящих звуков Ж и Ш; учить верно произносить слова с шипящими звуками.

1. Черта звука Ш.

2. Восприятие на слух; чтение и повторение слогов разной структуры.

3. Называние предметных картин. Определение места звука Ш в словах.

4. Орфоэпическое произношение предлога со словом.

5. Чтение слов разной слоговой структуры с положением звука Ш в начале, середине, финише слова.

6. Называние профессий.

7. чёткое произношение и Определение неспециализированной части однокоренных слов (пеший, пешком, пешеход, пешеходный). Словообразовательное упражнение.

8. Образование прилагательных: каша из пшена — пшенная каша. Четкое произношение грамотных слов.

9. Чтение глаголов 1 и 2-го лица типа куплю — приобретёшь.

10. Работа над темпом речи, которую возможно осуществить в ходе хорового чтения предложенной скороговорки — сначала в медленном, а после этого в стремительном темпе.

11. Ясное чтение наизусть стихотворения В. Берестова.

12. Работа с текстом «Лосенок» по Н. Сладкову. Чтение, определение темы и основной мысли. Ответы на вопросы:

§ О ком говорится в тексте?

§ Какую картину молено нарисовать к этому тексту?

§ Какие конкретно слова употреблены в предложениях вместо слова «лосенок»? (Детеныш, кроха.)

13. Черта звука Ж.

14. Восприятие на слух, чтение и повторение слогов разной структуры.

15. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение «звуковой» схемы слова.

16. Называние предметных картин. Определение места звука Ж в словах.

17. Чтение слов разной слоговой структуры с разным положением звука Ж.

18. Составление слов приставочным методом (жить — выжить).

19. Чтение словосочетаний.

20. Называние предметов, изображенных на картинах; обобщение. Проведение игры «Предугадай слово». Чтение тайной. Выяснение значения слова «пчела».

21. Конкурс: «Кто стремительнее и вернее проговорит скороговорку?». Выяснение значения слова «жужелица».

22. Работа над звуком Ж на материале текста «Лыжи» по А. Светлову.

Результат урока:

§ В чем отличия звуков Ш и Ж?

БУКВА и ЗВУК 4(1 ЧАС)

Урок 13

Цель: совершить наблюдение за изюминками произношения звука Ч; учить верно произносить слова со звуком Ч.

1. Дешёвая детям черта звука Ч.

2. Восприятие на слух, чтение и повторение слогов разного звукового наполнения со звуком Ч.

3. Наименование предметных картин. Определение места звука Ч в слове.

4. Чтение слов разной слоговой структуры, включающих звук Ч в различной позиции (в начале, середине, финише слова).

5. Упражнение «Цепочки слов», направленное на отработку четкого произношения звука Ч в словах. В «цепочку» объединены слова, имеющие сходную одинаковое положение и слоговую структуру звука Ч (в начале, середине, финише слова).

6. Составление словосочетаний.

7. Называние имен числительных с четким произношением звука Ч.

8. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ответ на вопрос: «В то время, когда так говорят: елочка, рубашечка, книжечка и т.д.?».

9. Чтение словосочетаний со звуком Ч.

10. Орфоэпическое произношение сочетания в силу того, что.

11. Ясное чтение стихотворения Е. Шанина «Ручей» по ролям.

12. Определение профессии по делаемым функциям {водит самолет… — летчик).

13. Словообразовательное упражнение: образование слов префиксальным методом (с + беречь = сберечь).

14. Называние детенышей животных.

15. Четкое произношение поговорок. Объяснение их смысла. Составление рассказа, что возможно закончить одной из поговорок.

16. Работа над произношением звука Ч в текстах.

17. Отработка звука Ч в диалогах.

18. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

19. Четкое произношение звука Ч в предложениях. Конкурс: «Кто первым отгадает загадки?».

20. Чтение текста «Как спасаются насекомые» по В. Алексееву. Выбор слов со звуком Ч. Воспроизведение известных названий насекомых.

Результат урока:

§ Что вы понимаете о звуке Ч?

БУКВА и ЗВУК Щ (1 ЧАС)

Урок 14

Цель: совершить наблюдение над изюминками произношения звука Щ; учить верно произносить Щ в слогах, словах, предложениях.

1. Черта звука Щ.

2. Восприятие на слух, чтение и повторение слогов разного звукового наполнения, насыщенных звуком Щ

3. Определение места звука Щ в словах.

4. Чтение слов разной слоговой структуры, в которых звук Щ стоит в различной позиции (в начале, середине, финише слова).

5. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звука Щ в словах.

6. Упражнения на словообразование (суффиксальный метод: глаз + ищи = глазищи).

7. Работа с однокоренными словами. Называние неспециализированной части слов.

8. Четкое произношение звука Щ в предложениях.

9. Составление словосочетаний из предложенных слов.

10. Образование несложной формы сравнительной степени имен прилагательных по речевому примеру: более толстый -— толще.

11. Работа над произношением звука Щ в текстах «По какой причине ящерица теряет собственный хвост», «Рыбьи доктора», «Приятели рыб».

Результат урока:

§ Что вы понимаете о звуке Щ?

§ Чему вы обучились на этом уроке?

БУКВА и ЗВУК Ц (1 ЧАС)

Урок 15

Цель: совершить наблюдение над изюминками произношения звука Ц; учить верно произносить слоги, предложения и слова со звуком Ц.

1. Дешёвая детям черта звука Ц.

2. Восприятие на слух, чтение и повторение слогов разного звукового наполнения со звуком Ц.

3. Называние предметных картин с последующим определением места звука Ц в словах.

4. Чтение слов разной слоговой структуры, в которых звук Ц стоит в начале, середине и финише слова (цена, лицо, огурец).

5. «Цепочки слов» — упражнение для четкости произношения звука Ц в словах. В базу объединения слов в цепочку из трех звеньев положен принцип слоговой структуры слов и поло
жения звука Ц в слове (в начале либо финише).

6. Упражнения на словообразование.

7. Составление словосочетаний из предложенных слов.

8. Работа с однокоренными словами. Называние неспециализированной части слов (цвет, цветник, цветы, зацветает, цветовод, цветочница).

9. Четкое произношение звука Ц в словосочетаниях.

10. Конкурс: «Кто стремительнее и вернее проговорит скороговорку?». Ответы на вопросы:

§ Какое насекомое именуют «цокотухой»?

§ Понимаете ли вы стих К. Чуковского «Муха-Цокотуха» ? Материал задания возможно увеличить за счет ясного чтения либо чтения по ролям этого стихотворения.

11. Орфоэпическое произношение предлогов со словами.

12. Работа над произношением звука Ц в предложениях.

13. «Кто где живет?» — упражнение на расширение словарного запаса, построение связного высказывания. Четкое произношение звука Ц в именах существительных, обозначающих
обитателей государств. (Кто живет во Франции? — Во Франции живут французы.)

14. Коммуникативные практикумы: «Разговор по телефону» — отработка верного и четкого произношения звука Ц на материале диалогов; «Доска объявлений» — отработка произносительных навыков на материале текстов объявлений.

15. объяснение значения и Чёткое произношение слова «аппликация». Исполнение аппликации по примеру. Развитие регулирующей функции речи. Оречевление этапов работы.

Исполнение аппликации целесообразно совершить на уроках ручного труда, в рамках домашнего задания либо во внеурочное время.

16. Работа над четким и верным произношением звука Ц на материале текстов «Цыпленок-циркач», «Мир цветов».

Результат урока:

§ Что вы понимаете о звуке Ц?

§ Чему вы обучились на этом уроке?

Разделение ЗВУКОВ Ш, Ж, С, 3 (3 ЧАСА)

Уроки 16-18

Цель: проверить знания детей об изюминках согласных звуков III, Ж, С, 3; уточнить методы различения этих согласных звуков; продемонстрировать их смыслоразличительную роль в слове.

1. Называние предметных картин. Определение первого звука в названных словах (шиповник, жук, сова, заяц). Звукобуквенный анализ этих слов.

2. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Ш и Ж. Черта звуков. Их сходство. Ответы на вопросы:

§ По какой причине звуки Ш и Ж именуются шипящими?

§ Какой звук произносится с участием голоса? (Ж)

§ Какой — без участия голоса? (Щ)

3. Различение на слух звуков Ш и Ж, произносимых преподавателем-логопедом в слогах.

4. Четкое произношение слогов со звуками Ш — Ж.

5. «Цепочки слов» —упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ш и Ж в словах.

6. чёткое произношение и Выбор слов: сперва — со звуком Ж; после этого — со звуком Ш.

7. Закрепление произношения звуков Ж и Ш в словосочетаниях.

8. Ясное чтение рассказа «Живой уголок». Текст заимствован из сборника «Исправление недочётов произношения, письма и чтения»/ Авт. Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Р.И. Шуйфер, Э.А. Евлахова (1960).

9. Называние предметных картин. Определение первого звука в словах (сова,заяц).

10. Проведение наблюдений за изюминками произношения согласных звуков С и 3. Их сходства: определения и характеристика различия в произношении. Ответ на вопрос: «По какой причине звуки С и 3 именуются свистящими?».

11. Различение звуков С и 3 на слух в слогах.

12. «Цепочки слов» — упражнение, направленное начеткость произношения слов со звуками 3 и С.

13. чёткое произношение и Выбор слов: сперва — со звуком 3; после этого — со звуком С.

14. Чтение слов. Контроль за чёткостью и правильностью произношения звуков С и 3. Определение значения слов: засов, созвездие, сверхзвуковой.

15. Образование слов префиксальным методом, при помощи приставки за-.

16. Работа с однокоренными словами. Четкое и верное произношение неспециализированной части однокоренных слов.

17. Закрепление произношения звуков С и 3 на материале словосочетаний.

18. Чтение текста «символы и Знаки около нас». Соотнесение его заглавия с содержательной частью. Определение значения слов: символ, знак, светофор, настроение; определение места звуков С и 3 в этих словах; составление их звуковых схем. Определение значения разных знаков-знаков, видящихся в повседневной судьбе.

19. Исполнение мимической гимнастики.

20. Закрепление произношения звуков С и 3 в диалогах. Чтение диалога по ролям.

21. Называние картин: звуки Ш и С в начале слова.

22. Наблюдение за изюминками произношения данных звуков. Дешёвая детям их черта. Сравнение звуков: различие, сходство. Ответ на вопрос: «По какой причине звуки С и Ш относятся к глухим?».

23. Разделение звуков Ш и С в слогах.

24. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ш и С в слогах.

25. Четкое произношение звуков С и Ш в словах: независимое называние картин, изображающих деятельность людей разных профессий.

26. Чтение слов. Звуко-буквенный анализ слов: торопиться, сшить, насмешить. Определение значения слов: душистый, послушный, шест. Подбор к данным словам слов, родных по значению (пахучий, покорный, палка). Ответы на вопросы:

§ По какой причине слово Саша написано с громадной буквы?

§ Саша — это имя девочки либо мальчика?

§ Как звучит полное имя девочки (мальчика)?

27. Выбор слов со звуком Ш, после этого — со звуком С. Ответ на вопрос: «На какие конкретно две группы возможно поделить сказанные вами слова? ».

28. Работа с однокоренными словами. Называние неспециализированной части однокоренных слов.

29. Закрепление верного произношения звуков С и Ш и навыков их дифференциации на материале словосочетаний.

30. Работа над четкостью произношения. Игра-конкурс: «Кто стремительнее и вернее повторит скороговорку?»

31. Четкое произношение слов жуки заяц. Определение первых звуков в этих словах.

32. Сравнение звуков Ж и 3 по артикуляции, термической окраске воздушной струи, создаваемому звуковому эффекту. Ответ на вопрос: «По какой причине звуки 3 и Ж именуются звонкими?».

33. Разделение звуков 3 и Ж в слогах.

34. Четкое произношение цепочек слов. Цепочки складываются из 4 слов (два — со звуком 3 и два — со звуком Ж), каковые подобраны по принципу подобия слоговой наличия и структуры звуков 3 и Ж.

35. Называние слов (работа с картинным материалом): сперва — со звуком 3, после этого — со звуком Ж.

36. Чтение слов, содержащих оба закрепляемых звука.

37. Образование слов префиксальным методом при помощи приставки за-.

38. Работа с однокоренными словами. Четкое произношение неспециализированной части однокоренных слов.

39. Закрепление четкого и верного произношения звуков 3 и Ж на материале словосочетаний.

40. Работа над смысловым ударением (вопрос — ответ).

41. Чтение слов со звуками 3 и Ж.

42. Орфоэпическое чтение слов с предлогами.

43. Закрепление верного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале математической терминологии и имен числительных.

44. Ясное чтение стихотворения. Разыгрывание стихотворения по ролям.

45. Определение места звуков С, 3, Ш, Ж в словах.

46. Отработка верного произношения звуков С, 3, Ш, Ж на материале словосочетаний.

47. «Цепочки слов» — упражнение для отработки четкости произношения звуков. Называние безударного слога в словах.

48. Работа над темпом речи.

49. Закрепление произношения звуков 3, С, Ж, Ш на материале предложений.

50. 50. Ясное чтение стихотворений С. Есенина, Г. Юдина.

51. Работа с текстом «Шалашник» по В. Алексееву. Объяснение значения слова шалаш. Ответ на вопрос: «Кто таковой шалашник?».

52. коммуникативные практикумы и Учебные диалоги: «Разговор по телефону» — отработка верного и четкого произношения звуков 3, Ж, Ш, С.

Результат уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки С, 3, Ш, Ж?

Разделение ЗВУКОВ Щ, Ч, ТЬ (2 ЧАСА)

Уроки 19-20

Цель: проверить знания детей об изюминках согласных звуков Щ, Ч, ТЬ; уточнить методы различения этих согласных звуков; продемонстрировать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картин (щука, черепаха, тигр). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Черта звуков Щ, Ч, ТЬ.

3. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ч и ТЬ. Сравнение звуков по создаваемому звуковому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки Ч и ТЬ?».

4. Различение на слух звуков Ч и ТЬ в слогах.

5. Четкое произношение слов со звуками Ч и ТЬ. Наблюдение за смыслоразличительной их функцией. Сравнение слов типа сечь — сеть, запечь — запеть.

6. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Ч и ТЬ в словах.

7. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ и Ч. Сравнение звуков по создаваемому звуковому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки ЩиЧ?».

8. Различение звуков на слух в слогах. Повторение слогов.

9. Четкое произношение слов со звуками ЩиЧ. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Сравнение слов типа тёплый — горящий.

10. Образование имен существительных суффиксальным методом при помощи суффиксов -чик, -щик (буфет + чик = буфетчик; комплект + щик = наборщик).

11. Отработка произношения звуков Щ и Ч на материале словосочетаний.

12. Ясное чтение стихотворения о звуках Щ и Ч. чёткое произношение и Определение слов с этими звуками.

13. Работа над темпом речи.

14. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Информация об авторе.

15. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ и ТЬ. Сравнение звуков по создаваемому звуковому эффекту. Ответ на вопрос: «Чем похожи и чем различаются звуки Щи ТЬ?».

16. Различение звуков на слух в слогах. Повторение слогов.

17. Четкое произношение слов со звуками Щ и ТЬ. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Сравнение слов типа щетка — тетка.

18. Ясное чтение стихотворения С. Маршака.

19. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку четкости произношения слов со звуками Ч, Щ, ТЬ.

20. Отработка произношения звуков Ч, Щ, ТЬ на материале словосочетаний.

21. Составление словосочетаний.

22. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку четкости произношения слов со звуками Ч, Щ, ТЬ. В отличие от задания 19, цель упражнения — отработка объема чёткости и расширение перцепции переключения артикуляционных перемещений. Произносится одно слово, наращивается еще одно, и потом произносятся первое, третье и второе слово подряд (челка; челка — телка; челка — телка — щетка). Критерием отбора слов для данного упражнения были два условия: наличие в каждом из слов одного из отрабатываемых звуков (Ч, Щ, ТЬ) и однообразная слоговая структура.

23. Чтение слов с отрабатываемыми звуками. Выбор слов: сначала — со звуком Ч, позже — со звуком Щ, а после этого — с ТЬ. Увеличить материал данного задания возможно, предложив обучающимся ответить на вопрос: «На какие конкретно три группы возможно поделить прочтённые слова? ».

24. Закрепление произношения звуков Ч, Щ, ТЬ на материале стихотворений.

25. Ясное чтение рассказов «Рыбы зимний период», «Нужное знакомство», «Пищухин вальс», «Петин отец».

Результат уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, ТЬ?

Разделение ЗВУКОВ Ц, Щ, Ч (2 ЧАСА)

Уроки 21-22

Цель: проверить знания детей об изюминках согласных звуков Ц, Щ, Ч; уточнить методы различения этих согласных звуков; продемонстрировать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картин (цапля, щука, черепаха). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Проведение наблюдений над звучанием согласных звуков Ц, Щ, Ч. Дешёвая детям черта звуков. Их сходство.

3. Ответ на вопрос: «Чем различаются и чем похожи звуки Ц и Щ?».

4. Профилактика дисграфических неточностей оптического характера: сравнение заглавных и строчных печатных и прописных букв Ц и Щ.

5. Разделение звуков Щ и Ц на слух в словах. Выяснение значения слов голенище, кормилица, сокровище. Чтение слов. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Щ и Ц на материале слов щель — цель.

6. места звуков и Определение наличия Щ и Ц в предложенных словах. Увеличить материал заданий возможно, предложив обучающимся составить звуковую схему данных слов.

7. Отработка четкого произношения звуков Щ и Ц в словосочетаниях.

8. Разделение звуков Щ и Ч в слогах.

9. Чтение слов содержащих в один момент:

§ звуки Ч и Щ (дощечки, щучка);

§ звуки Ч и Ц (циркач, горчица).

Звуко-буквенный анализ слов: часовщик, чаща, щечки; цепочка, черемуха, цветочница.

Словарная работа: объяснение значения слов щупальца, щелчок, часовщик, чепец, черепица, чертежница. Составление с данными словами предложений.

10. Работа над четкостью произношения звуков Ч и Ц на материале словосочетаний.

11. Чтение тайных, конкурс: «Кто стремительнее отгадает все загадки?».

12. Работа над темпом речи на материале стихотворения М. Яснова.

13. Работа с текстами «Птенцы чайки», «Необыкновенные часы». Исполнение послетекстовых упражнений.

14. Сравнение слов типа плач — плащ — плац. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков Ч, Щ, Ц.

15. Отгадывание тайных.

16-18. Отработка навыков верного и четкого произношения звуков Ч, Щ, Ц на материале предложений, текстов и стихотворений.

Результат уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки Ч, Щ, Ц?

Разделение ЗВУКОВ Щ, Ч, СЬ, С, Ц (3 ЧАСА)

Уроки 23-25

Цель: проверить знания детей об изюминках согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц; уточнить методы различения этих согласных звуков; продемонстрировать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картин (щука, черепаха, синица, сова, цапля). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в этих словах.

2. Дешёвая детям черта звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц.

3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц: сходство и различие.

4. Различение на повторение и слух слогов со звуками Щ, Ч, СЬ, С,Ц.

5. Четкое произношение слогов с отрабатываемыми звуками.

6. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц в словах.

7. Закрепление звуков на материале стихотворения М. Бородицкой «Котенок».

8. Упражнение «Из одного слова — два», направленное на отработку навыков звуко-синтеза и буквенного анализа. Дети просматривают слово, устанавливают последовательность звуков в слове и составляют из названных звуков новое слово. Упражнение сопровождается речевым примером (весна — навес). Обсуждение ответа на вопрос: «Каждые ли звуки составляют слово? ».

9. Четкое произношение слов, начинающихся со звуков Щ, Ч,СЬ,С,Ц.

10. Заучивание наизусть и воспроизведение стихотворения С. Маршака. Контроль за произношением звуков СЬ, С, Ч. Ответ на вопрос: «Какое наименование возможно дать этому стихотворению? ».

11. Упражнение «Из двух слов — одно». Инструкция сопровождается речевым примером.

12. Работа с предметными картинами. произношение и Отбор слов со звуками Щ, Ч, СЬ, С, Ц.

13. Работа с текстом «Ты — человек». Разъяснение понятий: существо; органы эмоций; запах; осязание. Называние органов эмоций с опорой на картины-знаки.

14. Закрепление произношения звуков Ч, СЬ, С на материале рассказа Е. Пермяка «Про язык и нос». Чтение текста по ролям.

15. Отработка произношения звуков Щ, Ч, СЬ, С, Ц при чтении стихотворения Д. Каминского «Объявление».

16. ; 20. Работа над текстом с «окнами» (засунуть пропущенные буквы Щ, Ц, С, Ч). Нужен контроль со стороны преподавателя-логопеда за адекватностью выполнения и правильностью произношения подстановки букв.

17. Игра «Предугадай слово» — отгадывание тайных.

18. Заучивание стихотворения Н. Заболоцкого.

19. Работа с текстом: чтение текста, определение его темы и основной мысли, обсуждение вероятных вариантов заглавия текста. («Салют».)

21. Работа с текстами:

§ «О словарях». Послетекстовая работа может включать ответы на следующие вопросы: «А у тебя имеется словарь?»; «Для чего необходимы словари?»; «Что необходимо знать, дабы пользоваться словарем? ».

§ «О скрипках». Целесообразно совершить словарную работу, для разъяснения значения слов скрипка, оркестр, смычок.

§ «Сушеница». Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слов: сушеница, средство. Ответ на вопрос: «По какой причине слова Сибирь, Кавказ, Российская Федерация пишутся с громадной буквы?».

§ «Шелкопряд». Обсуждение вопросов: «По какой причине шелкопряда назвали шелкопряд?»; «Из каких слов образовано слово шелкопряд!».

Результат уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки ГЦ, Ч, СЬ, С, Ц?

Разделение ЗВУКОВ Р, РЬ, Л, ЛЬ (3 ЧАСА)

Уроки 26-28

Цель: проверить знания детей об изюминках согласных звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ; уточнить методы различения этих согласных звуков; продемонстрировать смыслоразличительную роль согласных в слове.

1. Называние картин {рысь, рябина, лошадь, лягушка). Звуко-буквенный анализ этих слов. Определение первого звука в данных словах.

2. Дешёвая детям черта звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ.

3. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков Р и Л: сходство и различие.

4. Различение на повторение и слух слогов со звуками Р и Л.

5. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков Р и Л в словах. Сопоставление пар слов типа игра — игла; город — голод; по звучанию, значению и написанию. Произнесение звуков, которыми различаются сравниваемые слова.

6. Различение на повторение и слух слогов со звуками РЬ и ЛЬ.

7. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков РЬ и ЛЬ: сходство и различие.

8. Работа над четким и верным произношением звуков РЬ и ЛЬ в слогах.

9. Наблюдение над смыслоразличительной ролью звуков РЬ и ЛЬ в словах. Сравнение слов по звучанию, значению и написанию попарно (рис — лис; варить — валить). Определение звуков, которыми различаются сопоставляемые слова.

10. Упражнение «Замени звук — поменяешь слово». Инструкция сопровождается речевым примером.

11. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков РЬ и Р: сходство и различие.

12. Работа над четким и верным произношением звуков РЬ и Р в читаемых слогах.

13. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков РЬ и Р в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию, звуковой схеме и значению попарно (горка — горько). Определение
звуков, которыми различаются эти слова.

14. Рассматривание картинок, четкое произношение имен собственных. Ответ на вопрос: «По какой причине слова: Рома, Рита, Марина, Римма, Юра — написаны с громадной буквы? Какие конкретно еще
слова пишутся с громадной буквы?». Определение значения слова имя. Обсуждение обстановок применения полного либо сокращенного имени.

15. Работа над темпом речи.

16. 16.Четкое произношение скороговорки М. Ульяницкой.

17. Работа над темпом речи.

18. Проведение наблюдений за звучанием согласных звуков ЛЬ и Л: сходство и различие.

19. Работа над четким и верным произношением звуков ЛЬ и Л в читаемых слогах.

20. Рассматривание картинок, чтение имен собственных. Ответы на вопросы: «По какой причине слова: Алла, Аля, Оля, Юля, Лиля, Лола, Лена — пишутся с большой буквы?*; «В то время, когда употребляется полное, а в то время, когда — сокращенное имя?».

21. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков ЛЬ и Л в словах. Сравнение слов по звучанию, написанию, звуковой схеме и значению попарно (лук — люк; полка — полька). Определение звуков, которыми различаются сопоставленные слова.

22. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на:

§ отработку четкого и верного произношения звуков Л и ЛЬ в словах;

§ развитие навыков контроля за темпом речи.

23. Различение на слух звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ, произносимых преподавателем-логопедом в слогах.

24. Работа над текстом с «окнами» (засунуть пропущенные буквы: Р либо Л). Контроль за адекватностью выполнения и правильностью произношения подстановки букв.

25. Отработка навыков контроля над темпом речи.

26. Игры со словами.

27. «Цепочки слов» — упражнение, направленное на отработку четкого и верного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в словах и расширение перцептивного диапазона.

28. Ясное чтение стихотворения.

29. Упражнения «Из одного слова — два» и «Из двух слов — одно», направленные на отработку звуко-синтеза и буквенного анализа.

30. Отгадывание тайных.

31. Информация о сказке «Приключения Буратино, либо Тайна золотого ключика». Формирование мотивации к чтению.

32. Работа над темпом речи.

33. Чтение маленького текста о кошках.

34. Упражнение «Подбери рифму».

35. Работа над текстом.

36. Отгадывание тайных.

37. Работа с пословицами. Объяснение их смысла.

38. Заучивание стихотворения.

39. Смыслоразличительная роль ударения: сравнение слов типа зала — зола.

40. Закрепление произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ в словосочетаниях.

41. Знакомство детей с лекарственными растениями. Четкое произношение их названий.

42. Работа с текстами:

§ «Бобер». Послетекстовая работа может включать исполнение заданий типа: «Составьте рассказы-описания Бобер, Жилище бобра».

§ «Сирень». Ответ на вопрос: «По какой причине слова: Эстония,Финляндия, Норвегия, Российская Федерация пишутся с громадной буквы? ».

§ «Колибри». Объяснение значения слов клюв, грамм, вес.

§ Рассказ без заглавия. Задание — озаглавить текст.

§ «Занимательное растение — рис». Составление рассказа-рассуждения «Применение риса».

§ «Розовый пеликан». Орфографическое и орфоэпическое произношение слов пеликан, берега.

Результат уроков:

§ Чем похожи и чем различаются звуки Р — РЬ, Л — ЛЬ?

Логопед. Постановка звука Ш. Как научить ребёнка произносить звук Ш.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: