Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

динамика и Характер развития современных эколого-кризисных взаимоотношений настоятельно диктуют необходимость предпринятия общих усилий всех стран для ответа экологических неприятностей, требующих как межрегионального, так и глобального охвата.
Поиск дорог народов усилий и объединения государств для успешного решения проблемы охраны экологии и рационального использования природных ресурсов обязан осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным интернационально-правовым принципом сотрудничества, что в интернациональном экологическом праве свидетельствует юридическую обязанность стран, независимо от их публичного и национального строя, сотрудничать между собой по вопросам поддержания мира и интернациональной (а также экологической) безопасности, и содействовать совершенствованию международного экологического правопорядка.
Принцип интернационального сотрудничества на данный момент есть одним из основополагающих в интернационально-правовом регулировании охраны экологии. На нем основываются фактически все действующие и разрабатываемые в данной области интернационально-правовые акты.
Так, в Стокгольмской декларации правил 1972 г., содержание принципа сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: интернациональные неприятности, которые связаны с улучшением и охраной экологии, направляться решать в духе сотрудничества всех государств, громадных и малых на базе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях либо второй соответствующей базе, очень принципиально важно для организации действенного контроля, предотвращения, устранения и уменьшения отрицательного действия на внешнюю среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех государствах, и это сотрудничество направляться организовывать так, дабы в должной мере учитывать суверенные интересы всех стран.
Интернациональное сотрудничество должно осуществляться на равноправной и взаимовыгодной базе, что применительно к проблемам экологии свидетельствует, например, активизацию торгового обмена экологически технологией и безвредной техникой, продажу лицензий и патентов, которые связаны с охраной экологии, учет опыта промышленно развитых государств, оказание помощи развивающимся странам в выборе форм и путей экономразвития, не вызывающих ухудшения качества экологии.
В зависимости от конкретных неприятностей природоохранное сотрудничество возможно отнесено к сфере политического, экономического, научного либо правового сотрудничества стран. Наряду с этим, в случае, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, в первую очередь, на создание благоприятных интернациональных условий, содействующих ответу задачи охраны экологии, то, к примеру, сотрудничество в правовой области ведет к принятию и разработке интернационально-норм и правовых принципов, определяющих статус и правовую природу экологии, цели осуществления природоохранной деятельности и интернационального сотрудничества в данной области, усиливающих интернациональный правопорядок, и прогрессивно развивающих и кодифицирующих интернациональное экологическое право.
В данной связи прогрессивным шагом есть список правил международного экологического права, приведенный К.А. Бекяшевым в книжке Интернациональное публичное право 2000 г., названных своеобразными9.
В указанный список вошли такие правила, как:

o Окружающая среда — неспециализированная забота человечества. Содержание этого принципа раскрывается через обязанность интернационального сообщества на всех уровнях совместно и в отдельности защищать внешнюю среду. В качестве примеров закрепления данного принципа в книжке приведены:

§ Интернациональная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., которая в Преамбуле показывает, что населения украины заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных достатков, каковые представляют собой стада китов;

§ Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами других материалов и отходов 1972 г., которая в Преамбуле признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления данной средой так, дабы не ухудшать ее ресурсы и качество;

§ Африканская конвенция по сохранению природных ресурсов и природы 1968 г., которая в Преамбуле выделяет, что земля, вода, фауна и флора являются крайне важными для человечества;

§ Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., которая в Преамбуле подтверждает;

Окружающая природная среда вне национальных границ есть неспециализированным достоянием человечества. Содержание данного принципа раскрывается через стоящую перед народами мира и всеми государствами задачу сохранения природных ресурсов, расположенных вне национальных границ. Этот принцип в форме общего наследия человечества закреплен в Соглашении по космосу 1967 г. (ст. IX), Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (часть XI), Соглашении о Луне 1979 г. (ст. 3).
Наряду с этим нужно не забывать, что ресурсы планеты, как таковые, сейчас не являются неспециализированным достоянием человечества. А по окончании принятия Африканской хартии 1981 г. в развивающихся государствах (и не только) утвердился тезис о праве народов вольно распоряжаться собственными ресурсами и естественными богатствами.
В экологической области таковой свободы быть не должно, потому, что она не разрешает производить соответствующий интернациональный механизм. Остается рассчитывать на то, что яркая опасность общей экологической трагедии заставит всю землю признать природные ресурсы неспециализированным достоянием человечества. Сама окружающая среда кроме этого должна быть признана неспециализированным достоянием человечества.
использования и Свобода исследования экологии и ее компонентов. Данный принцип начинается из Контракта об Антарктике 1959 г. и Договора по космосу 1967 г. Потом он был закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., во многих других интернациональных соглашений и соглашениях, отражая право любого субъекта международного права на осуществление правомерной мирной научной деятельности в окружающей среде.
Рациональное применение экологии. Более совершенно верно этот принцип следовало бы сформулировать как экологически обоснованное рациональное применение природных ресурсов, что раскрывается в Стокгольмской декларации 1972 г. следующим образом: управление и рациональное планирование возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Почвы в интересах нынешнего и будущего поколений; долговременное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической возможности; оценка вероятных последствий деятельности стран в пределах собственной территории, территорий юрисдикции либо контроля для совокупностей экологии за этими пределами; поддержание применяемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, т.е. на уровне, при котором вероятна максимально чистая продуктивность и не имеет возможности наблюдаться тенденция к ее понижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.
Содействие интернациональному сотрудничеству в использовании и исследовании экологии. Данный принцип в Стокгольмской декларации 1972 г. содержится в Принципе 24 и раскрывается следующим образом: Интернациональные неприятности, которые связаны с улучшением и охраной экологии, направляться решать в духе сотрудничества всех государств, громадных и малых, на базе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях либо на другой соответствующей базе, очень принципиально важно для организации действенного контроля, предотвращения, устранения и уменьшения отрицательного действия на внешнюю среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество направляться организовать так, дабы в должной мере учитывались суверенные интересы всех стран. Принципиально важно не противопоставлять глобальное интернациональное сотрудничество в данной области региональному, двустороннему сотрудничеству, и национальным мерам. Все это — системные отношения в рамках одной неспециализированной задачи — обеспечения экологической безопасности человечества в целом.
Из этого возрастает значение и появляется императивность интернационального сотрудничества в данной области. Тем самым конкретно тут с особенной силой проявляется императивность одного из десяти общепризнанных правил международного права — принципа обязанности стран сотрудничать между собой.
На данный момент указанный принцип закреплен, например, в Конвенции о защите морской прибрежных районов и среды юго-восточной части Тихого океана 1981 г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенции о защите, развитии и управлении морской и береговой среды региона Восточной Африки 1985 г., Конвенции об развитии и охране морской среды широкого Карибского региона 1983 г. и др.
Взаимозависимость охраны экологии, мира, развития, обеспечения прав фундаментальных свобод и человека. Еще на первой Конференции ООН по защите прав человека 1968 г. интернациональное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека. Позднее Главная Ассамблея в собственной резолюции 37/199 от 18 декабря 1982 г. кроме этого провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом Принципе Стокгольмской декларации 1972 г. провозглашается связь между окружающей средой и правами человека. Декларация Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде 1992 г. гласит: забота о человеке есть центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди есть в праве жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Принцип 25 провозглашает мир, развитие и охрану экологии взаимозависимыми и неразделимыми. Этот принцип закреплен кроме этого во Общей декларации прав человека 1948 г. (ст. 3) и Интернациональном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст.6).

o Предосторожный подход к окружающей среде. Для обоснования наличия данного принципа, в большинстве случаев, ссылаются на:

§ Декларацию РИО-92 (Принцип 15), которая гласит: В целях защиты экологии страны в зависимости от своих возможностей обширно используют принцип предосторожности. В тех случаях, в то время, когда существует угроза важного либо необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не употребляется в качестве предлога либо отсрочки принятия действенных с позиций затрат мер по предупреждению ухудшения состояния экологии;

§ Рамочную конвенцию ООН об трансформации климата 1992 г., ст. 3 которой закрепляет, что сторонам направляться принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения либо сведения к минимуму смягчения изменения и причин климата его отрицательных последствий;

§ Конвенцию по использованию и охране трансграничных водных международных озёр и путей 1992 г. (п. 5 ст. 2);

§ Конвенцию по охране морской среды Балтийского моря 1992 г. (п. 2 ст. 3);

§ Конвенцию по охране морской среды северно-восточной части Атлантического океана 1992 г. (п. 2 ст. 2).

Но в отечественной юридической литературе высказывается кроме этого мнение о том, что предосторожность — это средство, благодаря которому достигается воздействие принципа охраны экологии. Предосторожность не имеет возможности являться целью и аналога ей в интернациональном праве нет.
Право на развитие. Еще в 1962 г. Главная Ассамблея ООН на собственной XXVII сессии приняла известную резолюцию охрана природы и Экономическое развитие, в которой отмечается, что природоохрана обязана проводиться заблаговременно, либо по крайней мере, в один момент с развитием экономики на базе внутреннего законодательства стран мира и международного права.
Данную резолюцию принято ошибочно вычислять оказавшей решающее влияние на становление концепции устойчивого развития в контексте разногласия между рыночной экономикой и экологией, необходимости интернационально-согласованного ответа задач охраны экологии и развития экономики разных стран.
Во-первых, ее предмет ограничен природой, а не окружающей средой в целом.
Во-вторых, факт постановки международного права на второе место по окончании внутригосударственного не нужно расценивать как вопрос юридической техники. Он дает дополнительные основания многим приверженцам полного и необыкновенного суверенитета стран в пределах собственной территории и в данной проблематике исходит только из национальных заинтересованностей, вспоминая время от времени о интернациональном праве. Это особенно характерно для развивающихся стран, в которых преобладает чувство независимости и национальной гордости, сохранившееся со времен борьбы за освобождение от колониальной зависимости.
Что касается фактически международного права, то определяющим событием для становления указанного принципа явилась Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. Конкретно, под определяющим влиянием ответов данной Конференции в течение последующих двадцати лет сложилась настоящая совокупность универсальных и региональных интернациональных конвенций, соглашений, контрактов, протоколов и т.п., посвященных вопросам охраны окружающей природной среды, число которых сейчас превышает 1500, а двусторонних — 3000.
В ст.24 Африканской хартии прав народов и человека 1981 г. (получила юридическую силу в 1988 г.) в первый раз на региональном уровне было закреплено: Все народы есть в праве на неспециализированную удовлетворительную внешнюю среду, благоприятную для их развития. Выговор тут с очевидностью сделан на создание благоприятных условий конкретно для развития (первым делом промышленного). Иными словами, окружающая среда ставится на работу целям развития, и через эту призму предлагается доходить к задачам ее сохранения.
Если бы охрана экологии являлась императивным приоритетом, то ст.24 Хартии должна была выглядеть следующим образом: Все народы есть в праве на такое развитие, которое не формирует угрозы удовлетворительному состоянию экологии.
В этом смысле направляться критически оценивать высказывания некоторых авторов о том, что указанная норма Африканской хартии 1981 г. потом была воспринята и в других региональных соглашениях, к примеру, в Соглашении о сотрудничестве в области охраны и экологии окружающей природной среды между странами — участниками СНГ от 8 февраля 1992 года.
Такое утверждение нельзя признать корректным. В последнем документе согласится, к примеру, право каждого человека на благоприятную для жизни экологическую безопасность и природную среду (Преамбула). Примерами закрепления данного принципа в интернациональных актах являются Принцип и-92 (Декларация 3), Декларация ООН по праву развития 1986 г., программа действия и Венская декларация, принятые на Глобальной Конференции ООН по защите прав человека 1993 г.
Предотвращение вреда. Содержание этого принципа раскрывает ст. II Глобальной Хартии природы, принятой Главной Ассамблеей ООН в 1982 г. Деятельность, талантливая оказывать вредное действие на природу, обязана контролироваться, и направляться применять самая подходящую разработку, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. В частности, нужно воздерживаться от деятельности, талантливой нанести непоправимый ущерб природе. Деятельности, содержит повышенную опасность для природы, обязан предшествовать глубочайший анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее намного больше, чем ущерб, что возможно нанесен природе, а в случаях, в то время, когда вероятное пагубное действие таковой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься. Деятельности, талантливой нанести ущерб природе, обязана предшествовать оценка ее вероятных последствий, и изучения о действии проектов в целях развития на природу направляться проводить достаточно заблаговременно, и в случае, если принято решение о проведении таковой деятельности, она обязана осуществляться на плановой базе и вестись так, дабы до минимума сократить ее вероятные вредные последствия.
Ключевая роль в обеспечении разглядываемого принципа в собственности управлению экологическим риском, под которым понимается мера опасности, возможность нежелательного его последствия и события10. Нужно стремиться к большой безопасности, а безопасность, математически характеризуемая ценою риска, обязана входить как слагаемое в суммарный баланс разных факторов (экономический эффект, затраты, заработная плат и т.д.), и нужно искать оптимум соответствующей суммы.
Наряду с этим большая безопасность — не синоним очень редко достижимой безотносительной безопасности как требования о полном исключении опасности действия на окружающую среду и человека (нулевой риск). Исключения вероятны в тех случаях, в то время, когда удается в условиях должной работы безотходных разработок избежать экологического загрязнения.
Концепция большой экологической безопасности включает в себя университет приемлемого риска, но лишь при исполнении императивного требования о соблюдении (не превышении) для того чтобы предельно допустимого уровня риска, что возможно оправдан с позиций экономических и социальных факторов. Максимум тут направляться осознавать как в узком (допускающем определенный уровень загрязнения) смысле, так и в широком — как ориентация на безотносительное исключение опасности.
Предотвращение загрязнения экологии. Указанный принцип в юридической литературе, в большинстве случаев, сводят к обязанности стран предпринимать, лично либо коллективно, все меры, нужные для предотвращения, контроля и уменьшения за загрязнением любых компонентов экологии, например, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ.
Более верно было бы его именование принципом недопустимости радиоактивного заражения экологии, что распространяется как на мирную, так и на военную области применения радиоактивных веществ (ядерной энергии).
Угроза указанного заражения, в подавляющем большинстве, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодня в данной связи самый актуальна неприятность нераспространения (на практике — через запрет на вывоз — ввоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию стран без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на собственной территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и подобный подход к захоронениям ядерных отходов на собственной территории. При наличии же таких источников на их территории изначально направляться уделять приоритетное внимание соблюдению двух конвенций 1986 г.: Конвенции об своевременном оповещении о Конвенции и ядерной аварии о помощи при ядерной аварии, либо радиационной аварии, либо радиационной аварийной ситуации.
Ответственность стран. Этот принцип закреплен в Принципе 13 Декларации РИО-92, что обязывает страны сотрудничать в целях разработки дополнительных интернационально-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их контролем и юрисдикцией, районам находящимся за пределами их юрисдикции.
В юридической литературе разглядываемый принцип толкуется двояко. С одной стороны, указывается на политическую, материальную и гражданско-правовую ответственность стран. Наряду с этим отмечается, что страны несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде их физическими либо юрлицами либо лицами, действующими под их юрисдикцией либо контролем. Данный вид ответственности предусмотрен в ст. 3 Английского протокола 1992 г. к Конвенции о гражданской ответственности за загрязнение нефтью 1969 г., п. 7 ст. 2 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде страшными веществами 1993 г., п. 1 ст. IV Конвенции о интернациональной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., ст. 3 Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г., п.к ст. 1 Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963г. и др.
Иначе, интернационально-правовую ответственность за ущерб окружающей среде предлагается дробить на хорошую и негативную. самый общий, принципиальный подход в данном вопросе пребывает в том, что страны снабжают исполнение принятых ими интернациональных обязательств по защите экологии и недопущение загрязнения всеми органами, лицами и организациями, принимая в этих целях самые эффективные меры (хорошая ответственность — либо responsibility — англ.). В этих целях, первым делом, и принимаются документы экологического законодательства, каковые должны соответствовать интернационально-правовым и односторонним обязательствам данного страны в области защиты экологии.
Экологическое законодательство, например, должно предусматривать принятие уполномоченными национальными органами нужных мер контроля как по предотвращению загрязнения экологии, так и по ликвидации последствий причиненного загрязнения. Это может повлечь за собой не только ограничения для тех либо иных органов, организаций, учреждений, юридических и физических лиц по количеству либо времени совершения той либо другой деятельности, но и ограничения в самом праве на такую деятельность. Указанные ограничения довольно при, в то время, когда возможность наступления вредных последствий достаточно очевидна. Сложнее принять такое ответ, в то время, когда появляется необходимость совершенно верно вычислить эту возможность в отдаленном будущем.
Что же касается негативной ответственности (liability — англ.), то тут обязан использоваться принцип объективной (а в абсолютной ответственности и отдельных) случаях (независимо от вины).
В этом контексте очень возрастает значение конкретного содержания и разработанности актов экологического законодательства, устанавливающих предельно допустимые нормы выбросов, и строгие требования к захоронению вредных отходов;
Отказ от иммунитета от юрисдикции интернациональных либо зарубежных судебных органов. Отсутствие для того чтобы иммунитета, в большинстве случаев, связывают с рядом интернациональный конвенций в области охраны экологии, и, например, с этими интернациональными контрактами гражданско-правового содержания, как Парижская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1960 г. (п. е ст. 13), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. (п. 3 ст. X), Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. (п. 3 ст. X). Страны не смогут ссылаться на иммунитет в отношении судебного слушания деликтов, подпадающих под воздействие соответствующих норм международного экологического права.
Изюминками происходящего процесса становления международного (и внутригосударственного) экологического права направляться растолковывать тот факт, что отраслевые правила в данной области нельзя считать чем-то застывшим, совсем сформировавшимся. Процесс прогрессивного развития и кодификации правил международного экологического права длится. Не просто так исходя из этого экспертами Рабочей группы по экологической политике, управлению и праву Интернационального природных охраны ресурсов и союза природы (МСОП) и Интернационального совета по праву экологии был создан проект Интернационального пакта по развитию и окружающей среде, что содержит восемь, согласно их точке зрения, самые общепризнанных правил международного экологического права. Кроме уже рассмотренных правил экологически обоснованного рационального применения природных ресурсов, недопустимости радиоактивного заражения экологии, интернационально-правовой ответственности стран за ущерб, причиненный окружающей среде указанный документ содержит следующие пять правил:
Обеспечение конституционных экологических прав граждан. Этот принцип, непременно, не имеет возможности иметь прямого действия и мыслим лишь в рамках системной связи с соответствующими внутригосударственными нормами.
Главная трудность для понимания этого принципа содержится в том, что конституции многих стран не содержат норм (либо нормы), устанавливающих само право на благоприятную среду. Соответственно, вышеупомянутые экологические права граждан приходится выводить из вторых конституционных норм. Последние же существенно различаются по собственному конкретному содержанию от страны к стране. Исходя из этого разглядываемый принцип нельзя толковать иным образом в отношении конкретного страны, не считая как: что предусмотрено вашей конституционными законами и Конституцией в отношении экологических прав граждан, то и выполняйте. В случае, если учесть , что конституционные нормы (но, как и каждые другие нормы закона) для того и принимаются, дабы их выполняли, то неопределенность содержания данного принципа делается еще более очевидной.
В практическом отношении в этом случае очень принципиально важно выделение для того чтобы основополагающего направления интернационального сотрудничества в исполнении этого принципа, как совершенствование международного экономического финансового обеспечения и механизма природопользования деятельности по охране окружающей природной среды.
Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Этот принцип закреплен в Стокгольмской декларации правил 1972 г. (Принцип 21), повторен в Принципе 2 Декларации РИО-92 и взял широкое признание как необходимая норма международного права. Его содержание сводится к тому, что страны отвечают за обеспечение того, дабы деятельность в рамках их юрисдикции либо контроля не наносила ущерба окружающей среде вторых стран либо районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Но, реализация данного принципа на практике приводит к целому ряду неприятностей. В первую очередь, само понятие трансграничное загрязнение неоднозначно. В соответствии с самый распространенному подходу, под трансграничностью понимается перенос соответствующих поллютантов с территории страны, в пределах которого расположен источник загрязнения на территорию соседнего страны. Иными словами, вероятная конфликтность ограничивается двусторонними отношениями.
Этому упрощенному пониманию противостоит сложившаяся договорная практика, которая говорит о том, что указанному понятию договаривающиеся стороны, в большинстве случаев, придают более широкое значение: включают в него любую форму загрязнения, которая имеет негативные действия в тех пространственных сферах, каковые выяснены в Принципе 21 Стокгольмской декларации и в Принципе 2 Декларации РИО. Конкретно из для того чтобы более широкого понимания исходили участники Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на громадные расстояния 1979 г.
Защита экологических совокупностей Мирового океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. предусматривает, что стандарты и международные нормы по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая экономические территории, разрабатываются самими странами, а обеспечение таких стандартов и норм в экономической территории в основном, а в открытом море — абсолютно относится к юрисдикции страны флага.

o Созданный на основании Конвенции Интернациональный орган наделен в указанной области только правом принимать только соответствующие рекомендательные нормы, процедуры и правила, например, для:

§ предотвращения загрязнения морской среды от негативных последствий таких видов деятельности, как бурение, драгирование, углубление грунта, удаление отходов, эксплуатация и строительство установок, других устройств и трубопроводов, которые связаны с таковой деятельностью;

§ защиты сохранения природных ресурсов Интернационального района предотвращения ущерба и морского дна фауне и флоре морской среды (ст. 145).

Запрещение армейского либо любого иного враждебного применения средств действия на природную среду. Закреплен в Дополнительном протоколе 1 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949как следует., а также в Конвенции о запрещении армейского либо любого иного враждебного применения средств действия на природную среду 1977 г. В первом из названных документов (ст. 55) он звучит так: При ведении боевых действий проявляется забота о защите природной среды от широкого, долгосрочного и большой вред. Такая защита включает запрещение применения способов либо средств ведения войны, каковые имеют целью причинить либо, как возможно ожидать, причинят таковой ущерб природной среде и тем самым повредят здоровье либо выживанию населения;
Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип направляться скорее принимать в качестве цели, к которой пытается мировое сообщество, чем реально действующий. Завершая рассмотрение отраслевых правил международного экологического права, нужно выделить, что они общ и не смогут (в отличии от конкретных мер и норм по их реализации) различаться от страны к стране (либо группы стран), от региона к региону.

Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Развитие международного сотрудничества


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: