Особенности охраны произведений, созданных в период существования ссср.

Во время существования СССР законодательная регламентация взаимоотношений в сфере использования и создания произведений и объектов смежных прав, без сомнений, отличалась большим своеобразием.

Представляется целесообразным ограничиться рассмотрением в первую очередь положений Гражданского кодекса РСФСР 1964 г., предусматривавшего достаточно подробное правовое регулирование вопросов авторских прав и имеющего на данный момент громаднейшее значение при рассмотрении неприятностей определения правообладателей на произведения, созданные во время до 1992 г.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. как разные правовые категории рассматривались права автора (ст. 479) и авторские права юрлиц (ст. 484).

В соответствии с ст. 479 ГК РСФСР 1964 г. за автором признавалось право на опубликование, воспроизведение, иное использование и распространение собственного произведения всеми разрешёнными законом методами, право на неприкосновенность произведения и на получение вознаграждения за его применение вторыми лицами.

В соответствии со ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. за юрлицами авторское право признавалось в пределах и случаях, установленных законодательством.

Так, в соответствии с абзацу первому ст. 486 ГК РСФСР 1964 г. у фирм, осуществивших съемку фильма, появлялось авторское право на таковой фильм: Авторское право на фильм либо телевизионный фильм в собственности предприятию, осуществившему его съемку.

Наряду с этим в абзаце третьем той же статьи 486 ГК РСФСР 1964 г. намерено оговаривалось, что авторские права на произведения, вошедшие в фильм, остаются за авторами таких произведений: Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, живописцу-авторам и постановщику вторых произведений, вошедших составной частью в фильм либо в телевизионный фильм, в собственности авторское право каждому на собственный произведение.

Так, киностудии в качестве обладателей прав на фильм в целом имели возможность осуществлять применение конкретно самого фильма, а авторы владели правами применения собственных произведений раздельно от созданного фильма по собственному собственному усмотрению.

Применение произведений авторов в соответствии с ст. 488 ГК РСФСР 1964 г. допускалось, как и на данный момент, не в противном случае как на основании контракта с автором либо его правопреемниками, не считая случаев, указанных в законе.

Помимо этого, в соответствии со ст. 480 ГК РСФСР 1964 г. авторам гарантировалась неприкосновенность их произведений, при применении которых воспрещалось без согласия автора вносить в них какие конкретно бы то ни было трансформации.

В соответствии с вышеупомянутой ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. юридические лица имели возможность владеть или появившимися конкретно у них авторскими правами, в то время, когда происхождение таких прав предусматривалось законодательством, или покупать права согласно соглашению.

Но при приобретении прав согласно соглашению действовала твёрдая регламентация, установленная законодательством. Так, применению подлежали типовые авторские соглашения (ст. 506 ГК РСФСР 1964 г.), созданные для всех главных сфер применения произведений, причем намерено предусматривалось, что условия заключенного с автором контракта, ухудшающие его положение если сравнивать с положением, установленным в законе либо в типовом контракте, недействительны и заменяются условиями, установленными законом либо типовым соглашением.

Какой-либо передачи необыкновенных прав законодательство в разглядываемый период не допускало, кроме того, создатель по большому счету не мог быть ограничен в будущем распоряжении собственными правами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 509 ГК РСФСР 1964 г., в соответствии с которой типовыми соглашениями имел возможность предусматриваться не более чем трехлетний срок со дня одобрения произведения организацией, за который создатель не должен был передавать произведение для применения третьим лицам.

Не предусматривалось кроме этого перехода к юридическим лицам каких-либо необыкновенных прав на произведения, создаваемые их работниками в порядке исполнения служебного задания (служебные произведения), так как в соответствии со ст. 483 ГК РСФСР 1964 г. авторское право на произведения, создаваемые в порядке исполнения служебного задания, признавалось принадлежащим автору для того чтобы произведения, а порядок применения организацией для того чтобы произведения должен был устанавливаться законодательством Альянса ССР и распоряжениями Совета Министров РСФСР.

Это классический для советского законодательства подход, поменянный лишь в 1993 г. с принятием Закона РФ Об авторском и смежных праве (в отношении снова создаваемых произведений).

Единственной допускаемой законодательством обстановкой, в которой авторское право могло быть абсолютно отчуждено от автора, являлся выкуп авторского права страной по особенному в каждом отдельном случае распоряжению Совета Министров РСФСР (ст. 501 ГК РСФСР 1964 г.).

В соответствии с ст. 498 ГК РСФСР 1964 г. первоначально появляющиеся у юрлиц — организаций авторские права, ограниченные по собственному содержанию, действовали бессрочно.

В 1993 г. при принятии Закона РФ Об авторском и смежных праве срок действия ранее появившихся авторских прав юрлиц был ограничен 50 годами, а в 2004 г. ограничение срока охраны было поменяно до 70 лет. Никаких расширений авторских прав юрлиц законодательство наряду с этим не предусматривало.

Этот подход был сохранен в абзаце втором статьи 6 закона О введении в воздействие части четвертой Гражданского кодекса РФ:

Авторское право юрлиц, появившееся до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 9 июля 1993 года N 5351-1 Об авторском и смежных праве , заканчивается по окончании семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было опубликовано, — со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии используются правила части четвертой Кодекса. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

Как представляется, данными положениями подтверждается только факт признания действия ранее появившихся авторских прав юрлиц, но не говорится о каком-либо их расширении за счет прав авторов произведений.

Не содержится кроме этого в приведенных положениях какого-либо приравнивания прав юрлиц и прав авторов. Буквальное толкование говорит о том, что речь заходит лишь о возможности применения по аналогии правил части четвертой ГК Российской Федерации и лишь для целей для того чтобы применения юридические лица считаются авторами произведений. При принятии закона , как известно, необходимость аналогичных формулировок разъяснялась только необходимостью борьбы с незаконным применением фильмов (подача исков, обращение в совершение и правоохранительные органы иных действий, нужных для защиты прав на фильмы), а вовсе не рвением распространить полномочия киностудий на применение любых вошедших в такие фильмы произведений. Так, в Пояснительной записке к проекту закона О введении в воздействие части четвертой Гражданского кодекса РФ, размещенной на сайте Госдумы, отмечается: Особая норма посвящена авторским правам юрлиц (первым делом на кинематографические произведения), появившимся до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ Об авторском и смежных праве . Эти права признаются и охраняться законом, а положения части четвертой Кодекса, а также касающиеся личных неимущественных прав, будут использоваться к ним по аналогии.

Из приведенных положений не нужно, что подлежат ущемлению либо непризнанию ранее существовавшие права авторов, охрана которых гарантируется а также конкретно самим Гражданским кодексом РФ.

Иное толкование приводило бы к абсурдным выводам. Так, в случае, если признавать, что за юрлицами согласится не только необыкновенное право на применение самого фильма, вместе с тем необыкновенное право на применение любых составляющих фильм элементов (произведений, их частей, персонажей и т.д.) полностью в соответствии со ст. 1270 ГК Российской Федерации, включая их переработку, то в следствии было нужно бы допустить, что на одинаковые объекты (тексты, музыку, изображения персонажей и т.д.) существует два свободных друг от друга независимых обладателя полных по собственному содержанию необыкновенных прав — киностудия и авторы.

Кроме того, получалось бы, что киностудия вправе не только применять составные части фильма, но и перерабатывать их, другими словами, к примеру, выпустить еще раз как правообладатель книгу, по которой был создан фильм, но уже без согласия автора, применяв для этих целей текст сценария, самостоятельно применять музыку из фильма и т.д.

Очевидно, такие последствия не могли входить в намерения законодателя при принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Авторские права на произведения, созданные авторами во время существования СССР, принадлежат им либо их наследникам и смогут переходить к иным лицам по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Глава 3. СМЕЖНЫЕ ПРАВА

§ 1. Объекты смежных прав. Неспециализированные сведения

С возникновением разных способов звуко- и записи, распространением телевизионного вещания и радиовещания появилась необходимость в принятии действенных мер для защиты заинтересованностей артистов, выполняющих музыкальные, литературные, драматические и иные произведения, опасавшихся, что развитие новых различных изготовления средств и способов записей их распространения приведет к большому понижению спроса на осуществление ими деятельности по живому публичному выполнению произведений, производителей фонограмм, потребовавших предоставления им возможности для пресечения любой не разрешённой ими деятельности по изготовлению копий их фонограмм и высказывавших беспокойство по поводу того, что развитие радиовещания приведет к сокращению спроса на фонограммы, записанные на разных видах материальных носителей. Наконец, вещательные организации полагали, что бесконтрольная ретрансляция их передач будет причинять им большие убытки.

Любая из этих групп заинтересованных лиц понемногу добилась закрепления в законодательствах последовательности государств особенных смежных прав, разрешающих в той либо другой степени осуществлять контроль применение соответственно выполнений — результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, передач и фонограмм вещательных организаций.

Помимо этого, при принятии четвертой части Кодекса к числу защищаемых отечественным законодательством объектов смежных прав в следствии заимствования зарубежного опыта были отнесены кроме этого базы данных независимо от того, воображают ли они собой результаты творческой деятельности по подбору и размещению материала, и произведения, опубликованные по окончании перехода их в публичное достояние.

Смежные права являются относительно новое явление для русского законодательства. Приведенные в ГК Российской Федерации положения, относящиеся к смежным правам, очень лаконичны и не всегда могут быть признаны в достаточной степени проработанными. К сожалению, многие относящиеся к смежным правам вопросы не нашли еще однозначного ответа кроме того на интернациональном уровне.

Все это значительно затрудняет практическую реализацию смежных прав, их защиту и охрану.

Содержание смежных прав в отношении каждого из объектов раскрывается соответствующими статьями Кодекса, каковые закрепляют за правообладателями на любой из объектов смежных прав особенные необыкновенные права, а также в ряде случаев содержат положения о наличии у правообладателей прав на получение вознаграждения за отдельные виды применения, личных неимущественных прав исполнителей и т.д.

направляться подчернуть, что для каждого из пяти видов объектов смежных прав Кодекс предусматривает очень значительные изюминки правового регулирования.

Конкретно этим событием допустимо растолковать классическое применение выражения авторское право в единственном числе, а выражения смежные права — во множественном.

Статья 1304 ГК Российской Федерации содержит перечисление пяти видов объектов смежных прав, содержание прав в отношении каждого из которых раскрывается в отдельных параграфах главы 71 Кодекса:

1) дирижёров артистов-и исполнения исполнителей, постановки режиссеров — постановщиков пьес (выполнения), в случае, если эти выполнения выражаются в форме, допускающей их распространение и воспроизведение посредством технических средств;

2) фонограммы, т.е. каждые только звуковые записи выполнений либо иных звуков или их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного либо кабельного вещания, а также передач, созданных самой организацией эфирного либо кабельного вещания или по ее заказу за счет ее средств второй организацией;

4) базы данных в части их охраны от повторного использования и несанкционированного извлечения составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, искусства и литературы, опубликованные по окончании их перехода в публичное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

————————————¬

¦ Объекты смежных прав ¦

LT———————————-

¦ ——————————¬

+—¦ Выполнения ¦

¦ L——————————

¦ ——————————¬

+—¦ Фонограммы ¦

¦ L——————————

¦ ——————————¬

+—¦Сообщения передач организаций¦

¦ ¦эфирного либо кабельного ¦

¦ ¦вещания ¦

¦ L——————————

¦ ——————————¬

+—¦Базы данных (в части защиты ¦

¦ ¦их содержания) ¦

¦ L——————————

¦ ——————————¬

L—¦Права публикаторов ¦

L——————————

В отношении последовательности указанных объектов п. 1 ст. 1304 ГК Российской Федерации содержит формулировки, направленные на конкретизацию случаев предоставления охраны.

Так, понятие выполнение включает в себя как выполнения, являющиеся результатами творческой деятельности дирижёров-и артистов исполнителей, так и постановки режиссеров-постановщиков пьес. направляться подчернуть, что в отличие от постановок, создаваемых режиссерами-постановщиками пьес, результаты творческой деятельности режиссеров-постановщиков аудиовизуальных произведений будут охраняться авторским правом, а сам режиссер-постановщик аудиовизуального произведения будет признаваться одним из авторов для того чтобы произведения (п. 2 ст. 1263 Кодекса).

Наряду с этим направляться учитывать, что охрана выполнениям предоставляется лишь в том случае, если соответствующие выполнения выражаются в форме, допускающей их распространение и воспроизведение посредством технических средств, т.е. имеется возможность осуществить запись выполнения, разрешающую в будущем осуществлять указанные действия.

Понятие фонограммы конкретизируется указанием на то, что к данному виду объектов смежных прав относятся лишь только звуковые записи выполнений либо иных звуков. Звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение, в качестве фонограммы уже не рассматривается, не смотря на то, что для включения раздельно созданной звуковой записи (фонограммы) в аудиовизуальное произведение традиционно испрашивается согласие правообладателя. Упоминание об отображениях звуков есть данью традиции, заложенной рядом новых интернациональных контрактов, создатели которых стремились так отразить случаи цифровой записи, в которых звуки отображаются с применением разного рода цифровых разработок.

В качестве сообщений передач вещательных организаций охране подлежат как передачи, созданные самой вещательной организацией, так и передачи, созданные по заказу таковой вещательной организации и за счет ее средств второй организацией, не обязательно вещательной.

Определение термина база данных содержится в абзаце втором п. 2 ст. 1260 Кодекса, в котором под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность независимых материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных ответов и иных аналогичных материалов), систематизированных так, дабы эти материалы могли быть отысканы и обработаны посредством электронной счётной автомобили (ЭВМ). В том случае, в то время, когда база данных является результатом творческой деятельности по подбору и размещению материала, она охраняется авторским правом в качестве составного произведения (ст. 1260 Кодекса).

Но кроме того в том случае, если база данных не имеет возможности рассматриваться в качестве объекта авторских прав, она может приобретать охрану в качестве особенного объекта смежных прав, что вернее было бы, по-видимому, именовать нетворческой базой данных. Соответствующая охрана предоставляется в ограниченном количестве при наличии дополнительных условий, каковые подробнее рассматриваются в комментарии к ст. ст. 1333 — 1336 Кодекса.

Наконец, права публикаторов, охрана которых есть одним из новшеств, предусмотренных частью четвертой Кодекса, рассматриваются потом в посвященном им разделе.

На интернациональном уровне минимальный уровень охраны смежных прав, предоставляемых исполнителям, вещательным организациям и изготовителям фонограмм, был установлен с принятием на Дипломатической конференции 26 октября 1961 г. Интернациональной конвенции об охране прав исполнителей, вещательных организаций и производителей фонограмм (Римской конвенции), которая на данный момент остается одним из основополагающих интернациональных соглашений, снабжающих охрану смежных прав на интернациональном уровне.

Российское законодательство не только абсолютно соответствует положениям Римской конвенции, но и в большой части превосходит их, снабжая для субъектов смежных прав значительно более большой уровень охраны, чем это требуется конвенционными положениями, не смотря на то, что нельзя не согласиться с тем, что сами положения Римской конвенции во многом устарели и снабжают лишь минимальный уровень охраны, ограничивая во многом права самая уязвимой категории субъектов смежных прав — исполнителей.

К настоящему времени РФ присоединилась к следующим интернациональным соглашениям в области смежных прав:

— Конвенции об охране заинтересованностей исполнителей, вещательных организаций и производителей фонограмм 1961 г. (Римская конвенция). Потому, что РФ участвует в Римской конвенции лишь с 26 мая 2003 г., охрана в соответствии с положениями данной Конвенции на русском территории предоставляется лишь записанным по окончании данной даты фонограммам и осуществленным по окончании данной даты передачам и исполнениям в эфир;

— Конвенции об охране заинтересованностей производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная конвенция). РФ участвует в ней с 13 марта 1995 г.;

— Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская конвенция). СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г., РФ остаётся участником данной Конвенции;

— Соглашению бывших советских республик о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.;

— Контракту ВОИС об фонограммах и исполнениях 1996 г. (ДИФ).

Ожидается кроме этого принятие последовательности новых соглашений ВОИС: о правах вещательных организаций; об аудиовизуальных выполнениях, в разработке которых представители РФ принимают активное участие.

Статьей 1305 ГК Российской Федерации предусматривается возможность применения особого символа правовой охраны смежных прав: исполнитель и Изготовитель фонограммы, и другой обладатель необыкновенного права на фонограмму либо выполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему необыкновенном праве применять символ охраны смежных прав, что помещается на каждом оригинале либо экземпляре фонограммы и (либо) на каждом содержащем ее футляре и складывается из трех элементов — латинской буквы P в окружности, имени либо наименования обладателя необыкновенного права, года первого опубликования фонограммы.

Не обращая внимания на наименование — символ правовой охраны смежных прав, конкретно в приведенной статье речь заходит о его применении лишь двумя категориями правообладателей — изготовителями и исполнителями фонограммы, и иными обладателями необыкновенных прав на фонограмму либо выполнение.

Условия и порядок применения символа охраны смежных прав во многом подобны положениям, установленным в отношении символа охраны авторских прав (ст. 1271 Кодекса).

Положения о возможности применения символа охраны смежных прав опираются на ст. 11 Римской конвенции, которая, со своей стороны, подобна положениям ст. III Глобальной конвенции об авторском праве, предусматривающей применение знака C в окружности в качестве части символа авторско-правовой охраны.

Статья 11 Римской конвенции решает вопросы об ограничении формальностей, устанавливаемых разными законодательствами в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм и (либо) исполнителей. Положениями данной статьи устанавливается, что в случае, если чтобы получить охрану в правовом поле страны требуется соблюдение определенных формальных процедур, то все они считаются выполненными, в случае, если на экземплярах фонограммы либо их упаковке размещается особое уведомление.

направляться подчернуть, что размещение для того чтобы уведомления есть не необходимым требованием к правообладателям, а лишь правом, предоставляемым правообладателям для облегчения процедуры получения ими охраны в тех странах, законодательство которых предусматривает формальности в качестве условия ее предоставления. В отличие от положений Бернской конвенции, запрещающих установление формальностей в качестве условия охраны произведений, Римская конвенция в отношении фонограмм и исполнений отправилась по пути ограничения и упрощения формальностей, каковые может потребовать каждое государство-участник.

Для защиты и признания смежных прав на территории РФ наличие либо отсутствие символа охраны смежных прав никакого значения не имеет — он может делать лишь информационную роль, показывая на то, что какое-либо лицо по каким-то основаниям вычисляет себя обладателем смежных прав. Какими конкретно правами располагает такое лицо и на каком основании они ему принадлежат, любой раз должно устанавливаться с применением конкретных доказательств — соглашений, разделительных и передаточных балансов, свидетельств о праве на наследство и т.д.

Содержание символа правовой охраны смежных прав выяснено как совокупность трех элементов:

1) латинской буквы P в окружности;

2) имени либо наименования обладателя необыкновенного права (исполнителя, изготовителя фонограммы либо любого иного лица, вычисляющего себя обладателем необыкновенного права на фонограмму либо выполнение);

3) года первого опубликования фонограммы.

Очевидно, есть вероятность а также необходимость во многих случаях включения в содержание символа охраны авторских прав другой информации, к примеру о том, обладателем смежных прав на какой конкретно объект (выполнение либо фонограмму) вычисляет себя лицо, решившее о простановке символа.

В ст. 1305 ГК Российской Федерации содержится кроме этого определение понятия экземпляр фонограммы, под которым понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная конкретно либо косвенно с фонограммы и включающая все звуки либо часть звуков или их отображения, зафиксированные в данной фонограмме. Наряду с этим под отображениями звуков понимается их представление в цифровой форме.

В большинстве случаев, яркое воспроизведение фонограммы имеет место в тех случаях, в то время, когда копия фонограммы изготавливается конкретно с применением имеющегося экземпляра фонограммы. В отличие от этого косвенное воспроизведение будет иметь место, к примеру, при записи на магнитофон звуков фонограммы, передаваемой по радио. В целом Кодекс не делает каких-либо различий для случаев яркого либо косвенного воспроизведения фонограммы.

В ст. 1306 ГК Российской Федерации закрепляется неспециализированный принцип определения случаев, в которых может осуществляться свободное применение объектов смежных прав, т.е. их применение без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Такое применение допускается:

— во-первых, в случаях, в то время, когда соответствующие ограничения установлены в отношении авторских прав;

— во-вторых, в случаях, в то время, когда соответствующие ограничения смежных прав намерено установлены Кодексом для какого-либо объекта смежных прав.

Передача необыкновенных прав на объекты смежных прав и применение объектов смежных прав смогут осуществляться с применением тех же договорных конструкций, каковые предусмотрены неспециализированными положениями части четвертой ГК Российской Федерации.

Так, согласно соглашению об отчуждении необыкновенного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК Российской Федерации) одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного либо кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы либо искусства или другой правообладатель — передает либо обязуется передать собственный необыкновенное право на соответствующий объект смежных прав полностью второй стороне — приобретателю необыкновенного права.

Соглашение об отчуждении необыкновенного права на объект смежных прав предусматривает его передачу правоприобретателю полностью, т.е. в отношении всех вероятных видов применения, на целый срок охраны, на территорию всей земли и т.д.

При заключении соглашения об отчуждении необыкновенного права на объект смежных прав должны соблюдаться неспециализированные положения, предусмотренные ст. 1234 Кодекса.

По лицензионному соглашению о предоставлении права применения объекта смежных прав (ст. 1308 ГК Российской Федерации) одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного либо кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы либо искусства или другой правообладатель (лицензиар) — предоставляет либо обязуется дать второй стороне (лицензиату) право применения соответствующего объекта смежных прав в установленных соглашением пределах.

Формулировка данной статьи абсолютно повторяет содержание неспециализированного определения лицензионного контракта, установленного абзацем первым п. 1 ст. 1235 Кодекса.

В отношении лицензионных соглашений о предоставлении прав применения объектов смежных прав в устанавливаемых такими соглашениями пределах подлежат применению положения ст. ст. 1235 — 1238 Кодекса.

§ 2. Права на выполнение

Исполнителем согласится физическое лицо, в следствии творческого труда которого появляется выполнение, т.е. особенный объект смежных прав: исполнителем (автором выполнения) согласится гражданин, творческим трудом которого создано выполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор либо второе лицо, которое играет роль, просматривает, читает, поет, играется на музыкальном инструменте либо иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства либо народного творчества, а также эстрадного, циркового либо кукольного номера), и режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного либо иного театрально-зрелищного представления) и дирижер (ст. 1313 ГК Российской Федерации).

Так, объектом смежных прав исполнителей — выполнениями смогут признаваться как выполнения, являющиеся результатами творческой деятельности дирижёров-и артистов исполнителей, так и постановки режиссеров-постановщиков пьес.

Деятельность исполнителя есть творческой, во многом подобной деятельности автора, в связи с чем в разглядываемой статье в качестве синонима термина исполнитель приводится таковой термин, как создатель выполнения.

направляться обратить внимание на то, что слово выполнение в ГК Российской Федерации может употребляться в разных значениях в зависимости от того, рассматривается ли оно как объект смежных прав либо как особенное воздействие по применению произведения либо объекта смежных прав (публичное выполнение). Этот вопрос подробнее рассматривался в разделе, посвященном методам применения произведений.

При определении случаев, в которых у исполнителя появляются смежные права в отношении его выполнения, направляться учитывать два достаточно значительных ограничения:

1) охрана выполнениям в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1304 Кодекса предоставляется лишь в том случае, если соответствующие выполнения выражаются в форме, допускающей их распространение и воспроизведение посредством технических средств;

2) в соответствии с ст. 1313 Кодекс при определении круга лиц, включаемых в понятие исполнители, традиционно придерживается подхода, в соответствии с которым исполнителями будут считаться лишь физические лица, каковые выполняют какие-либо произведения, а также произведения народного творчества, и такие произведения искусства, как эстрадный, цирковой либо кукольный номер. Одновременно с этим лица, каковые не выполняют какое-либо произведение (к примеру, спортсмены, участники массовых сцен и др.), не смогут претендовать на получение охраны в качестве исполнителей.

В силу прямого указания Кодекса к числу исполнителей отнесены кроме этого режиссёры и дирижёры-постановщики пьес, в отличие, как уже отмечалось ранее, от режиссеров-постановщиков аудиовизуальных произведений, каковые будут считаться одними из авторов аудиовизуального произведения.

На протяжении законотворческой работы последних лет много раз появлялся вопрос о дополнении определения термина исполнитель указанием на то, что исполнителями должны признаваться кроме этого лица, выполняющие произведения народного творчества (выражения фольклора) — былины, сказки, песни, другие произведения и танцы народного творчества, каковые не имеют конкретного автора. Такие произведения не являются объектами авторского права в связи с отсутствием конкретного автора, но их выполнения должны пользоваться охраной. Соответствующие правила предусмотрены в ряде интернациональных соглашений, к примеру в ст. 2 Соглашения ВОИС по фонограммам и исполнениям.

Так, в п. а ст. 2 ДИФ исполнители определяются как актеры, певцы, музыканты, другие лица и танцоры, каковые играют роль, поют, просматривают, читают, играются на музыкальном инструменте, интерпретируют либо иным образом выполняют литературные либо художественные произведения или выражения фольклора.

При принятии части четвертой Кодекса данное положение было учтено.

Статья 8 Римской конвенции предоставляет каждому стране-участнику возможность независимого определения изюминок тех способов, благодаря которым будут осуществляться предусмотренные Римской конвенцией права исполнителей при участия в одном и том же выполнении нескольких исполнителей, а также в случаях выполнения произведений оркестрами, хорами, ансамблями, группами и иными многочисленными коллективами исполнителей.

В ст. 1314 ГК Российской Федерации была предпринята попытка установить в отношении выполнений, создаваемых совместным творческим трудом нескольких исполнителей, режим, характерный для случаев соавторства, имевшего место при создании произведений (ст. 1258 Кодекса).

В случае, если совместное выполнение образует неразрывное целое, т.е. при, подобном нераздельному соавторству, ни один из соисполнителей не вправе без оснований запрещать применение для того чтобы созданного совместным творческим трудом выполнения.

Одновременно с этим в случае, если из совместного выполнения возможно выделен элемент, имеющий независимое значение, то, как и при делимого соавторства, создавший таковой элемент выполнения исполнитель вправе разрешать его применение по собственному усмотрению раздельно от выполнения в целом. Данное правило используется, в случае, если соглашением коллектива исполнителей не было установлено иное.

Наровне с неспециализированными для случаев соисполнения и соавторства положениями п. 2 ст. 1314 ГК Российской Федерации предусматривает кроме этого особенное правило о том, что смежные права на совместное выполнение осуществляются начальником коллектива исполнителей.

Данное положение призвано уменьшить случаи применения выполнений, создаваемых многочисленными коллективами исполнителей. Одновременно с этим остается последовательность неприятностей, которые связаны с сопряжением данной нормы с иными положениями гражданского права, а также по вопросам об оформлении полномочий включения коллектива и руководителя исполнителей отдельных исполнителей в таковой коллектив.

В случае, если начальник коллектива отсутствует и вопрос о порядке осуществления смежных прав на совместное выполнение не решен каким-либо иным образом в соглашении, арестанте между исполнителями, то предполагается, что осуществление таких прав должно осуществляться участниками коллектива исполнителей совместно. Наряду с этим подлежат применению вышеприведенные правила, подобные установленным для случаев соавторства.

По вопросам распределения доходов, приобретаемых от применения совместного выполнения, употребляется отсылка к неспециализированным положениям п. 3 ст. 1229 Кодекса, в соответствии с которой при, в то время, когда необыкновенное право на итог интеллектуальной деятельности в собственности нескольким лицам совместно, доходы от совместного применения для того чтобы результата интеллектуальной деятельности распределяются между всеми правообладателями поровну, в случае, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Предусматривается кроме этого возможность для каждого из исполнителей самостоятельно принимать меры для защиты от нарушения кем-либо прав на совместное выполнение.

Предусматриваемые ст. 1315 ГК Российской Федерации права исполнителя в большой части подобны правам авторов произведений.

В соответствии с разглядываемой статье исполнителю принадлежат:

Развитие атомной промышленности в СССР ..От 1945 до распада СССР


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: