В отрочестве общение с родителями, преподавателями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием появляющегося эмоции взрослости. Советские психологи за Л.С. Выготским единодушно вычисляют наиболее значимым психотерапевтическим новообразованием подросткового возраста своеобразное чувство взрослости, толкающее его на утверждение собственной самостоятельности. Эта взрослость для ребёнка первоначально вырисовывается в отрицательном замысле как требования свободы от ограничений и зависимости, характерных положению ребенка. Из этого бурная и иногда драматическая «переоценка сокровищ» и, в первую очередь перестройка взаимоотношений с родителями.
Дети начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее делаемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать собственные права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на настоящие либо кажущиеся ущемления собственных прав, пробуют сократить претензии взрослых по отношению к себе.
Не обращая внимания на внимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, ребёнок испытывает потребность в помощи. Очень удобной есть обстановка, в то время, когда взрослый выступает в качестве приятеля. В этом случае взрослый может существенно уменьшить ребёнку поиск его места в совокупности новых, складывающихся сотрудничеств, лучше познать себя. Совместная деятельность, неспециализированное времяпровождение оказывают помощь ребёнку по-новому определить сотрудничающих с ним взрослых. В следствии создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие ребёнка в жизни.
В связи с легкой ранимостью ребёнка для взрослого крайне важно отыскать поддерживания и формы налаживания этих контактов. Ребёнок испытывает потребность поделиться собственными переживаниями, поведать о событиях собственной жизни, но самому ему тяжело начать столь близкое общение.
Громадное значение в это время имеют единые требования к ребёнку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем пытается к принятию на себя обязанностей. В случае, если ребёнок почувствует, что от него многого ожидают, он может пробовать уклониться от исполнения обязанностей под прикрытием самоё «доброго» взрослого. Исходя из этого для освоения новой подростковой совокупности взаимоотношений ответственна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, в большинстве случаев, отвергается.
В случаях, в то время, когда взрослые относятся к детям как к мелким детям, они высказывают протесты в разных формах, проявляют неподчинение с целью поменять сложившиеся ранее отношения. И взрослые понемногу под действием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам сотрудничества с ними. Данный процесс далеко не всегда проходит безболезненно, поскольку на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них воздействует множество факторов. Среди них нужно выделить экономический фактор (ребёнок материально зависит от своих родителей) и социальный (ребёнок сохраняет социальное положение ученика). В следствии между детьми и взрослыми смогут появляться конфликты.
Общение ребёнка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. в течении маленького промежутка времени оно может изменяться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций ребёнка. К примеру, реакция эмансипации, проявляющаяся в рвении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость ребёнка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых обычно ведут к «уходам» из обстановки. Поведение ребёнка кроме этого в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от ребёнка, которые связаны с непосильными для него нагрузками, либо при уменьшении внимания со стороны родных может направляться реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он различными методами пробует вернуть внимание, перевести его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем первым делом обращается внимание на внешнюю сторону. При несамостоятельности и недостаточной критичности в суждениях таковой пример для подражания может оказать негативное влияние на поведение ребёнка. Относительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, в то время, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного примера. Обычно это не редкость кто-либо из своих родителей, причинивших довольно много обид и горя ребёнку.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области ребёнок пытается компенсировать удачами в второй. Причем относительно довольно часто видятся формы гиперкомпенсации, в то время, когда для самореализации выбирается область деятельности, воображающая громаднейшие трудности.
Недочёт внимания, руководства и заботы, формализм взрослых болезненно воспринимаются ребёнком. Он чувствует себя лишним, потому что есть источником обременяющих хлопот. Ребёнок в аналогичных случаях в большинстве случаев начинает жить собственной тайной судьбой.
контроль и Чрезмерная опека, нужный, согласно точки зрения своих родителей, кроме этого часто приносят негативные последствия: ребёнок выясняется лишенным возможности быть независимым, обучиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется рвение к самостоятельности. Взрослые же часто реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией собственного чада от сверстников. В следствии противостояние родителей и подростка только возрастает.
Чрезмерное покровительство, рвение высвободить ребёнка от неприятных обязанностей и трудностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к общему вниманию, непременно попадает в кризисную обстановку. Неадекватно жажда внимания и высокий уровень притязаний не сочетаются с малым опытом преодоления непростых обстановок.
Вместе с тем многие дети стремятся избегать распрей, пробуя скрыть недозволенные поступки. Рвение к явным конфликтам с родителями проявляется относительно редко. Скорее употребляются внешние формы отстаивания собственной независимости, такие, к примеру как наглость в общении. Ребёнка может завлекать ореол наглости как знак его личной свободы. Но ребёнок в конечном итоге сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.